Краткое содержание
«Это ты, старший сын, пришел ночевать со мной?»«Нет, батюшка, это я – младший сын»
Тут отец свистнул и крикнул: «Сивка-бурка, вещий воронко!». Иван глядь, а к нему уже бежит конь, да красивый, огромный. Отец говорит: «Дарю тебе, Иван, коня. Будь предан ему, как мне был». С этими словами отец вернулся в могилу. Иван приласкал коня, да пустил его резвиться в поле, а сам под утро домой вернулся.
Братья знай его спрашивать, как спалось на кладбище. «Хорошо!» — отвечает им Иван. Так еще две ночи провел Иван на кладбище у отца, и каждый раз являлась ему там Сивка-бурка.
Прошло время. Живут себе братья, поживают, трудятся, а младший Иван все лежит на печи. Вдруг услышали братья царский указ, что ежели кто осмелится достать портрет царевны, что прикреплен высоко на тереме, тому и быть ее мужем. Решили братья посмотреть на смельчака, а Иван говорит: «Возьмите и меня с собою, посмотреть». Не хотели братья брать с собой Ивана-дурака, да пришлось. Дали ему хромую кобылу и отправились в дорогу. А Иван поехал в поле, да как свистнет и закричит: «Сивка-бурка, вещий воронко!». Прибежал к нему конь, залез Иван к нему в одно ухо – досыта наелся, залез в другое – обрядился царевичем. Сел на коня, да поскакал к царскому терему, а свою кобыленку там и бросил.
Народу у царских хором полно, тут и братья Ивана. Все, как один, увидели, как какой-то молодец на коне прыгнул высоко, да не достал лишь на три бревна до портрета. Кто он, откуда прибыл и куда ускакал – не ведомо.
Приехали братья домой и рассказывают женам об удальце, что лишь на три бревна не допрыгнул, а Иван с печи говорит: «Уж не я ль это был?». «Да куда тебе!» — отвечают братья.
Вскоре царь вновь объявил указ и вновь все повторилось, да на этот раз молодец лишь на два бревна не допрыгнул. А в третий раз он сорвал портрет царевны, да и был таков.
Вскоре царь устроил званый обед, пригласил туда весь народ, даже братья Ивана на него попали. А Иванушка-дурачок, спрятался за трубу на печи, да оттуда за всеми подсматривает. Царевна обходит всех гостей, угощает пивом, а сама смотрит, кто утрется ее рушником, знать тот ее жених. Уж обошла она всех гостей, а жених среди них не появился. На другой день царь вновь собрал всех и вновь царевна всех угощает пивом, а жениха нет как нет.
На третий день пира обошла царевна всех гостей с угощением и приметила Ивана. Братья ну усмехаться, что и дурачка не обойдет, ему пива нальет, а Иван вынул откуда-то рушник, да им утерся. Царевна взяла его за руку, подвела к отцу и сказала: «Вот мой жених, батюшка!».
Ивана отмыли, приодели, да и свадьбу сыграли. С тех пор стали его звать не Иваном-дураком, а Иваном царским зятем. Тут братья и поняли, зачем надо было ходить к отцу на могилу.
Краткое содержание
У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.
Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.
Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.
Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.
Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.
Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.
Краткое содержание
У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.
Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.
Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.
Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.
Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.
Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.
Особенности произведения
Какова главная мысль сказки «Сивка-бурка»? Краткое содержание, изложенное выше и анализ, представленный здесь, помогут выяснить основную идею произведения. «Сивка-бурка» начинается не традиционным для сказки зачином: «Жил-был старик». Визуально ее можно поделить на три части. В первой состоится знакомство читателя с крестьянской семьей, здесь же видно отношение детей к просьбе отца. Также описана встреча Ивана с Сивкой-буркой. «Пришел в поле» Иван, «сидит не спит», терпеливо дожидается вора. Конь просит отпустить его, но не дурак был Иван, как считали его братья, усмотрел, что конь перед ним необычный – «шерстинка серебряная, шерстинка золотая», «из ушей дым валит», «из ноздрей пламя» — взял он с коня обещание пшеницу не топтать и «великую службу» сослужить. Отпустил его добрый Иван, ведь конь «обещал» «не ходить в пшеницу». В этой же части видим, что Иван был сильным и ловким – «носил-носил» его конь по полю, но «не мог сбросить».
Вторая часть сказки начинается с царского указа. Здесь Иван выражает свое желание: «Хочу посмотреть на дочь царя». Чудесный конь обещал исполнить желание Ивана – слово сдержал. В этой части Иван открывается еще с одной стороны – он терпеливо сносит насмешки братьев. Они его считают глупцом, а он идет к своей цели – не хвастает, настойчиво ездит в царский двор, скромничает – поцеловал царевну, а самого «и след простыл». Но царская дочь ищет своего жениха. Об этом рассказывает третья часть сказка, в которой все заканчивается свадьбой.
В основе произведения лежит волшебство – «в правое ухо» влез, троекратное повторение – «три брата», «три ночи», «три раза». Сказка написана выразительным красочным языком. Эмоциональную окраску тексту придают двойные слова — «носил-носил», «видимо-невидимо», «скакал-скакал»; устойчивые выражения – «ни в сказке сказать»; эпитеты – «молодецким посвистом», «добрый молодец». Заканчивается сказка традиционной для этого жанра концовкой – «и я там был, мед-пиво пил». Итак, добрый, смелый, терпеливый главный герой достигает поставленной цели и получает за свое терпение хорошее вознаграждение. Насмешники и лентяи-братья остались ни с чем. Вывод: произведение учит уважать родителей, не лгать и верить в добро. Такие люди многого добьются в жизни, им помогает само мироздание, а злые остаются никому ненужными и одинокими.
вторник, 5 марта 2021 г.
«Про Иванушку дурачка»
Горький М., сказка «Про Иванушку дурачка»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Про Иванушку дурачка» и их характеристика
- Иванушка-дурачок. Добрый, простодушный, исполнительный, наивный.
- Медведь. Веселый, не злой.
- Медведица.
- Хозяин и его жена. Ротозеи.
- Дети хозяина. Разумные и осмотрительные.
План пересказа сказки «Про Иванушку дурачка»
- Странный Иванушка
- Наказ хозяина
- Иванушка глядит на детей
- Иванушка варит похлебку
- Иванушка снимает дверь
- Встреча с медведем
- У берлоги
- За малиной
- Помощь медведя
- Возвращение детей
- Медведь и дверь
Кратчайшее содержание сказки «Про Иванушку дурачка» для читательского дневника в 6 предложений
- Наказал мужик Иванушке глядеть за детьми, накормить их и за дверью приглядывать.
- Дети испугались Иванушки и от греха подальше в лес убежали.
- Иванушка понес дверь в лес и встретил медведя.
- Медведь познакомил Иванушку с медведицей и послал за малиной.
- Медведь помог Иванушке найти детей.
- Иванушка привел домой детей, а медведь принес ему дверь.
Главная мысль сказки «Про Иванушку дурачка»
Прежде чем что-то сделать, подумай, как сделать правильно.
Чему учит сказка «Про Иванушку дурачка»
Сказка учит быть добрым, веселым, хорошо относиться к другим людям и зверям. Учит думать головой, учит думать о последствиях своих действий. Учит помогать другим, учит быть отзывчивыми.
Отзыв на сказку «Про Иванушку дурачка»
Очень смешная сказка, в которой главный герой очень глуп, но при этом очень добр и старается выполнить все порученное ему. Но получается у него не очень. Однако мне все равно нравится Иванушка, потому что с ним от скуки не умрешь.
Пословицы к сказке «Про Иванушку дурачка»
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Как ты к людям, так и они к тебе Дураков не сеют, они сами родятся. Дурная голова ногам покоя не дает. Дурака пошлешь, за ним сам пойдешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Про Иванушку дурачка»
Был Иванушка-дурачок красивый, но глупый, все что ни сделает — выходит у него смешно. Вот нанялся он к мужику, а тот с женой в город поехали, да Иванушке наказали за детьми приглядывать, накормить их, да дверь стеречь, чтобы дети в лес не убежали. Иванушка разбудил детей и посадил перед собой, стал за детьми приглядывать. Дети есть захотели. Иванушка принес кадушку воды, высыпал туда полмешка муки, ведро картошки, размешал и стал думать, кого в кадку накрошить. Дети испугались, что Иванушка их покрошит и убежали в лес. Иванушка оставил кадушку варить похлебку, взвалил дверь на спину и пошел в лес за детьми. Навстречу ему медведь идет. Рассказал Иванушка, что случилось, медведь хохочет, съесть Иванушку грозит. А Иванушка ему детей съесть советует, чтобы в другой раз они родителей слушали. Развеселился медведь, привел Иванушку в берлогу, медведице показывает. Иванушка увидел медвежат, пересчитал и опечалился, у него двое было, а медвежат трое. Медведица тоже над Иванушкой смеется, просит медведя оставить Иванушку у них поработать. медведь согласился и посылает Иванушку в лес за малиной. Тот довольный, пошел в лес, набрал малины, сам наелся, приносит малину медвежатам, угощает и говорит, что тоже хотел бы медведем быть, чтобы у него дети появились. Медведи со смеху покатываются, решили Иванушке помочь. Пошел с ним медведь детей искать, нашли деток под кустом. Те есть хотят. Иванушка попросил медведя за дверью сходить, которую он у берлоги оставил, а сам детей в деревню повел. Привел Иванушка детей, а там уже хозяева вернулись, плачут. Ну Иванушка отдал детей, а дверь медведь принес. Все от медведя шарахаются, только петух задирается.
Источник
Анализ сказки Сивка-бурка 3, 4, 5 класс
Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.
Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.
Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».
Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.
Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.
Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.
Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.
Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.
На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.
Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.
>Также читают: Другие >Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка
Вера в чудо рождает чудеса
Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!
Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!
Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.
Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!
Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении?
Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Такой персонаж, как конь изображён очень интересно, необыкновенно.
О шерсти сказано, что она наполовину из серебра, наполовину из золота.
Во время бега под ним дрожит земля, а из ушей идёт дым.
Ещё и ноздри огнём дышат.
То есть Сивка-бурка значительно отличается от обычных, реальных лошадей.
Этот персонаж много раз выручал Ивана.
Например, однажды он превратил его в красивого молодца, чем очень помог.
Помимо такого превращения, в сказке присутствует чудо в виде необычных способностей Ивана – он мог прыгать очень-очень высоко.
Но это скорее заслуга его верного слуги.
Ещё волшебством является то, насколько быстро Сивка-бурка являлся перед Иваном.
Достаточно было произнести пару слов.
То есть, всё, что связано с конём можно назвать волшебными моментами этого произведения.
Работа Алексея Николаевича Толстого
Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.
Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).
Призыв царя
Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.
Работа Алексея Николаевича Толстого
Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.
Смотреть галерею
Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).
Что означает название
На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» — белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо — речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.
Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку?
Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
А отчего конь имеет три масти — сивую, бурую и каурую?
Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности — коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.
На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) — летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…
Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш»:
- идти, ехать иноходью;
- бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);
- скакать (ЭСТЯ1).
Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной.
Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой.
Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — „дикая“), встань передо мной покорно, как лист перед травой».
Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.
Что в имени твоем?
Слова «Сивка-бурка, вещая каурка», конечно же, помнит каждый. Но всем ли известно, что они означают? Со словом «вещая» все более-менее ясно – это способный предугадывать будущее, чудесный и обладающий тайными знаниями. Это сразу подтверждает сверхъестественное происхождение коня. Но отчего, как видно из краткого содержания «Сивки-бурки», указаны три окраса — сивый, бурый, каурый? Словно у главного героя был не один конь, а сразу три. «Сивка» — сивый, то есть седой, серый. «Бурка» — бурый конь, или серовато-коричневый. «Каурка» — каурый, или рыжеватый. Попробуем разобраться.
Три масти коня не случайны, ведь наши предки верили во взаимодействие и единство трех миров: небесного, материального и духовного. Каурая (красноватая) масть символизирует солнце, небесный, божественный мир. Бурый (коричневый) – это цвет земли, то есть земной мир. Сивый (седой, серебристый) окрас похож на лунный свет – это мир духов. Следовательно, такой окрас Сивки-бурки подразумевает, что этот конь представлял три мира, составляющих одно мироздание.
Дурак или умный? Почему в сказке выигрывает дурачок?
Мы привыкли называть сказочного героя дураком, но вот так ли это?
Иван (или Емеля) волшебных сказок может быть разного происхождения – и крестьянского, и царского. Но он всегда добр и обладает особой видением ситуации. Кажется, ну чего можно дождаться, лежа на печи? Ан нет – на печи и королевичем стать легко. Как известно, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. И вот мы уже понимаем, что в жизни – и не только сказочной – возможно все. Дурак проходит все испытания, потому что готов к изменениям, а его братья, которые сами умнее всех, знают, что нужно делать и не хотят слушать советов сказочных помощников, оказываются в проигрыше — жизнь их как была, так и остается серой. Иван-дурак — герой многих русских волшебных сказок, младший брат, три ночи спит на могиле отца и получает от него в подарок волшебного коня, совершает множество подвигов, входит в одно ухо Сивки, выходит в другое и делается красавцем-молодцем, поскольку по началу не блещет красотой — «по лицу слюни да сопли текут». Иван-дурак — одни из классических образцов «иронических удачников, третий младший сын, на которого никто не обращает внимания. Часто он именуется Запечником Но он умеет добиваться своего и слушать советов встречающихся ему на пути людей — он постоянно учится, в отличии от надменных и самоуверенных старших братьев и их жен, — и в результате получает и богатство, и царевну в жены. Как известно, если одна дверь закрылась – ищи вторую. Сказка мудро выбирает дурака главным героем, чтобы показать каждому из нас — подлинная и непривычная ценность может быть добыта в жизни только необычным путем и только тогда, когда привычные человеку орудия отказываются ему служить. Сказочные мотивы иногда — бессознательно — cтоль сильно влияют на жизнь человека, что он начинает «разыгрывать» эти мотивы в реальности. Ученые доказали, что сказочные ведьмы и чудовища — это наши собственные страхи и неудачи, а волшебные животные-помощники и феи — неведомые нам способности и возможности, которые могут проявляться в неожиданных и нестандартных ситуациях. А себя мы часто ассоциируем с главным героем – который и показывает нам выход из казалось бы тупиковой ситуации и напоминает о необходимости мыслить нестандартно и верить в чудо – как Иван-дурак. Иванов в сказках великое множество — Иван-царевич, Иван дурак, Иван Быкович, Иван, кухаркин сын, братец Иванушка, Ивашка Белая рубашка и еще много других Иванов… Иван – одно из самых распространенных русских имен, не даром русских кличут «иванами». Иван-Дурак — любимый герой нашего народа и собирательный его портрет.
(С) Мой автопский текст из книги: Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки»
Иллюстрации — из свободного доступа в интернете.
История создания и образ
Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.
Иван-дурак
Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.
Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.
Иван-дурак на печи
Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.
Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.
Иванушка-дурачок
Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).
Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.