Анализ басни Две собаки и краткое содержание
Басни Ивана Крылова предназначены для детей, хотя в них и прослеживается политический характер. Одна из его басен «Две собаки» несет мораль, которая хорошо раскрыта в последних строках произведения: если потакать прихотям начальства, либо же выполнять поручения, которые могут быть простыми капризами, то можно заслужить любовь к себе такими поступкам.
В басне «Две собаки» идет речь о двух собаках, живших очень давно вместе на улице, а потом одной из них по счастливой возможности довелось жить в доме. Однажды встретившись, Барбос начал интересоваться у Жучки ее жизнью в хозяйском доме. Она начала говорить о том, как ее любят, с какой она посуды ест, как играется с барином, на каких коврах спит. В свою очередь, она спрашивает о жизни Барбоса, которая представляет собой полную противоположность жизни Жучки. Он по-прежнему охраняет дом, голодает, мокнет под дождем, а иногда и бьют его.
Он в недоумении, почему его действия не приводят к такому же результату, ведь он так старается прислужить, а ее забрали жить в дом, когда она была маленькой и несчастной. Он задает ей вопрос о том, что же она так делает старательно, что сколько привилегий, на который получает ответ о том, что она всего лишь умеет стоять на задних лапах, и за это ее любят.
Анализ басни Две собаки и краткое содержание
Басни Ивана Крылова предназначены для детей, хотя в них и прослеживается политический характер. Одна из его басен «Две собаки» несет мораль, которая хорошо раскрыта в последних строках произведения: если потакать прихотям начальства, либо же выполнять поручения, которые могут быть простыми капризами, то можно заслужить любовь к себе такими поступкам.
В басне «Две собаки» идет речь о двух собаках, живших очень давно вместе на улице, а потом одной из них по счастливой возможности довелось жить в доме. Однажды встретившись, Барбос начал интересоваться у Жучки ее жизнью в хозяйском доме. Она начала говорить о том, как ее любят, с какой она посуды ест, как играется с барином, на каких коврах спит. В свою очередь, она спрашивает о жизни Барбоса, которая представляет собой полную противоположность жизни Жучки. Он по-прежнему охраняет дом, голодает, мокнет под дождем, а иногда и бьют его.
Он в недоумении, почему его действия не приводят к такому же результату, ведь он так старается прислужить, а ее забрали жить в дом, когда она была маленькой и несчастной. Он задает ей вопрос о том, что же она так делает старательно, что сколько привилегий, на который получает ответ о том, что она всего лишь умеет стоять на задних лапах, и за это ее любят.
«Обоз» Крылова – краткое содержание
Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.
Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.
Краткое содержание произведения
Мальчик по имени Витя потерял свой завтрак. Во время большой перемены ему было нечем перекусить, и он стоял в стороне от других ребят. Друг Коля спросил Витю, почему тот не ест. Школьник ответил своему товарищу, что он потерял завтрак.
Миша поинтересовался, где именно Витя потерял еду. Мальчик ответил грустным голосом, что не знает, и отвернулся от ребят.
Тогда Миша предположил, что Витя нёс завтрак в кармане. Он заключил, что нужно было класть его в сумку.
При этом мальчишки продолжали уплетать хлеб.
А вот Володя ничего не спрашивал и не делал никаких замечаний. Он просто разломил свой бутерброд на две равных части и предложил товарищу половину.
Определите жанр произведения обоз
9 вопросов по творчеству бунинаи куприна 1. Символ — это:
а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;
б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;
в) слово или оборот в иносказательном значении;
г) художественный прием, основанный на преувеличении.
2. Конфликт художественного произведения — это:
а) ссора двух героев;
б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;
в) наивысшая точка развития сюжета;
г) неприятие произведения критиками и читателями.
3. Композиция это:
а) эпизод литературного произведения;
б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;
г) столкновение, противоборство персонажей.
4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?
а) Соломон — Суламифи;
б) Желтков — Вере Шеиной;
в) Желтков — Богу;
г) Ромашов — Шурочке.
5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч … Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?
а) «Антоновские яблоки»;
б) «Окаянные дни»;
в) «Темные аллеи»;
г) «Господин из Сан-Франциско».
6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.
а) «Чистый понедельник»;
б) «Суходол»;
в) «Таня»;
г) «Легкое дыхание».
7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
а) Арсений Семеныч;
б) господин из Сан-Франциско;
в) Малютин;
г) корнет Елагин.
8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?
А) Иван Тимофеевич («Олеся»);
б) Ромашов («Поединок»);
в) Николаев («Поединок»);
г) Соломон («Суламифь») .
9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?
а) «Темные аллеи»;
б) «Легкое дыхание»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Суходол».
История создания
Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.
Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.
Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:
- план сработал;
- русская армия одержала победу.
И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».
Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.
Басня Крылова Две Собаки
Мораль басни Крылова Две собаки
Мораль басни «Две собаки» заключена в последней строчке: «Хорошо на задних лапках ходят». В данном контексте это выражение имеет смысл «выслуживаться», то есть стараться заслужить любовь начальства лестью и полным подчинением.
Анализ басни Две собаки
В басне Крылова «Две собаки» нет отрицательных героев. И Барбос, и Жужу – положительные персонажи, просто последней повезло чуточку больше. За ее умение ходить на задних лапках хозяин забрал собачку в дом, где ее ждали и мягкая постель, и вкусный обед. Барбос же так и остался сторожить дом, испытывая голод и холод. Но он даже не думает о том, чтобы сбежать от злого барина. Он свободен, и это его главное богатство. А Жужутка, хоть и обласкан хозяином, вынужден всю жизнь ему прислуживать, ходя на задних лапках даже тогда, когда совсем не хочется.
Крылатые выражения из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Басня «Лебедь Щука и Рак»
Мы используем в жизни многие крылатые выражения, не подозревая этого. Это могут быть фразы из фильмов, разных произведений и даже стихов и басен. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»:
- «Когда в товарищах согласья нет» — говорится о ситуации, когда партнеры не могут сплотиться ради общего дела, каждый упрямится, гнет свою линию. Создается впечатление, что для таких людей – главное, не позитивный исход дела, а сам спор, финалом которого служит осознание собственной неповторимости.
- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» — выражение говорит само за себя. Успеха может добиться только та команда, которая понимает друг друга и действует вместе.
- «Лезть из кожи вон» — фразеологический оборот, который и поныне используется для отображения чрезмерных стараний для какого-либо дела. В данном случае, отображаются тщетные старания.
- «Да только воз и ныне там» — данное выражение можно употреблять применительно к любому делу, которое не было закончено лишь потому, что команда не пришла к общему решению. А также к любому вопросу, который только лишь вызвал споры, но не был решен.
- «Из кожи вон лезут, но возу нет ходу» — о деле, в которое вложено много усилий, наблюдается много хлопот. А результат, увы, нулевой.
Эта басня всего в несколько строк, по сравнению с другими, а крылатых выражений в ней намного большей. Можно посмотреть на примере небылицы «Волк и Ягненок», в которой много текста, но крылатых выражений в жизнь человека вошло мало.
Анализ 2
Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.
Для того, чтобы глубже понять смысл данной басни, необходимо затронуть историю её создания. Басня построена на основе событий войны 1812 года. Россия в это время остро нуждалась в помощи для победы над французами. Спасти русскую землю удалось армии Михаила Илларионовича Кутузова. Некоторое время главнокомандующий не отдавал приказы своим солдатам, так как разрабатывал тактику ведения войны.
Сама басня представляет собой историю о двух лошадях, спускающихся с горы
Первая лошадь действует осторожно, она медленно спускается, стараясь не повредить горшки. В это время молодая лошадь смотрит на первую и ругает её за медлительность, ведь воз, по её мнению, и так идёт хорошо
Но пришла очередь спускаться второй лошади. Она быстро передвигается, падает и весь груз разбивается.
Мораль этой басни такова: в первую очередь нужно следить за собой, а не за другими. Действительно, часто люди замечают лишь действия других, совершенно забывая про себя, ведь критика легче всего. Автор призывает читателей не указывать другим людям на их оплошности, а учиться на чужих ошибках.
Молодая лошадка наблюдала за действиями другой лошади и лишь критиковала её, но в итоге сама ничего сделать не смогла. Всегда нужно ставить себя на место того человека, которого вы критикует, ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, предпринимаемые вами действия могут быть даже хуже.
Но из басни можно вынести ещё один урок: нужно всегда полагаться на себя и не обращать внимание на действия окружающих. Старая лошадь не обращает внимание на наставления и критику второй лошадки, она чётко знает, как ей поступать
Она медленно и аккуратно спускает воз, не повредив горшки. Лошадь понимает всю ответственность, которая на ней лежит, и действует так, как считает нужным. Это значит, что её действия были правильными.
Молодая же лошадь через чур самоуверенна, она лишь насмехается над осторожностью старой лошадки. Свое сочинение я хочу закончить поговоркой: в чужом году соринку видим, а в своём бревна не замечаем «
Свое сочинение я хочу закончить поговоркой: в чужом году соринку видим, а в своём бревна не замечаем «.
`
Два брата (Сказка)
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:
«Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие».
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана,- пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку,- разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат,- мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.
А младший сказал:
По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
И пословица говорит: «Искать большого счастия — малое потерять»; да еще: «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки».
А меньшой сказал:
А я слыхал: «Волков бояться, в лес не ходить»; да еще: «Под лежачий камень вода не потечет». По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху,- выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
Крылатое выражение из басни две бочки.
Иллюстрация к басне «Две бочки» — художник И.А.Петелина
Басни Крылова – это особое явление в мировой литературе. По стилю изложения, безукоризненности подачи, живости слога эти произведения — верх совершенства. Басня – это удивительный жанр литературы. Он понятен и любим разными слоями населения.
Басня «Две бочки» Крылова впервые увидела свет в «Издании басен 1819 г., часть VI, стр. 66». ( Полный текст басни «Две бочки» приведён в конце статьи
).
Дата её написания — начало марта 1819 года. Речь в басне идёт о двух бочках, катившихся «по своим делам
». При этом первая, нагруженная бочка – само смирение. Она тихо движется в нужную точку
Эта бочка не привлекает к себе внимание. А зачем? Она просто выполняет своё дело
Вторая катящаяся бочка пуста. Её роль не так велика, как первой. Но разве ж может она двигаться тихо, спокойно, не привлекая к себе внимания? Как бы не так! «От ней по мостовой и стукотня, и гром, и пыль столбом
Есть такие замечательные слова: « О том, что сделал – не кричи, что будешь делать – умолчи ». Нескромно (да и нет никакой необходимости) «трубить всему миру» о выполнении своих обязанностей, о своих делах, пусть и добрых, претендовать на славу, добиваясь известности посредством шума.
«Она от скромности не умрёт» — так можно сказать про пустую бочку. Всяк проходящий мимо этой бочки «прохожий к стороне скорей от страху жмётся, её заслышавши издалека
«Слово – серебро, а молчание – золото
» — ещё одна истина, о которой уместно сказать в данном случае.
Николай Васильевич Гоголь, подчеркивая точность басни «Две бочки», восхищаясь мастерством Крылова, писал: «Его речь покорна и послушна мысли и летает, как муха, то являясь вдруг в длинном, шестистопном стихе, то в быстром, одностопном; рассчитанным числом слогов выдает она ощутительно самую невыразимую ее духовность».
Проводя анализ басни И.А.Крылова «Две бочки», мы понимаем, что некоторые строчки в басне состоят лишь из одного слова. Это сделано автором намеренно
Для того, чтобы читатель обратил на них особое внимание
Важно вспомнить достойное заключение басни «Две бочки»:
«Великий человек лишь громок на делах,И думает свою он крепко думуБез шуму». В приведённых выше стихотворных строчках заключается и мораль басни «Две бочки». Можно сказать и по другому — судите о человеке не по словам (выкрикам, шумам), а по делам.
Значение басни «Две бочки», как и других басен Крылова, в литературном и воспитательном отношении давно признано и не подвергаются никакому сомнению.
ДВЕ БОЧКИ
Две Бочки ехали; одна с вином, Другая Пустая. Вот первая — себе без шуму и шажком Плетется, Другая вскачь несется; От ней по мостовой и стукотня, и гром, И пыль столбом; Прохожий к стороне скорей от страху жмется, Ее заслышавши издалека. Но как та Бочка ни громка, А польза в ней не так, как в первой, велика. *** Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку, Кто делов истинно,- тих часто на словах. Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепку думу Без шуму.
(Не позднее начала марта 1819)
О том, как пустая бочка громыхала на всю округу, а вторая, наполненная вином, ехала тихо, рассказывает басня «Две бочки» Крылова.
Русская сказка
Басня Ивана Крылова «Две Собаки»
Басня про двух собак, одна из которых живёт в доме, а вторая около него, была написана Иваном Андреевичем Крыловым в период между 1819 и 1824 годами. Впервые же читатель смог с ней ознакомиться в 1824 в номере издания «Труды Вольного общества любителей русской словесности». Басню нельзя назвать самой популярной у автора, но по своему посылу, произведение очень понятно и остроумно. В образе двух собаку автор раскрывает не только несправедливость жизненного уклада, но и личные пороки, выраженные в достижении личного блага любой ценой.
Герои и сюжет
Автор знакомит нас двумя героями. Это собаки, которые прежде были закадычными друзьями, но нынче у каждого жизнь пошла своя. Верный пёс Барбос, как и раньше, живёт на улице и охраняет хозяйский дом. А вот кудрявая болонка Жужа теперь живёт в доме и спит на мягкой подушке – хозяева её гладят, жалеют и относятся как к полноценному члену семьи.
Стали выяснять, какую службу они несут для хозяев? Барбос терпит и голод, и холод, спит под забором, охраняя хозяина, однако, ничего хорошего от того не видит. Ещё и получить может, если вдруг залает не вовремя.
А Жужка стала хвастать, что спит она на мягких диванах, кушает со столового серебра и всякий раз с ней с удовольствием резвятся хозяева.
Удивился Барбос и спросил подругу – в чём же тогда её служба? А в том, отвечала счастливая героиня, что ходит она перед ними на задних лапках.
Мораль произведения
Морализаторский смысл басни заключён в последних двух строчках, где автор упоминает, что многие ценят других лишь только за то, что ходят оные перед ними на задних лапках.
С одной стороны, автор указывает на несправедливость жизни – вон Барбоса-охранника ценят гораздо меньше, чем бесполезную болонку. А с другой стороны, мы видим, как иносказательно Крылов говорит о том, что некоторые люди готовы уронить достоинство, зарабатывая себе привилегии. Угодничество, то есть хождение на задних лапах, «продвинуло» собаку Жужу по службе – её взяли в тёплый сытный дом. Так и в жизни – те, кто готовы лебезить да преклоняться достигают больших благ, нежели те, кто выполняют непростую, но настоящую работу.
В русском народном творчестве можно найти не одну пословицу, соответствующую основному посылу этой замечательной крыловской басни. Например, «На одних подметках семи царям служит», также выражение «виться ужом» как нельзя лучше подходит для писания домашней болонки.
Ниже вы можете прочитать полный текст басни про Двух Собак и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.