Открытое мероприятие по теме «крылатые выражения в баснях крылова и.а.»

Все басни Крылова

Категории

  • Сказки Алана Милна (5)
  • Сказки Ангела Каралийчева (13)
  • Сказки Андерсена (46)
  • Сказки Астрид Линдгрен (12)
  • Сказки братьев Гримм (44)
  • Сказки Гауфа (4)
  • Сказки Джанни Родари (32)
  • Сказки Дональда Биссета (32)
  • Сказки Киплинга (12)
  • Сказки Кэтрин Холабёрд (1)
  • Сказки Оскара Уайльда (9)
  • Сказки Пройслера (2)
  • Сказки Свена Нурдквиста (8)
  • Сказки Шарля Перро (11)
  • Сказки Экзюпери (1)

В этом разделе мы собрали самые известные и любимые русские народные сказки. Рекомендуем знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых: Колобок, Репка, Курочка Ряба, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают новые слова. А красочные иллюстрации от лучших художников развивают чувство прекрасного в детях.

Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, бескорыстие и многие другие.

Читайте русские народные сказки с выражением, интонационно обыгрывая каждого персонажа. И тогда ребенок быстрее поймет заложенный смысл и мораль сказки.

Мораль басни «Две собаки»

Не так просто разобраться с моралью басни о двух собаках, рассказанной нам Иваном Крыловым. Непростые и разноречивые выводы можно сделать из его басни.

Что же хотел донести до нас писатель словами двух собак-друзей?

Первое — что каждый человек идет своим путем и своей судьбой, имеет свое понимание счастливой жизни, а также мнение, как этого добиться.

Кто-то — в возможности быть свободным, но одновременно жить более сложной жизнью, где присутствуют такие проблемы как «холод» и «дождь». А другие считают лучше быть в подчиненном или зависимом статусе, но зато быть защищенными от проблем и быть окруженными комфортом, лаской и любовью.

А главное — не стоит завидовать или осудить другого человека за выбор жизни — в одной и той же ситуации разные люди могут ощущать себя по-разному, и не везде в действительности так хорошо, где на внешне прекрасно и легко.

Диалог двух собак – дворового пса и изнеженной болонки – расскажет читателям басня «Две Собаки» Крылова.

ДЕМЬЯНОВА УХА

«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай».—«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,Ещё тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счёты:Лишь стало бы охоты,А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна:Как будто янтарём подёрнулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же ещё тарелку он берёт:Сбирается с последней силойИ — очищает всю. «Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян.— Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;Но если помолчать вовремя не умеешьИ ближнего ушей ты не жалеешь,То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.

Анализ и мораль басни Слон и Моська Крылова

В басне Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого вывели на улицы города для развлечения жителей, и о Моське, маленькой дворовой собачке. На вполне себе мирно шествующего слона внезапно начинает лаять, визжать, скулить Моська.

Другая собака по кличке Шавка удивленно спрашивает Моську, зачем же она это делает, ведь слон никогда не начнет с ней драку. Та отвечает, что ей только это и нужно.

Благодаря этому, другие псы, более большие и сильные, начнут уважать Моську за ее храбрость и силу, ведь невозможно же набрасываться на врага, если не быть сильнее, чем он?

Второй – главной героини Моськи, добивающейся своей цели любыми способами и всеми возможностями. Третий – остальных псов, что увидели лишь поверхность действий Моськи и не вникли в их суть.

Четвертый – собаки Шавки, удивленно смотрящей на весь этот балаган и непонимающей его.

Мораль

Я считаю, что моралей этой басни несколько, как и взглядов основных действующих лиц. Первая состоит в том, что иногда достаточно лишь казаться кем-то, а не быть им, для достижения своих целей.

Важно

Вторая – не надо обращать внимания на людей, что могут лишь говорить и говорить, быть невозмутимыми и спокойными.

Третья – не стоит верить личностям, стремящимся прославиться нападками на добрых и честных людей.

Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году для журнала «Драматический вестник».

Вдохновение для её написания он взял из притчи Александра Петровича Сумарокова, русского поэта и драматурга, которая называлась «Мышь и слон».

После ознакомления с нею, выяснилось, что из общего в обеих баснях лишь наличие слона и стремление главных героев, Моськи и мыши, выделиться за счет других.

Мне кажется, что великий талант Крылова, состоящий именно в способности преподать всем известные истины в такой смешной и всем понятной форме, в полной мере проявился в этой басне. Не зря же ее последняя строчка – «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона» — стала фразеологизмом, означающим насмешку над всеми людьми, что лишь кажутся великими и могучими.

Вариант 2

Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием в образе героев животных и птиц с целью раскрытия насущных общественных проблем. 

Сюжетная линия произведения рассказывает о встрече на городской улице маленькой собачонки по кличке Моська и диковинного, огромного зверя, слона, выступающих в роли двух основных персонажей басни.

В образе Моськи автор представляет небольшую собачку, мечтающую обрести определенную значимость в глазах окружающих путем привлечения их внимания громким и яростным лаем на большое животное. Слон же изображается в басне в качестве спокойного, большого, безразличного, невозмутимого зверя, не замечающего мелочности окружающего мира, тем более визгливого лая мелкой Моськи.

Совет

Моська символизируется поэтом с пустыми, никчемными людьми, желающими достичь авторитета и уважения за счет нападок на порядочных людей.

Тем самым в соответствии с авторским замыслом достигается понимание действий собачонки, которую не интересует реакция слона на ее лай, поскольку ее стремление нацеливается на мнение окружающих.

По небольшому разумению Моськи в глазах других она должна казаться сильной, смелой, бесстрашной зверюшкой, не испугавшейся слона, символизирующего сильных мира сего. 

Языковая стилистика произведения позволяет автору остро и точно изобразить нелепость смешной ситуации, в которую собачонка загоняет себя по собственной воле, не понимая своей глупости и недальновидности.

Произведение, вышедшее в свет в начале XIX века и имеющее в основе незатейливый сюжет, является актуальным и востребованным не только в период жизни автора басни, но и в настоящее время.

ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ

Осёл увидел СоловьяИ говорит ему: е Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.Хотел бы очень яСам посудить, твоё услышав пенье,Велико ль подлинно твоё уменье?»Тут Соловей являть своё искусство стал:Защёлкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался.То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры:Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда.Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:«Изрядно,— говорит,— сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнаком ты с нашим петухом;Ещё б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился».Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул и — полетел за тридевять полей.* * *Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Поучение для детей

Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях. Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.

Все, чему учат басни Крылова, соответствует понятиям добра и справедливости

Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.

К чему приводить зависть и погоня за чужим счастьем?

Чувство зависти, овладевая человеческим разумом, может приобрести необъятные масштабы. Человеку сложно удовлетворить этот порок. Чем бы вы не владели, всегда найдется кто-то или что-то лучше, больше, богаче. Можно позавидовать материальному благополучию, положению в обществе, внешней привлекательности и не предпринимать при этом попыток к собственному совершенствованию. Причина проявления подобных эмоций заключается не в окружающем мире, а исходит от нашего внутреннего состояния.

Чувство зависти может вводить человека в заблуждение. К примеру, сегодня вам может казаться, что для счастья вам нужна зарплата, как у вашего друга. Но уже через некоторое время, получив желаемый оклад, но не став при этом счастливее, вы почувствуете разочарование в достигнутой цели.


Хочется как у друга

Для того, чтобы перестать гоняться за чужим счастьем и начать довольствоваться тем, что имеешь, необходимо переосмыслить несколько важных моментов.

  • Нельзя измерить счастье своими достижениями. В погоне за желаемой целью, наслаждайтесь процессом здесь и сейчас. Не упускайте из виду важные мелочи.
  • Достигая промежуточных целей, не забывайте о самой главной. В погоне за главным трофеем, не забывайте о важных деталях. К примеру, в процессе карьерного роста, не забывайте о семье, которая любит и нуждается в вас, вне зависимости от вашей профессии.
  • Живите настоящим, а не надуманным будущем. Наслаждайтесь текущими моментами. Если вы моете посуду, то не нужно мысленно стирать белье. Концентрируйтесь на происходящем и получайте от этого удовольствие. Счастье заключается в настоящих реальных событиях.
  • Благодарность к тому, что имеете. Не занижайте ценность того, чем владеете. Переосмыслите свои жизнь и свои возможности. Будьте благодарны за то, что у вас уже есть. Цените свои результаты и достижения. Таким образом вы избавитесь от необходимости сравнивать.

Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол

«Собака, Человек, Кошка и Сокол»- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга.

Налицо вся бутафория дружбы — полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? (Крылов делом всегда проверяет слово: это определяет устойчивость структуры многих его басен.) На деле все оказалось иначе.

При первой опасности «Сокол на воздух, Кошка в лес», и Человек, на которого напал медведь, был спасен только Собакой. Но своего верного пса он-то и бросил в беде.

Несколько выводов делает поэт из своего рассказа.

Первый — то, что не всякий из нас может сравниться с собакой в верности, как замечает Крылов. Второй вывод — то, что друга можно узнать только в нужде. Третий вывод, обычный для поэта, возводящий басенный «случай» в абсолют, показывающий «масштаб» басенного рассказа, то есть степень распространенности данного явления в мире действительности:

Как редки таковы друзья!

Редки «прямые», настоящие друзья. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Иными словами, наиболее распространено противоположное, о чем и считает нужным сказать Крылов. Иван Андреевич замечает, что ему приходилось часто видеть

Что так, как в басне сей был верный Пес оставлен.

Но и этого мало. Слишком хорошо поэт знал современного ему человека, чтобы остановиться на очевидном выводе из рассказа. И он добавляет:

Так тот,

Кто из хлопот

Был другом выручен, избавлен,

Его же покидал в беде, —

и далее существенное дополнение:

Его же и ругал везде.

Последнее не вытекает из басни. Она оказалась бессильной, чтобы измерить всю глубину людского падения. И здесь мораль несет в себе нечто новое: она не только поучение, применение, даже не только вывод, а существенное дополнение к рассказу, взятое не из мира подобия и уподобления, а прямо из жизни. Резкость басенного рассказа бледнела перед миром действительности. И он, этот мир, проецируясь в басню, подсказывал поэту весьма оригинальные «сюжетные решения», как сказал бы критик нашего времени. Вот одно из решений все той же вечной темы в творчестве писателей и поэтов — темы дружбы.

Полезный материал по теме:

  1. Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
  2. Мораль басни Квартет
  3. Мораль басни Конь и всадник
  4. Мораль басни Воспитание льва
  5. Мораль басни Осел и ее анализ

Крылов — горбатый переводчик Лафонтена

Да! Это надо напомнить в первую очередь. Что более 70 басен, самых известных в русской литературе, что принуждают к изучению в школу. Это басни французского поэта Жана Лафонтена. Который в свою очередь, и что самое, что восхищает меня в этом человеке — нет, не качество, я его оценить не могу. Горбатые переводы, что делали графоманы, по им судить о творчестве зарубежного литератора, это было бы, в первую очередь не этично, по этому делать свой вывод. И сейчас разговор у нас не об этом.

А, о том, что этот человек — честно издавал свои сборники, как басни Эзопа положенные на стихи гражданином Лафонтеном, такая у этих сборников была аннотация. И нет проблем, и нет разговоров. Уважаемый человек, и его личное искусство от этого не стало хуже, или лучше. Человек сделал работу и никакие короны не давили ему голову, хотя по сравнению с Крыловым. Это небо и земля в самой значимости и мастерстве, места в мировой литературе обоих: Лафонтен там есть, а вторым даже не пахнет. Крылов — никто, и зовут никак, но горбатый переводчик в стране советов, следовал дорогой пропаганды «Кто был никем, тот станет всем»

Так и получилось, но нам это — ровным счетом ни о чем. Качество горбатого слога Крылова говорит само за себя, что даже перевод ему давался с трудом.

Гуси

Предлинной хворостинойМужик Гусей гнал в город продавать;И, правду истинну сказать,Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:На барыши спешил к базарному он дню(А где до прибыли коснется,Не только там гусям, и людям достается).Я мужика и не виню;Но Гуси иначе об этом толковалиИ, встретяся с прохожим на пути,Вот как на мужика пеняли:«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?Мужик так нами помыкает,И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;А этого не смыслит неуч сей,Что он обязан нам почтеньем;Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,Которым некогда был должен Рим спасеньем:Там даже праздники им в честь учреждены!» —«А вы хотите быть за что отличены?»Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,И всё читал: но ведать я желаю,Вы сколько пользы принесли?» —«Да наши предки Рим спасли!» —«Всё так, да вы что сделали такое?» —«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?Оставьте предков вы в покое:Им по-делом была и честь;А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

Баснь эту можно бы и боле пояснить —Да чтоб гусей не раздразнить.

Описание персонажей

В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:

  1. Дуб является отпрыском Матушки-Земли. Это кормилец, который бескорыстно отдает свои блага. Есть только одно, что ему требуется для нормального существования, — уважение к себе.
  2. Свинья собой представляет слепого глупца той эпохи. Она находится в беспросветном царстве глупости, не хочет самосовершенствоваться и понимать суть, не слушает голос своего здравого смысла. Невежа живет по потребительским законам, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о дальнейшей жизни других людей.
  3. Ворон является голосом здравого смысла глупца. Хорошо, что он все же появляется (это означает, что не все потеряно). Но плохо, что Свинья не слышит его призыва подумать и остановиться. Это означает, что глупец пытается действовать наперекор логике и голосу разума.

Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.

На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.

Басни Крылова — крылатые выражения и пословицы из басен

 
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/
 
2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/
 
3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/
 
4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/
 
5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/
 
6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/
 
7. А он – дивит
Свой только муравейник. /«Муравей»/
 
8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/
 
9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/
 
10. Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
 
11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/
 
12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/
 
13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/
 
14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/
 
15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. /«Парнас»/
 
17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/
 
18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/
 
19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/
 
20. И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/
 
21. И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/
 
22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/
 
23. Как белка в колесе. /«Белка»/
 
24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/
 
25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/
 
26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/
 
28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/
 
29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/
 
30. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/
 
31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/
 
32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/
 
33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/
 
34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/
 
35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/
 
36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/
 
37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/
 
38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/
 
39. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/
 
40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/
 
41. Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. /«Муха и Пчела»/
 
42. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/
 
43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/
 
44. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/
 
45. Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/
 
47. Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/
 
48. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. /«Квартет»/
 
49. Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/
 
50. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. /«Синица»/
 
51. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/
 
52. Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. /«Лев и Мышь»/
 
53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/
 
54. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/
 
55. Одни поддельные цветы
Дождя боятся. /«Цветы»/
 
56. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/
 
57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/
 
58. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/
 
59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/
 
60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/
 
61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/
 
62. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/
 
63. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. /«Музыканты»/
 
64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/
 
65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/
 
66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/
 
67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/
 
68. Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/
 
69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/
 
70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/
 
71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. /«Ворона»/
 
72. Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. /«Воронёнок»/
 
73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/
 Читать все басни Крылова. Список произведений
 

Басня Крылова Две Собаки

Мораль басни Крылова Две собаки

Мораль басни «Две собаки» заключена в последней строчке: «Хорошо на задних лапках ходят». В данном контексте это выражение имеет смысл «выслуживаться», то есть стараться заслужить любовь начальства лестью и полным подчинением.

Анализ басни Две собаки

В басне Крылова «Две собаки» нет отрицательных героев. И Барбос, и Жужу – положительные персонажи, просто последней повезло чуточку больше. За ее умение ходить на задних лапках хозяин забрал собачку в дом, где ее ждали и мягкая постель, и вкусный обед. Барбос же так и остался сторожить дом, испытывая голод и холод. Но он даже не думает о том, чтобы сбежать от злого барина. Он свободен, и это его главное богатство. А Жужутка, хоть и обласкан хозяином, вынужден всю жизнь ему прислуживать, ходя на задних лапках даже тогда, когда совсем не хочется.

Анализ басни «Две собаки»

Басня «Две собаки» рассказывает про встречу двух приятелей-собак: первая – Барбос – верный сторожевой пес, исправно несущий свою службу на улице, вторая – болонка Жужу, живущая в барском доме со всем комфортом, которая еще не так давно находилась в равных условиях со своим другом.

Встреча эта носит случайный характер, но очень радует Барбоса – автор детально описывает все те эмоции, которые испытывает сторожевой пес, увидев в окне старую знакомую. Будучи собакой внимательной, но простой, Барбос заботливо интересуется у Жужу, как ей живется и «какую службу» та несет, на что получает подробное описание всех тех благ, которыми ежедневно наполнена жизнь приятельницы, которая, как оказалось, кардинально отличается от его собственной, вынуждающей терпеть «и холод, и голод», и побои от хозяина. Естественно, дворовая собака захотела узнать, чем же болонка заслужила такую «сладкую» жизнь, но оказалось, что вся заслуга Жужу состоит лишь в том, что она ходит перед своими хозяевами на задних лапах. На этом история заканчивается.

Крылов резюмирует ее моралью, что жизнь несправедлива, одни «из кожи вон лезут», а все равно ничего не имеют, но зато свободны, другие – зависимы от прихотей хозяина и вынуждены постоянно выслуживаться, но зато имеют все, что нужно для счастливой жизни, кроме свободы. Только вот какой из вариантов правильный, баснописец уже не уточняет, оставляя право решить это каждому для себя.

МУРАВЕЙ

Какой-то Муравей был силы непомерной.Какой не слыхано ни в древни времена;Он даже (говорит его историк верной)Мог поднимать больших ячменных два зерна!Притом и в храбрости за чудо почитался:Где б ни завидел червяка,Тотчас в него впивалсяИ даже хаживал один на паука.А тем вошёл в такую славуОн в муравейнике своём.Что только и речей там было, что о нём.Я лишние хвалы считаю за отраву;Но этот Муравей был не такого нраву:Он их любил,Своим их чванством мерилИ всем им верил;А ими, наконец, так голову набил,Что вздумал в город показаться,Чтоб силой там повеличаться.На самый крупный с сеном возОн к мужику спесиво всползИ въехал в город очень пышно;Но, ах, какой для гордости удар!

Он думал, на него сбежится весь базар.Как на пожар;А про него совсем не слышно:У всякого забота там своя.Мой Муравей, то, взяв листок, потянет,То припадёт он, то привстанет:Никто не видит Муравья.Уставши, наконец, тянуться, выправляться,С досадою Барбосу он сказал,Который у воза хозяйского лежал:«Не правда ль, надобно признаться.Что в городе у васНарод без толку и без глаз?Возможно ль, что меня никто не примечает,Как ни тянусь я целый час;А, кажется, у насМеня весь муравейник знает».И со стыдом отправился домой.

* * *Так думает инойЗатейник,Что он в подсолнечной гремит.А он — дивитСвой только муравейник.

Мораль басни «Две Собаки» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Две Собаки» заключается в том, что ради различных привилегий люди нередко жертвуют своим достоинством и самоуважением, унижаются и угождают тем, кто богаче или знатнее их.

Судя по всему, Крылов в частности высмеивает тех, что продвигается по службе благодаря угодничеству и низкопоклонству.

Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее последних строках: «Как счастье многие находят  Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» Благодаря Крылову выражение «ходить на задних лапках» стало поговоркой, синонимом угодничества и низкопоклонства.

Суть и смысл басни «Две Собаки» отражены в русских народных пословицах и поговорках: 

«Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с подкормом, голова с поклоном, язык с приговором.»

«На одних подметках семи царям служит.»

«Хвостом, что лиса, виляет.»

«Блином масляным в рот лезет.»

«Виться ужом.»

«Где прыжком, где бочком, где и на карачках.»

«В траве идут — с травою вровень.»

По мнению педагога В. И.

Водовозова, мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «Раболепное шутовство комнатной собачонки и отличие, которым она пользуется у барина, рядом со страданиями верного пса, барбоса — все эти черты, метко схваченные из жизни в басне „Две Собаки“, дают ей особенное значение. Выразить мысль понятнее и образнее невозможно; но при всей глубине ее, она носит характер легкой, игривой шутки. В забавном сопоставлении двух собак находим очень поучительный урок молодому поколению; пусть оно знает, что не в роскоши и неге, не в каких-нибудь внешних отличиях награда честному труду, — что верный, лающий барбос, при всем его унижении, один заслуживает полную любовь и почтение, какого вовеки не достигнуть смирненьким болонкам.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Авторы книги «50 басен И. А.

Крылова» комментируют суть и смысл басни таким образом: «В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в „старосты“ люди глупые („Осел и мужик“, „Слон на воеводстве“) или плуты…

а также какими путями они туда попали: по кумовству („Совет мышей“), угодничеством („Две собаки“)…» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «…И полезный, и усердный труд частенько в жизни не находит справедливой оценки, и не только не награждается по достоинству, но еще и обрекается на разные невзгоды, и наоборот, счастье многие находят лишь тем, „что на задних лапках ходят“ („Две Собаки“).

Но такому унижающему достоинство человека счастью не позавидует честный и благородный человек: как бы ни был скуден добытый честным трудом хлеб, все же он неизмеримо лучше сладкого пирога, получаемого даром, за чужой счет, или же добываемого ценою унижения.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.

Поэт И. И.

Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом: «Случается нередко видеть, что иной служит добросовестно, трудится из всех сил, ночей не досыпает, как глаз свой бережет хозяйское добро, а все ему нет никакого почета и терпит он, сердечный, во всем горькую нужду; другой же, можно сказать, совсем не служит, а только прислуживается, но умеет ловко повернуться перед хозяином, льстивое словцо кстати сказать, да тем самым и выслуживается; на него за то милость за милостью, награда за наградой так и сыплются. Вот это-то и значит уметь на задних лапках ходить. Жизнь первого трудна, но зато жизнь его честная, и каждый разумный человек труды его оценит и при случае с удовольствием возьмет к себе на службу; жизнь второго, на первый взгляд, конечно, завидная, а на самом деле прескверная, — прескверная и потому, что нечестная, да и притом больно опасная. Чуть только не угодить чем, или другой половчее Жужутки подвернулся — тотчас и вон из хором; придется опять возле Барбоса в конуре греться; он-то свыкся со своей долей и ему ничего, а для изнеженного жужутки такая жизнь просто смерть.   Так не приведи Бог никому быть Жужуткой; уж лучше быть век свой труженником Барбосом; оно хоть и тяжело, да на душе спокойно.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Лида (14:06:22 23/10/2011): О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Суть и смысл басни (13:44:00 29/04/2016): «Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»)

Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д

И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют суть и смысл басни так: «…Он видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, — хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: «Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!» Пусть им говорят то же, что в басне «Зеркало и обезьяна» сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Суть и смысл басни (18:54:00 19/04/2017): Суть и смысл басни в следующем: «Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело — подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: «На каждом человеке есть два мешка: один — спереди, другой — сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний — чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них — как на ладони!». Прочтите у Крылова басню «Зеркало и Обезьяна»…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Мораль басни (11:49:00 18/06/2017): Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: «Таких примеров много в мире: Не любит узнавать ни кто себя в сатире.» Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: «В чужом глазу соломину видит, а в своём — бревна не замечает».

Чему учит басня «Слон и Моська»: рассуждение

Любая басня поучительная. Ведь с ее помощью легко понять жизнь и людей, их поведение и намерения. Вот рассуждение, чему учит басня «Слон и Моська»:

Учитывая, что автор в басне не делает однозначного вывода, то за читателем остается право вычленять свою суть и понимание вопроса. Мораль может быть разной. Одни считают, что Моська достаточно смела, да и ее самореклама в данном случае не так уж и плоха. Мало того, собака является стратегом, который ставит цель и не видит никаких препятствий. Даже если для этого придется прибегать к хитростям и обходным путям. Соответственно, маленькая собачка кажется действительно сильной.

Но с другой стороны, Моська кажется достаточно нелепо, ведь ее потуги выглядят для слона и окружающих весьма нелепо и комично.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: