Краткое содержание сказки
О победе могучих богатырей над Чудом-юдом пойдет речь в сказке. Три побратима: Иван-царевич, Иван — поповский сын и Ванюшка — крестьянский сын, поклялись защищать родную землю. Когда лютые чудища «землю разорили, людей в плен взяли», богатыри стали на защиту русской земли у Калинова моста на реке Смородине. Ночью друзья по очереди выезжали в дозор. Но царевич в первую ночь, а попович во вторую уснули в карауле. Ванюшка сразился с шестиглавым и девятиглавым чудищами и их победил. Показал Иван товарищам отрубленные им головы Чуда-юда и попросил в третью ночь не спать, а ждать сигнала. Пошел в дозор, а друзья, как всегда, уснули. Ванюшке пришлось сражаться с двенадцатиглавым чудищем. Поединок был тяжелым: только отрубит богатырь змеиную голову, вместо нее вырастает новая. Ванюшка два раза звал товарищей на помощь, но только, когда в избушку бросил свою рукавицу, так что избушка по бревнам развалилась, друзья прибежали на подмогу. Вместе богатыри одолели проклятое чудище и отстояли родную землю. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Бой на Калиновом мосту. Русская народная сказка.
Очень часто герои русских сказок – выходцы из простого народа, которые в силу волшебных или естественных обстоятельств становятся вдруг обеспеченными людьми. Но будучи уже в новом качестве, они, как правило, сохраняют все положительные черты своего характера. Это подчёркивает, что такие понятия, как честность, порядочность, верность, доброта являются приоритетными для каждого русского человека.
Русская народная сказка
«Бой на Калиновом мосту » как раз обо всем вышеназванном. Как и во многих народных сказках, в этом произведении все начинается с описания самого царства. И все в этом царстве хорошо, все налажено. Но у правителей государства есть некоторые проблемы. Все дело в том, что у царя и царицы нет наследников. Понятно, что мысли государыни заняты только этим. И вот однажды она увидела дивный сон. Якобы совсем недалеко от царского дворца есть тихий пруд. Там живет волшебная рыба-ерш с золотым хвостом. Сон очень реалистичный и царица видит все как наяву. Во сне она понимает, что если съесть эту рыбу, то тотчас же появится возможность забеременеть. И быть уверенными, что родится мальчик.
Чудо-ерш с золотистым хвостом
Что же происходит дальше в сказке «Бой на Калиновом мосту»? План царицы очень прост: не терять времени и проверить дивный сон. Она рассказывает свои впечатления мужу, и тот отправляет целую артель умелых рыбаков найти пруд и выловить, если он там есть, ерша с золотистым хвостом. И действительно, спустя некоторое время именно там, где описывала царица, мужики обнаружили не только пруд, но и плавающего в нем необычного ерша. Рыбаками они были опытными, поэтому через несколько минут чудо-рыба была поймана и с почестями доставлена во дворец.
Любопытство – не порок
Сказка «Бой на Калиновом мосту» довольно простая, но и в ней подмечены как хорошие, так и не очень черты характера людей. Царица очень обрадовалась этому факту и приказала тотчас же приготовить необычную рыбу
Однако доверить такое важное дело можно только приближенной особе. Поэтому она приказывает своей фрейлине – поповской дочери – лично проконтролировать процесс
В свою очередь фрейлина поручает приготовление ерша с золотистым хвостом девушке-монашке. Внимательно наблюдая за происходящим, поповская дочь терзается любопытством: что же такого необычного в этой рыбке. Ведь еще никогда простого ерша не готовили с такими сложностями и предостережениями. Не удержавшись, фрейлина царицы отрывает кусочек плавника от ерша с левой стороны и съедает его. Но увлечённая мыслями о прекрасной рыбе, она забыла, что находится на кухне не одна. Увидев, что поповская дочь съела часть рыбы, монашка тоже решила ее попробовать. Она съедает кусочек плавника с правой стороны. Потом, конечно, ерша подали царице, которая с большим аппетитом его съела. Вот так развивается сюжет сказки «Бой на Калиновом мосту» Афанасьева А.Н.
Русские богатыри
Спустя отведённое время все три женщины действительно забеременели. И родила царица Ивана-царевича. У поповской дочери появился Иван-попович, ну а девушка-чернавка родила Ивана-крестьянского сына. Дети росли на редкость быстро. Уже к десяти годам все они имели такую силу, что никто в округе не мог с ними справиться. Поэтому играли они только втроем. Множество раз мальчишки показывали силушку богатырскую и помогали жителям государства. В сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» есть эпизод, который раскрывает истинную силу молодых богатырей. Это небольшое отступление о «детских» шалостях с огромным камнем, который до этого не могли поднять взрослые мужчины. Однако подросткам удалось не только приподнять его, но и покатить.
Сказка – отражение жизни людей
Читая народные сказки, поневоле воспринимаешь именно ту национальную суть, которую определяет конкретная история. Восточные, например, поражают роскошью описания жизненного уклада богатых людей. Западноевропейские заставляют задуматься об экономии и бережливости. Русские ставят в основу человеческие качества, которыми наделяются герои разных сословий (это подчеркивают даже названия: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»). Но в любом случае человечество, на подсознательном уровне, стремится стать лучше, победить, в первую очередь в себе, множество пороков и нечистей, чтобы восторжествовать над злом.
Особенно это заметно в русских народных сказках. В них в основу ставятся личные качества героя, а потом уже описывается воздействие окружающей среды. Очень часто герои русских сказок — выходцы из простого народа, которые в силу волшебных или естественных обстоятельств становятся вдруг обеспеченными людьми. Но будучи уже в новом качестве, они, как правило, сохраняют все положительные черты своего характера. Это подчёркивает, что такие понятия, как честность, порядочность, верность, доброта являются приоритетными для каждого русского человека.
О реке Смородине и Калиновом мосте
Приезжают к реке Смородине, видят — по всему берегу кости лежат человечьи, все кругом огнем сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.Русская народная сказкаВ русских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: “Бой на Калиновом мосту”, “Иван Быкович”, “Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст” и др.
К ним не раз обращались серьезные и авторитетные исследователи, решая вопросы скрытого в них смысла, но исчерпывающего ответа пока нет, и вовсе не вследствие недостаточности приложенных усилий, а по причине сложности и древности сказочной символики, значения которой теряются в глубине веков, так и норовя ускользнуть от понимания. Поэтому изучение и осмысление образов необходимо продолжать.
Река Смородина
Благодаря исследованиям талантливого ученого В.Я. Проппа в науке утвердилось мнение, что река эта представляет собой рубеж жизни и смерти, границу между мирами, между явью и навью. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну предложить для обсуждения вопрос: почему именно так она называлась и каковою силой обладала? Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти.