Осмеяние человеческих недостатков в баснях крылова

Краткое содержание

В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.

На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.

Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.

Басня Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» –
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» –
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило». –
«А, так ты…» – «Я без души
Лето целое все пела». –
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

Отзыв на басню Крылова Стрекоза и муравей

Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

Стрекоза и муравей

Одной из самых популярных басен Крылова, является «Стрекоза и муравей», ее часто используют абитуриенты для поступления в актерский и театральный Вуз.

Эта басня стала и моей любимой, поскольку учит трудолюбию и преодолению каких либо препятствий на пути к намеченной цели.

Автор не зря выбрал главными героями басни Стрекозу и Муравья.

Как и присущи муравью как насекомому, качества трудоголика, он по сюжету басни работал все лето, запасая припасы на зиму. А легкомысленная Стрекоза же, не заботясь о собственном пропитании на будущее, и тем более о зимовке, проводила лето красное, порхая с ветки на ветку, с кустика на цветок и распевала песни. Как и многие люди, ей присуща та черта, которая отнюдь не является положительной – это жить одним днем, а там будь, что будет.

Стрекоза – как ей это и присуще, олицетворение праздности, легкомыслия и беспечности. Как результат беспечности она остается без средств к дальнейшему существованию долгой и холодной зимой. Поняв ошибку своей легкомысленности, Стрекоза просит помощи и приюта у Муравья, который предупреждал ее о том, что необходимо позаботиться о себе и о припасах на зиму.

Но поддержки у него она не нашла, Муравей не проявляет к ней милосердия и отказывает ей в приюте, поскольку считает, что беспечность должна быть наказана.

Мораль басни о трудолюбии должна быть применима не только в отношении одного человека, а страны в целом, заботясь об экономики и экологии и прочих проблем человечества.

Басня – это такое произведение, которое высмеивает пороки и недостатки общества в целом и каждого человека в отдельности. Действующими героями басен в основном являются животные, растения или просто вещи, олицетворяющие некие качества и характерные черты людей.

Анализ тематики и проблематики

Подробный разбор небольшого по объему произведения следует проводить по плану:

  1. Тема и основная мысль.
  2. Образы главных героев.
  3. Используемые художественные изобразительно-выразительные средства.

Какова тема басни, становится понятно сразу после прочтения. Три героя пытаются переместить воз. Но, поскольку каждый из них тянет телегу на себя, результата достичь им не удается. Проблематика, мораль произведения также достаточно очевидны

Чтобы выполнить какое-то действие, важно думать не только о себе, а стараться действовать сообща

Следующий пункт плана — характеристика действующих лиц. Это краткое описание героев. Их три. Крылов не дает подробностей, персонажи только называются. Их поведение соответствует реальным действиям животных в природе: птица стремится к полету, рак пятится, рыба жаждет плавать в воде.

Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, немногочисленны, но каждое из них настолько емкое, что позволяет создать особое звучание. Вот какие примеры можно привести:

  1. Фразеологические обороты («лезть из кожи вон»).
  2. Однородные подлежащие создают ощущение постепенности описываемого.
  3. Инверсия («кто виноват из них» — нарушение порядка слов, прямой порядок звучал бы «кто из них виноват»).
  4. Антонимы (виноват — прав).
  5. Элементы разговорной речи («вон», «ходу»).

Наконец, используется ирония — «воз и ныне там», а сам текст построен на аллегории. При работе над сочинением эти примеры можно выписать, чтобы в дальнейшем использовать для иллюстрации и подтверждения своих выводов.

Читать текст басни полностью


Иллюстрация у теме «Свинья под дубом» Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит,— Ей с Дубу ворон говорит,— Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». «Пусть сохнет,— говорит Свинья,— Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут,— Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут».


Картинка Под дубом вековым

Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Вариант 2

Каждая басня Ивана Андреевича Крылова – это захватывающая история с долгожданным поучительным концом. Героями его жанра являются хорошо знакомые представители мира животных, насекомых. Их образы, взаимоотношения и действия автор наполняет аллегориями. Именно поэтому читателю легко понять мысли автора.

Басня «Лебедь, рак да щука», изданная в 1816 году, заставляет читателя глубоко задуматься над незатейливым, на первый взгляд, сюжетом. На фоне природы лебедь, как представитель пернатых, пытается взлететь с возом в небеса. Он стремителен, но есть помехи, которые ему мешают это сделать. Щука не может иначе, как тянуть поклажу за собой в воду. Рак усердно тянет всех назад. Их воз остается несдвинутым, так как каждый из героев применяет силу лишь для того, чтобы увлечь его за собой в противоположную сторону. Каждый из действующих героев старательно выполняет то, что ему под силу, следуя в том направлении, где находится его среда обитания. Однако именно в этом автор и сосредотачивает проблему, указывая на то, что каждый думает только о себе. Среди участников действий нет общности, единого мнения, благодаря которому все были бы удовлетворены и смогли достигнуть цели гораздо быстрее.

Таким образом, главная мысль заключена в том, что без единства каких-либо черт характеров людей, без командного духа справиться с подобным вопросом не получится. Автором избраны герои совершенно разных групп, видов. Так он подчеркнул, что великая разница между персонажами порой напоминает разницу в интересах, устремлениях людей, которые противятся прийти к общему мнению.

И. А. Крылов высмеивает не каждого из них, а в целом выражает иронию над ситуацией, которую они создали. Ситуация, которая сложилась в результате разобщенных действий трех героев в басне И. А. Крылова, наводит на поучительную мысль о том, что человек не может существовать в одиночестве в целом, также он н е может успешно действовать в составе команды, если нет между людьми общих интересов. Фразой «а воз и ныне там» автор высмеивает нежелание людей, участвующих в чем-либо найти выход, чтобы пойти на компромисс, иначе дело не сдвинется с места. Он показывает, к чему приводит подобное упрямство.

Произведение И. А. Крылова актуально во все времена. Его фразы повторяются из поколения в поколение, легко запоминаются, вызывают улыбку. Но главное, являются поучительным уроком, о котором нужно задуматься.

Мораль и анализ произведения

  • Время написания — 1814 год, примерно в мае месяце.
  • Впервые опубликована: «Новые басни», 1816 г., ч. IV, стр. 10.
  • Басня написана в классическом жанре.
  • Размер произведения – разностопный ямб.
  • Язык изложения – сочный и яркий, строки афористичные.
  • Действующие герои — Лебедь и Щука взяты из русских сказок, а также Рак.

Многие литературоведы считают, что поводом для написания басни, стало высмеивание внешней политики империи. Существует мнение, что в основу сюжета вложена неповоротливость работы Государственного совета.

В тексте произведения несколько раз говорится, что персонажи, вроде, действуют «вместе», втроем, «из кожи лезут»: так сильно стараются! Однако, у героев выходит только казус – птица-лебедь «рвется в облака», рак «пятится» назад, а рыба тянет в реку. Писатель Тургенев не судит героев, но факт в том, что воз и ныне там, где он был.

Мораль басни: каждый человек имеет свое видение для решения проблемы, но без компромисса и согласия, ее не решить. Так часто и случается в жизни: «не дело, только мука».

История создания

Неслучайно Крылов написал это произведение в период Русско-французской войны. В роли волка автор представил Наполеона, который желал устроить переговоры с русскими. Ловчий — это генерал Кутузов, который на протяжении всего времени не велся на провокации со стороны врага. Кроме того, что в произведении четко прописана мораль, «Волк на псарне» также олицетворяет патриотизм и любовь к родине.

«Уроки французского» краткое содержание рассказа Валентина Распутина по главам – читать пересказ онлайн

Название сказки имеет двойственный смысл и подчеркивает безвыходное положение, в котором оказался Наполеон, когда занял Москву после Бородинского сражения. Когда он столкнулся с сильным противником, предложил заключить мировое соглашение. Все эти действия имеют много общего с персонажем из басни. Очевидно, что эта просьба насквозь пропитана лживыми обещаниями, которые возникли в результате безвыходного положения.

После того как закончилось Бородинское сражение и французское войско отступило, Наполеон понимал, что проиграл. Теперь по «правилам войны» нужно сдаться или подписать перемирие. Но, как и в произведении Крылова, Кутузов не поверил врагу. Тот, кто вторгся в чужую страну с плохими намерениями, не заслуживает пощады.

С.Михалков — Две подруги

«Красиво ты живешь,Любезная сестрица! -Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. -На чем ты ешь и пьешь,На чем сидишь,Куда ни глянешь — все из-за границы!» -«Ах, если б, душенька, ты знала, -Со вздохом Крыса отвечала, -Я вечно что-нибудь ищу!Я день-деньской в бегах за заграничным -Все наше кажется мне серым и обычным,Я лишь заморское к себе в нору тащуВот волос из турецкого дивана!Вот лоскуток персидского ковра!А этот нежный пух достали мне вчера -Он африканский. Он от Пеликана!» -«А что ты ешь? — спросила Крысу Мышь -Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!» -«Ах, душенька! — ей Крыса отвечала. -Тут на меня ничем не угодишь!Вот разве только хлеб я ем и сало!..»

x x x

Мы знаем, есть еще семейки,Где наше хают и бранят,Где с умилением глядятНа заграничные наклейки…А сало… русское едят!

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.

Слон и Моська

«Слон и Моська» очень короткая басня, имеющая глубокий смысл для тех, кто осмыслит и найдет все это. Некоторые не пытаются копаться так далеко а, поверхностно судят, что Моська действительно хотела показать себя не слону, а тем, кто думает о нём плохо. И в этом они правы.

Основной смысл заключается в его разновидности, так как мнения по этому поводу расходятся. Слон олицетворяет мощь и силу, которые относительно отсутствуют в собаке.

Возле слона она маленькая и беззащитная, нападая на слона, она якобы проявляет у всех на глазах мужество и храбрость, которых, наверное, у нее и нет вовсе. Однако это не останавливает Моську, и она продолжает не падать духом и действовать по намеченному плану, когда в позже признается, что нарочно вела себя так.

Своим поведением Моська хочет защитить себя от врагов ниже рангом, чем слон, а может и добивается этого. Автор нам оставляет подумать об этом и поразмыслить над тем, кто прав и нет.

Возможно, этими действиями она дала отпор врагам и зевакам, доносящим им о произошедшем изумительном случае, где главным героем выступает она. Слон в свою очередь не злится, поддержав позицию Моськи воспользоваться его могуществом и славой силой, тем самым выражая великодушие и доброту слабым.

В наше время такой случай происходит, когда люди пытаются устроиться на работу, они всячески пытаются показать себя в лучшем свете. Хотя и не лают, как Моська, однако конкурента могут хорошенечко ужалить вопреки правде и справедливости, лишь не сбиться с колеи и победить, не смотря ни на что.

Кому что, но каждый, прочитав эту басню, найдет в нём, то, что необходимо его окружению и выведет свой смысл.

Нужный осёл

Обед давали у Вола. Хлев переполнен был гостями, А стол — харчами. Пора бы уж гостям и сесть вокруг стола, Но тут разнёсся слух: «К обеду ждут Осла! Как только он изволит появиться, Хозяйка знак подаст — гостям за стол садиться!» Вот долгожданный гость явился наконец. Напротив племенной Коровы Посажен он в кругу Овец

Хозяин налил всем: «Так будем же здоровы! Внимание! Осёл имеет слово!» Весёлые умолкли голоса. Как наш Осёл завел… насчет овса! Почём теперь овёс, да как овёс хранится, Да почему сытней он, чем пшеница… Он говорит уж полчаса

Один Баран успел напиться, Заснула старая Овца, А речи про овёс всё нет и нет конца: Ослу невмочь остановиться! Уже гостям ни есть, ни пить, ни петь. И начали ряды гостей редеть. Окончен бал, как говорится. Охрипшего Осла остался слушать Вол… Как мог такой Осёл попасть к Волу за стол? Ужели он с Волом был так сердечно дружен? Осел в почёте был. Осел Волу был нужен: Когда б кормушками на скотном он не ведал, Он у Вола бы не обедал!

Непьющий воробей

Случилось это Во время птичьего банкета: Заметил Дятел-тамада, Когда бокалы гости поднимали, Что у Воробушки в бокале — Вода! Фруктовая вода!! Подняли гости шум, все возмущаться стали, «Штрафной» налили Воробью. А он твердит своё: «Не пью! Не пью! Не пью!» — «Не поддержать друзей? Уж я на что больная, — Вопит Сова, — а всё же пью до дна я!» — «Где ж это видано, не выпить за леса И за родные небеса?!» — Со всех сторон стола несутся голоса. Что делать? Воробей приклювил полбокала. «Нет! Нет! — ему кричат. — Не выйдет! Мало! Мало! Раз взялся пить, так пей уже до дна! А ну налить ему еще бокал вина!» Наш скромный трезвенник недолго продержался — Все разошлись, он под столом остался… С тех пор прошло немало лет, Но Воробью теперь нигде проходу нет, И где бы он ни появился, Везде ему глядят и шепчут вслед: «Ах, как он пьёт!», «Ах, как он разложился!», «Вы слышали? На днях опять напился!», «Вы знаете? Бросает он семью!» Напрасно Воробей кричит: «Не пью-ю! Не пью-ю-ю!!» —

Иной, бывает, промахнётся (Бедняга сам тому не рад!), Исправится, за ум возьмётся, Ни разу больше не споткнётся, Живёт умней, скромней стократ. Но если где одним хоть словом Его коснется разговор, Есть люди, что ему готовы Припомнить старое в укор: Мол, точно вспомнить трудновато, В каком году, каким числом… Но где-то, кажется, когда-то С ним что-то было под столом!…

Мораль басни «Заяц во хмелю»

Уроки, изложенные в морали басни Заяц во хмелю, могут быть поняты с разных точек зрения. Они нас учат, как выкрутиться из опасного положения. Что ж, проанализируем суть басни подробнее.

Так на примере Зайца писатель показывает, как нехорошо злоупотреблять спиртными напитками, насколько это малопривлекательно выглядит и даже может навредить. Но ведь от такого казуса никто не застрахован, и подобная неприятность может произойти нечаянно с любым взрослым. Далее некрасиво быть нетрезвым, но еще некрасивей выглядит хвастовство Зайца, которому лишь хмель добавил смелости, а в реальности он трус и очень боится Льва.

Другое видение поступка Зайца — наш герой умен. Понимая, что ему не справиться с хищником силой, он все-таки придумал способ избежать зубов Льва – принялся нахваливать его семью.

Конечно, унижаться и подхалимничать все время – стыдно и некрасиво, но в опасной ситуации мудрые слова помогут избежать беды!

Анализ басни «Лиса и Бобер»

В басне «Лиса и Бобер» Автор выносит на суд читателя и слушателя некий отрывок из жизни седого Бобра, который бросает свою жену ради рыжей вертихвостки Лисы, польстившейся на его богатства. Однако вскоре все становится на свои места: Бобру в новом доме не достает тепла и заботы, Лиса становится не такой уж и привлекательной, как раньше, при этом она совсем не меняет своих привычек и продолжает гулять и распылять свою жизнь вне общей с новым спутником жизни.

Оступившийся, разочарованный герой надеется вернуться к своей доброй Бобрихе, но та, обиженная и обозленная, по понятным всем причинам не отворяет дверь. А Лиса в это время, не теряя момента, заполняет пустое местечко новым глупцом, где вернувшемуся от безысходности Бобру нет даже, где приткнуться.

Вот вам и результат: не беги от счастливой жизни к манящему неизвестному. Вспомни, что когда-то и твоя жена была молода и прекрасна, свежа и весела. Если она изменилась, это не только ее вина, сделай все возможное, чтобы она сияла, как и прежде, и тогда никакие рыжие красотки не смогут соперничать с любимой и такой родной женщиной.

Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщён!Какую критику сейчас услышит он?Не будет ли жесток звериный суд?Низвергнут? Или вознесут?Ценители пришли. Картину Слон открыл.Кто дальше встал, кто подошел поближе.»Ну, что же, — начал Крокодил, -Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» -«Что Нила нет, в том нет большой беды! -Сказал Тюлень

— Но где снега? Где льды?» -«Позвольте! — удивился Крот. -Есть кое-что важней, чем лёд!Забыл художник огород». -«Хрю-хрю, — заметила Свинья, -Картина удалась, друзья!Но с точки зренья нас, свиней,Должны быть жёлуди на ней».Все пожеланья принял Слон.Опять за краски взялся онИ всем друзьям по мере силСлоновьей кистью угодил,Изобразив снега, и лед,И Нил, и дуб, и огород,И даже — мёд!(На случай, если вдруг МедведьПридёт картину посмотреть…)Картина у Слона готова,Друзей созвал художник снова.Взглянули гости на пейзажИ прошептали: «Ералаш!»

 —

Мой друг! Не будь таким Слоном:Советам следуй, но с умом!На всех друзей не угодишь,Себе же только навредишь.

Что высмеивает басня «Лебедь, Щука и Рак»: объяснение

Басня «Лебедь Щука и Рак» Всем известно, что небылица всегда высмеивает события, людей или их поступки при помощи олицетворения их в персонажах произведения. Что высмеивает басня «Лебедь, Щука и Рак»? Вот объяснение:

Можно сказать, что Крылов смеется над эгоизмом, чванством, неумением понять не только нужды другого человека, но и правила общего дела. Герои имеют общее желание достигнуть цели. Но оно ничего не значит, если нет единомыслия. Соответственно, если не делать ничего сообща, то понятие «коллективный труд» теряет смысл. Оно становится абсурдным. Именно это и показывает автор.

Нелепые потуги животных сдвинуть с места воз – лишь пустая трата эмоций и энергии. Позитивный результат без объединения сил невозможен. Однако герои упорно не желают этого понимать. Каждый считает, что он умнее другого, и лишь он знает как нужно действовать в данной ситуации. А ведь своих товарищей нельзя недооценивать. И иногда стоит думать не только о себе, но и о великой цели, ради которой все прилагают усилия.

Краткая биография

Иван Андреевич Крылов, 1769–1844 (рис. 1), прожил долгую жизнь, был свидетелем важных исторических событий для нашей страны, одно из них – Отечественная война 1812 года.

Рис. 1. Иван Андреевич Крылов (Источник)

В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку. Руководителем ее был его друг Алексей Николаевич Оленин (рис. 2).

Рис. 2. Алексей Николаевич Оленин (Источник)

В течение 30 лет Иван Андреевич служил в библиотеке.

Война 1812 года сопровождалась широким общественным подъемом. Писатель написал несколько басен, посвящённых этому событию. Одна из них – «Волк на псарне».

https://www.youtube.com/watch?v=HM5UfleSmkc

Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»: задачи

Басня «Лебедь Щука и Рак» Задача любой басни — это научить чему-то ребенка или даже взрослого человека. Ведь литератор именно этого и добился. Он хотел, чтобы его творения приводили людей к созданию правильных решений. Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»? Вот ответ:

Можно сказать, что басня учит основам партнерства и главному принципу работы в команде. Пожалуй, именно умение сплотиться в нужный момент и делает группу людей коллективом. Его члены совершают действия ради общей цели, к которой стремятся достигнуть. Если каждый член коллектива будет применять свои методики и выберет свою стезю развития, это общее дело станет обречено на крах.

На примере героев можно наглядно увидеть, что будет, если брезговать простыми правилами товарищества и братства, быть эгоистом, игнорировать других. Какими бы благими не были цели, но в данном случае, слепой индивидуализм до добра не доводит.

Сергей Михалков — Осторожные птицы

Топтыгин занемог: вскочил чиряк на шее -Ни сесть ему, ни лечь, ни охнуть, ни вздохнутьИ не уснуть.Вот Дятла он велит к себе позвать скорее,Чтоб тот чиряк немедленно проткнуть.За Дятлом послано… Как лекарь появился,Он тотчас же, и так и сяк,Со всех сторон обследовал чиряк,Но вскрыть его, однако, не решился,Топтыгину сказав при этом так:»Уж если сам, злодей, до ночи не прорветсяИ протыкать его придется,То следует созвать совет из лекарей.К тому ж у Филина, известно, клюв острей!»За Филином, за Петухом послали…Глаз не сомкнул больной всю ночь.На утренней заре врачи слетаться стали,Слетелись и… сидят — решают, как помочь.И сообща приходят к мненью:»Чиряк покамест не вскрывать!А если к вечеру не будет облегченья,Опять собраться всем и Журавля позвать,Поскольку у него и глаз вернееИ клюв длиннее!»Тем временем Медведь, ворочаясь в углу,Вдруг ненароком придавил Пчелу.И храбрая Пчела, как это ей пристало,Жужжа в шерсти, свое вонзила жало.И ожил наш Медведь! Пчела его спасла!Вздохнули лекари: им тоже легче стало.Не потому, что жало в цель попало,А потому, что малая ПчелаС них, так сказать, ответственность сняла!..

x x x

Перестраховщики! Я басню вам прочелНе для того, чтоб вы надеялись на пчел!

История создания басни Лебедь рак и Щука: как это было?

Басня «Лебедь Щука и Рак» Всегда интересно, когда было написано то или иное произведение и как это было в те времена — как происходила публикация. Вот история создания басни «Лебедь, Щука и Рак»:

Творение было написано в 1814 году. Опубликовано в сборнике «Новые басни» в 1816 году. Многие критики склонны полагать, что имеется аллегория и намек на политические события того времени. Общество было недовольно действиями политических союзников – в данном случае, императора Александра I. Но есть и вторая версия, по которой герои басни – это члены государственного совета. Этот совет портил положение страны своими постоянными разногласиями, рождая общую нестабильность и нагнетая обстановку. Страна и была тем самым возом, который лебедь, рак и щука никак не могли сдвинуть с места.

Эта версия достаточно реалистична. Ведь довольно часто писатели и поэты прибегали к вымышленным образам, чтобы завуалировать те социальные и политические призывы, мысли и идеи, которые, они прописывали «между строк». Явно написанные эти призывы и фразы, никогда не прошли бы цензуру и не увидели свет, не возымели действия, а так и остались бы пылиться в столе литератора в виде рукописей. Басня помогает скрыть смысл, но в то же время рассказать о наболевшем.

Басня «Лиса и Бобер»

Лиса приметила Бобра: И в шубе у него довольно серебра, И он один из тех Бобров, Что из семейства мастеров, Ну, словом, с некоторых пор Лисе понравился Бобер! Лиса ночей не спит: «Уж я ли не хитра? Уж я ли не ловка к тому же? Чем я своих подружек хуже? Мне тоже при себе пора Иметь Бобра!» Вот Лисонька моя, охотясь за Бобром, Знай вертит перед ним хвостом, Знай шепчет нежные слова О том, о сем… Седая у Бобра вскружилась голова, И, потеряв покой и сон, Свою Бобриху бросил он, Решив, что для него, Бобра, Глупа Бобриха и стара… Спускаясь как-то к водопою, Окликнул друга старый Еж: «Привет, Бобер! Ну, как живешь Ты с этой… как ее… с Лисою?» «Эх, друг!- Бобер ему в ответ.- Житья-то у меня и нет! Лишь утки на уме у ней да куры: То ужин — там, то здесь — обед! Из рыжей стала черно-бурой! Ей все гулять бы да рядиться, Я — в дом, она, плутовка,- в дверь. Скажу тебе, как зверю зверь: Поверь, Сейчас мне впору хоть топиться!.. Уж я подумывал, признаться, Назад к себе — домой податься! Жена простит меня, Бобра,- Я знаю, как она добра…» «Беги домой,- заметил Еж,- Не то, дружище, пропадешь!..» Вот прибежал Бобер домой: «Бобриха, двери мне открой!» А та в ответ: «Не отопру! Иди к своей Лисе в нору!» Что делать? Он к Лисе во двор! Пришел. А там — другой Бобер! Смысл басни сей полезен и здоров Не так для рыжих Лис, как для седых Бобров!

Анализ басни «Грибы»

Мухомор — гриб заметный, с выразительной окраской, но при всей своей привлекательности, он ядовит.

Разумная природа наделила его яркой шляпой для того, чтобы предупредить людей об опасности. Красный цвет — угроза.

Белый Гриб — незаметен, находясь в тени елочки, но это царский гриб, благородный, самый вкусный, ароматный и питательный. Его ценность известна всем.

Приятные внешние данные – это вовсе не подтверждение глубины души, чуткости и отзывчивости характера, порядочности и доброты.

Как часто случается, что первое знакомство с человеком бывает обманчиво. Прежде, чем сформировать какое-то мнение, необходимо присмотреться к человеку, узнать его, понять богатство его внутреннего мира.

Самовлюбленные люди любят себя нахваливать. Добрые же дорожат своими ценностями, они скромны, порядочны и немногословны.

Басни Сергея Владимировича Михалкова – удачный пример внешней лаконичности стиха и его глубокой внутренней философии. Выбирая басенный жанр, автор в коротком шестистишии выразил неоспоримую истину о том, что внешняя привлекательность не свидетельствует о золотом характере человека и уж точно не являлась мерилом ценности его личности

Внешне яркий, исключительно нарядный, далеко заметный на полянке Мухомор никогда не перестанет быть обычной поганкой, грибом бесполезным и вредным среди других, его окружающих

Но крикливая псевдокрасота Мухомора весьма опасна: привлекая к себе внимание неопытных грибников и некоторых животных, он создаёт угрозу их здоровью. Мудрым своим решением матушка природа подарила Мухомору нарядную шляпу не для привлечения к нему людей и животных

Напротив, внешний вид красивого гриба призван предупреждать: «Я опасен, обходите меня стороной!».

За видимой частью басенного сюжета скрыто жизненное правило – не доверять людям, превозносящим свою физическую красоту над порядочностью и добротой.

Михалков явно применяет приём противопоставления в басне, когда приводит образ благородного Белого Гриба, застенчиво притихшего под ёлкой. Этот фрагмент удачно иллюстрирует скрытый смысл народной мудрости: «Молчание – золото». Но почему такая немногословность в народе всегда ценилось высоко? Не секрет, что часто болтливыми оказываются именно пустословы, глупцы и поверхностные люди. А мудрец никогда своё мнение окружающим не навязывает и терпеливо наблюдает, как опрометчиво себя изобличает вселенская глупость. Да и позиция «за кадром» для Белого Гриба означает для него безопасность (его никто из грибников и животных не трогает, сохраняя ему жизнь под солнцем). Миру известно множество случаев, когда излишняя болтливость грозила людям смертельной опасностью. Вот почему автор и читатель с большим уважением относятся именно к скромному Белому Грибу.

От внимательного читателя, умеющего проникать мыслью между строк, не скроется ни одна деталь басенного текста, ни одно из авторских умозаключений. Автор словно предлагает читателю примерить модное одеяние Мухомора и скромное рубище Белого Гриба, решая, что ему ближе: наглое пустословие либо молчаливая мудрость

Человеку важно понять, что он сам из себя представляет, красив ли он душой, или его прекрасные одежды скрывают нравственное уродство, отталкивающее и пугающее всех, кто оказывается рядом.

Мораль михалковской басни очевидна, но двойственна: с одной стороны, мудрое безмолвие – гарантия личного спокойствия, но, с другой стороны, это и часто причина несправедливого забвения. Отсюда следует ещё одна жизненная ирония: настоящим, умным людям часто в жизни пробиться к успеху невероятно трудно, они нуждаются в помощи сильных, наиболее приспособленных к реальности людям. В этом смысле, Мухомор Михалкова в басне «Грибы» значительно выигрывает перед Белым Грибом, и это происходит неизбежно, к великому авторскому сожалении…

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.Бросался всем в глаза его нахальный вид:- Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.И потому его никто не замечал…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: