Стихи и запоминалки по русской грамматике

Ход занятия:

Беседа о Республике Беларусь.

Задача: формировать представления о родной стране – Республике Беларусь, о родном городе.

Воспитатель задает детям вопросы:

В какой республике мы живем?

Как зову людей, которые живут в Беларуси?

Какой город является столицей Беларуси?

В каком городе Беларуси мы живем?

Игра с мячом «Я отправляюсь в путешествие».

Задача: закрепить представления о городах Беларуси, упражнять в построении предложений.

Воспитатель предлагает детям вспомнить города Республики Беларусь. Воспитатель бросает детям мяч, задавая вопрос «В какой город ты отправляешься в путешествие?»

Дети отвечают:

Я отправляюсь в путешествие в город… (Брест)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Мозырь)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Барановичи) и т. д.

Игра «Собери карту Беларуси».

Задача: закрепить представление об административном строении Беларуси.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды

и собрать карту.

Игра «Укрась слово».

Задача: упражнять в подборе прилагательных к существительному, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.

Воспитатель предлагает детям по командам подобрать прилагательные. Выигрывает та команда, которая подберет больше

слов.

Беларусь какая? (Красивая, зеленая, большая, добрая, могучая, сильная, процветающая, многолюдная, родная, любимая, синеокая, щедрая, независимая и т. д.)

Белорусы какие? (Трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.)

Город Минск какой? (Красивый, многолюдный, шумный, зеленый, чистый и т. д.)

Игра «Я Беларусь, ты — моя частичка».

Задача: закрепить представление о природе Беларуси.

Воспитатель начинает, а ребята продолжают.

Воспитатель: Я — Беларусь, ты — моя частичка. Кто ты?

Дети: Я — город, я — деревня, я лес, я река, я — памятники и т. д.)

Игра с мячом «Один — много».

Задача: упражнять в изменении слов по числам.

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, дети должны поставить его во множественном числе.

В Беларуси не один город, а много. (городов, не одно село, а много. (сел, не одно поле, а много. (полей, не один лес! а много. (лесов, не одна река, а много. (рек, не один луг, а много. (лугов, не одно озеро, а много. (озер) и т. д.

Физкультминутка

Задача: обеспечить смену вида деятельности и оптимальный двигательный режим; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Разводят руки в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок! (Качают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Мы живем в одном краю — (хлопают в ладоши)

Всех я вас приветствую. (Руки на поясе, повороты влево и вправо)

Леса, реки и поля — это Родина моя. (Разводят руки в стороны)

Игра «Я знаю».

Задача: закрепить представления детей о природе Беларуси.

Воспитатель предлагает детям стать в круг. Он задает детям вопросы. Дети отвечают, передавая микрофон другу по кругу.

Я знаю животных, которые обитают в лесах Беларуси, это (медведь, заяц, лиса, волк, белка, еж и т. д.)

Я знаю птиц, которые живут в Беларуси : это —. (аист, воробей, синица, ворона, скворец и т. д.)

Я знаю, деревья, которые растут в лесах Беларуси : это береза, дуб, сосна, ель, клен и т. д.)

Игра с мячом «Переводчики».

Задача: упражнять детей в употреблении слов на белорусском языке, закрепить произношение звуков белорусского языка.

Воспитатель спрашивает у детей, на каких языках говорят жители Беларуси? (Русском и белорусском). Сейчас вы будете переводчиками. Я буду говорить слова на русском языке, а вы — переводить их на белорусский язык,

а потом — наоборот. Воспитатель бросает каждому ребенку мяч, называя слово.

Графическое упражнение «Мастерская».

Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить представление о белорусском узоре.

Воспитатель говорит, что издавна Беларусь славилась своими мастерами и изделиями, сделанными из льна, соломы, дерева, глины. Вместе с детьми он рассматривает белорусский ручник, салфетки, соломенные куклы, глиняную посуду и т. д. Воспитатель предлагает детям отправиться в «мастерскую» самим украсить белорусским орнаментом полотенца, салфетки (дети рисуют знакомые узоры).

Падежи в русском языке

По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.

Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:

  1. Именительный.
  2. Родительный.
  3. Дательный.
  4. Винительный.
  5. Творительный.
  6. Предложный.

В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.

В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.

Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):

  1. Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  2. Иван дал Юлии тетрадь подержать.

Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.

Имеющиеся вопросы

Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.

К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:

  1. Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
  2. Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
  3. Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
  4. Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
  5. Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Плащом).
  6. Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).

Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:

  1. Именительный. Кто? Лось.
  2. Родительный. Кого? Лося.
  3. Дательный. Дать кому? Лосю.
  4. Винительный. Винить кого? Лося.
  5. Творительный. Сотворен кем? Лосем.
  6. Предложный. Говорить о ком? О лосе.

Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.

прырода

Катэгорыі вершаў

азеры Беларусь вайна вершы для дзяцей вёска восень вясна Гомель дзяўчына жыццё зіма заблытанасць зоркі казачныя матывы казка лес лета меліярацыя натхненне ноч парк паэзія прыгажосць прыгажосць прыроды прырода радзіма раніца родны край сацыялогія старажытнасць сучаснасць сяброўства творчасць успаміны філасофія чалавек час экалогія

***Вячэрняя прахалода.

***
Вячэрняя прахалода.
Спякотлівы дзень, бывай.
Няхай адпачне прырода,
Бадзенеўскі родны край.

Ну, колькі ўжо можна парыць?!
А заўтра ж – пад трыццаць пяць!
Адно застаецца: марыць
І вершы ўначы складаць

Пра дожджык грыбны-лагодны,
А лепей – каб як з вядра!
Даволі ўжо дзён пагодных:
Грыбная стаіць пара!

Ды толькі ж ані грыбочка,
У лес ні пайдзі які,
І дрэвы свае лісточкі
Паскручвалі, бы ў кулькі.

Эй, дождж, ты не спі, прачніся!
Эй, сонца, суціш прыгрэў!
Няхай праліецца з высі
Вады выратоўны спеў!

Няхай ачуняюць трошкі
Узлескі, лясы, палі
І скажа сваяк мой Лёшка:
“Якія грыбы пайшлі!”

***Навакол – зямная прахалода…

***
Навакол – зямная прахалода.
Дождж пайшоў спаволенай хадой.
І сады ўздыхнулі, і гароды,
Дажджавой абмытыя вадой.

Ажылі прывялыя ўжо травы,
Кветкі ўверх прыўзнялі галаву,
І дубок маленькі кучаравы
Нібы шэпча некаму: “Жыву!”

Сінява выглядвае з-за хмары,
Бы чакае вызвалення міг.
Хутка сонца зноў загаспадарыць
На абшарах вечнасці сваіх.

He напісаць з замілаваннем верш…

He напісаць з замілаваннем верш
Пра мой Дняпро, стамлёны і агорклы.
Чым ён яшчэ, атручаны, жыве
Пад позіркам біблейскай Чорнай зоркі?

З жалобаю схіляюся над ім.
Быў вечны, нібы бог, а памірае.
Hi крыўды і ні зла не прытаіў,
Нікога і нічым не дакарае.

Існуй далей, гадуйся, чалавек,
Загінеш хутка пад уласным смеццем.
Я перажыць паспела столькі рэк,
Што ўжо жыцця страшуся, як бяссмерця.

I словам я не здольна ажывіць
Панішчаныя нашыя святыні,
Хіба вады атрутнае папіць,
Няхай душа знябудзецца, астыне…

І гавораць месяцы

Студзень студзіць вокны, дзверы
подыхам мяцеліцы.
Завывае люты зверам –
аж дрыжыць аселіца.

Сакавік – з гаючым сокам,
з сонечнаю ласкай.
Красавік… І на узлобках
зацвітаюць краскі.

Луг вітае першатравы.
Травень… Час маёвы.
Чэрвень пчол выводзіць спраўна
на папас мядовы.

Хмеліць пахам размаітым
ліпень – аж нясцерпна.
Жнівень жне шчымліва жыта
месяцовым серпам.

Паліць верасень кастры
сінню верасовай.
З павуціння тчэ кастрычнік
дываны шаўковыя.

Лістапад… І ліст мядзяны –
водсвет зараніцы.
Снежань гоіць беллю раны
змоглае зямліцы.

Чую назвы месяцаў
роднае старонкі…
Колькі ў назвах месціцца –
гаваркіх і звонкіх!

О родном языке

Уму и сердцу язык твой проводник, Без него попадёшь ты в тупик. Язык твой – жизнь твоя, твои мечты, Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать, Которую не унижать нельзя, не оскорблять. Его ты должен, друг, благодарить За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, Люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит, твоё общенье Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык. Наследие твоё – твоя земля и твой язык И искажать его невеждам не давай, Об этом ты, дружок, не забывай

(Галина Пурга)

***Родной язык

О, как хорош родной язык, отца и матери язык, Я в мире множество вещей через тебя навек постиг! Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать, А после — бабушка меня старалась сказкою унять. Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет, И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет. Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог: «Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!» (Г. Тукай)

***

Родной язык

Все увлекаются арабским, всех потянуло на восток, испанским, польским, итальянским, на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться, и рассказать нам всем потом, о том что счастье за границей, и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречии, теперь в другой совсем стране, я рад за них, но жизнь не вечна, и лишь родной язык – в душе.

***

Гаснет устная словесность

Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.

(В. Шефер)

***

Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану. Я пред тобой склонен лицом. И все ж бороться не устану Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству. Ты — в вечности, я — в кратких днях, Но все ж, как магу, мне покорствуй, Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю,- ты ответствуй, Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – мститель мой, ты – мой спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо надо мной!

(Валерий Брюсов)

***

Язык

С благоговеньем прикасайся К тому , чем ты вооружён , Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен , Суров и нежен, многолик , Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий , И междометный вздох , и клич , Гордись , что понимаешь русский , Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать , право , Как эллочек и фимок рать К заморским “ингам”, “шн” и “вау” Его , кряхтя , хотят прижать.

(С. Скачко)

***

Родной язык

Благодарю я прежние эпохи, Ученых и поэтов и народ За тот язык, что мне вы подарили И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала И, раскрывая каждой сказки смысл, Она ошибки детства исправляла И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого, Тургенева и Чехова всегда, Что мой родной язык обогащали И поддержали в трудный час меня.

И если в напасть, в годы лихолетья, Не опустилась я еще до дна, И если к людям сердце не закрыла, Заслуга книги то, она моя судьба!

И не имея часто даже хлеба, Я раскрывала слабою рукой Своих друзей, проводников, И время переносило в мир меня иной.

Родная речь, родной язык любимый, Мы силу черпаем в тебе во все века. Ты, наша драгоценность, наша сила, И роль играешь в жизни маяка!

(Лина Павлова)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    :razz: :oops: :mrgreen: :idea: :arrow: :cool: :?: :!:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: