Анализ басни «ворона и лисица» (и.а. крылов)

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

«Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

«Ларчик»

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

«Листы и корни»

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

«Осел и соловей»

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.

«Крестьянин и Работник»

Крестьянин и его батрак шли вечером в деревню и повстречали медведя. Медведь подмял под себя Крестьянина и уже почти задавил его. Крестьянин взмолился к Работнику о помощи. Работник, собравшись с силой, «отнёс полчерепа медведю топором и брюхо проколол ему железной вилой». Но вставший с земли Крестьянин тут же начал ругать Работника за то, что он вилами испортил медвежью шкуру.

Мораль басни: в беде мы обычно с мольбою ищем избавителя, «но только с плеч беда долой, то избавителю от нас же часто худо».

Басня Листы и корни — анализ

Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего — дворянство, купечество, духовенство. А Корни — это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.

«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они — основа жизни Дерева. Но на самом деле они — лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

Осёл оценивает Соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история.

План сочинения

Сочинение про басни Крылова в 5 классе имеет вид небольшого эссе. Работа строится по следующему (примерному плану):

  • Что такое басни.
  • Какое значение они имеют как литературный жанр.
  • Мои любимые басни Крылова (чему они учат).

Сочинение в 5 классе о баснях дарит большой простор для творчества и рассуждений. Это отличный способ развить у детей умение анализировать информацию, видеть тайный смысл в историях, переносить ситуации из сказок в реальную жизнь и извлекать из них важные уроки.

По желанию педагога можно сделать задание еще интереснее и предложить школьникам сочинить собственную поучительную историю.

Мораль басни «Ворона и лисица» — проблематика

В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни. Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения. Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.

  • Детям следует рассказывать о похвале. Она позволяет трезво оценивать собственные поступки и решения.
  • Встреча же с лестью затуманивает неокрепший ум и провоцирует его мнить себя выше других.
  • Похвала делает человека лучше, придаёт умеренной веры в собственные силы, укрепляет связь с окружением.
  • Крылов же показывает, как испорченная натура легко поддаётся провокационным заявлениям, которые потенциально всегда хочет слышать горделивая ворона.
  • Правильно воспитанная личность имеет меньше шансов встретиться с грубой и лживой лестью.

Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.

Басня «Лев на ловле»

Собака, Лев, да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой

Они завет все положили:

Чтоб им зверей съобща ловить, И что́ наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поимала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов:

Добыча, право, недурная!

Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Дележ располагает И говорит: «Мы, братцы, вчетвером». И на четверо он оленя раздирает. «Теперь, давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет».

Примечание

Заве́т – договор, союз, наказ, обещание.

Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Львиная доля. Изначально выражение «львиная доля» означало большую и лучшую часть чего-либо, полученную кем-либо заведомо несправедливо, по праву сильного. Впоследствии это выражение стало означать просто большую (лучшую) часть чего-либо.

azbyka.ru

Фабула

С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира. Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе. Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа. Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.

Судьба преподнесла пернатой героине вкуснейший сыр. Она уже была готова отведать небесное послание, но задумалась о каких-то важных делах. Никто не знает, о чём мечтает глупое и горделивое создание в моменты относительного блаженства. Вскоре пред нами предстаёт другой герой басни – хитрая лиса. Её нос учуял прекрасное угощение. Зная, что простые уговоры не заставят ворону поделиться даже половиной сыра, она выдумывает ложь.

На заметку!

Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.

Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра. «Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса. Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.

Викторина для школьников средних классов «Царство басни»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М. Исаковский

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом — это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций, Плутарх.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

«А ларчик просто открывался» (по басням Крылова)

1-й конкурс.

1. Какие басни Крылова вы знаете? Из какой басни эти строки:

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали…?   («Мартышка и очки».)

2. Как начинается басня «Ворона и Лисица»?  («Уж сколько раз твердили миру…»)

3. В чём заключается главный смысл басни «Ворона и Лисица»? (Лесть гнусна, вредна.)

4. Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки…»? («Квартет».)

5. Сколько животных было в квартете? Перечислите их.  (4; Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка.)

6. Продолжи фразу: «По улицам слона водили…»  («Как видно, напоказ».)

7. Для чего Моська напала на Слона?  (Доказать, что она храбрая, и Слон её боится.)

8. Как Слон отнёсся к нападению Моськи?  (Оставил это без внимания.)

9. Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело…»? (Муравей.)

10. Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком? (И стол, и дом.)

11. Назовите героев басни «Свинья под Дубом». (Свинья, Дуб, Ворон.)

12. Какой вред наносила Свинья Дубу? (Корни портила.)

13. Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»?  («Голодная кума Лиса залезла в сад…».)

14. Почему Лисица не могла отведать винограда?  (Он висел высоко.)

2-й конкурс.

Из каких басен И. А. Крылова взяты следующие цитаты?

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…   («Ворона и Лисица».)

2. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят… («Волк и Ягнёнок».)

3. Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Накорми и обогрей. («Стрекоза и Муравей».)

4. Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.  («Петух и Жемчужное зерно».)

5. Избави Бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей».)

6. Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська».)

7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар».)

8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет».)

9. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука…    («Лебедь, Рак и Щука».)

3-й конкурс.

Вопросы по биографии и творчеству И. А. Крылова.

1. Где и когда родился И. А. Крылов? (1769 год, в Москве.)

2. Кем были его родители? (Дворяне, но обедневшие.)

3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (1788 год.)

4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)

5. Что отразил в своих баснях Крылов? (Все человеческие пороки.)

6. С какими великими людьми своего времени был знаком Крылов?

7. Чему учат нас басни Крылова?  (Честности, справедливости, трудолюбию.)

8. Почему Гоголь считал, что басни Крылова — «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»? (Вопрос-рассуждение не предполагает одного ответа.)

9. Чем басни Крылова схожи с баснями Эзопа? (Сюжеты басен Крылова сходны с баснями Эзопа.)

10. Почему героями почти всех басен Крылова являются животные? (Приём аллегории острее и точно даёт возможность выразить суть.)

11. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? (Переводчик, журналист.)

12. Какой приём использовал Крылов при написании басен? (Иносказание.)

13. Что такое мораль? (Поучительный смысл.)

14. В каком городе Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге.)

Основная характеристика

Для стиля Крылова свойственна простота, трогательность, сарказм. Небольшие тексты «учат» доброте, внимательности через облик животных.

Особенности повествования

Басня представляет собой короткостишный рассказ в стихотворной форме, в основном сатирического характера. Это иносказательный жанр, поэтому за рассказом о выдуманных персонажах (зверях) кроются моральные и общественные проблемы.

Образы стандартны и узнаваемы в современное время, потому что человеческая сущность никак не меняется.

В баснях Крылов поразительно раскрывает внутренний мир безнравственных людей, сопоставляя их с животными-героями. Саркастические, насмешливые рифмованные истории автора пользуются успехом и входят в программу изучения литературы школьниками начальных классов несколько десятилетий. В баснях проявляется художественное творчество и самобытный талант автора. Каждое произведение разноплановое и богато тематически, по сюжетам и смыслу. Основные достоинства заключаются в языке художественного повествования и реализме.

Люди отличаются от диких животных способностью мыслить разумно, анализировать. В произведениях Крылова заложена поучительная мораль. Авторский слог легок для юных читателей, для детской психики, поэтому школьники активно изучают текст.

https://youtube.com/watch?v=X0LXvsGuqiY

Краткое содержание и образ лисы

Басни напоминают драматические сцены из жизни в обличии животных. Главные герои — живые образы — думают, ведут себя в соответствии с личностными особенностями характера.

Первостепенные лица произведения:

  • Лев.
  • Лисица.
  • Осел.

В басне «Лиса-строитель» большой любитель кур — лев решил построить новый курятник для увеличения хозяйства и предотвращения краж, а также продуктивности наседок. По рекомендации осла он доверяет ответственное дело лисе. Неудивительно, что хитрая плутовка продолжала воровать кур и цыплят. Лев поздно обнаружил собственную ошибку, когда наседок осталось мало.

Характер лисицы:

  • хитрость;
  • наглость;.
  • ложь;
  • лесть.

Согласно наделенному природой нраву, животное ведет себя также в каждой конкретной ситуации. Обладая вместо трудолюбия, честности и добросовестности, хитрым, пронырливым умом, животное отлично приглядывается к остальным героям, способна не только поживиться за чужой счет, втереться в доверие к грациозному царю зверей — льву, а также показаться с лучшей стороны.

Крылов высмеивает свойственные каждому человеку недостатки нрава и характера: хитрость, подлость, ложь, лицемерие, глупость, доверчивость.

Русская сказка

Отзыв к сказке басне Льва Толстого «Лев, медведь и лисица»

Уникальная сказка Льва Толстого по объёму. Четыре предложения, в которых автор сумел передать текст с огромным смыслом. В этом маленьком произведении можно было распознать много человеческих пороков.

Пересказ

Лев и медведь по своей природе хищники. Они раздобыли мясо и затеяли драку. Предметом спора между медведем и львом стала добыча. Кто из зверей сможет уступить другому свой кусок мяса? Безусловно, никто не хотел признавать своё поражение в этой борьбе. Борьба их продолжалась так долго, что оба хищника выбились из сил и легли на землю в изнеможении. Лиса проходила мимо, заметила кусок мяса, быстро схватила его – и наутёк. У льва и медведя не было сил подняться, догнать и наказать плутовку.

Чему учит сказка?

Сказка содержит историю о том, как взаимодействуют между собой хищники в живой природе. Два очень крупных и сильных зверей были невероятно глупы. В итоге их обхитрил более терпеливый и хитрый соперник. Лиса не потратила свои силы в борьбе, она просто оценила обстановку, дождалась удобного момента. Мясо досталось тому, кто сумел обернуть создавшуюся ситуацию в свою пользу.

Как читать такую сказку малышам

Чтение сказки о животных доставит детям истинное удовольствие. Маленьким читателям, постигающим мир букв и звуков, всегда интересно наблюдать со стороны, как общаются между собой братья их меньшие. Эта сказка должна научить их не затевать бессмысленных пустых споров. Героям повествования можно сделать снисхождение: ведь они звери. Людям так поступать не следует. Нельзя идти на поводу у своих эмоций, упрямства и гордости. Следует задуматься о целесообразности доказать собеседнику, что чёрное – это чёрное, а белое – это белое. Почему нельзя поделить добычу поровну? Все были бы довольны и сыты. А в случае с медведем и львом – оба устали от бессмысленной драки, остались без куска мяса. Книга, в которую вошла эта сказка, считается сокровищницей народной и авторской мудрой мысли. Лиса выступает в этой сказке очень мудрой и рассудительной. Она никогда не полезет в бой, если нужно рисковать своей шкурой. Рыжехвостенькая лисица – это образец того, как можно быть сытой и весёлой, даже не испортив отношения с другими хищниками. Детишки могут вспомнить несколько русских народных сказок, которые они читали сами или слышали от взрослых, в которых главной героиней является лисица. Смогут рассказать о её характере, сделать пару иллюстраций.

Читайте рассказ басню русского писателя Льва Николаевича Толстого «Лев, медведь и лисица» онлайн бесплатно и без регистрации.

Тема и проблема

Основная тема басни «Лисица и ворона» заключается в осуждении лести.

Глупость вороны и ее любовь мечтать раскрываются в самом начале произведения. Ведь вместо того, чтобы сразу полакомиться случайно найденным сыром, птица «призадумалась». А Лисица прекрасно знала, как поступать с теми, кто любит разевать рот.

Похвала Лисы была до невозможного грубой и лишенной любой оригинальности и изобретательности. Птица и сама знала, что ее внешность или голос могли бы кого-то привести в восхищение. Но несчастная так хотела хоть на мгновение представить, что у нее прекрасная шея и глаза, что с легкостью в это поверила.

Но мечта Вороны оборвалась так же быстро, как и началась. Даже обманутая, птица практически не вызывает сострадания. Ее беда, напротив, высмеивается автором. Ведь чтобы поверить в столь очевидную и жирную лесть нужно быть совсем глупой.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Пересказ содержания

Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.

Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.

Общее Различное
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена) Объём
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститься Одни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической
Наличие морали, нравственного вывода Крылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людей В басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя

Слон и Моська

П¾ ÃÂûøÃÂðü áûþýð òþôøûø,ÃÂðú òøôýþ, ýðÿþúð÷ âÂÂÃÂ÷òõÃÂÃÂýþ, ÃÂÃÂþ áûþýàò ôøúþòøýúààýðÃÂ,âðú ÷ð áûþýþü ÃÂþûÿà÷õòðú ÃÂþôøûø.ÃÂÃÂúþûõ ýø òþ÷ÃÂüøÃÂÃÂ, ýðòÃÂÃÂÃÂõÃÂàÃÂþÃÂÃÂúð øü.ãòøôõòÃÂø áûþýð, ýàýð ýõóþ üõÃÂðÃÂÃÂÃÂÃÂ,àûðÃÂÃÂÃÂ, ø òø÷öðÃÂÃÂ, ø ÃÂòðÃÂÃÂÃÂÃÂ,ÃÂÃÂ, ÃÂðú ø ûõ÷õàò ôÃÂðúààýøü.ëáþÃÂõôúð, ÿõÃÂõÃÂÃÂðýàÃÂÃÂðüøÃÂÃÂÃÂÃÂ, âÂÂÃÂù ÃÂðòúð óþòþÃÂøÃÂ, â ÃÂõñõ ûààáûþýþü òþ÷øÃÂÃÂÃÂÃÂ?áüþÃÂÃÂø, ÃÂö ÃÂàÃÂÃÂøÿøÃÂÃÂ, ð þý ÃÂõñõ øôÃÂàòÿõÃÂÃÂôàûðàÃÂòþõóþ ÃÂþòÃÂõü ýõ ÿÃÂøüõÃÂðõÃÂû. âÂÂëíÃÂ, ÃÂÃÂ! â õù ÃÂþÃÂÃÂúð þÃÂòõÃÂðõÃÂ, âÂÂÃÂþàÃÂþ-ÃÂþ üýõ ø ôÃÂÃÂàÿÃÂøôðÃÂÃÂ,çÃÂþ ÃÂ, ÃÂþòÃÂõü ñõ÷ ôÃÂðúø,ÃÂþóàÿþÿðÃÂÃÂàò ñþûÃÂÃÂøõ ÷ðñøÃÂúø.ÃÂÃÂÃÂúðù öõ óþòþÃÂÃÂàÃÂþñðúø:ëÃÂù, ÃÂþÃÂÃÂúð! ÷ýðÃÂÃÂ, þýð ÃÂøûÃÂýð,çÃÂþ ûðõàýð áûþýð!û

Сюжет

Жил-был Лев, а потом постарел и не мог больше охотиться на зверей, как прежде. Но он не отчаялся и решил впредь добывать себе пропитание не силой, а хитростью. Залег в пещере, притворился больным и звал к себе разных зверей (съедобных, разумеется) в гости, чтобы они его проведывали. Животные в пещеру входили и обратно домой уже не возвращались. Однажды на огонек ко Льву заглянула Лисица, но она оказалась умнее других зверей. Кума волка в русских сказках остановилась у входа в пещеру, где лежал «больной» Лев, когда же он спросил, почему она не проходит в его апартаменты, Лиса ответила так: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет». Такая вот история, а мораль басни «Лев и Лисица» Л. Н. Толстого следует далее. Она рельефнее высвечивается в процессе сравнения с оригиналом Эзопа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: