Сообщение моя любимая русская народная сказка. сочинение на тему: моя любимая сказка

Чему учит эта сказка? Какая главная мысль?

Текст можно обсудить с ребёнком, вовлекая его в беседу. Например, какая-то часть разговора может выглядеть следующим образом:

— Что было, если бы девочка послушалась родителей, не отвлеклась на игру?

— Она бы в беду не попала и Бабу Ягу не увидела, ей бы не надо было никуда бегать.

— Девочка отнеслась безответственно к поручению и брата забрали гуси-лебеди. Она стала исправлять ошибку?

— Стала.

— А ты отправишься сестру выручать?

— Да.

— Девочка встретила печку, яблоню и речку и от кушаний их отказалась, указывая, что дома еда вкуснее. Она была вежлива?

— Нет.

— А ты хорошо делал, когда ныл, что у бабушки скучно, хотя она тебя кормила, купала и развлекала? Пусть без изысков?

— Плохо.

— Но в трудную минуту девочка забыла о своей гордыни и была ласкова. И ей помогли.

Мораль сей сказки

Каждый найдёт своё:

«Дети должны быть под присмотром, надолго их оставлять нельзя, в противном случае жди беды» — говорит мама-наседка.
«Пропавших детей нужно начинать искать сразу, без промедления, пока их не съела Баба Яга» — заявляет милиционер.
«Родителей нужно слушаться» — командует строгий папа.
«Младшим нужно уступать, заботится и помогать» — поучает бабушка, разрешающая спор внуков.
«Ошибки можно исправить, не стоит отчаиваться, ведь девочка вернула братишку» — убеждает психолог.
«Не нужно бояться просить помощи: без неё девочка с братом не добежали бы до дома невредимыми» — наставляет воспитатель сада.
«Будь внимательным, сосредоточься на одном деле и не отвлекайся, иначе самое важное, самое главное упустишь, как в сказке сестра братца» — вразумляет учитель.
«Когда человеку нужна помощь другого, то он становится любезным, льстивым и даже заискивающим» — замечает наблюдательный руководитель.
«Когда потчуют, и воду пей» — глаголит пословица.
«Девочка правильно поступила, когда не стала есть угощения — у чужих нельзя ничего брать» — подмечает сознательный ребёнок. Сказка составлена очень-очень давно и тогда не отведать пищи означало проявить к хозяину неуважение, к его дарам — брезгливость

В наши дни принимать что-то у непроверенных людей даже опасно, но отказывать нужно без оскорблений и унижений собеседника.
«Нужно позволить другому выполнить своё предназначение: печки — печь пироги, яблоне — растить яблоки» — размышляет философ.
«Сказка рассказывает о смелости, храбрости и самоотверженности: несмотря на опасность быть съеденной, девочка брата не бросила» — поясняет бывалый солдат.
«Сказка рассказывает о решительности и самостоятельности: девочка не стала дожидаться родителей, она сама приступила к поискам» — сообщает независимый журналист.
«Маркетинговый ход «До/После» или «Было/Стало» в действии: девочка была груба, капризна, неуступчива, высокомерна и неблагодарна — её вопрос остался без ответа, как научилась идти на компромиссы, учитывать желания других — её просьбы выполнили» — смеётся рекламодатель.

Тут также прослеживается поучительный смысл высказывания «Как аукнется, так и откликнется», как в сказке «Лиса и журавль».

Притча «Осел и колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Система образов волшебной сказки

Работа над системой образов волшебной сказки на начальном этапе обучения, как правило, ограничивается анализом системы персонажей, однако со временем должна по возможности включать и анализ образов других масштабов — от образов-деталей до образа сказочного мира в целом.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

— содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;

— определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей — портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

— обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

— определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов.

При работе с системой образов необходимо научить детей не просто называть основных сказочных персонажей, но и определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать его характеристику со стороны его сказочной функции. Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом. Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям:

— вредитель или антагонист (Кощей);

— даритель(Баба-Яга;

— чудесный помощник (Конек-Горбунок);

— похищенный герой или предмет (Иванушка из сказки Гуси-Лебеди);

— отправитель (Царь-отец, побудивший сыновей к поиску жен из сказки Царевна-Лягушка);

— герой (Иван-Царевич);

— ложный герой (любимая дочка в различных сказках с участием подчерицы).

Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. В этом поможет «Картотека сказочных персонажей», разработанная на основе теории В.Я. Проппа с указанием таких сказочных героев, как Иван-дурак, Елена Прекрасная, Змей Горыныч, Баба-Яга и др.

Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут. Для этого целесообразно составить еще одну вспомогательную картотеку — «Картотеку волшебных предметов», где могут быть указаны волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка и т д

Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец. Как никакие другие, русские волшебные сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, в школе не раскрывается, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представление о ее героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии, речи и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, — гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова

Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

— Курсовые работы на заказ

Притча про начальника

Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».

Мораль:

Всегда давай шефу высказываться первым.

IV.

А тем временем, Олюшка и Ванюшка прочь бежали от черного леса.
Вот бегут они, и видят – нагоняют гуси-лебеди, не уйти. А впереди у дороги печка стоит.

Олюшка взмолилась:
— Печка – матушка, спрячь нас!
Печка ей отвечает:
— А ты вынь мои пирожки, положи на тарелочку да сама отведай.
Олюшка мигом пирожки из печи вынула, себе и братцу по пирожку в рот сунула. А после с братцем в печь полезла. И только заслонку за собой успела закрыть, как налетели гуси-лебеди. Покружили-покружили, но, не найдя ничего, улетели дальше.
Поблагодарила Олюшка печку, взяла братца за руку и дальше побежала.

Много ли, мало ли времени проходит, снова гуси-лебеди нагоняют.
А впереди на пути река — кисельные берега.
Олюшка взмолилась:
— Речка – матушка, спрячь нас.
Речка ей отвечает:
— А ты освободи мое русло, да киселька моего отведай. Тогда спрячу.
Олюшка с Ванюшкой мигом камушки да веточки разбросали по разные стороны, киселька хлебнули. И только под рукавок речки успели встать, как налетели гуси-лебеди. Кружили-кружили, но ничего не нашли, и дальше полетели.
Поблагодарила Олюшка речку, взяла братца за руку и дальше побежала.

Много ли, мало ли времени проходит, снова гуси-лебеди нагоняют.
А впереди на пути яблонька.
Олюшка взмолилась:
— Яблонька – матушка, спрячь нас.
Яблонька ей отвечает:
— А ты подвяжи мои веточки, да плодов моих отведай. Тогда спрячу.
Олюшка веточки мигом подвязала, себе и братцу по яблочку взяла и только под веточки раскидистые стать успела, как налетели гуси-лебеди. Долго они кружили рядом, страшными голосами кричали. Но так ничего и не нашли. Ни с чем к Бабе Яге воротились.
А Олюшка поблагодарила яблоньку, взяла братца и дальше побежала. Тут уж до дому недалеко осталось.

Только прибежали, а там и отец с матерью с базара воротились. Гостинцев навезли. Олюшку по головке гладили, добрым словом ласкали. За то, что за братцем хорошо приглядывала.

Притча о достоинстве

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат народные сказки:

строить семейные отношения, любить свою семью

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

побеждать зло добром

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Смысл, спрятанный от нас

В сказке очень точно указана иерархия, где дед — глава семейства, и он зовет бабку, как свою опору, надежное плечо по жизни, затем помощницу внучку и т.д. Вы можете спросить, а почему здесь нет отца и матери? Раньше было принято отдавать детей на воспитание своим родителям, потому что те сидели дома, занимались хозяйством, а молодые родители работали. Очень интересно то, что здесь вроде бы заклятые враги между собой: собака, кошка, мышка ради общего дела, забыв вражду, трудятся на общее благо.

Сказкой нам хотят донести то, что раз даже враги могут объединиться, то и мы в жизни можем преодолеть между собой все разногласия

Мышка вряд ли дала какую-то силу в этом общем деле, но важно то, что она оказала поддержку. И дружно по одной команде «тянем – потянем» они смогли осуществить задуманное

Русская народная сказка

или старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Печь не сказала.

Побежала дальше, стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока, — скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега.

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

— Вон туда-то! — указал.

Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!

— Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Гуси-лебеди читать

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крали; девочка догадалась, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Печь не сказала.

Побежала дальше, стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока, — скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

— Вон туда-то! — указал.

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка…

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!

— Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама села в печь. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать: тут и отец и мать пришли.

(Илл. Ю.Митченко, illustrators)

Гуси-лебеди — русская народная сказка

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Печь не сказала.

Побежала дальше, стоит яблонь.

— Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока, — скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега.

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

— Вон туда-то! — указал.

Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.

— Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

— Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка Гуси-лебеди читать онлайн

I.

Жили-были мужик да баба. Сеяли они пшеницу, урожай собирали, пекли хлеб и по выходным на базар свозили. И было у них двое детей – Олюшка, старшенькая и Ванюшка – меньшенький.

Вот, однажды, собрались родители в дорогу – погрузили хлеб на телегу, а деток дома оставили и наказывают Олюшке:
— Ты, доченька, за братцем смотри. Из дома не отлучайся. А то, налетят гуси-лебеди, унесут его к Бабе Яге за темные горы, во дремучий лес. Если выполнишь наш наказ – мы гостинцев с базара привезем.

Олюшка отца и мать слушает, да не слышит. Только про гостинцы думает.
Как уехали отец и мать, она братца посадила у окошечка в травку-муравку играть, а сама к подружкам убежала.

Много ли, мало ли времени проходит, возвращается Олюшка домой. Глядь, а братца нет. Смотрит вправо – влево, кличет его. Никто не отзывается.
Заплакала тогда Олюшка горькими слезами.

Вдруг, бежит мышка. Спрашивает:
— О чем ты девочка плачешь? О чем горюешь?
— Да как же мне не плакать? – отвечает Олюшка. – Пропал мой братец маленький! Братец хорошенький! Наказали мне отец и мать за ним приглядывать, а я их-то и не послушала! Оставила его одного.

Отвечает ей мышка:
— Да, горе приключилось великое. А унесли твоего братца гуси-лебеди. К Бабе Яге, за темные горы, во дремучий лес.

II.

Поблагодарила тогда Олюшка мышку и побрела куда глаза глядят.
Вот идет она и видит – стоит яблонька. Ветви тяжелые низко до земли склонила. Яблоки на них наливные, алые, того и гляди – упадут.

Говорит Олюшка:
— Яблонька, а яблонька, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Отвечает ей яблонька:
— А ты подвяжи мои веточки, да плодов моих отведай. Тяжко мне вот так стоять. Тогда и скажу.
— Некогда мне яблоки есть, да ветки подвязывать, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.

Вот идет она дальше и видит – течет река – кисельные берега. В одном месте нападали сухие ветки и камни, преградили русло. Тяжело воде сквозь них пробиться.

Говорит Олюшка:
— Реченька, а реченька, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Отвечает ей речка:
— А ты освободи мое русло, да киселька моего отведай. Тогда и скажу.
— Некогда мне кисель пить, да ветки убирать, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.

Дальше идет. Стоит у дороги печка. Пыхтит – дымит. Пирожки из заслонки так и вываливаются.
Говорит Олюшка:
— Печка, а печка, не видала ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Отвечает ей печка:
— А ты вынь мои пирожки, положи на тарелочку да сама отведай.
— Некогда мне пирожки вынимать да есть, — говорит Олюшка. Развернулась и дальше пошла, дороги незнаючи.

III.

Вот пришла она к лесу дремучему. Лесу темному, лесу дикому.
Видит – стоит на опушке избушка, а рядом с ней сидит ее братец Ванюшка на травке, молодильными яблочками играет.

Подошла к нему Олюшка тихонько, взяла за руку и бежать хотела. Но тут из избушки высунулась страшная косматая голова с длинным носом. То Баба Яга была. Схватила она одной ручищей Олюшку другой Ванюшку и в избу затащила.
— Теперь я вас обоих съем, — говорит. – Только отлучусь ненадолго. А пока, дочка моя вас в печи изжарит.

Сказала так и вышла вон. Осталась дочь ее – высушенная, тонкая, как тростина старуха, чуть моложе Бабы Яги. Говорит она детям:
— Ну-ка живо на лопатку садитесь! Я вас в печь отправлю!

А Олюшка на лопатку садится и руки-ноги в стороны растопыривает. Никак в печь не проходит.
Рассердилась тогда дочка Бабы Яги. Кричит:
— Глупая девчонка! Что же ты, даже в печь нормально влезть не можешь!
— А ты покажи, — говорит Олюшка.
Ну, старуха села на лопатку, руки-ноги поджала, а Олюшка ее мигом в печь отправила и заслонкой прикрыла. Сама схватила братца и побежала прочь от избы.

Долго ли, коротко ли, возвращается домой Баба Яга.
Чует, из печки мясом пахнет. Достала она его, поела и только потом думает «Куда же это дочка моя запропастилась?».
Вдруг глядь на тарелку – а там кольцо медное, с дочкиного пальца. Поняла она тогда, что обманула ее Олюшка. Разозлилась так, что зубы скрепят и от скрежета этого страшного, птицы лесные с деревьев прочь улетают.

Закричала Баба Яга:
— Гуси-лебеди! Помощники мои верные! Летите! Разыщите! Верните беглецов!
Налетели гуси-лебеди, как туча серая, туча страшная. И понеслись над полями – лесами рыскать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: