Открытый урок на тему: «зеркало и обезьяна «.и.а.крылов

Краткое содержание

Главной героиней басни была мартышка, которая, постарев, стала плохо видеть. Люди посоветовали ей использовать очки. Большое количество оптики она перепробовала, но ничего ей не подходило.

Проблема заключалась в том, что она не имела представления, как ими пользоваться. И на хвост их одевала и облизывала, и нюхала, как только она их не вертела, а куда надевать все равно не понимала.

«Фу, гадость», — причитала мартышка и жалела о том, что послушала людей.

Она считала, что над ней посмеялись и обманули. Толку в очках нет, подумала обезьянка и кинула их. Очки ударились о булыжник и разбились.

Анализ басни «Мартышка и очки» показывает, что автор хотел высмеять человеческие глупости

Многие люди, как и обезьяна не понимают важности и ценности некоторых вещей

Подобное случается в основном от малообразованности человека. Зависть в этом случае также играет немаловажную роль.

Заметив чье-то умение или способность, другие пытаются подражать, не замечая, что выглядят очень глупо.

Крылов хотел донести главную мораль басни «Мартышка и очки» посредством описания. Она заключается в том, что обладание не всегда находится наравне со способностями. Глупцы очень часто в своих неудачах обвиняют посторонних. Если бы обезьянка была умнее, она обязательно воспользовалась советом людей, но этого не произошло по вине ее собственной глупости.

Чтобы «прозреть», следует обратить внимание на свои ошибки и признать собственное невежество. Однако мартышка из басни не способна осознавать свою глупость

В произведении Крылов использовал несколько средств художественной выразительности, а именно:

  • комичность;
  • аллегорию;
  • описание;
  • иносказание.

Образ обезьянки автор использует в качестве самоуверенных людей, которые берутся за дело, не зная при этом сути и значения. Мораль «Мартышка и очки» также является утверждением о необходимости обучения, получения знаний и стремлении достигать цели. Без образованности и навыков человеческое существование будет казаться бессмысленной.

Сюжетная линия

Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.

К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.

В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.

Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Характеристика персонажей

Основная мысль басни «Стрекоза и Муравей» — это показать разницу между трудолюбием и ленью. На примере двух персонажей с радикально противоположными взглядами на жизнь, автор пытается донести до читателей мораль сказки. Чтобы её понять, следует внимательно изучить характеристику главных героев.

Попрыгунья Стрекоза

Героиня, основным занятием которой было веселье. Всё лето она пела, радуясь солнышку и теплу. Назвать Стрекозу глупой будет не совсем верно, скорее беспечной. Она прекрасно понимала, что тепло не бесконечно и настанут холода.

Возможно, она и задумывалась над этим, но отгоняла такие мысли, откладывая их на потом. А может просто надеялась на чью-то доброту, поэтому не спешила тратить свои силы для устройства быта. Потребительское отношение и недальновидность характеризуют героиню не с очень хорошей стороны. В этом произведении Стрекоза, безусловно, отрицательный персонаж.

Трудолюбивый Муравей

Лесной житель, который подготовился к холодам основательно. Он построил себе жильё и обеспечил пропитание. Трудягу можно понять, когда он отказал Стрекозе в приюте. Муравей видел, что его гостья пела и веселилась всё лето, когда можно было заняться подготовкой к зиме. Возможно, поступок лесного труженика и покажется жестоким, ведь он отправил Стрекозу на верную смерть, закрыв перед ней дверь. Но если задуматься, то он всё сделал правильно.

Его жилище вряд ли было рассчитано на незваных гостей, а значит, это ставило под угрозу его собственную жизнь. Трудолюбие и рациональность — отличительные черты этого героя. Автор представляет его в басне как положительного персонажа. Однако это утверждение спорно. Никаких добрых дел для других Муравей не сделал, все его старания направлены только на собственную пользу. Но и отрицательным героем его тоже назвать нельзя, так как никому и ничего плохого он тоже не сделал. Скорее это нейтральный персонаж.

Анализ произведения

Мораль басни Крылова «Стрекоза и муравей» не отличается сложностью. В образе главных героев скрыты характеры людей, которые совершенно по-разному относятся к жизни. Кто-то порхает и веселится, а кто-то постоянно думает о завтрашнем дне. Автор высмеивает легкомыслие, беззаботность и лень, которые характерны для стрекозы, проводящей лето в неге. Муравей представлен в роли труженика, который постоянно думает о своём будущем и завтрашнем дне, поэтому он может пережить самые сложные и холодные зимние холода.

В этом произведении Крылов даёт наставление людям, для которых муравей должен стать примером для подражания. Только лишь работая и трудясь не покладая рук, можно добиться успеха, а не погибнуть, как-то случилось со стрекозой. При этом автор утверждает, что не нужно бояться быть твердым и жестоким, лень всегда должна осуждаться.

Басня учит следующему:

  • лентяи никогда ничего не добьются, а лишь люди, которые постоянно трудятся, встречают подготовленными тяжелые времена;
  • каждому следует позаботиться о своем будущем, проводя каждый день с пользой, а не тратить время зря.

Тем самым автор как бы говорит, что каждое действие или бездействие будет иметь в будущем последствия. Легкомысленная стрекоза замерзает и умирает осенними холодами, а трудолюбивый муравей смог пережить даже самую суровую зиму. По мнению поэта-переводчика Хемницера, мораль стрекозы проста и типична для многих людей. Крылов утверждает, что не следует легкомысленно относиться к жизни: только тот, кто трудолюбив и целеустремлен, сможет добиться успеха в своих начинаниях.

Читать текст басни:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Басни Крылова — крылатые выражения и пословицы из басен

 
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/
 
2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/
 
3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/
 
4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/
 
5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/
 
6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/
 
7. А он – дивит
Свой только муравейник. /«Муравей»/
 
8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/
 
9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/
 
10. Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
 
11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/
 
12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/
 
13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/
 
14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/
 
15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. /«Парнас»/
 
17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/
 
18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/
 
19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/
 
20. И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/
 
21. И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/
 
22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/
 
23. Как белка в колесе. /«Белка»/
 
24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/
 
25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/
 
26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/
 
28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/
 
29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/
 
30. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/
 
31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/
 
32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/
 
33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/
 
34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/
 
35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/
 
36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/
 
37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/
 
38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/
 
39. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/
 
40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/
 
41. Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. /«Муха и Пчела»/
 
42. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/
 
43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/
 
44. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/
 
45. Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/
 
47. Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/
 
48. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. /«Квартет»/
 
49. Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/
 
50. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. /«Синица»/
 
51. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/
 
52. Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. /«Лев и Мышь»/
 
53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/
 
54. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
55. Одни поддельные цветы
Дождя боятся. /«Цветы»/
 
56. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/
 
57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/
 
58. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/
 
59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/
 
60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/
 
61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/
 
62. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/
 
63. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. /«Музыканты»/
 
64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/
 
65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/
 
66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/
 
67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/
 
68. Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/
 
69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/
 
70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/
 
71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. /«Ворона»/
 
72. Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. /«Воронёнок»/
 
73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/
 Читать все басни Крылова. Список произведений
 

Анализ и мораль басни Слон и Моська Крылова

В басне Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого вывели на улицы города для развлечения жителей, и о Моське, маленькой дворовой собачке. На вполне себе мирно шествующего слона внезапно начинает лаять, визжать, скулить Моська.

Другая собака по кличке Шавка удивленно спрашивает Моську, зачем же она это делает, ведь слон никогда не начнет с ней драку. Та отвечает, что ей только это и нужно.

Благодаря этому, другие псы, более большие и сильные, начнут уважать Моську за ее храбрость и силу, ведь невозможно же набрасываться на врага, если не быть сильнее, чем он?

Второй – главной героини Моськи, добивающейся своей цели любыми способами и всеми возможностями. Третий – остальных псов, что увидели лишь поверхность действий Моськи и не вникли в их суть.

Четвертый – собаки Шавки, удивленно смотрящей на весь этот балаган и непонимающей его.

Мораль

Я считаю, что моралей этой басни несколько, как и взглядов основных действующих лиц. Первая состоит в том, что иногда достаточно лишь казаться кем-то, а не быть им, для достижения своих целей.

Важно

Вторая – не надо обращать внимания на людей, что могут лишь говорить и говорить, быть невозмутимыми и спокойными.

Третья – не стоит верить личностям, стремящимся прославиться нападками на добрых и честных людей.

Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году для журнала «Драматический вестник».

Вдохновение для её написания он взял из притчи Александра Петровича Сумарокова, русского поэта и драматурга, которая называлась «Мышь и слон».

После ознакомления с нею, выяснилось, что из общего в обеих баснях лишь наличие слона и стремление главных героев, Моськи и мыши, выделиться за счет других.

Мне кажется, что великий талант Крылова, состоящий именно в способности преподать всем известные истины в такой смешной и всем понятной форме, в полной мере проявился в этой басне. Не зря же ее последняя строчка – «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона» — стала фразеологизмом, означающим насмешку над всеми людьми, что лишь кажутся великими и могучими.

Вариант 2

Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием в образе героев животных и птиц с целью раскрытия насущных общественных проблем. 

Сюжетная линия произведения рассказывает о встрече на городской улице маленькой собачонки по кличке Моська и диковинного, огромного зверя, слона, выступающих в роли двух основных персонажей басни.

В образе Моськи автор представляет небольшую собачку, мечтающую обрести определенную значимость в глазах окружающих путем привлечения их внимания громким и яростным лаем на большое животное. Слон же изображается в басне в качестве спокойного, большого, безразличного, невозмутимого зверя, не замечающего мелочности окружающего мира, тем более визгливого лая мелкой Моськи.

Совет

Моська символизируется поэтом с пустыми, никчемными людьми, желающими достичь авторитета и уважения за счет нападок на порядочных людей.

Тем самым в соответствии с авторским замыслом достигается понимание действий собачонки, которую не интересует реакция слона на ее лай, поскольку ее стремление нацеливается на мнение окружающих.

По небольшому разумению Моськи в глазах других она должна казаться сильной, смелой, бесстрашной зверюшкой, не испугавшейся слона, символизирующего сильных мира сего. 

Языковая стилистика произведения позволяет автору остро и точно изобразить нелепость смешной ситуации, в которую собачонка загоняет себя по собственной воле, не понимая своей глупости и недальновидности.

Произведение, вышедшее в свет в начале XIX века и имеющее в основе незатейливый сюжет, является актуальным и востребованным не только в период жизни автора басни, но и в настоящее время.

Место басни в творчестве Крылова

Басня «Мартышка и очки» занимает особое место в системе басен И. А. Крылова. Недаром дети пишут сочинения, готовят сообщения и доклады по этому произведению великого баснописца

Басня — это наглядный пример жизненных ситуаций, которые так важно освещать в обществе, особенно в кругу молодежи

«Мартышка и очки» как нельзя лучше иллюстрирует порок невежества, проявление глупости, последствия необразованности

Именно этим она примечательна для изучения в начальной школе (3−4 классы), когда дети только начинают осознавать важность знаний. Эта басня многому учит, имеет простую мораль, легка на рифмы, форма повествования доступная, вместе с тем емкая и яркая

Про «Мартышку и очки» можно сказать, что это — одно из самых поучительных и назидательных произведений в творчестве И. А. Крылова.

Краткий сюжет

Сюжет этой басни крайне прост, а само произведение подходит для совместного чтения родителям даже с маленькими детьми. В рассказе повествуется о стрекозе, которая летом не размышляла о собственном доме, не запасалась пищей, а проводила все дни в веселье и радости. Она насмехалась над трудолюбивым муравьем, который каждый день занимался своим жилищем, думая о том, как ему прокормиться дождливой осенью и морозной зимой.

Интересна характеристика муравья из басни Крылова. Этот персонаж предпочитает не тратить время зря, он запасается едой, укрепляя собственный дом. Зима не приносит каких-либо неудобств главному герою, он может провести несколько месяцев в своем жилище, и даже в самые трескучие морозы не страдает от холода. Когда наступает осень, стрекоза понимает свою ошибку, но ничего поделать уже невозможно, она просит у муравья приют, но получает жесткий отказ. Ее ждет неминуемая гибель, но именно такова расплата за пренебрежительное отношение к жизни.

Слон и моська

Пытаясь определить скрытую мораль в басне «Слон и Моська», мнения читателей делятся на два лагеря.

  1. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
  2. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум.

Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

Крылатое выражение:

Мельник

0 У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821 0 Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня — это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Педагогическое значение воспитания детей с помощью жанра басни

Для всестороннего развития каждого ребенка большое значение имеет знакомство с литературными произведениями. Они рассказывают ему об окружающем мире, природе, вещах и их особенностях, влияют на его нравственные идеалы и формирование ценностей. На примере героев литературных творений, ребенок познает, что такое добро и зло, долг, честь, дружба и другие важные понятия в жизни человека.

Как отмечают многие педагоги, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие таких творений улучшается, что способствует повышению интереса к их изучению со стороны детей.

При этом важным лирико-эпическим литературным жанром, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме, является басня.

Басня — это краткий рассказ, который в иносказательной форме изображает человеческие отношения и поступки. Особенностью таких произведений является наличие афористического нравоучения, морали, благодаря которой они имеют огромное воспитательное значение. Сила художественного слова воздействует на эмоциональную сферу ребенка, способствуя формированию высоких моральных качеств.

Анализируя литературные произведения в этом жанре, ребенок помимо формирования определенных этических взглядов, раскрывает способности образного мышления, чему значительно помогают метафоры басни.

Воспринимая скрытое значение басен, находя определенные связи среди героев и перенося ситуации, описанные в них, в реальную жизнь, ребенок вырабатывает начальные представления о различных качествах людей.

Кроме того, басни для детей содержат большое количество средств художественной выразительности: образные выражения, метафоры, сравнения, крылатые выражения и т.д. Они помогают ребенку совершенствовать собственную речь, обогащать ее эпитетами, образными выражениями, позволяют сформировать ясность и выразительность изложения мысли.

Со стороны педагога требуется особый подход к изучению этого литературного жанра, ведь он имеет отдельные, присущие только ему признаки. Поэтому процесс анализа произведения начинается с разбора ее конкретного содержания, далее раскрывается иносказательный смысл, и в заключение — мораль

При этом важно, чтобы у школьников сформировалось личностное отношение к прочитанному

Обладая достоинствами поэзии и характерной чертой — нравоучительной идеей, басня является ярким примером житейской мудрости, заложенной в иносказательной форме. Осуждая пороки людей, она приучает детей мыслить и сопоставлять поступки героев с реальными жизненными ситуациями, обогащает их речь и формирует моральный облик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: