Конспект занятия по развитию речи в средней группе «чтение русской народной сказки «мороз и заяц»

С досады

Вдруг глядь заинька, промелькнуло что-то красное средь кустов. И тут же скрылось. Он, недолго думая туда потрусил. Во всю прыть. И догнал-таки. Только это не Дед Мороз был, а старый ёж с поклажей. Раздобыл он где-то два больших яблока и тихонько волок к себе в дом.
— Эх, — досадливо махнул лапкой заинька, — зря только время потерял. А мог бы сейчас сидеть в своей теплой норке и книжку читать.
Поскакал он обратно по сугробам: скок – скок – поскок. Снег в лесу серебрится, изумрудами да жемчугами по веткам лежит.
Вернулся заинька домой. Там у него и елочка нарядная, и пироги с капустой – матушка зайчиха расстаралась.

Уселся заинька в кресло, книжку читать. А сам все про Деда Мороза думает. Посидит-посидит, и к окошку. Не идет ли кто.

Так день прошел. А как свечерело, не выдержал заинька и снова на улицу пошел. Белки – озорницы огоньки на деревьях зажгли, сороки-белобоки звезды по небу разбросали, а лисички с волками шершавым дождиком кустики разукрасили. И сидят теперь по домам – праздник встречают. Красота…
Один только заинька идет – бредет. Тихо в лесу.

Вот и поумнел

Сидит заяц в кармане у Деда Мороза и думу думает:
«Это как же так получается? Выходит, все кроме меня Деда Мороза видели. У всех он в гостях бывал. Всем лично в руки подарки давал. А я ни сном – ни духом! Только про следы-то от белки и услышал. Чего же они мне наверняка не сказали? Я бы тогда тоже в него поверил».

Дед Мороз словно мысли заинькины прочитал. Улыбнулся так, по-отчески и говорит:
— Какая же тут вера, когда тебе наверняка говорят? Вера там, где ты еще не видел, никто тебе ничего не сказал, но сердце чувствует – есть оно, чудо.

С тех самых пор заинька каждый год Деда Мороза ждет. Маменьке – зайчихе помогает елку наряжать, снежинки на окна клеит и со зверьем лесным лес украшает.

И Новый Год у него – самый любимый Праздник!

Читать также:

Новый Год СКАЗКИ и РАССКАЗЫКак мишка чуть НГ не проспалКак я встретила Деда МорозаПисьмо Тани Деду Морозу

Про Деда Мороза и леденцы

Дед Мороз сегодня поднялся рано. Спать ему было некогда, скоро Новый год и забот заметно прибавилось. Правда, встал он совсем неохотно, – зачитался детскую сказку на ночь. Камин еле теплился, и в комнатах было по-утреннему прохладно. Это ведь он только называется Дедом Морозом, но на самом деле тоже любит семейный очаг, добрых людей, веселых детей. Но холода на улице у него в почете.

Думая обо всем этом, Дед Мороз умылся, обязательно почистил зубы и спел свою любимую песенку. Сегодня его любимая песня была о подарках, послушных ребятишках и зеленой красавице-ели.

— Однако и вправду Новый год не за горами, – улыбнулся Дедушка Мороз. И пошел в свой просторный дубовый кабинет читать письма от ребятишек. В декабре писем стало приходить заметно больше. Конечно, ему было слегка грустно от того, что дети пишут ему только под Новый год.

Но он знал, что в другое время его детишки заняты. Ведь они растут, учатся, читают детские сказки, бегают и прыгают, узнают много нового и интересного. А на это надо очень много времени. И писать у них получается только тогда, когда на улице трещат морозы. Сегодня Дедушка Мороз точно решил, что будет тщательнее отбирать письма. И тем, кто вел себя хорошо и даже научился сам читать детские сказки, к подарку обязательно приложит мешочек с леденцами. Леденцы ему самому очень нравились, особенно когда он был маленький. Конечно, много он их не ел. Но иногда, с ароматным чаем, сидя у любимого медного горячего самовара, от которого исходило тепло, добавляя румянец на его щеку, он мог съесть и три леденца за один вечер.

Так прошло часа два. На столе у Деда Мороза лежала стопка писем, в которых ребятишки заказывали самые разные подарки, остро заточенный карандаш, которым он подчеркивал интересные мысли в письмах, перочинный ножичек, – им он открывал конверты и очки… Стоп… Нет, очков не было – он никогда не носил очки и его зрение всегда было отличным, а вот его дальний родственник Санта-Клаус носит очки, вот на его столе они и лежат.

Сегодня он опять приготовит подарки, которые потом будет развозить детям, и его любимые леденцы, для которых уже составлен список самых примерных детей.

Ближе к обеду позвонил старина Санта-Клаус. Они немного поговорили о Новом годе, о детских сказках, о ребятишках, о том, каким был этот год и каким будет следующий.
За окном сквозь заснеженные ели садилось вечернее солнце. Леденцы привезли. И Дедушка Мороз заказал еще, но уже на завтра. Их нужно будет гораздо больше, чем в прошлом году, ведь детишки целый год старались вести себя лучше и получали гораздо больше пятерок, а самое главное, слушались своих родителей, дедушек и бабушек.

День подошел к концу, нужно было ложиться спать. «А все-таки до чего же узоры на морозном стекле у меня получаются красивые», – подумал Дедушка Мороз, дочитывая детскую сказку про послушных детей и выключил свет…

И, если на твоем стекле будут узоры, значит, до того как ты встал, к тебе заглядывал Дедушка Мороз, чтобы точно знать, что леденцы тебе пригодятся.

Где следы?

Зайка шел по лесу медленно, оглядываясь по сторонам. Увидев его, кто-то мог подумать, что вот он, трусишка эдакий, идет и даже тени своей боится. Дрожит, как осиновый лист. Недаром про косой народец говорят, что их и стращать не надо. Родились такими, такими уж и век свой коротают – трусливыми.

Но заинька совсем не боялся. Он просто очень внимательно оглядывал снег, и деревья, и кустики, покрытые махровыми одеяльцами.
— Где-то здесь должны быть следы Деда Мороза, — тихонько бубнил он себе под нос. Но следов, конечно же на дороге не было.

История эта началась еще утром, в гостях у кумушки – белки. Она сама позвала заиньку на блины с шишковым вареньем. Накормила, напоила, да так между делом и обмолвилась, что, мол, слышала она от своей соседки сороки, как Дед Мороз по лесу ходил. Он, якобы узнавал, кто себя хорошо вел, а кто похуже — тому под елочку вместо подарка уголек.

Заинька был умным и в сказочки про Деда Мороза давно не верил. Пускай другие заблуждаются, вот белка, например, или та же сорока, или лисица с волком. Он-то знает – нет Деда Мороза и точка. Но раз говорят – ходил, так отчего б не проверить?

Вот отчаевничал он у белки, поблагодарил хозяйку и пошел бродить да высматривать. В зимнем лесу снег толстым настилом лежит. Это там, на полях, чуть ветер подует – взмывает ввысь сыпучая поземка и несет – несет – несет, заметая всякие следы. Но здесь все иначе. Вот, к примеру, у большой старой ели, снег едва примят и кругами, точно волны расходится. Это старая сова мышь Грызушку ловила, да без толку. Кувыркнулась, зачерпнула клювом снег и ни с чем на свой сук воротилась. А вон там, волчьи следочки, осторожные, крадучие, но не тяжелые. Не то, что у Михаил Потапыча. Тот, как ступит, так целая яма получается. Угодишь в нее, и до трескучих морозов просидишь. А там и поминай как звали.

Сказка на ночь про Новый год

Ирис Ревю

Жил-был Дед Мороз. Он был высокий, статный и с богатой белой бородой. Жил он в красивом теремке с расписными ставнями, высоким крылечком и узорчатыми стёклышками в освещенных окнах. Каждую зиму Дед Мороз поздравлял всех жителей Сказочного леса с Новым годом. Обитатели Сказочного леса наряжались в карнавальные костюмы, и невозможно было понять, кто из них лиса, а кто заяц. Дед Мороз поздравлял всех, и нередко захаживал в соседний, Лазоревый лес, поздравить местных жителей с Новым годом.

Однажды произошла история. Раным-рано к Деду Морозу прилетела синичка-невеличка и сказала ему, что Баба-Яга просит к ней в гости прийти.

— Что надо почтенной плутовке? – подумал Дед Мороз, но отказываться от приглашения не стал.

— К обеду приду, — сказал Дед Мороз.

Но к обеду прийти у него не получилось, и он показался у домика на курьих ножках только к вечеру. У самого домика Бабы-Яги стоял пень. Дед Мороз нечаянно коснулся его своим посохом, пень качнулся, отряхнулся и промямлил:

— По какому-такому делу пожаловал?

— Сама Баба-Яга вызвала, — ответил Дед Мороз.

— Проходи, — миролюбиво сказал пень.

Баба-Яга угостила Деда Мороза баранками, а потом говорит:

— В самом Далёком-предалёком лесу тебя, Мороз Красный Нос, никогда и не видывали. А ёлок там отродясь не было; там только дубы-колдуны растут. Собирайся, отвези туда новогоднюю ёлочку да подарки жителям леса.

— А на чём же я туда поеду? – спросил Дед Мороз. – Мои кони и дорогу-то туда не знают.

— Так и быть, поедем вместе в моей ступе, — сказала Баба-Яга.

— Но она для нас двоих маловата будет, — заметил Дед Мороз.

— Об этом не беспокойся, — произнесла Баба-Яга.

— Ты что такая добрая стала? – засомневался Дед Мороз.

— Так ты в кои века мне нынче подарок сделал – метлу новую подарил и печь починил, а то я, старая, совсем замерзать стала.

И решили они на следующее утро полететь в Далёкий-предалёкий лес. Дед Мороз шубу потеплее надел, взял подарки и ёлочку новогоднюю. А Баба-Яга рукавицы меховые нашла, да носки шерстяные натянула, а подарки никакие не взяла, потому что Бабы-Ёжки никаких подарков не дарят, да она и метлой махала.

Постучала Баба-Яга метлой по своей ступе, та тут же увеличилась в размерах, сели Дед Мороз и Баба-Яга в ступу и полетели.

Долго ли, коротко ли, а прилетели они в Далёкий-предалёкий лес. Как увидели жители леса летящую Бабу-Ягу, так попрятались кто куда.

Приземлились Дед Мороз и Баба Яга, собрались поздравить жителей Далёкого-предалёкого леса с Новым годом, а никого нет. Кричали они, надрывались, никого нет. Что делать? Кого поздравлять?

А с ними в полёт синичка-невеличка увязалась. Когда Дед Мороз и Баба Яга в дорогу собирались, юркнула она в карман шубы Деда Мороза, там и просидела всю дорогу.

Когда Дед Мороз и Баба-Яга зверей и птиц разыскивать начали, выбралась она из кармана, и говорит:

— Не волнуйтесь, я сейчас приведу к вам зверей и птиц.

И полетела она здешних синичек разыскивать. Разыскала и рассказала им, что Дед Мороз и Баба-Яга прилетели, чтобы всех поздравить с Новым годом и подарить подарки. И ещё кое-что привезли.

Это оказалась новогодняя ёлочка, которую увидели жители самого Далёкого-предалёкого леса, прибежавшие на Серебристую поляну. Их пригласили многочисленные синицы.

Жители самого Далёкого-предалёкого леса ахнули, рассмотрев красавицу-ёлку с игрушками, фонариками и огоньками. Дед Мороз вручил всем подарки, а Баба-Яга рассказала новогоднюю сказку. Синичка-невеличка загадывала загадки.

А когда часы Деда Мороза пробили двенадцать раз, все дружно закричали:

— С Новым годом! Ура!

И дружно водили хороводы. А потом маленький воробей сказал, что он устал и хочет спать. Спать захотели и лисята, волчата, бельчата.

Что ж! Сон – это тоже маленький праздник. Праздник счастливых событий, сказочных превращений. Во сне дети растут. Это же здорово!

Расти и ты, дружок. Набирайся сил и здоровья. Дед Мороз просил передать тебе, что всё у тебя будет хорошо!

Спокойной ночи!

Сани летят

Вдруг слышит он: цок-цок-цок и звон еще тоненький. Посмотрел вверх, глазам своим не поверил. Летит по небу Дед Мороз в санях. Кроны деревьев задевает, и от этого снег сверху так и сыплет. Чуть зайку с головой не присыпало. Раскрыл он свой заичий рот и сказать ничего не может.

Вдруг опустились сани прямо перед зайцем. Дед Мороз на него строго так смотрит, с укором:
— Что же ты дома не сидишь, а по лесу бродишь? Разве не ждешь меня?
— Не жду, — честно признался заинька.
Дед Мороз улыбнулся, и лицо у него из серьезного стало сразу добрым, румяным.
— А ну ка, — говорит он, — запрыгивай ко мне в сани, — поди лапы-то примерзли совсем.

Мороз в лесу крепчал, и заинька в самом деле стал замерзать. Он быстренько шмыгнул к Деде Морозу в сани. А там тепло, словно у печки. Только уселся, взмыли сани вверх и закружились – понеслись средь высоких дубов и елей.
Прилетели к белке-кумушке. А у той уж и ватрушки, и булки ореховые, и варенья разные. Дед Мороз ей в окошечко постучал и подарок протягивает:
— С Новым Годом! С новым счастьем тебя, хлебосольная хозяюшка!
После белки к сороке полетели, потом к Ежовому семейству, к волкам, лисам, медведям, мышкам лесным. Никого не забыли. И всюду Дедушку ждут, всюду потчуют.

ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНКИ


Маленькая пушистая снежинка лежала на сугробе в парке, смотрела на облака и мечтала. Ей очень хотелось выглянуть на улицу, за ограду. Какие там люди и деревья? Гуляют ли там собаки? Как ездят по дороге машины?
Время было предновогоднее. И, как известно, в такие дни мечты сбываются особенно быстро. Подул сильный ветер. Он подхватил пушистую снежинку. Ух, как её закружило! Первое время снежинка не понимала где она и куда летит.⠀
Но потом ветер утих и медленно опустил снежинку на крышу автобусной остановки. Наша героиня немного отдышалась и взглянула вниз. Как раз подъехал автобус, из него вышли пассажиры. Снежинка могла разглядеть только их шапки: чёрная, белая, зелёная и синяя с помпоном. Зелёная шапка вела на поводке большого чёрного пса. Кажется, снежинка видела их в своём парке… Она наклонилась чуть сильнее, чтобы внимательно рассмотреть собаку и хозяина. Но крыша остановки оказалась скользкой.⠀
— Ой-ей! — снежинка соскользнула вниз и медленно приземлилась прямо на собачий нос.
Нос был мокрым и горячим, маленькой льдинке сразу стало жарко. Чёрный пёс скосил оба глаза, чтобы взглянуть на свалившееся на него белое чудо. А затем — пчих! — громко чихнул. Снежинку снова закружило в воздухе.⠀
Новый порыв ветра понёс нашу героиню дальше. И когда он утих, снежинка опустилась в карман мальчика, на голове которого красовалась пиратская треуголка. Наверное, он возвращался с утренника в школе.⠀
«Как же я выберусь отсюда?» — задумалась снежинка.
Да, в кармане было хорошо, тихо и вкусно пахло шоколадными конфетами. Но мальчик, наверное, скоро зайдёт домой. А там, в тепле, снежинка за минуту превратится в капельку воды.
По дороге мальчик встретил друга и решил поделиться с ним конфетой, — это и спасло нашу героиню. Она схватилась за рукавицу, когда мальчик запустил руку в карман.⠀
— Спасибо! — услышала снежинка. И ветер снова подхватил её.⠀
На этот раз снежинка кружилась долго. На несколько секунд она опустилась на крышу двухэтажного дома, и снова полетела, уносимая вихрем.⠀
Наконец, ей удалось зацепиться за зелёную еловую веточку и немного передохнуть

Но тут её внимание привлёк шум: там, внизу, под ёлкой, кто-то кричал, смеялся и пел.⠀
Снежинка осторожно, не отпуская ветку, наклонилась. Оказалось, что ёлка находилась на главной городской площади. Под ней собралась толпа ребятишек

А дедушка с белой бородой, в красной шубе и такого же цвета шапке, подходил к каждому, запускал руку в мешок и доставал игрушку. Игрушку он вручал малышу, а тот в ответ громко отвечал:⠀
— Спасибо, Дедушка Мороз!⠀
«Так вот он какой — Дед Мороз!» — подумала снежинка. В последние дни все дети, что гуляли в парке, только и говорили про этого деда. А теперь снежинка увидела его своими глазами. Чудеса!⠀
Праздник на площади закончился, Дед Мороз ушёл, дети с родителями разошлись по домам. Снежинка зевнула и почувствовала, как сильно она устала.⠀
— Сейчас бы домой, в мягкий сугроб, к сестричкам-снежинкам, — мечтательно произнесла она вслух.⠀
И тут же ветер в очередной раз подхватил маленькую льдинку и, кружа, донёс её до знакомого парка. Там он мягко опустил её в сугроб и утих.⠀
— Где ты была? Где летала? Что ты видела? — наперебой стали спрашивать её сестрички-снежинки.⠀
— О, это было самое настоящее путешествие! — ответила снежинка и начала рассказ

Под ней собралась толпа ребятишек. А дедушка с белой бородой, в красной шубе и такого же цвета шапке, подходил к каждому, запускал руку в мешок и доставал игрушку. Игрушку он вручал малышу, а тот в ответ громко отвечал:⠀
— Спасибо, Дедушка Мороз!⠀
«Так вот он какой — Дед Мороз!» — подумала снежинка. В последние дни все дети, что гуляли в парке, только и говорили про этого деда. А теперь снежинка увидела его своими глазами. Чудеса!⠀
Праздник на площади закончился, Дед Мороз ушёл, дети с родителями разошлись по домам. Снежинка зевнула и почувствовала, как сильно она устала.⠀
— Сейчас бы домой, в мягкий сугроб, к сестричкам-снежинкам, — мечтательно произнесла она вслух.⠀
И тут же ветер в очередной раз подхватил маленькую льдинку и, кружа, донёс её до знакомого парка. Там он мягко опустил её в сугроб и утих.⠀
— Где ты была? Где летала? Что ты видела? — наперебой стали спрашивать её сестрички-снежинки.⠀
— О, это было самое настоящее путешествие! — ответила снежинка и начала рассказ.

Ход занятия

Воспитатель:- Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её.

Все зимой его боятся,

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос.

Ведь на улице…

Дети:- Мороз.

Воспитатель:-

Зимой он в белом, словно снег,

А летом в сером он гуляет.

Он длинноухий и косой.

Скажите, дети, кто такой?

Дети:- Заяц.

Воспитатель:- Правильно, это заяц. Показывает картинку.

— Какого цвета шубка у зайца (серая)

— А зимой какая шубка становится (белая)

-Кто знает, почему заяц к зиме меняет шубку?

-Как зайцу зимой в белой шубке — тепло или холодно? Почему?

-Значит, какая у зайца зимой шубка: теплая или холодная?

-А вы знаете, что зайцы не всегда меняли шубку к зиме. Кто же научил зайца менять летнюю шубку на зимнюю? Сейчас вы это узнаете из русской народной сказки «Мороз и заяц». Хотите послушать? Садитесь удобнее.

Целый день метель метёт,

Сказки добрые плетёт.

Любите, ребята, сказки?

– Вижу, заблестели глазки!

Сказка начинается.

Чтение сказки.

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался :

—Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. Воспитатель:- Как вы понимаете слово одолеть? Что это значит (дети высказывают предположения)

—Не хвастай, Мороз, не одолеешь! — говорит заяц.

—Нет, одолею!

—Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

—Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

—Давай, — согласился заяц.

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да приговаривает:

-Зайцу тепло, зайцу жарко!

Греет, горит -Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать.

Отступился Мороз от зайца :

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подобрел Мороз, решил в знак примирения Зайцу подарок сделать. Подарил ему белую шубку. С той поры все зайцы осенью меняют серую шубку на белую. И им совсем не холодно.

Воспитатель:-

Как вы думаете, на снегу белого зайца хорошо видно? Почему?

Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки, на каждой из них спрятались зайчики. Попробуйте их найти.

Дети рассматривают картинки(3-4 шт). Воспитатель просит детей показать зайцев.

Воспитатель:- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Рукавичкой я взмахну,

Вас в зайчат всех превращу.

Были вы ребятами,

Станьте вы зайчатами!

Динамическая пауза «Зайчики»

Жили-были зайчики (Три пальца сжимают в кулак, указ. и средний – ушки)

На лесной опушке. (Разводят руки)

Жили-были зайчики (Три пальца сжимают в кулак; указ. и средний – ушки)

В беленькой избушке. (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.)

Мыли свои ушки, (Трут уши)

Мыли свои лапочки, (Моющие движения ладонями рук)

Наряжались зайчики (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки (Показывают, поочередно выставляя ногу на пятку).

Воспитатель:- Рукавичкой я взмахну,

Вас в ребят всех превращу.

Были вы зайчатами,

Станьте вы ребятами!

Садитесь.

Воспитатель:- Вспомните, как называется сказка, которую вы слушали? Вам понравилась сказка? Давайте вспомним её.

-Кого встретил Мороз в лесу?

-Чем хвастался Мороз?

-Заяц испугался Мороза?

— Какой заяц в этой сказке?

— А Мороз какой?

— Что подарил Мороз зайцу?

-Почему зайцы ходят в белых шубках только зимой?

Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Цель: установление причинно-следственных связей, развитие речи.

(воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают)

1) Зайцу было жарко в мороз, потому что…

2) Кора на деревьях лопается, пни трещат, потому что…

3)Мороз подарил зайцу белую шубку, потому что…

4) Морозу не удалось одолеть зайца, потому что…

5) Заяц носит зимой белую шубку, потому что…

Воспитатель:- Молодцы! Наверное, после этой сказки и появились пословицы и поговорки:

1.«Силен мороз, а зайца не одолеет». Как вы понимаете эту пословицу (высказывания детей)

2. «Тому мороз не страшен, кто ловок и отважен».

Давайте повторим эти выражения.

Рефлексия

Воспитатель:- Ребята, вам понравилась сказка?

-Вы внимательно слушали сказку. Расскажите, кто вам понравился из персонажей сказки, расскажите почему (ответы детей)

-Кому вы можете рассказать сказку «Мороз и заяц»?

Волшебные краски

Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.
Хочешь — нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь — нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, — пожалуйста. Нарисуй и садись на него.
Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице — усы, а кошке — горб, и будет собака рогатой, курица — усатой, а кошка — горбатой.
Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.
В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.
Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать.

Он нарисовал бабушке теплый платок, маме — нарядное платье, а отцу — охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам — большую-пребольшую школу.
Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.
На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:
— Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.
Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков — Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:
— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Так сказал Дед Мороз и удалился.
А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.
Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, — яркие, нарядные одежды.
Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.
Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…
Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников — руки трудолюбивого, настойчивого человека.

Анализ сказки Мороз и Заяц

Сказка Мороз и Заяц знакомит детей с окружающим миром. Она дает первые представления о временах года, природных явлениях (зимой сильный мороз, чтобы не замерзнуть – нужно двигаться), о повадках животных (зайчик прыгает, быстро бегает, зимой у него белая шуба). Чему учит сказка Мороз и Заяц – сопереживать и радоваться победе вместе с персонажами.

Виды детской деятельности:

Цель:
создание условий для развития связной речи и формирования способностей к творческому рассказу.

Задачи:
формировать способы обследования предмета (ощупать, погладить) с одновременным проговариванием свойств игрушки (называть ее признаки: цвет, размер, особенности внешнего вида);

связная речь:
формировать умение описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения;

словарь и грамматика:
активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закреплять представления о понятии «мебель»;

звуковая культура речи:
развивать выразительность речи;

воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.

Предварительная работа:
индивидуальные беседы с детьми об игрушках, фотовыставка «Моя любимая игрушка».

Методы и приёмы:

1. Наглядный — демонстрация, показ.

2. Практический — выполнение работы.

3. Словесный — беседа.

Оборудование и материалы:
2 куклы – большая и маленькая (у кукол разная длина волос и цвет), 2 комплекта цветных карандашей и бумаги.

Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности:
игровая, музыкальная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Задачи:
знакомить с русскими сказками, продолжать формировать умение внимательно слушать музыкальную композицию; развивать внимание, память;

воспитывать любовь к животным.

Целевые ориентиры дошкольного образования:
умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает русскую народную сказку «Мороз и заяц» и выражает свое отношение к ее персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании музыкальной композиции П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Предварительная работа:
разучивание стихотворения «Зима» И. З. Сурикова.

Материалы и оборудование:
иллюстрации: зимний пейзаж, зимующие птицы, животные в зимнем лесу, аудиозапись муз. композиции «Вальс снежных хлопьев»
(из балета «Щелкунчик» П. Чайковского)

1. Организационный момент. Повторение стихотворения «Зима» И. З. Сурикова.
(Золотой серпок. – М.: Малыш, 1994.)

Дети совместно с воспитателем проговаривают стихотворение.

2. Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц».

3. Беседа по вопросам.


Кого встретил Мороз в лесу?


Чем хвастался Мороз?


Удалось Морозу заморозить зайца? Почему?


Что подарил Мороз зайцу?


Почему зайцы ходят в белых шубках только зимой?

4. Задание «Составьте предложения».

1) Зайцу было жарко в мороз, потому что…

2) Мороз подарил зайцу белую шубку, потому что…

3) Кора на деревьях лопается, пни трещат, потому что…

4) Морозу не удалось заморозить зайца, потому что…

5. Слушание музыкальной композиции.

Дети слушают музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (муз. П. Чайковского).

6. Рассматривание иллюстраций: зимний пейзаж, зимующие птицы, животные в зимнем лесу и т. п.

7. Физкультминутка.

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.
Дети машут руками перед собой
.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.
Имитируют движения
.

8. Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались?

Информация для родителей:
Мороз и заяц — короткая русская народная сказка. В ней рассказывается о зайчике, которого пытался заморозить Мороз. Эта весёлая сказка будет интересна детям от 3 до 7 лет. Текст сказки «Мороз и заяц» написан забавно и просто, её можно читать на ночь детям. Приятного чтения вам и вашим малышам.

Русская сказка «Зимовье»

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:

— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.

— Ладно, — отвечает баран, — согласен.

Повстречали бык и баран свинью:

— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:

— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Согласился и кот.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:

— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:

— Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:

— Ку-ка-ре-ку-у!..

Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:

— Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Набежал бык, рогами волка в бок:

— У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..

А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:

— Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды 

— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутек.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им говорит: — Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон… Ой, бежимте, братцы!..

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: