Иванушка-дурачок

Краткий пересказ повести «Детство» Горького по главам (краткое содержание)

Главная страницаПовесть «Детство» М. Горького

Алексей с матерью и бабушкой на пароходе. Художник П. Пинкисевич

Повесть «Детство» является частью знаменитой автобиографической трилогии Максима Горького. Повесть «Детство» состоит из 13 глав. В этой статье читайте краткий пересказ повести «Детство» Горького по главам: краткое содержание, изложение основных фактов и событий из каждой главы.

Глава I (Смерть отца и переезд)

Главный герой, мальчик Алексей Пешков, живет счастливо с родителями в Астрахани. Внезапно умирает отец мальчика (Максим Пешков). Накануне похорон мать мальчика (Варвара), рожает сына Никиту. Похоронив отца, Алексей с семьей плывет на пароходе в Нижний Новгород. В пути умирает младенец Никита. Его хоронят в Саратове, где пароход делает остановку.

Приехав в Нижний Новгород, мальчик поселяется в большой семье матери — семье Кашириных. Злая и вздорная семья Кашириных, их мрачный дом не нравятся мальчику. Дед Василий, глава семьи — богатый и уважаемый в городе человек. Он владеет мастерской по покраске тканей.

Глава II (Первое наказание)

Однажды за испорченную скатерть дед порет Алексея розгами до потери сознания. Мальчик болеет несколько дней и тяжело переносит эту травму. Отец и мать никогда не били Алексея и жили в любви. Поэтому мальчик с трудом привыкает к жизни у Кашириных, к вечным ссорам и грубости. После этого дед постоянно сечет Алексея розгами за разные провинности. Мать Алексея тоже страдает от жизни в родительском доме. Наконец она уезжает куда-то надолго. Воспитанием Алексея занимается бабушка.

Глава III (Смерть Цыганка)

Алексей дружит с Цыганком, который живет в семье Кашириных. Цыганок — молодой, веселый и добрый парень, подкидыш, которого воспитали старики Каширины. Цыганок любит воровать продукты на рынке. Бабушка не одобряет воровство Цыганка, но не может повлиять на него. У деда работает мастер Григорий. От него Алексей узнает страшную тайну дяди Якова: год назад тот насмерть забил свою жену. В начале зимы братья Каширины и Цыганок несут тяжелый крест на кладбище на могилу к жене дяди Якова. Крест падает на Цыганка и придавливает его насмерть. Дед и бабушка винят в этом злых дядьев Якова и Михайла. Глава IV (Пожар и смерть тетки Натальи)

Жизнь у Кашириных становится для Алексея все более невыносимой. Он мечтает сбежать из дома. Однажды у Кашириных случается пожар: горит мастерская. Бабушка ловко руководит тушением, и пожар быстро прекращается. В ту же ночь у тетки Натальи — жены дяди Михайла — начинаются роды. В родах она умирает.

Глава V (Разъезд семьи)

Наконец дед покупает себе новый дом. Семья разъезжается: в старом доме остается дядя Яков, а дядя Михаило уезжает жить за реку. В новом доме дед сдает комнаты квартирантам. Из-за этого в доме всегда шумно и суетно. Алексей страдает от этого. Иногда мать Алексея ненадолго приезжает домой, но вскоре снова уезжает куда-то. Дед начинает сам обучать Алексея грамоте. Мальчик учится хорошо, и дед меньше наказывает его розгами. Однажды в ссоре дед бьет бабушку в лицо кулаком. Мальчик все видит. Его ужасает эта очередная жестокость деда.

Глава VI (Война дяди Михайла с дедом)

Жизнь Алексея у деда снова превращается в кошмар. Почти каждое воскресенье к деду приходит дядя Михайло и устраивает погром. Дядя пытается попасть в дом, чтобы убить деда. Однажды в такой драке дядя Михайло ранит свою мать — бабушку Алексея. Маленький Алексей тяжело переносит все эти семейные конфликты, к которым привыкли остальные Каширины.

Елена Прекрасная

Елена Прекрасная — в древнегреческой мифологии дочь Леды и Зевса, овладевшего ею в обличие лебедя. Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Елену похитил герой Аттики Тесей, но её братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.
Елена похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.
Образ Елены Прекрасной часто встречается и в русских сказках.

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака — это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное — это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!». И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле — еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

КАЩЕЙ

     А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
     И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.

КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ

     А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
     Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.

Иванушка-дурачок

«Иванушка-дурачок» — это народная сказка с популярным сюжетом. Среди троих сыновей младший Иван не отличался умом: за что не возьмется, все испортит. Все его и попрекают за глупость, а братья еще и бьют. Но Иванушке удалось хитростью избавиться одновременно и от злого барина, и от братьев.

Сказка Иванушка-дурачок скачать:

Сказка Иванушка-дурачок читать

Жили-были старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

  • В одно время наварила старуха ржаных клецок и говорит дураку:
  • — На-ка, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.
  • Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидал свою тень сбоку и думает:

“Что это за человек со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?” И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.

— Эка ненасытная утроба! — сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком — разлетелись черепки в разные стороны.

  1. Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:
  2. — Ты, дурак, зачем?
  3. — Вам обед принес.

— Где же обед? Давай живее.

— Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

— Какой такой человек?

— Вот он! И теперь рядом стоит!

Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.

Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза повыдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.

— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?

— Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу собирать, глаза выдирать — во как умаялся!

— Постой, еще не так умаешься! — говорят братья, и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!

Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая: везет — не везет!

“А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол и сам добежит”.

Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.

“Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!” — подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:

— Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.

  • А сам все вперед да вперед подвигается.
  • Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.
  • “Эх, — думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!”

Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она не пьет.

“Знать, без соли не хочет!”- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.

— Что ж ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?

Хватил ее поленом, да прямо в голову — и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет — ложки так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: “Иванушка-дурак!”- бросил ложки и ну топтать да приговаривать:

— Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:

  1. — Все искупил, братики!
  2. — Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?
  3. — А стол бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся — так я их на дороге покинул.

— Ступай, дурак, поскорее! Забери все, что разбросал по дороге!

Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Иван-дурак

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.

Иван-дурак на печи

Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.

Иванушка-дурачок

Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Дурак или другой?

Это сейчас во время чтения русских сказок нам глаза режет слово «дурак». Ведь так мы называем людей глупых, недалеких, которые ничего не смыслят и не умеют. Однако в древности у этого слова были совсем другие значения. Например, «ду-рок» (двойной рок) – именно так называют бедного нищего, у которого в кармане припасен «туз», или которому представляется новая возможность.

С какой-то стороны именно таким и предстает перед нами в сказках Иван. Ведь он проявляет себя не благодаря труду, состоянию батюшки, а благодаря своим потенциальным внутренним возможностям, которые открывают для него невиданные перспективы.

Еще одно значение слова «дурак» — «обделенный». В данном варианте обидное прозвище указывает на имущественный статус человека. Так как Иван всегда был третьим сыном, то ему не доставалось ничего, кроме тумаков и осуждения своих братьев и их жен. Может быть, именно поэтому Иван валял дурака?

По другой версии дураком называли самого младшего члена семьи. Слово «дурак» значило «другой, следующий». В оскорбительном смысле это слово стали применять только в 17-м веке.

Развлекла детей экспериментом «молочный фокус». Они были в восторге

Гости, к экранам: советы экспертов, как провести свадьбу в интернете

В чем нужно мариновать баранину, чтобы она была сочной, нежной и без запаха

Ну а некоторые и вовсе считают, что слово «дурак» было своеобразным оберегом. К сильному и красивому человеку с приятным именем так и норовили пристать несчастья и беды, поэтому люди сознательно придумывали себе непривлекательные прозвища, которые должны были оттолкнуть злых духов.

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.

Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.

Если братья руководствуются разумом, то Иваном движет чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и так далее. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Сказки про Ивана-дурака: список

Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.

  1. «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
  2. «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня — серебряный, золотой и бриллиантовый — становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь — дурак?! Только когда нашли и привели его в стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
  3. «Дурак и береза». В этой сказке дурак — настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий — не выдержал, хватил по стволу топором, а там — клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам — счастье!

Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.

Это интересно: Как появился простой карандаш — изучаем развернуто

О Иванушке-дурачке

Страница 1 из 2

Был-жил старик, у него было три сына: двое умных, а третий Иванушка-дурачок. Умирая, отец приказал им три ночи сряду ходить по очереди на его могилу и ночевать там. Когда умер старик и его похоронили, большому брату не захотелось идти на отцовскую могилу. «Дай дураку пирог, — сказал он своей жене, — пусть пойдет за меня, ночует на могиле». Дурак взял пирог, положил на плечо дубину и пошел на отцовскую могилу. В самую полночь вдруг свалился с могилы камень, земля раскрылась, встал старик (он был колдун) и спросил: «Кто пришел ночевать?» — «Я, батюшка, твой сын дурак». — «Ну, дурак, коли ты пришел, подарю тебе за то подарок».

После того старик свистнул-гаркнул богатырским посвистом, молодецким покриком: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом, а из ноздрей пламя пышет; и как прибежал, то и стал перед стариком как вкопанный. «Вот тебе конь, — сказал отец, — владей по смерть свою»; потом показал ему весь прибор: копье, палицу боевую и меч-кладенец, и как скоро пропели петухи — свалился в могилу. Поутру пошел дурак домой. «Что тебе привиделось ночью?» — спрашивали его братья. «Ничего, — отвечал он, — я проспал до рассвета». На другую и на третью ночь опять ходил дурак на отцовскую могилу, и оба раза случилось то же.

В это время один царь велел отвесть лобное место и на том месте поставить двенадцать венцов и кликать клич: кто перескочит на коне все двенадцать венцов, тот получит в жены прекрасную царевну. Стали собираться короли и королевичи, цари и царевичи и сильные, могучие богатыри; поехали и братья Иванушки-дурачка. «Братцы, возьмите и меня с собою!» — сказал Иванушка-дурачок. «Куда тебя, дурака, нелегкая несет! — закричали братья. — Оставайся дома да лежи на печи». Только они уехали, дурак слез с печи и говорит своим невесткам: «Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду да грибов наберу». Невестки дали ему лукошко; дурак пошел в чистое поле, положил лукошко под кустик, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Прибежал конь и стал как вкопанный.

Дурак в одно ушко коню влез, напился там, наелся, хорошенько нарядился, а в другое вылез, и стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером написать. Сел на коня и поехал прямо к городу; нагнал своих братьев, поравнялся и начал их бить плетью, чтоб посторонились и дали ему дорогу. И как приехал к лобному месту, ударил коня по крутым бедрам. Его конь осержается, от земли отделяется, выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, и перепрыгнул шесть венцов. Тут закричали: «Держи, держи!» Но Иванушка поворотил назад, ускакал в чистое поле, влез своему коню в одно, ушко, разрядился, вылез в другое и стал по-прежнему дурак дураком. Взял свое лукошко, пошел по лесу, набрал мухоморов и всяких грибов, что никуды не годятся, и принес домой. Невестки рассердились. «Что ты, дурак! — говорили они. — Разве тебе одному есть эти грибы!» А дурак сказал: «Вот еще! Поди набери грибов, да и то не угодишь».

Воротились домой братья и стали рассказывать о молодце, что нагнал, их дорогою, да такой озорник — больно прибил за то, что они не посторонились. Дурак, сидя на печи, говорил: «Полно, не я ли вас бил, братцы?» — «Что ты врешь, дурак!» — закричали на него братья. В другой раз Иванушка-дурачок перепрыгнул на своем коне десять венцов, а в третий раз и все двенадцать венцов; царевна в ту ж минуту влепила ему в лоб алмазную звезду, а сама закричала: «Держи, лови, лови его!» Но дурак ускакал. Завязал себе голову тряпицею и засел на печи.

Предыдущая 1 Следующая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: