Сивка-бурка русская народная сказка читать текст онлайн

Краткое содержание

Композиция сказки выстроена самым обычным образом: начало, основная часть и конец. Сюжет данной сказки начинается с описания семьи Ивана и с наказа отца, после смерти которого каждый из братьев должен был приходить к нему ночью на могилу и кормить его хлебом.

Еще в самом начале можно уловить главную мысль произведения: награда должна доставаться тому, кто ее заслужил.

Ведь Сивка-Бурка достался Ивану за то, что он единственный выполнил наказание своего отца, в то время как его старшие братья трусливо воздержались, ну или им просто было лень — не имеет значения.

Сивка-Бурка — это не простой конь, писатель наградил его волшебными свойствами, стоит лишь свистнуть, как он тут как тут. А если влезть в одно ухо, а в другое выбраться, то сразу превратишься в красивого молодца.

В это время красавица Царевна решает найти своего суженого и приказывает устроить соревнование. Молодым людям необходимо доскакать на коне до конца высокого терема и поцеловать Царевну в губы.

Один лишь Иван со своим волшебным конем был способен выполнить ее прихоть. Иван поцеловал Царевну и скрылся из виду, только его и видели, но Царевна не растерялась и поставила ему на лоб печать, по которой позже его и нашли.

Сюжет

У одного старика было три сына: два умных, а третий, самый младший, был дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришёл, но не выдержал караула и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до её терема и сорвать с её руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-Бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван всё лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с её руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до её терема. Отмыли Ивана, приодели и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Виктор Васнецов «Сивка бурка»

Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он — дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.

На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки — дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.

Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных

Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя

Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.

Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве

Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.

Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.

Что означает название

На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» — белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо — речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку?

Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А отчего конь имеет три масти — сивую, бурую и каурую?

Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности — коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) — летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш»:

  1. идти, ехать иноходью;
  2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);
  3. скакать (ЭСТЯ1).

Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной.

Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой.

Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — „дикая“), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

Описание

Сивка-бурка, вещая каурка — каноничный персонаж-помощник в русских народных волшебных сказках; родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным «уликам», найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.

Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади.

Встречается и такое описание Сивки-Бурки — «одна шерстинка серебряная, другая золотая».

Самые неожиданные персонажи

Загадки “сказочные герои русских народных сказок” — это как раз то, что действительно интересно разгадывать. А всё дело — непосредственно в подаче.

Она — большая-пребольшая.

Её все тянут-не достанут.

Вместе даже все старались,

Ничего не получалось (Репка).

Необычна героиня,

Превращенная она.

Болотная подружка,

Царевна… (Лягушка)

Её поймать — вот это чудо.

Она исполнит три желанья.

Всё что захочешь, то и будет.

Она уж сдержит обещание (Золотая Рыбка).

Колдовать она умеет,

В мире нет колдуньи злее.

Ногти длинные, как когти.

В общем, быть ей злобной тёткой (Ведьма).

Непростая курочка,

Несёт она яички.

Из золотишка чистого

На сказочных страничках (Курочка Ряба).

Он совсем уж маленький,

И совсем беcстрашный.

Кто же это, дети?

Это — … (Мальчик-с-пальчик)

Если скушаешь его,

Станешь вмиг моложе.

Потому что некрасивой

Принцессе быть негоже (Молодильное яблоко).

Курочек он предводитель,

Лис его подстерегает.

Не слушать хитрых обещаний

Кот и дрозд всё наставляют (Петушок-Золотой Гребешок).

Для Ивана-Дурака —

Настоящий он кудесник.

Ново платье, нова куртка.

Кто всё сделал (Сивка-Бурка)?

Не простое полотно,

А с вкусными блюдами.

Хорошо лишь попросить,

И твоими будут (Скатерть-Самобранка).

Она давала молоко,

Славная коровка.

Только стала уж стара,

Точит старик ножик (Хаврошечка).

Он имеет длинный клюв.

С лиской подружился вдруг.

Только это — только в сказке,

В жизни вряд ли так удастся (Журавль).

Это — множество драконов

Под Мостом Калиновым.

И вот так вот их назвали

Из-за чуда, видимо (Чудо-Юдо).

По лесу бежит весь день,

Искать зайчика не лень.

А Лиса ему — сестра,

Помогает иногда (Волчик-Братик).

У него большой есть сад.

Яблок в нём — ну только так.

Не простые, золотые

За заборами витыми (Иван Царевич).

Загадки про героев русских народных сказок помогут вмиг окунуться в чудесный мир невероятных персонажей. Обязательно уделите время интересному занятию!

Коротко и ясно

Краткое содержание «Сивки-бурки» для читательского дневника можно изложить в нескольких предложениях. Жил старик с тремя сыновьями: двое расторопные в деле, а третий только на печи лежит. Дал отец им наказ: изловить вора, который топчет пшеницу. Старшие братья ходили в поле две ночи подряд да засыпали и никого не видели. Младший же глаз не смыкал и поймал коня, приносящего счастье – Сивку-бурку. А когда пришла пора Ивану жениться, помог ему Сивка-бурка выполнить условия царя и взять в жены царскую дочь.

Народные сказки обязательны для прочтения в младших классах школы, где требуют и краткое содержание «Сивки-бурки» для читательского дневника. Сказка написана легким, красочным языком, и для младших школьников не составит труда прочесть произведение полностью. Помочь в этом могут и мультфильмы о Сивке-бурке, которые практически не отличаются от книжных вариантов.

В пересказе А. Н. Толстого

В этом варианте краткое содержание «Сивки-бурки» начинается рассказом автора о крестьянской семье. Было у старика три сына. Старшие — расторопные в деле, а младший больше на печи сидел да в лес по грибы-ягоды ходил. Пришло время отцу умирать, и дает он сыновьям наставление: приносить к нему на могилу хлеб три ночи подряд. Два старших брата то ли испугались, то ли неохота им было на могилу идти, но попросили они сходить туда младшего Ивана. Ходил он две ночи подряд на могилу. В полночь отец выходил из нее, ел хлеб досыта и ложился обратно. На третью ночь пришел Иван на могилу, земля расступилась, поднялся отец и сказал младшему сыну, что один он не побоялся и отцовский наказ исполнил. «Выйди в поле, — продолжал старик, — крикни громко: «Сивка-бурка, вещая каурка». Прибежит к тебе конь, залезь к нему в одно ухо, а вылезь в другое. И станешь добрым молодцем». Поблагодарил Иван отца, взял коня под узду и отправился домой.

Лексико-фразеологический анализ русской народной сказки «Сивка-бурка»

Сивка-бурка

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

I. Вопросы на общее понимание текста:

а) О ком идет речь в отрывке? (Об Иванушке)

б) Как вы догадались? ( Так как отрывок начинается с образа Иванушки)

в) А о ком ещё? (О Сивке-Бурке)

II. Толкование неизвестных слов:

а) обнаружение неизвестных слов: чистое поле; раздолье; лукошко; гаркнул; «стань передо мной, как лист перед травой»; Сивка-бурка, вещий каурка; « как вкопанный».

б) словотолкование:

чистое поле – поле, в котором нет построек и деревьев (демонстрация картинки)

раздолье – простор, широкое пространство (замена слова синонимом)

лукошко – ручная корзина из лыка или прутьев (демонстрация картинки)

гаркнул – закричал (замена слова синонимом)

Сивка-бурка, вещий каурка – это волшебный конь очень сложной масти (породы), который даёт советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его вид и одежду (этимологический словарь)

в) сравнения:

«стань передо мной, как лист перед травой» — мгновенно, чуть ли не «по стойке смирно»

« как вкопанный» — неподвижно, замерев на месте

IV. Тематическая группировка:

Выпишите слова на тему «Какие явления наблюдал Иванушка, когда произносил «волшебные слова»?» (Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет, встаёт перед ним как вкопанный).

Обратите внимание, что именно этими словами автор показывает, как Сивка-бурка спешит на помощь своему хозяину. V

Обратите внимание, что автор употребил именно слово «гаркнул» богатырским покриком, а не крикнул богатырским покриком, как вы думаете почему?

V

Обратите внимание, что автор употребил именно слово «гаркнул» богатырским покриком, а не крикнул богатырским покриком, как вы думаете почему?. (так как крикнуть можно и от беспомощности, а богатыри сильные, смелые, такой же и Иван)

(так как крикнуть можно и от беспомощности, а богатыри сильные, смелые, такой же и Иван)

VI. Подведение итогов урока:

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова : «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

  • Понравился ли вам отрывок? (Да)
  • Что нового вы узнали? («лукошко», «раздолье» и т.д.)
  • С какими устойчивыми выражениями познакомились? ( «чистое поле»; «стань передо мной, как лист перед травой; « как вкопанный»; «бежит, земля дрожит»; «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

VII. Домашнее задание:

Составьте 4-5 предложений с использованием новых слов и фразеологизмов.

Следующая загадка

В: «О чем то скрипит половица, и спица опять не спится, присев на кровати, подушке уже навострили ушки…И сразу меняются лица, меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.»

Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.

Загадка: Вор пшеницу воровал,а Иван его поймал. Вор волшебный оказался и Иван на нем остался.

Сказки сказывали – говорили потому что, не умели читать и писать и передавали из уст в уста. Я буду в роли скательницы.

Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.

В:«А еще в русских сказкахприсутствует число три: три брата, три царских задания. И в сказке которую я вам сегодня прочитаю, много событий повторяются трижды. Будьте внимательны.

Чтение сказки.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. (Дети садятся.)

«Что случается в сказке трижды?»

В: А вот вам и новые примеры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским покриком «гаркнул». Теперь послушайте,как похожи и одновременно непохожи слова: прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул, вспрыгнул, выпрыгнул.

В: А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку.

Проведем небольшой блиц — турнир.

СИВКА-БУРКА

(В обработке М. Булатова)

1.1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика?

2.2. Как Иван смог приручить коня?

1. Не дал ему себя сбросить

2. Дунул ему в уши

3. Достал волшебную уздечку

3.3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и …

2. Вплетет ей в косу ленту

3. Снимет с ее пальца золотой перстень

4.4. Как Иван с помощью Сивки-Бурки смог стать настоящим красавцем?

1. Конь дунул на чан с молоком, в котором Иван окунулся

2. Влез ему в правое ухо, вылез в левое

3. Конь лягнул Ивана задними ногами

5.5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка-Бурка с Иваном в первый раз?

6.6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана?

1. Ни одного человека

3. Двести человек

7.7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке?

1. Вымазал перстень черной краской

2. Обмотал руку тряпкой

3. Сжал его в кулаке

В: Сивка бурка пробежал и перемешал буквы. Сложите слово «сказка».

В: Почему сказки называются волшебными.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Образовательные области: Коммуникация, чтение худ. литературы ТЕМА: «Путешествие в страну сказок» ЦЕЛИ: 1. Вспомнить названия сказок, героев сказок 2. Развивать логическое мышление,память, воображение.

Златогривые кони Мы с ребятами недавно читали сказку «Сивка Бурка» и решили сделать златогривого коня такого, какой был у Иванушки. Ну раз решили — значит.

Сайт развития ребенка Умные дети

На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, и нтересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети .

  • Загадка про спортивный зал для квеста

      

  • Загадка с гео столбами genshin impact

      

  • Два черных ворона взмывают над тобой 4 глаза и нет шанса убежать остаться загадка

      

  • Почему львы едят сырое мясо ответ на загадку

      

  • Загадка про трех мушкетеров

Найти ответы будет не всегда легко

В озере, на самом дне.

Хоть осенью, а хоть весной

В главе русалок… (Водяной)

Наступило потепление,

Вышло солнышко весной.

Но такое настроение

Лишь не нравится одной! (Снегурочка)

Хвост мой — просто красота,

И сама я неплоха.

Я не парень, не девица.

Сказочная я… (Жар-птица)

Была в лесу избушка,

И жили в ней зверюшки.

Когда они гуляли,

К ним в гости прибежали.

Из их посуды ели,

На стуле их сидели,

На их кровати спали

А как же гостя звали? (Маша и три медведя)

Имя уж обидное

Получил по глупости.

Видимо, не просто так

Все зовут… (Иван-Дурак)

Брат сестре внимать не стал,

В луже воду он набрал,

Из нее скорей напился.

А в кого же превратился? (Козлёнок)

Я пришёл к вам из былин.

Сильный, в общем, господин.

Драться — это мой талант.

Имя — Муромец… (Иван)

Бегал, прыгал, веселился

От родителей он скрылся.

Но укушен за носок

Был наш круглый…(Колобок)

Не умру я никогда,

Если не найдёшь яйца

За тридевять за земель.

Кто же я такой (Кощей)?

Рыжая у меня шубка.

Очень, в общем, я хитра.

На обед не против утку

Скушать любит, кто… (Лиса)?

Я вообще-то зверь серьёзный.

В зиму в спячку ухожу.

Летом я люблю малину

Кушать, если вдруг найду (Медведь).

Он ленивиц нет, не любит,

Рукодельниц хвалит он.

За работу честную

Уж одарит серебром (Мороз Иваныч).

Снежные ресницы, снежные глаза,

Беленькая шубка, белая коса.

За подарки детям ответственна она.

С Дедушкой Морозом ходит по лесам (Снегурочка).

Я — самая грустная,

Самая печальная.

Не развеселите вы

Царевну… (Несмеянную).

Я летать умею,

Умею обжигать.

Три головы имею,

Чтоб всё увидать (Змей Горыныч).

Хочешь ли в лесную чащу?

Если да, то заведу.

Я — король всему лесному.

Там я вмиг тебя схвачу (Леший)

Во мне могут поместиться

И медведь, и лиса,

Даже мышенька-норушка.

И ты, волчик, полезай (Рукавичка)!

Я — игрушка непростая.

Я — игрушка раскладная.

Семеро не понарошку,

И зовёмся мы… (Матрёшкой)

Не по дням, а по часам

Я расту на радость вам.

Покорю я целый мир,

Потому что… (Богатырь)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: