Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом»
Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.
Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.
Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.
Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.
Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», – предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. – Молись!», – отмечает поэт.
Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Родина ✑
Предпосылки Куликовской битвы, кратко
Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.
Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «На поле Куликовом» Блок щедро пользуется средствами, придающими речи яркость и выразительность, усиливающими эмоциональное воздействие:
-
эпитеты – «поганая орда», «светлая жена», «тоскою вековою», «растерзанное сердце»;
-
метафоры — «испуганные тучи», «река раскинулась», «течёт, грустит лениво», «путь …пронзил грудь», «закат в крови», «тучей возносилась княжеская рать», «летит кобылица»;
-
сравнения – «как волк под ущербной луной», «мгла, словно облаком… день заволокла», «убралась туманом, что княжна фатой».
Как было уже упомянуто, стихи Блока полны многозначных символов. Необходимо изучать его произведения вдумчиво, стараясь представить и понять чувства, испытанные поэтом.
И только после неоднократного прочтения и анализа его стихотворений можно сказать: «домчимся, озарим кострами» мысли поэта, обращённые к потомкам.
Путь России
Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», мы видим, что первые строки цикла раскрывают путь России. Автор представляет два плана: временной и пространственный. Временной план открывает читателю исторический путь России, раскрывая минувшее и открывая будущее. В прошлом он ищет животворящую силу, позволяющую России не бояться «мглы ночной», которая скрывает ее долгий путь. И сила Руси в вечном движении.
Время течет медленно, как река. Но войско отправляется в путь, и вскоре «скудная глина» обрыва и «в степи» грустящие стога сменяет дорога сквозь мглу. Время ускоряет свой ход, и тьму сменяют огни костров, блеск знамени и сабель. Начался бой, и от былого спокойствия уже не осталось следа. Степная кобылица летит так быстро, что уже закат в крови. Смертельные баталии на земле отображает небо. И нет числа погибшим, — это случается так же часто, как закат на небе.
В образе несущейся «степной кобылицы» автор представляет родину. Этот образ воплощает в себе вечное движение и скифские истоки. Плата за движение вперед – страдание. Поэтому поиски будущего у автора трагичны – путь Руси лежит через боль: «стрелой татарской» наш путь «пронзил нам грудь». Пространственный план в сочетании с временным придает произведению особый динамизм. Русь не застынет в неподвижности, на пути ее всегда будут ожидать перемены: «И нет конца!».
Следует отметить особое изображение России поэтом. Как показал анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», основную роль здесь играют не внешние впечатления, а сопоставления с внутренними переживаниями поэта. «Закат в крови», льющейся из сердца поэта, иллюстрирует глубокое личное восприятие автором родной земли. Блок отходит от традиционного в литературе образа Родины-матери и сравнивает ее с любимой женщиной.
Темы, проблемы
Каждая строчка произведения «На поле Куликовом» пронизана тревогой и переживаниями. Люди находятся в стадии ожидания очередной битвы, которая несет в себе неизвестность. Результатом первой революции народ остался недоволен, поэтому приближается новая война, а возможно, и новая революция. Именно это и навевает нотки страха и тревоги. Народ находится в неизвестности, а так же боится прихода большой беды. Все это настроение проходит через цикл стихотворений.
Основной темой произведения можно выделить любовь к родине и патриотизм. Лирический герой готов ринуться с головой в бой за родную землю. Ему не страшно пролить кровь, и даже отдать жизнь. Он пойдет на все, чтобы суметь защитить и отвоевать свою землю.
Блок показывает насколько прекрасная страна, в которой нам выпала честь родиться и жить. У нее есть все – бескрайние поля, плодородные земли, великолепные пейзажи. Поэтому такую землю хочется защищать и оберегать от всякого, кто захочет её осквернить.
Тема войны так же остро поднимается поэтом. С приходом монголо-татар наш народ поднялся на бой с ними, чтобы уберечь и защитить свою родину.
На протяжении всего произведения автор прибегает к историческим воспоминаниям, заставляя читателя помнить о подвигах своих предков. Ведь именно благодаря их огромным подвигам мы сейчас имеем возможность спокойно жить на своей земле.
Так же Александр Александрович поднимает тему предчувствия. Ведь не зря его одолевало чувство тревоги от того, что он предчувствовал новый этап революционных действий. На примере Куликовской битвы Бог смог показать то, что даже после такого страшного побоища возможно светлое будущее. Ведь именно это стало началом борьбы нашего народа за свою независимость и свободу.
Странности и нестыковки в различных источниках о Куликовской битве
Если идти с конца, то нужно заметить, что идея такого экзотического поведения Пересвета была подсказана монахам Кирилло-Белозерского монастыря (это, кстати, на Вологодчине, то есть, прямо скажем, от Куликова поля далековато) европейским средневековым эпосом. Похожий сюжет потом позаимствует и Томас Мэлори. Он, правда, таким способом убьёт не отрицательного, а положительного героя – короля Артура.
Размеры Челубея даже не нуждаются в объяснении – это типичная для Средневековья (только ли для него?!) тенденция преувеличивать силу и численность врагов, чтобы придать собственному успеху значимость. Хотя с пятью саженями авторы, конечно, погорячились – в зависимости от выбранной единицы (простая, косая, маховая) рост Челубея получится от 7 с небольшим до почти 11 метров.
Обилие различных пересказов обстоятельств поединка объясняется не только тем, что живых свидетелей сражения к моменту написания «Сказания о Мамаевом побоище» не осталось, но и тем, что ни в одном из предыдущих свидетельств о Куликовской битве такого эпизода не записано.
Более того, «Задонщина», созданная минимум на полвека раньше, содержит прелюбопытный фрагмент «Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». Иными словами, бой в разгаре, а наш герой живёхонек (и, конечно, защищён не только монашеской ризой). Про Челубея же в «Задонщине» нет ничего. Ну а его печенежское происхождение и вовсе странность – от этого народа к XIV веку и следа не осталось. Сначала половцы, а затем и монголы здорово изменили этнический состав Дикого Поля.
Имя у татарского богатыря тоже странное, таких у его соотечественников не было. При этом чётко выделяется корень «бей» — правитель, властитель. Обычно его добавляли к имени собственному, но «Челу» — тоже не встречается у монголов. Зато есть слово «чело», которым в русской военной традиции обозначался «большой полк», главные силы войска. Выходит, Челубей – это и не имя вовсе, а наименование воеводы большого полка.
Ну и в заключение, самое первое свидетельство о Куликовской битве «О побоище иже на Дону…», составленное прямо по горячим следам, конечно тоже не содержит никакой информации о поединке, предварявшем сражение. Оно и неудивительно, ведь такой традиции ни у русичей, ни у монголов в последние века не водилось.
Похоже, правда, об этом поединке заключается в том, что его никогда не было. Впрочем, это нисколько не умаляет подвига того же Пересвета, который действительно сражался и погиб на Куликовом поле, и тысяч его соотечественников, возродивших великие военные традиции Руси.
Еще больше фактов по теме публикации смотрите в ролике ниже.
Историческое значение Куликовской битвы
Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.
Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.
Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.
Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.
Подготовка к сражению – куликовская битва кратко
События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:
- Король литовский — Ягайло.
- Князь рязанский – Олег.
Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.
Подготовка русских войск
Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:
- Дмитрий Боброк-Волыниц
- Владимир Серпуховский
- Андрей Ольгердович
- Дмитрий Ольгердович
Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.
Жанр, направление и композиция
В цикле стихов «На поле Куликовом» имеется единая сюжетная линия. Также можно отметить лирические переживания героя. Вместе с тем, здесь упоминаются события многовековой истории Руси. Поэтому произведение относится к лиро-эпическому жанру.
Стихотворение принадлежит к литературному направлению символизм, которому А. Блок посвятил своё творчество.
Цикл состоит из пяти стихов. Каждый имеет свой сюжет:
-
В первой части образ степной кобылицы, несущейся вперёд, является символом Родины, неумолимо идущей своим путём. Никто не может её остановить.
-
Во второй части два друга воина готовятся к битве с татарами. Они настроены умереть, защищая свою землю. Родина уже становится подобна светлой жене.
-
Третья часть повествует о том, что ночью в тревожном сне перед сражением людям слышался голос родной земли в криках лебедей. Они не зря считаются символом верности и любви. С неба сходит Богородица, чтобы вселить в души смелость, мужество и отвагу.
-
В четвёртом стихе цикла герой возвращается в своё время. На душе его тревожно. Он слышит отзвуки прошлой битвы и мечется в поисках способа защитить свою Родину.
-
В пятой части взор обращается в будущее. Оно туманно, но чувствуется, что скоро снова будет битва. Остаётся только надеть доспехи и помолиться.
Все части объединяет идея пересечения прошлого, настоящего и будущего времени. Кажется, что лирический герой, ощущая тревожное состояние за судьбу Родины, попадает в прошлое и вместе с древними воинами готовится к битве.
Причины Куликовской битвы
На тот момент Русь уже 137 лет была в зависимости от монголо-татарского ига (с 1243 года). Монголо-татары взымали дань, забирали продовольствие и людей для служения в своих армиях.
Ханы Золотой Орды решали, кто будет княжить на Руси. Князья должны были получить одобрение ханов в виде ярлыка (письменной грамоты). Только после этого они могли управлять тем или иным княжеством.
Тяжёлое положение Руси осложнялось тем, кто княжества не поддерживали друг друга в борьбе с захватчиками. Ситуация начала меняться во время правления князя Владимирского и Московского Дмитрия Донского.
К походу на Русь Мамая подтолкнули три причины:
- Набиравшая силу власть Дмитрия Донского и объединение княжеств вокруг Московского княжества. Дмитрий Донской в 1375 году совершает поход на Тверь и подчиняет её. Теперь князь Михаил Тверской подчинялся князю Московскому. По их соглашению он также должен был поддержать Дмитрия Донского в борьбе с Золотой Ордой.
- Золотая Орда не собирала дань в том же размере, как раньше. Многие княжества задерживали оплату.
- Потеря авторитета Мамаем в Золотой Орде после поражения войска, отправленного на Русь по его приказу. В 1377 году у реки Вожи монголо-татарское войско во главе с Бегичем было разбито объединенными войсками, которыми руководил Дмитрий Донской. После этого поражения Мамай хотел взять реванш и доказать своё могущество.
Начало похода
Мамай заключил союз против Москвы с рязанским князем Олегом Ивановичем и великим литовским князем Ягайло. Великое княжество Литовское незадолго до этого захватило обширные территории Юго-Западной Руси, и его власти опасались того, что московские Рюриковичи могут на них претендовать.
Летом 1380 года Мамай привлёк в своё войско наёмников и двинулся к верховьям Дона, достигнув в августе устья реки Воронеж, где стал ожидать союзников.
- Дмитрий Иванович Донской
Узнав о приближении Мамая, князь Дмитрий Иванович начал собирать войско. На помощь ему устремились представители Серпуховского, Белозерского, Пронского, Тарусского, Оболенского княжеств, а также войска из Полоцка, Друцка, Пскова, Брянска, Костромы и других городов. Хотя власти Новгорода и Рязани официально не поддержали Дмитрия Ивановича, согласно ряду свидетельств, новгородские и рязанские воины в частном порядке присоединились к выступавшему навстречу Мамаю войску.
Перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и встретился с Сергием Радонежским. Игумен благословил князя и предрёк ему победу, хоть и дорогой ценой. Согласно ряду источников, он направил с войском двух своих монахов — богатырей Пересвета и Ослябю.
30 августа 1380 года (здесь и далее даты — по юлианскому календарю) русское войско начало переправляться через Оку. Решение Дмитрия Ивановича выдвинуться настолько далеко навстречу врагу многих обеспокоило.
«И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в городе Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий», — говорится в «Летописной повести о Куликовской битве».
Выдвинувшись навстречу Мамаю, Дмитрий Иванович рассчитывал не дать ордынцам соединиться с силами Ягайло. Его замысел оказался успешен. Узнав о составе русских войск и маршруте их передвижения, литовский князь занял выжидательную позицию.
- Выступление русского войска (Старинная миниатюра)
5 сентября передовые отряды русских войск вышли к Непрядве. На следующий день прошёл военный совет. Великий князь решил придерживаться наступательной тактики — перейти Дон и самостоятельно выбрать место для битвы.
В ночь на 7 сентября началась переправа через Дон основных сил русского войска. Местом для сражения была избрана ограниченная реками Дон, Непрядва и Красивая Меча территория, известная как Куликово поле. Особенности его рельефа были таковы, что русские полки могли не опасаться охвата с флангов ордынской кавалерией. После переправы русские войска столкнулись с ордынской разведкой. Мамай получил данные о подходе сил Дмитрия Ивановича, но помешать русскому войску построиться в удобном месте уже не мог.
Полк Правой руки русского войска возглавил Андрей Ольгердович, полк Левой руки — Василий Ярославский, стоящий в центре Большой полк — московский окольничий Тимофей Вельяминов. Перед Большим полком стоял Передовой. За левым флангом находился резерв, а ещё дальше, в лесу — состоявший из отборной конницы Засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.
- «Битва на Куликовом поле»
Мамай поставил в авангард своего войска лёгкую кавалерию, в центре — тяжёлую пехоту, набранную из генуэзских наёмников, а на фланги — тяжёлую конницу. Темник также оставил резерв. Некоторые историки оспаривают сегодня реальность участия в Куликовской битве генуэзской пехоты, утверждая, что на самом деле в сражении принимала участие только кавалерия.
Численность обоих войск также остаётся объектом научных споров. Средневековые источники оценивали количество воинов в обеих армиях в сотни тысяч человек. Современные учёные считают летописные данные завышенными. Численность войск в наши дни оценивается исследователями по-разному: ордынского — от 10 до 100 тыс. человек, а русского — от 6 до 60 тыс.
Рассказ о Куликовской битве
В VIII веке с юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: верблюдов, лошадей, коров, овец, коз; кочевали с места на место в поисках новых пастбищ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой монголо-татары редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Их знали, как людей жестоких и свирепых. Почти 250 лет они хозяйничали на русской земле и взимали дань. Все попытки освободиться терпели неудачу.
В 1359 г. начал править старший сын Ивана Красного — Московский князь Дмитрий Иванович. Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды.Русь не смогла дать отпор Золотой Орде, т.к. не было мира и согласия между русскими князьями. Князь Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собрались такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Оружием были копья и стрелы. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
На битву князь просил благословения у Сергия Радонежского – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Сергий не только дал благословение на поход, но и предрек славную победу русскому войску.
10 августа 1380 года русская армия вышла из Кремлевских ворот. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрявда впадает в Дон.
Войска перешли Дон и утром 8 сентября 1380 года началась битва. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. На всём скаку ударили друг друга копьями, и оба погибли. Едва Челубей упал из седла, вражеская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.
Русские несли большие потери, был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Князь Дмитрий бился в том же полку в доспехах простого воина. Он снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», — сказал он своим воинам. Удар копья свалил князя, он был ранен, но выжил.
Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им обрушился засадный полк – татары и хан Мамай обратились в бегство. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Восемь дней хоронили погибших на поле битвы.
В честь победы в этой битве князя – полководца прозвали Дмитрием Донским.
Великая победа на Дону имеет огромное значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.
Буду рада, если Вы нашли здесь полезную для себя информацию. Заходите еще на Kidside
Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.
Вариант 1
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая Куликовская битва на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.
Это время реакции после поражения революции 1905 года. Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла открывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со второй строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у
А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор выбрал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же первого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.
Особую роль в развитии патриотической темы приобретает древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к «Слову о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий клекот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движения, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — святость («святое знамя», «лик нерукотворный»),
В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о грядущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исторических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.
Таким образом, блоковский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.
Вариант 2
Поэт Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.
Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.
Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны. Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.
Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать
Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий
Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.
Пересвет и Челубей
Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.
Поединок Пересвета с Челубеем
После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.
При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.
Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.
По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.
Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.
Куликовская битва
На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.
Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.