Загадки о шахматных фигурах

Ход необычный- рокировку!

Её манё вр- сплошной кроссворд:

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву тихий иод,

Но вот удар и враг в печали!

ПЕШКА

Здесь тонкий, но упрямый

Раздался голосок:

— Я пешка. Ход мой- прямо,

Удар наискосок!

А если я дойду до края,

Мне больше пешкой не бывать.

Мне больше пешкой не бывать.

Стою награду выбирая:

Какой фигурой лучше стать!

ШАХ И МАТ

В слове ШАХМАТЫ, ребята,

Слышим мы и шах и мат.

В них особый смысл запрятан,

Зря их тут не говорят.

Чтоб понять, представить нужно:

На войне пощады нет,

Есть у всех фигур оружие-

Автомат иль пистолет.

Только помни: ход, как выстрел,

Производится тобой.

Никогда не торопись ты,

Ведь идёт упорный бой!

ШАХ!- и будто бы стрельнули

В командира твоего.

Короля задели пули

И царапнули его.

И тогда его победа

Улыбнётся вам двоим,

Ты свои забудешь беды,

Скажешь: «Завтра победим!»

ПАТ.

А бывает, что «противник»

Очень в шахматах силён,

И, ведя игру активно,

«Съел» твою фигуру он,

Вот уж некуда деваться…

Что ж, теперь пора сдаваться?

Нет! Пока ещё, ребята,

Надо вам играть до мата!

Ещё может получиться,

Что противник «отличится».

В схватку с «голым» королём

Все фигуры бросит он.

Вот они его окружат,

Закричат:- «Бросай оружие!»

Держим слева мы и справа,

Под обстрелом все поля!

Но заметит он лукаво:

-Кроме поля короля!

Я под градом пуль один

Цел стою и невредим.

Очередь моя ходить,

Да ведь некуда ступать!

Подойдёт к доске судья,

Скажет: «Партия, ничья!»

-Почему шутить не надо!

Вы ему поставьте ноль:

У меня фигур – армада,

У него — один король!

-Это так, но и при том

ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Доску, положив на столик,

Ты представь, что это поле.

Только в поле том не грядки-

Клетки в шахматном порядке.

Этот шахматный порядок

Очень просто как ночь и день.

Видишь: с белой клеткой рядом

Клетка чёрная, как тень!

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Что б у правого угла

Клетка белая была!

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх пойдешь по вертикали,

Вправо по горизонтали.

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт- диагональ.

Эту шахматную тайну

Я от вас скрывать не стану.

Чтоб вы в поле не плутали,

Знайте: каждой вертикали,

Шахматисты букву дали!

Вот три буквы а, в, с.

Их запомнить наша- цель!

Дальше: d, e, f, и g.

Вот их семь у нас уже!

А в конце стоит, как стража,

Вертикаль под буквой h!

Рядом, будто для погони,

Встанут тут красавцы- кони.

За конями и слоны

В строй единый встать должны.

Не забудь взять на заметку,

Что с ферзями делаю:

Чёрный встал на чёрной клетке

Белый любит белую!

Заполняй ряды скорей-

Ставь на место королей!

Закалённые в боях,

Все фигуры на местах.

Перед ним есть стена –

Восемь пешек как одна!

Вот построились войска,

Замерли до срока…

Как сражаться наш рассказ

На другом уроке.

КОРОЛЬ

Запомни основную роль

Играет в шахматы король!

У короля короткий шаг,

Он осторожен близок враг…

Когда ему объявят шах-

Сигнал тревоги, но не крах.

А если он получит мат,

Сдастся сразу весь отряд!

СЛОН

Он на слона похож едва ли

Хотя зовём его мы- слон.

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он!

Похожий на солдата в каске,

Слон очень любит делать связки!

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

КОНЬ

Коня горячего лишь тронь,

Он вверх взовьётся как огонь!

Когда важнее силы сметка,

Коня, коня зовёт игрок…

И скачет конь породы редкой

Через фигуры, через клетки,

Как буква «Г» его скачёк!

Коней люби любовью пылкой,

Но бойся их коварной «вилки»!

Прекрасен конь, могуч и яр,

Наполнен жаждою полёта!

Ему не дай прямой удар,

Зато он мастер- апперкота.

И сказал король сердито:

-Есть от шаха три защиты!

Ты при шахе не робей

И обидчика «убей»!

Ну а если «бить» нельзя,

Не расстраивайся зря.

Дай приказ фигуре, пешке,

Чтоб «закрыла» короля…

…Некому закрыть- не мешкай,

Пусть отступит он без спешки

На свободные поля!

МАТ

Когда от шаха нет защиты-

Все защитники «убиты»,

И вокруг, как не ищи ты,

Не найдешь полей не битых,

И нельзя убить врага,

А смертельных пуль пурга

Королю со всех сторон

Нанести грозит урон,

Шахматисты говорят :

Этот шах смертельный мат.

А король то не бессмертен,

Умирает с пулей в сердце,

И кончается игра-

Ты сегодня проиграл!

Мы советуем, как другу:

Пересиль тоску и грусть,

Протяни партнеру руку

И поздравить не забудь!

Надо воевать с умом.

Ну а, ты, не кончив боя,

Был уже победе рад.

Не прощается такое,

Вместо мата вышел пат!

Пат- понять ребята надо;

Пат – упорному награда,

Как подарок, как сюрприз.

Хвастунишке – наказание

За небрежность, невнимание. Зря ты силой не хвались!

Зря ты силой не хвались!

Как решение шахматных задач развивает логическое мышление?

Развитие логического мышления у детей, которые увлекаются решением шахматных задач, происходит намного быстрее, чем у их сверстников, не имеющих подобной практики.

Юный шахматист отличается умением мыслить абстрактно, рассуждать, ловко выстраивать причинно-следственные связи. Во взрослой жизни эти навыки обязательно пригодятся: логика позволяет найти объяснение многим явлениям, абстрактным понятиям, является инструментом, дающим возможность аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Чтобы получить отличный результат в будущем, начните с игры и тренировки мышления. Это как раз то, что необходимо современному ребенку.

Любые упражнения на логику являются отличной зарядкой для ума, а шахматы и шахматные задачи в особенности, ведь они:

учат ребят терпеливости, усидчивости, самодисциплине;
развивают внимание и тренируют память;
вырабатывают навыки предугадывания возможных вариантов дальнейшего развития событий;
вынуждают продумывать стратегию своих действий с нацеленностью на победу;
приучают достигать поставленных целей.

В чем особенность нашего подхода?

Сначала дети в игровой форме усваивают названия шахматных фигур и узнают, как они могут ходить, учатся пространственной ориентировке. Начинающим шахматистам будет полезно сначала ознакомиться с теорией в виде наглядных текстовых или видео-материалов.

Посмотрите видео-урок «Шахматный Слон»

Дети, которые умеют играть в шахматы, могут сразу перейти к решению задач. После решения нескольких десятков задач становятся заметны первые результаты: ребенок начинает устанавливать взаимосвязь между изученными правилами игры и предлагаемой ситуацией, лучше понимает происходящее на доске.

На следующем этапе ребенок переходит к простейшим тактическим задачам: изучает и применяет на практике возможные варианты нападения и защиты. Согласитесь, что увлечь шахматами ребенка 5-6 лет сможет не каждый. Наш авторский формат заданий нравится очень многим детям и их родителям и помогает полюбить шахматы в любом возрасте.

Пример задачи, в которой нужно «спрятать зайца от Ладьи»:

А здесь нужно «помочь Волку (Ладье) обойти Охотников (Слон и Конь), чтобы добраться к волчатам за минимальное количество ходов»:

После усвоения базовых правил игры наибольший интерес у детей вызывают упражнения на постановку мата в один или два хода. Отметим, что здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Значительную часть головоломок увлеченный и нацеленный на результат ребенок в состоянии осилить самостоятельно. Впрочем, некоторые задачи решить сходу будет непросто и взрослому.

Решение шахматных задач категории «мат в 2 хода», особенно с количеством фигур от 6-7 и более, тренирует навык расчета и оценки возможных последствий того или иного хода, вариантов ответной реакции со стороны соперника.

Белые начинают и ставят мат черному Королю в 2 хода.

Шахматные задачи в онлайн варианте – наиболее доступные, наглядные, интересные, их решение вызывает приятный всплеск эмоций у всей семьи. Помощь родителей рекомендуется в самом начале занятий и будет очень кстати при выполнении самых сложных заданий.

В обновленной версии курса развития логического мышления шахматные задачи распределены на 3 уровня сложности: базовый, продвинутый и экспертный.

Вам точно понравится!

Как ходит король в шахматах

Король — важный, серьезный и немного неповоротливый. Он умеет ходить в любую сторону, но только на одну клетку!

Есть только одно исключение — рокировка. Когда между королем и ладьей нет других фигур, они еще не ходили и королю нет шаха, король может собрать все свои силы и один раз за партию прыгнуть через клетку к своей ладье, а ладья перепрыгивает через короля. Рокировка позволяет спрятать короля в надежное укрытие и ввести в бой ладью.

Как бьет король в шахматах

Рубит король в шахматах так же, как ходит — на одну клетку вокруг себя. Если рядом с королем окажется незащищенная фигура противника, он может ее срубить. А вот если у этой фигуры будет защитник, съесть ее король не сможет, потому что тогда он окажется под боем.

О шахматах для детей

Шахматная доска и расстановка фигур. Прежде чем игру начать,Много правил надо знать!Знай, что справа от тебя Клетка белой быть должна.Приготовь всё для игры:По краям поставь ладьиРядом конница шагает,Слон коней тех охраняет.Вот осталось поля дваДля ферзя и короля.Пешки – смелые натуры,Прикрывают все фигуры.Заняли свои места,Начинается игра!Король.Вот король – он войском правит,Соблюдает много правил:Он не ходит далекоШаг лишь делает всего.Встаёт рядом он на клетку,Отдаёт приказы метко.Лишь дебют закончит ловкоМожет сделать рокировку.А без войска остаётся,То врагам он не сдаётся.В рукопашную идёт,Лично всем отпор даёт.Ферзь.Представляю вам ферзя –Он помощник короля.У него своя игра:Под контролем вся доска.Но вступать в бой не спешит-За позицией следит.После конницы, слоновОн начать войну готов.Конь.Конь – коварная фигура.У него своя натура.Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы прыжок!Делает такой кульбит-Взвиться в небо норовит!Вот стоял на поле белом,Перепрыгнул между делом-Поле чёрное под ним.За конём следи чужим!Слон.Слон и воин на спинеВажны в шахматной игре.Белопольный, чернопольный Слон, конечно, подневольный.Ходит он наискосок,Делает большой бросок.Но слонов двоих путиПересечься не должны.Ладья.А ладья – то тяжела.Раньше башнею была.Сверху лучник там стоит,Королевство сторожит.Ходит вдоль и поперёк.Шаг ладьи тяжёл и строг.Может сделать рокировку –Короля упрятать ловко.Будет домик охранять,Часовым в дверях стоять.Пешка.А пехота, как всегда,Впереди идёт она!Пешка с пешкою плечомДвижутся всегда ладком.Все мечтают, как одна,Дослужиться до ферзя!Одному лишь я не рад –Ей нельзя ходить назад.Ходит прямо, рубит в бок,Не бывает ход широк.Лишь однажды, первым ходом,Через клетку переходит.На проходе может сбить.Будут знать куда ходить!Рокировка.Рокировку делай смело:Шаг, ещё один шажокКороля уводим в бок.А теперь ладьёй шагаем,Короля так прикрываем,Чтобы он спокоен был –Домик штабом послужил.Шах и мат.Шах и мат не путай брат.Знает каждый – стар и млад:Если спасся падишах-Это будет только шах.Если ж королю не скрыться,Перекрыты все границы,Значит это точно мат.А противник будет рад!Доскажи словечко.Сделай паузу в игре,Доскажи словечко мне.Если ты знаток фигур, Отгадай мой каламбур:У него большая роль,А зовут его … (король)Не фигура, а насмешка —Эта маленькая … (пешка)Шустрый, быстрый, как огоньШахматный, но всё же … (конь)Есть сестра у корабля –Очень важная … (ладья)Не отвесит вам поклон!Не индийский, хоть и … (слон)Самый главный в войске есть,А для вас он просто … (ферзь)Если ты играешь ловко,Знай, как делать … (рокировку)Королю ещё не крах,Если ты заметишь … (шах)Коли ходишь наугад,Можешь сделать только … (пат)Нет пути теперь назад!Я уверен – это … (мат)

шахматные загадки | ФЕНИКС-64

Шахматные загадки как метод обучения

Шахматные загадки — это своеобразный тест на усвоение материала в игровой форме. Загадки тренируют логическое и абстрактное мышление, развивают воображение. Этим методом пользуются достаточно давно.

Когда ребенок еще не полностью усвоил принципы игры, шахматные загадки применяют для закрепления знаний в процессе обучения шахматам. Если ребенок не может отгадать шахматную загадку, значит, нужно еще раз повторить пройденный материал и загадать загадки снова. При правильном ответе обязательно хвалите и поощряйте ребенка.

В обучении детей шахматам загадка является первой ступенью в развитии комбинационного зрения и анализа, которые крайне необходимы для поиска ошибок соперника и определения решений в типичных позициях. Со временем нужно переходить к анализу простых комбинаций. Это занятие похоже на занятия с шахматными загадками.

Помните, чем больше ребенок сумеет решить комбинаций, тем выше будет становиться класс его игры в шахматы.

В этой рубрике сайта мы публикуем шахматные загадки.

Загадка №1

Стою на самом краю,

Путь открою – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу

Ответ: Ладья

Загадка №2

Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть».

Ответ: Ладья

Загадка №3

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

Ответ: Слон

Загадка №4

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

У каждого путь – свой.

Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

Загадка №5

Два братца в одной армии служат,

А встретится друг с другом не могут.

Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

Загадка №6

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

Ответ: Слон

Загадка №7

Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят.

Ответ: Конь

Загадка №8

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

Ответ: Король

Загадка №9

Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Ответ: Король

1/3 Совершенно секретно. «Загадки шахматных королей» (2005)

74333

390

43

00:14:55

07.03.2011

«Загадки шахматных королей» (2005). Совершенно секретно. Информация к размышлению. Загадки шахматных королей
Мифы и реальность легендарной шахматной школы СССР; сенсационные откровения звезд шахматного Олимпа; сколько стоит звание чемпиона мира… Об этом и многом другом рассказывают в передаче участники и очевидцы шахматных баталий: Гарри Каспаров, Анатолий…
Мифы и реальность легендарной шахматной школы СССР; сенсационные откровения звезд шахматного Олимпа; сколько стоит звание чемпиона мира… Об этом и многом другом рассказывают в передаче участники и очевидцы шахматных баталий: Гарри Каспаров, Анатолий Карпов, Владимир Линдер — историк шахмат, Юрий Авербах — гроссмейстер, Артем Тарасов — бизнесмен, Марк Тайманов — гроссмейстер и единственная звезда современных российских шахмат двадцатилетняя гроссмейстер Александра Костенюк.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: