Игорь ильинский (басни и.а крылова)

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть текста, нужно внимательно прочитать басню. Семья Демьяна принимает у себя соседа Фоку. Тот уже съел три тарелки ухи и был сыт, но хозяин дома не собирается останавливаться. Он упорно предлагает Фоке отведать еще немного супа и активно нахваливает его. Супруга Демьяна в это время вынуждена кланяться гостю. Фока осиливает еще тарелку и понимает: с него хватит, но перед ним ставят еще порцию.

Поэтому Фока в ужасе хватает кушак и убегает из дома, после чего больше никогда не приходит в гости к соседу. Значение басни не стоит воспринимать буквально — есть нужно в меру. Это касается любого дела. Смысл работы Крылова в том, что не стоит чрезмерно отвлекать других людей, заставлять часами себя выслушивать.

Аллегория Крылова позволяет понять — не всегда добрые поступки такими являются. Демьян из лучших побуждений кормил соседа, но не обращал внимания на его состояние. С Фоки катился пот, ему было тяжело сидеть, он уже чувствовал себя плохо.

В классе дети пишут сочинение. В письменной работе ученики рассуждают о том, каков смысл произведения Крылова

Важно не только выделить тему басни, но и отразить свой взгляд на описанную ситуацию

Анализ басни Котенок и Скворец. Краткое содержание.

В данной басне задействованы два героя. Вежливый, смирный котенок и скворец. Они подружились и скворец, считая себя философом, многому учил котенка. Он думает, что у него большой жизненный опыт. Кот, в свою очередь, прислушивался к его советам.

Котенок остался без еды и поэтому думает, чем же ему полакомиться. Скворец же предлагает съесть щегленка. Сначала кот отказывается, ведь его совесть не дает его съесть. После уговоров скворца поведение кота резко меняется, и он съедает щегленка. До этого кот не смог бы себе позволить такого, но чужие уговоры, порой заразительны. Он понимает, что он не наелся и решает съесть своего учителя. Ну, а почему бы и нет? Ведь он такая же птица. Скворец явно не ожидал такого исхода событий.

В итоге скворец, который учил котенка пользоваться силой, сам оказался жертвой. Так случается и среди людей. Не надо учиться человека чему – то, ведь вам же потом может это плохо и обернуться. Если не хотите такого исхода, то лучше предоставить человеку самому право выбирать чего он хочет. В большинстве случае ваши же советы могут пойти против вас. Скворец, сказав коту, что он сильный сам себя обрел на смерть.

Мораль басни Котенок и Скворец и ее анализ

«Котенок и Скворец» (1824) — басня о предательстве, возведенном в ранг философии. В ней затронута весьма щепетильная нравственная категория — совесть. Та самая совесть, к которой весьма скептически относились герои горьковского дна. Крылов был более внимателен, чем герои Горького, к нравственному кодексу собственнического мира. Его Скворец («Плохой певец; зато уж философ презнатный») прочитал голодному Котенку (который, «скучаючи постом», «задумчив бродит» и, поводя так ласково хвостом, мяукал жалобно) целую лекцию о совести.

Первоначально Скворец, жалеючи Котенка, указал ему на щегленка, что висит над носом в клетке, посоветовав полакомиться им. Но Котенок (он был еще очень молод) застеснялся. «Но совесть…» Котенок еще не успел сказать двух слов, как «философ презнатный» его прервал:

«Но совесть…» — «Как ты мало знаешь свет!

Поверь, что это сущий бред».

Философия эта понравилась голодному Котенку. И он съел юного щегла. А когда урок повторился, Котенок «философа презнатного»

С большим успехом слушал.

А потом, разломав клетку, скушал своего учителя. А какова мораль? Рассказ сам за себя говорит. Крылов его пояснять не намерен. Желал ли он исправить людей своим рассказом? Полагаю, что на последний вопрос поэт мог бы ответить известными словами Лермонтова: «Боже его избави от такого невежества!». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Так воскликнуть мог и Крылов.

Но имеем ли мы сами право на какой-либо вывод из картины, написанной великим художником? Несомненно. Но только в пределах данного изображения. Кое на что указал и сам поэт. Поучение Скворца

На свете кто силен,

Тот делать всё волен, —

это непреложная в условиях деспотического самодержавия истина, которую Крылов высказывал не раз и от своего имени. Таков первый вывод. Всеобщность вероломства — второй. Вероломство, пожирающее самое себя, что повторится и в рассказе «Мальчик и Червяк», — третий вывод из басни. Но, беря картину как целое, невольно поражаешься следующим обстоятельством.

Философию вероломства, право сильного на любое беззаконие проповедует слабое существо, которое в любой миг может само стать жертвой вероломства. В этом, на наш взгляд, гениальность крыловского рассказа. За вероломство ратует жертва вероломства. Невероятно! Скворец хотел угодить Котенку, видя в нем великого зверя. Знал он, вероятно, и то, что Котенок, «скучаючи постом», сам может догадаться, что ему надо делать. Хотел он и стать учителем за счет щегленка (обычное предательство). Думал, надо полагать, и о благодарности: за науку, мол, Котенок его пощадит. Вот этот трепет за свою «шкуру» и породил философию вероломства в слабом существе. Скворец спасался предательством и тем уготовал свою гибель. Только сильный может бороться с вероломством. Слабость—почва, порождающая вероломство. Ничего невероятного. Все здесь естественно.

И вновь мы должны сказать, что через характеры, их поведение, при величайшей экономии художественных средств поэт воссоздал всеобщее состояние тогдашнего мира как состояние всевластия силы. Грубой силы, что присуще, по Крылову, и просто монархии, и конституционной монархии. И дело здесь в сложившихся экономических отношениях. Они диктуют. Крылов понимал, что такое сила богатства и власть денег. Они порождают (насколько можно судить по условно-басенной форме) и силу политической власти, которая, в свою очередь, способствует неравному распределению богатств и, таким образом, увеличивает неравенство и закрепляет власть богатых и сильных.

Полезный материал по теме:

  1. Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
  2. Мораль басни Обоз и ее анализ
  3. Мораль басни Соловьи и ее анализ
  4. Мораль басни Синица и ее анализ
  5. Мораль басни Лжец и ее анализ

Вариант №2

Произведения великого баснописца не теряют свою актуальность в сейчас. Они — образец морали и нравственности. Тонкая аллегория легко читается между строк, и учит жить «по совести». Басня «Котёнок и Скворец» в очередной раз доказывает талант автора.

Сюжет

В произведении на реальных примерах показывается, как «горе-учителя» и их «вредные» советы вредят им же.

Маленькая скромная птица — Скворец, дал непрошенный совет милому Котёнку: утолить свой аппетит и скушать невинного Щегла, чтобы утолить аппетит. Непонятно, о чём думал в этот момент Скворец, который являлся такой же птицей. Котёнок — маленький, но всё же хищник. Обед в виде щуплого Щегла он даже не почувствовал: «хотя им голода он утолить не мог». И предсказуемо: Котёнок решил подкрепиться своими советчиком, который учил его «не быть слабым» и «отбросить предрассудки».

Герои

Маленький Щегол — эпизодический персонаж. Но через его образ, Крылов хотел показать, что с человеком в любой момент могут поступить также: предать, подставить.

Скворец — вовсе не несчастная птица, которую проглотили на обед. Во-первых, он «плохой певец», с заниженной самооценкой и повышенной манией величия. Желание всех научить и воспользоваться силой — приводит его к гибели. Причем его же нравоучениями.

Котёнок — маленький, безобидный хищник. Он, словно губка впитывает информацию и воспринимает её буквально. Ощутив свой физическую силу, он утоляет потребности и переступает через Скворца. Это не отрицательный персонаж. Скорее наоборот — он жертва обстоятельств, который послушал «мудрого философа».

 Аллегория в том, что в жизни такое часто случается: плохой пример не только заразителен, но и оборачивается против «учителя».

Мораль басни

Во-первых, не нужно зависеть от мнения окружающих

Важно: слушать только себя

Во-вторых, часто демонстративная жалость — это желание показать своё превосходство и ум.

Такая ситуация — нередкий случай в жизни людей. Часто, просто необходимо стать тем самым звеном, который подтолкнёт человека к тому или иному поступку. И многие забывают про моральные ценности и дают «ученику» вредные советы. Но жизненный бумеранг, рано или поздно, возвращается к советчику и бьёт с размаху.

Не нужно давать плохие наставление — не попадётесь сами в эту ловушку. Позвольте другим принимать решение самостоятельно, дабы избежать «гибели». Перестаньте считать себя самым умным, хитрым, мудрым — всегда найдётся тот, кто и умнее, и хитрее, и мудрее. Вредные советы — ударяют вдвойне.

Котенок и Скворец
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Утренний натюрморт Петрова-Водкина 5, 6, 7 класс

    Великолепную художественную работу написал Кузьма Петров – Водкин! Картина создана в 1919 году, маслом на хосте, размещена в Русском Музее.

  • Сочинение Мой любимый вид спорта

    Мой любимый вид спорта — хоккей. Я люблю зиму больше, чем лето. Зимой холодно и можно залить каток. В хоккей играют настоящие мужчины. Наш президент Владимир Владимирович Путин с удовольствием играет в хоккей. Есть такая НХЛ — ночная хоккейная лига.

  • Сочинение по картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс

    Известный русский художник — портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей.

  • Главные герои рассказа Ионыч сочинение

    Екатерина Ивановна в начале произведения предстает перед нами в виде талантливой дочери талантливых родителей, но, в отличие от них, она видит, что их способности совсем не выдающиеся. Котик, как называют ее родители,

  • Характеристика героев Собачьего сердца сочинение

    Знаменитое и многими любимое произведение великого русского писателя Булгакова Михаила многим полюбилось благодаря тому, что оно наполнено яркими, красочными и запоминающимися героями, каждый из которых способен проникнуть в душу читателей.

  • Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина описание

    Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, художник, который отличается необычным виденьем вещей. В его картинах наблюдается минимализм вещей. В его картинах наблюдается минимализм предметов,

Все басни Крылова

Категории

  • Сказки Алана Милна (5)
  • Сказки Ангела Каралийчева (13)
  • Сказки Андерсена (46)
  • Сказки Астрид Линдгрен (12)
  • Сказки братьев Гримм (44)
  • Сказки Гауфа (4)
  • Сказки Джанни Родари (32)
  • Сказки Дональда Биссета (32)
  • Сказки Киплинга (12)
  • Сказки Кэтрин Холабёрд (1)
  • Сказки Оскара Уайльда (9)
  • Сказки Пройслера (2)
  • Сказки Свена Нурдквиста (8)
  • Сказки Шарля Перро (11)
  • Сказки Экзюпери (1)

В этом разделе мы собрали самые известные и любимые русские народные сказки. Рекомендуем знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых: Колобок, Репка, Курочка Ряба, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают новые слова. А красочные иллюстрации от лучших художников развивают чувство прекрасного в детях.

Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, бескорыстие и многие другие.

Читайте русские народные сказки с выражением, интонационно обыгрывая каждого персонажа. И тогда ребенок быстрее поймет заложенный смысл и мораль сказки.

Басня Скворец — анализ

Если проводить художественный анализ басни Крылова Скворец, нужно отметить, что основной прием, который используется в произведении – аллегория. В лице главного и единственного героя – Скворца – пред нами предстает знакомый образ талантливого, но чересчур самоуверенного человека, излишне зависимого от вкусов публики, и не терпящего конкуренции. Птица думает и чувствует как человек. Басня носит поучительный характер. Баснописец с самого начала выделяет основную мысль произведения – занимайся тем делом, к которому у тебя есть склонность, развивай те таланты, которые действительно тебе свойственны, и не разменивайся на бессмысленную погоню за недостижимыми успехами.

У всякого талант есть свой. Но часто, на успех прельщался чужой, Хватается за то иной, В чем он совсем не годен А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Какой-то смолоду Скворец Так петь щегленком научился, Как будто бы щегленком сам родился. Игривым голоском весь лес он веселил, И всякий Скворушку хвалил. Иной бы был такой доволен частью; Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, — А Скворушка завистлив был, к несчастью, — И думает: «Постойте же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом». И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньём. Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем. 1816

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Вспоминаем крылатые выражения из басен Крылова

Иван Андреевич Крылов был обласкан вниманием публики и властей еще при жизни. К моменту его смерти в 1844 году в России книги баснописца вышли уже в количестве 77 000 экземпляров

Он получил награды и щедрую пенсию от царя, его юбилей в 1838 году превратился в большой национальный праздник под покровительством императора.

Писателя называли русским Лафонтеном. Доля истины в этом, конечно, была: из 200 созданных им басен немало написано по мотивам творений Эзопа и Лафонтена. Но в основе многих произведений лежит оригинальный сюжет. Для читателей XIX века эти стихотворные притчи были интересны не только сатирой и хорошим русским языком, но и тем, что высмеивали события и людей (в том числе высокопоставленных особ), современниками которых являлись читатели. Это было чем-то похоже на пародии, которые сегодня создают юмористы.

Но творения русского Лафонтена затрагивают проблемы, характерные и для нашего времени: взяточничество, бюрократия, лень, спесь, жадность и многие другие пороки процветают и сегодня. Но даже если читателю кажется, что он не знает или не любит этого писателя — он заблуждается, потому что крылатые выражения из басен Крылова давно стали частью активного словаря практически любого русскоговорящего человека.

Сердясь на ребенка, не желающего выполнять наши требования, мы горько восклицаем: «А Васька слушает да ест!» Найдя простое решение проблемы, казавшейся сложной, усмехаемся: «А ларчик просто открывался!» Замечая, что какое-то дело не двигается с мертвой точки, вздыхаем: «А воз и ныне там». Рассказывая приятелям о бешеном темпе современной жизни, посетуем: «Кручусь как белка в колесе». Позабавит нас порой какая-нибудь парочка чиновников, расшаркивающихся друг перед другом, и мы язвительно комментируем: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

Порой мы не очень точно цитируем крылатые выражения из басен Крылова, а используем их частично, либо слегка видоизменяем. Тех, кто не может договориться между собой, сравниваем с Лебедем, Раком и Щукой из одноименной басни. Не к месту оказываемую кем-либо помощь назовем «медвежьей услугой». Заметим суетливость, излишнюю разговорчивость человека при упоминании щекотливой темы и мысленно «прозреем»: «А рыльце-то у него в пушку!» Замечая после длительных поисков крупный предмет, лежавший на видном месте, рассмеемся: «Слона-то я и не заметил!» А котенку, который тщетно пытается поймать золотую рыбку, плавающую в аквариуме, назидательно скажем: «Что, Рыжик, око видит, а зуб неймет?»

Порой мы не знаем, кому принадлежат известные фразы и образы. Нам кажется, что такие нарицательные герои и выражения существовали всегда. Однако своим происхождением они обязаны этому полному, ленивому и небрежному человеку, который только к своему творчеству относился серьезно и вдумчиво, бесконечно оттачивая каждый маленький шедевр.

Крылатые выражения из басен Крылова за прошедшие 200 лет стали неотъемлемой частью русского языка.

Кстати, литературным критикам и простым читателям всегда казалось, что Иван Андреевич – сугубо отечественное явление, которое невозможно без ущерба для содержания перенести на зарубежную почву. Между тем в Британии это по-прежнему самый переводимый русский поэт XIX столетия. Как англичане переводят крылатые выражения из басен Крылова, фактически ставшие идиомами — это тема для отдельного исследования.

Так что в один из долгих зимних вечеров можно бы и перечитать томик произведений русского Лафонтена — без предубеждения, а с благодарностью.

Краткий отзыв по басне «Ворона и лисица» для читательского дневника

В басне “Ворона и Лисица” нет положительных героев. Лиса, конечно, очень умная, целеустремлённая, изворотливая, но всё-таки она обманула несмышленую птицу. Это очень плохой поступок. В жизни почти всегда выигрывает тот, кто быстрее соображает. Но я считаю, что это не повод пользоваться доверчивостью людей. 

Ворона мне тоже не понравилась. Она глупая, а ещё слишком высокого о себе мнения, раз не поняла, что ей говорят неправду. Из-за этого растяпа потеряла вкусный сыр и осталась без завтрака. 

Басня учит не верить хитрым обманщикам, так как такие люди не стремятся сделать приятное человеку при помощи комплиментов, а только лишь хотят чего-то добиться от окружающих.

Time is Up!

Time’s up

5 1 голос
Рейтинг статьи

Мораль басни Скворец

Мораль басни Крылова Скворец сосредоточена в последних двух строках: «пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем». Иными словами – делай то, что у тебя хорошо получается, и не завидуй чужим успехам.

Басня Скворец — анализ

Если проводить художественный анализ басни Крылова Скворец, нужно отметить, что основной прием, который используется в произведении – аллегория. В лице главного и единственного героя – Скворца – пред нами предстает знакомый образ талантливого, но чересчур самоуверенного человека, излишне зависимого от вкусов публики, и не терпящего конкуренции. Птица думает и чувствует как человек.

Басня носит поучительный характер. Баснописец с самого начала выделяет основную мысль произведения – занимайся тем делом, к которому у тебя есть склонность, развивай те таланты, которые действительно тебе свойственны, и не разменивайся на бессмысленную погоню за недостижимыми успехами.

У всякого талант есть свой.Но часто, на успех прельщался чужой,Хватается за то иной,В чем он совсем не годенА мой совет такой:Берись за то, к чему ты сроден,Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.Какой-то смолоду СкворецТак петь щегленком научился,Как будто бы щегленком сам родился.Игривым голоском весь лес он веселил,И всякий Скворушку хвалил.Иной бы был такой доволен частью;Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, —А Скворушка завистлив был, к несчастью, —И думает: «Постойте же, друзья,Спою не хуже яИ соловьиным ладом».И подлинно запел,Да только лишь совсем особым складом:То он пищал, то он хрипел,То верещал козленком,То не путемМяукал он котенком;И, словом, разогнал всех птиц своим пеньём.Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том?Пой лучше хорошо щегленком,Чем дурно соловьем.1816

Другие стихи автора:

  • СкупойКакой-то домовой стерег богатый клад, Зарытый под землей; как вдруг ему наряд От демонског…

  • Скупой и курицаСкупой теряет все, желая все достать. Чтоб долго мне примеров не искать, Хоть есть и много…

Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация

Басня «Мартышка и очки»

Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:

Почему мартышка решила обзавестись очками?

  1. Дань моде
  2. Желание не только хорошо видеть, но и создавать впечатление мнимой эрудиции
  3. Точно такие же были у ее соседки
  4. Случайно шла по лесу, и нашла их

Сколько очков достала мартышка?

  • 2-3
  • Около восьми
  • 26
  • С полдюжины

Куда невежда клонит толк о полезной вещи?

  • К войне
  • К худу
  • К добру
  • К перемирию

Кого высмеивает басня?

  • Музыкантов
  • Депутатов
  • Невежд
  • Бюрократов

Тот дурак, кто…

  • Поднимает белый стяг
  • Слушает людских всех врак
  • Не сдается, как «Варяг»

Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: