Зачем крылов высмеивает пороки. какие недостатки высмеивал крылов в своих баснях

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного.

Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетел к дереву, он оглянулся — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, орёл разорвал рыбу и накормил детей.

История создания басни Лебедь рак и Щука: как это было?

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Всегда интересно, когда было написано то или иное произведение и как это было в те времена — как происходила публикация. Вот история создания басни «Лебедь, Щука и Рак»:

Творение было написано в 1814 году. Опубликовано в сборнике «Новые басни» в 1816 году. Многие критики склонны полагать, что имеется аллегория и намек на политические события того времени. Общество было недовольно действиями политических союзников – в данном случае, императора Александра I. Но есть и вторая версия, по которой герои басни – это члены государственного совета. Этот совет портил положение страны своими постоянными разногласиями, рождая общую нестабильность и нагнетая обстановку. Страна и была тем самым возом, который лебедь, рак и щука никак не могли сдвинуть с места.

Эта версия достаточно реалистична. Ведь довольно часто писатели и поэты прибегали к вымышленным образам, чтобы завуалировать те социальные и политические призывы, мысли и идеи, которые, они прописывали «между строк». Явно написанные эти призывы и фразы, никогда не прошли бы цензуру и не увидели свет, не возымели действия, а так и остались бы пылиться в столе литератора в виде рукописей. Басня помогает скрыть смысл, но в то же время рассказать о наболевшем.

Мораль басни «Волк и Ягненок»: своими словами

Басня «Волк и Ягненок» Данное произведение имеет не типичную структуру, ведь оно не заканчивается моралью (как все остальные), а начинается с нее. Вот своими словами мораль басни «Волк и Ягненок»:

Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто.

Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации. Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.

Естественно, последние полагают, что отстаивают общие интересы. Но есть и те из них, кто думает только о себе и использует свое служебное положение. Как правило, таким невозможно что-либо доказать. Если они считают, что человек повинен в чем-то, то у него нет иной дороги, кроме как понести наказание. Поскольку его аргументы никто не будет слушать.

Также волками могут быть и любители оклеветать кого-либо, опорочить доброе имя только лишь из антипатии, создать другим проблемы для того, чтобы добиться своего. Осмеиваются злоупотребление властью и полномочиями, подлость и лживость.

План к басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные пункты, разбор

Басня «Лебедь Щука и Рак» Существует несколько схем и принципов, по которым можно было бы разбить басню «Лебедь, Щука и Рак» на составные пункты. Самым простым вариантом можно назвать именно этот — план с разбором:

  1. Начало и завязка сюжета — своеобразная мораль.
  2. Общее решение героев — они осознают необходимость тянуть воз.
  3. Действие и его особенности — вместо того, чтобы действовать сообща, они тянут каждый в свою сторону, вопреки всем канонам и здравому смыслу.

На основании такого плана уже понятно, как нужно рассказывать басню, почему такие действия в ней происходят и чем все закончится. Можно просто и быстро пересказать небылицу, основываясь на пункты этого плана.

Читать все басни Ивана Андреевича Крылова:

Алкид Апеллес и Осленок Бедный Богач Безбожники Белка Белка Богач и Поэт Бочка Бритвы Булат Булыжник и Алмаз Бумажный Змей Василек Вельможа Вельможа и Философ Водолазы Водопад и Ручей Волк и Волченок Волк и Журавль Волк и Кот Волк и Кукушка Волк и Лисица Волк и Мышонок Волк и Пастухи Волк и Ягненок Волк на псарне Волки и Овцы Ворона Ворона и Курица Ворона и Лисица Вороненок Воспитание Льва Голик Госпожа и две Служанки Гребень Гуси Два Голубя Два извозчика Два Мальчика Два Мужика Две Бочки Две Собаки Демьянова уха Дерево Дикие Козы Добрая Лисица Дуб и Трость Заяц на ловле Зеркало и Обезьяна Змея Змея и Овца К другу моему К соловью (Отчего сей свист унылый…) Камень и Червяк Картина Квартет Клеветник и Змея Колос Комар и волк Комар и Пастух Конь Конь и Всадник Кот и Повар Котел и Горшок Котенок и Скворец Кошка и Соловей Крестьяне и Река Крестьянин в беде Крестьянин и Змея Крестьянин и Змея Крестьянин и Змея Крестьянин и Лисица Крестьянин и Лисица Крестьянин и Лошадь Крестьянин и Овца Крестьянин и Работник Крестьянин и Разбойник Крестьянин и Смерть Крестьянин и Собака Крестьянин и Топор Кукушка и Горлинка Кукушка и Орел Кукушка и Петух Купец Лань и Дервиш Ларчик Лебедь, Щука и Рак Лев Лев и Барс Лев и Волк Лев и Комар Лев и Лисица Лев и Мышь Лев и человек Лев на ловле Лев состаревшийся Лев, Серна и Лиса Лещи Лжец Лиса Лиса-Строитель Лисица и Виноград Лисица и Осел Лисица и Сурок Листы и Корни Любопытный Лягушка и Вол Лягушка и Юпитер Лягушки, просящие Царя Мальчик и Змея Мальчик и Червяк Мартышка и Очки Медведь в сетях Медведь у Пчел Мельник Механик Мешок Мирон Мирская сходка Мор Зверей Мот и Ласточка Музыканты Муравей Муха и Дорожные Муха и Пчела Мыши Мышь и Крыса Напраслина Новопожалованный Осел Обед у медведя Обезьяна Обезьяны Обоз Овцы и Собаки Огородник и Философ Ода Уединение (Среди лесов, стремнин и гор…) Олень и Заяц Оракул Орел и Крот Орел и Куры Орел и Паук Орел и Пчела Осел Осел и Заяц Осел и Мужик Осел и Соловей Осёл Откупщик и Сапожник Охотник Павлин и Соловей Парнас Пастух Пастух и Море Паук и Гром Паук и Пчела Пестрые Овцы Петух и Жемчужное Зерно Пир Письмо о пользе желаний (Наскуча век желаньями терзаться…) Пловец и Море Плотичка Подагра и Паук Подсвечник и Огарок Пожар и Алмаз Послание о пользе страстей (Почто, мой друг, кричишь ты так на страсти…) Похороны Прихожанин Прохожие и собаки Пруд и Река Пустынник и Медведь Пушки и Паруса Пчела и Мухи Разбойник и Извозчик Разборчивая Невеста Раздел Роди́ны Роща и Огонь Ручей Рыбья пляска Рыцарь Свинья Свинья под Дубом Синица Скворец Скупой Скупой и Курица Слон в случае Слон и Моська Слон на воеводстве Собака Собака и Лошадь Собака, Человек, Кошка и Сокол Собачья дружба Совет Мышей Сокол и Червяк Соловьи Сонет к Нине (Нет мира для меня…) Сочинитель и Разбойник Старик и трое Молодых Стрекоза и Муравей Стыдливый игрок (Случилось некогда мне быть в шумливом мире…) Судьба игроков (Вчерась приятеля в карете видел я…) Тень и Человек Три Мужика Тришкин кафтан Троеженец Трудолюбивый Медведь Туча Убогий этот дом Василий Климыч Злов… Федул твердит, что Фока плут… Филин и Осел Фортуна в гостях Фортуна и Нищий Хмель Хозяин и Мыши Цветы Червонец Червонец и Полушка Чиж и Голубь Чиж и Еж Щука Щука и Кот Эпиграмма рецензенту поэмы «Руслан и Людмила» (Напрасно говорят, что критика легка…) Ягненок «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Рассказы для детей средней группы детского сада

Толстой Лев Николаевич «Булька»

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами.

Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка.

Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил.

Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее.

Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.

Толстой Лев Николаевич «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Толстой Лев Николаевич «Котёнок»

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами.

Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять.

Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Толстой Лев Николаевич «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

Толстой Лев Николаевич «Собака и её тень»

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Толстой Лев Николаевич «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Анализ 3

Эту басню написал Иван Андреевич Крылов, на его счету много произведений, в которых он высмеивает трусость жадность, глупость и другие пороки человека с помощью аллегорического приема.

Басня — это небольшое произведение написанное в стихотворной форме. С ее помощью обличают различные проблемы. В иносказательной форме можно выражать мысли и не бояться наказания. Хотя все понимают о ком или о чем идет речь, прямых доказательств нет, этим и удобна басня.

В нашем произведении пойдет речь о трех героях, которые решили объединить усилия, чтобы сдвинуть с места воз. Договориться, как это сделать, у товарищей не получилось. Каждый думал, что делает правильно, поэтому так у них ничего не получилось. На примере басни становится видно, что каждый должен заниматься своим делом которое он знает и может сделать лучше чем другой. Допустим лебедь прекрасно летает поэтому он даже если захочет то не сможет быть таким же искусным извозчиком как лошадь. Так же как щука, которая плавает и ее стихия вода, ей тоже не под силу тащить воз. Писатель на рассказывая про животных птиц и рыб показывает как не надо поступать. И что же все таки надо сделать чтобы дело стало спориться? Прежде всего должна быть договоренность между товарищами в какой последовательности и как делать. Только тогда можно в короткий срок добиться успеха.

При помощи басни поэт нам указывает на промахи и недостатки других и показывает как сделать чтобы исправить положение. В нашей басне автор подытоживает деятельность друзей и сетует на то, что если нет согласья между ними, то и дела не будет.

Отличия и сходства басен Толстого и Крылова

Если мы начнём басни Толстого читать, мы сразу увидим и знакомые образы, и те, что отличаются от привычного. Всё дело в разном подходе. Так, например, и Толстой, и Крылов иногда заменяли персонажей и заголовки в баснях Эзопа. Их делали ближе к привычным нам реалиям. Так, например, в басне «Мужик и Водяной» изначально был греческий бог Гермес. Но понятно, что крестьянским детям история становилась понятнее с более близкими персонажами.

С другой стороны, иногда Толстой всё же отходил от столь ценимого им оригинала. Например, басня «Стрекоза и муравей» была уже настолько известна с этими персонажами, что переводить на русский так, как того требовал оригинал (стрекоза и жук), пожалуй, не стоило. Поэтому эту басню Толстого можно прочитать в его авторском переложении, но с персонажами Крылова.

В то же время, в переводах Крылова и Лафонтена ворона и лисица спорят из-за куска сыра. Толстой подчёркивал противоестественность такого сюжета: ни одно из этих животных не питается сыром. И у него, как и в оригинале у Эзопа, ворона держит в клюве кусок мяса.

Информация:

Значение

Львиная доля — большая и лучшая часть чего-нибудь. (Толковый словарь русского языка (1992) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова)

Происхождение выражения

Выражение восходит к басне «Лев, Осел и Лисица» древнегреческого мудреца и баснописца Эзопа (VI век до н. э.). В этой басне Лев, Осел и Лисица поймали добычу. При дележе Лев забрал себе всё, пользуясь своей силой:
Лев, осел и лисица решили жить вместе и отправились на охоту.Они наловили много добычи, и лев велел ослу ее поделить.Осел поделил добычу на три равные доли и предложил льву выбирать;рассердился лев, сожрал осла, а делить приказал лисе.Лисица собрала всю добычу в одну кучу, а себе оставила лишь маленькую частичку и предложила льву сделать выбор.Спросил ее лев, кто научил ее так хорошо делать, а лисица ответила: «Погибший осел!»— Эзоп, «Лев, Осел и Лисица», перевод М.Л. Гаспарова

Этот сюжет был позже использован Федром, Лафонтеном и другими баснописцами. Так, у русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844) имеется схожая басня «Лев на ловле» (1808):

Басня Лев на ловле

Собака, Лев да Волк с ЛисойВ соседстве как-то жили,И вот какойМежду собойОни завет все положили:Чтоб им зверей съобща ловить,И что наловится, всё поровну делить.Не знаю, как и чем, а знаю, что сначалаЛиса оленя поймалаИ шлёт к товарищам послов,Чтоб шли делить счастливый лов:Добыча, право, недурнаяПришли, пришел и Лев; он, когти разминаяИ озираючи товарищей кругом,Делёж располагаетИ говорит: «Мы, братцы, вчетвером. –И начетверо он оленя раздирает. –Теперь давай делить! Смотрите же, друзья:Вот эта часть мояПо договору;Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;Вот эта мне за то, что всех сильнее я;А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,Тот с места жив не встанет».

Эта же тема встречается у Тредиаковского, Сумарокова, В. Майкова, Хемницера, Державина Г.Р.

Выражение в иностранных языках

Выражение применяется и в английском языке — lion’s share (львиная доля). Оно указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992, где отмечается, что в английском языке выражение применяется с конца 18 века и также связана с басней Эзопа.

Басня Крылова Листы и корни

Басня Крылова «Листы и Корни» — глубокое произведение о проблемах общества, государства, несоответствии интересов и представлений о своей значимости для общего дела тех, кто является его движущей силой и тех, кто это общество представляет.

Басня Листы и корни читать

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».

Мораль басни Листы и корни

Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.

Басня Листы и корни — анализ

Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.

«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

deti-online.com

Басня Крылова «Волк и Ягненок»: жизненные примеры


Пример из жизни одноклассников по басне «Волк и Ягненок» Закрепим теперь пройденный материал примерами из жизни. Они помогут понять суть небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Волк и Ягненок»:

Пример 1:

Папа рассказывал, что когда он служил в армии, существовало негласное правило – новенький должен отдавать старослужащему свою порцию масла, которая дается за обедом. Это считалось данью уважения. Если же молодой солдат противился, то его ожидало наказание.

Конечно же, вся рота безропотно выполняла волю сержантов. Отец отказался. Разумеется, вначале ему досталось от старослужащих. А после его назначили на два месяца «вечным дежурным по роте». Только лишь за то, что он осмелился сказать о том, что это несправедливая традиция. И даже не прибегал к физической силе. Просто не послушался. Мало того, на дежурство его отправили по приказу командования. Обвинили в хулиганстве и угрожали трибуналом. Вот уж действительно, у сильного всегда бессильный виноват.

Пример 2:

У меня есть одноклассник Витя. В моем классе учится также двое хулиганов, Саша и Женя, которые остались на второй год. Конечно же, их многие боятся – ведь они старше и сильнее. Однако если для остальных все ограничивается тумаками, то к Вите, который совершенно не может постоять за себя, у них «особое отношение». Вот уже полгода он носит им «дань» — каждое утро отдает свои завтраки и карманные деньги, чтобы они его не трогали.

Я говорил ему, что так продолжаться не может. И нужно либо дать отпор хулиганам самому либо сказать взрослым. Иначе эти двое так и будут изводить его до последнего класса. А учиться нам в школе еще 5 лет. Это же целая вечность. Он сказал, что не будет ябедничать. Поэтому я просто заступаюсь за него. Но получается плохо, я намного слабее их. Однажды, во время перепалки они толкнули меня, я упал и разбил вазу в классе. Когда пришла учительница, эти двое смирно сидели за партами, а про меня сказали, что я стрелял по вазе из рогатки. Поверили не нам с Витей, а хулиганам. Родителей вызвали в школу и велели заплатить за имущество. А я ведь всего лишь пытался защитить друга. Вот уж действительно – у сильного всегда бессильный виноват.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: