Игры на развитие артикуляционного аппарата
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
- песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
- игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
- музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
- Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
- Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
- Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.
другие песни от: Детские песенки
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:20Детские песенки
Рыжий, рыжий, конопатый (из м/ф »Веселая карусель») -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:22Детские песенки
Песня кошки (это про меня : -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:25Детские песенки
Мульти-пульти -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:56Детские песенки
Песенка Винни Пуха -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:42Детские песенки
Лентяево -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:46Детские песенки
Обезьянка Анфиса -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:45Детские песенки
Спи, моя радость, усни -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:55Детские песенки
это мы С. Д. -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:20Детские песенки
Песенка о дружбе 2 -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:04Детские песенки
Песенка о дружбе 1 -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
13:49Детские песенки
Песенка о дружбе -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:29Детские песенки
Дюдюка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:40Детские песенки
Мы едем, едем, едем ! (Тра-та-та!!) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:30Детские песенки
Азбука -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:53Детские песенки
Рио-Рита -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:52Детские песенки
Млечный путь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:23Детские песенки
Про любовь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:32Детские песенки
Гномы -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:54Детские песенки
Про папу и дочку -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:38детские песенки
веселые человечки -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:18детские песенки
песенка мамонтенка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:03Детские песенки
Веселые путешественники -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:36Детские песенки
…Дианочка… -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:57ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ
Говарят мы бяки-буки -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:57Детские песенки
Говорят, мы Бяки-Буки… -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:56Детские песенки
Говорят, мы бяки-буки (из мф ‘Бременские музыканты’) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:57Детские песенки
Говорят мы бяки-буки -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:44Детские песенки
Улитка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:44Детские песенки
Маша и медведь — песня про следы -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:09Детские Песенки
Финальная Песня О Маме -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:31Детские песенки
А может быть ворона =) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:27Детские песенки
Детский садик -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:27Детские песенки
Счастье вдруг… -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:19Детские песенки
Веселая зарядка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:21Детские песенки
Веселая зарядка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:21Детские песенки
Картошка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:18Детские песенки
Мама, я влюбился в девочку одну -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:56Детские песенки
Бумажный самолётик -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:41Детские песенки
Веселый ветер -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:45детские песенки
мы бандито-ганстерито -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:11Детские песенки
Большой секрет для маленькой компании (Про друзей) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:10Детские песенки
Большой секрет для маленькой компании -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:06Детские песенки
Большой секрет для маленькой компании -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:18Детские песенки
Синяя вода -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:12Детские песенки
Четыре неразлучных таракана и сверчок -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:23Детские песенки
Пусть бегут неуклюже (Крокодил Гена из мультфильм ‘Чебурашка’) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:40Детские песенки
Песня кота Леопольда -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:43Детские песенки
Песенка мамантенка (перепевка) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:46Детские песенки
А может быть ворона -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:35Детские песенки
Двойка в дневнике
Нормы развития речи у детей
Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.
Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским .
До года
В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.
В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).
От одного года до двух лет
В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).
От двух до трёх лет
В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.
Три года
В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день .
Как помочь ребёнку заговорить
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках
Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Мамам и папам на заметку:
ФрутоНяня выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики
Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.