Конспект занятия по развитию речи и чтение сказки «петушок

Ход занятия:

1 часть.

— Скажите, любите ли вы сказки? А какие? (Ответы). Сейчас мы с вами познакомимся с новой сказкой. Но сначала давайте разберемся что такое жерновцы. Как вы думаете?

Жерновцы – это маленькие жернова, а жерновами на мельнице зерно мелют. Бывает большая мельница – она на речке стоит, ее жернова вода вертит, а бывает мельничка маленькая, ручная, ее жерновцы может один человек поворачивать. (Показ илюстрации)

А кто такой кочеток? (ответы) Правильно, петушок. В некоторых областях до сих пор петуха называют кочет, коч. (Показ илюстрации)

Чтение сказки

Динамическая пауза «Петух, лиса и куры»

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит : «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

2 часть. Беседа

1. Можно назвать эту сказку волшебной? (ответы) Да, в этой сказке много волшебных предметов. Кто их перечислит? (ответы) Верно, желудь, жерновцы, кочеток.

2. Как вы думаете, какой из них самый волшебный? (ответы) Конечно желудь, ведь с него все и началось, из него вырос дуб до неба.

3. Почему старик со старухой не захотели продавать жерновцы? (ответы) Верно, волшебные подарки не продаются, даже за самые большие деньги.

4. Почему боярин украл жерновцы? (ответы)

5. Про какого героя нашей сказки можно сказать, что он в «огне не горит в воде не тонет»? (ответы)

6. Сколько раз кочеток уговаривал боярина отдать жерновцы? (ответы) правильно, три раза. Троекратный повтор – характерная особенность русских народных сказок.

7. Как вы думаете, почему гости боярина кочетка испугались и побежали из дома? (ответы) Верно, сначала петушок кричал на воротах, потом на балконе, и, наконец, в палаты влетел. Все ближе и ближе подбирался! И ничего с ним поделать нельзя! Ка тут не испугаться!

8. Что в сказке названо золотым? (ответы) Верно, золотой гребешок и жерновцы. Помните? Золотой на сказочном языке значит волшебный.

9. Как в сказке жили старик и старуха? (ответы) Д а, очень бедно, даже хлеба у них не было. Но вот что главное: не падали они духом. Сопротивлялись невзгодам. Потому-то и получили награду.

10. А как выглядит боярин в сказке? Как называют человека ненасытного, отбирающего у бедных последнее? (ответы)

3 часть. Составление мнемотаблицы, пересказ сказки детьми с использование мнемотаблицы.

Читать русскую народную сказку «Петушок, золотой гребешок»:

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.

Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

— Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса За темные леса, За быстрые реки, За высокие горы… Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

— Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает.

А лиса — опять:

— Бежали ребята, Рассыпали пшеницу, Курицы клюют, Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса За темные леса, За быстрые реки, За высокие горы… Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:

— Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята, Рассыпали пшеницу, Курицы клюют, Петухам не дают…

Петушок все помалкивает. А лиса — опять: — Люди бежали, Орехов насыпали, Куры-то клюют, Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.

Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

— Трень, брень, гусельцы, Золотые струночки… Еще дома ли Лисафья-кума, Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

Русские народные сказки.

Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века

«Сказка ложь, да в ней намек…» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное

В этом выпуске русская народная сказка Петух и жерновцы.

Петух и жерновцы

Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть.

Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье.

Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу.

Старуха заприметила и говорит:

— Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше: как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.

Старик прорубил пол.

Деревце росло, росло и выросло до потолка.

Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял.

Дерево все растёт да растёт и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.

Лез, лез и взобрался на небо.

Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток — золотой гребенёк, маслена головка и стоят жерновцы. Вот старик-от долго не думал, захватил с собою и кочетка и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит:

— Как нам, старуха, быть, что нам есть?

— Постой, — молвила старуха, — я попробую жерновцы.

Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет — все блин да пирог!.. И накормила старика.

Ехал мимо какой-то барин и заехал к старику со старушкой в хату.

— Нет ли, — спрашивает, — чего-нибудь поесть? Старуха говорит:

— Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков? Взяла жерновцы и намолола; нападали блинки да пирожки.

Приезжий поел и говорит:

— Продай мне, бабушка, твои жерновцы.

— Нет, — говорит старушка, — продать нельзя. Он взял да и украл у ней жерновцы. Как уведали старик со старушкою, что украдены жерновцы, стали горе горевать.

— Постой, -говорит кочеток-золотой гребенёк, — я полечу догоню!

Прилетел он к боярским хоромам, сел на ворота и кричит:

— Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!

Как услыхал барин, сейчас приказывает:

— Эй, малый! Возьми брось его в воду. Поймали кочетка, бросили в колодезь; он и стал приговаривать:

— Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду! — И выпил всю воду.

Выпил всю воду и полетел к боярским хоромам; уселся на балкон и опять кричит:

— Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!

Барин велел повару бросить его в горячую печь.

Поймали кочетка, бросили в горячую печь — прямо в огонь; он и стал приговаривать:

— Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду! — И залил весь жар в печи.

Вспорхнул, влетел в боярскую горницу и опять кричит:

— Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!

Гости услыхали это и побежали из дому, а хозяин побежал догонять их; кочеток — золотой гребенёк схватил жерновцы и улетел с ними к старику и старухе.

Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.

Сказка «Котик и петушок»

Жили-были котик да петушок и побратались. Понадобилось котику пойти по дрова, вот и говорит он петушку:

— Ты, петушок, сиди на печи да ешь калачи, а я пойду по дрова, а придет лисичка, то не отзывайся.

Ушел.

Прибежала лисичка, стала петушка из хаты выманивать:

— Братец петушок, открой! Братец петушок, открой! А не откроешь, оконце выбью, борщок съем и тебя заберу. А петушок в ответ:

— Тоток! Тоток! Не велел коток. Выбила лисичка оконце, съела борщок и схватила петушка. Несет его, а он кличет котика, поет:

Котик,

Братик,

Несет меня лиса

За кленовые леса,

За крутые горы,

За быстрые воды!..

Вот услыхал котик, прибежал, отнял петушка, принес домой и опять наказывает:

— Смотри ж, петушок, как придет лисичка, не откликайся, я теперь уйду дальше!

И ушел.

А лисичка уж и бежит. Стук-стук в оконце!

— Братец петушок, открой! А не откроешь, оконце выбью, борщок съем и тебя заберу. А петушок все:

— Тоток! Тоток! Не велел коток! Выбила лисичка окошко, съела весь борщ и его схватила, несет. А петушок снова:

Котик,

Братик,

Несет меня лиса

За кленовые леса,

За крутые горы,

За быстрые воды!..

Пропел раз — не слышит котик; запел второй раз, погромче. Прибежал котик, отнял его, принес домой и говорит:

— Теперь я пойду далеко-далеко, и как ты ни кричи, а я не услышу. Молчи, не откликайся лисичке. Ушел, а лисичка тут как тут.

— Братец петушок, открой! Братец петушок, открой, а не откроешь, оконце выбью, борщок съем и тебя возьму.

А петушок:

— Тоток! Тоток! Не велел коток!

Выбила лисичка окошко, съела борщ и его схватила. Несет, а петушок поет раз, второй, третий. Котик не услышал, а лисичка понесла петушка домой.

Вечером приходит котик домой — нет петушка, он крепко огорчился, а потом сделал себе маленькую бандуру, взял торбу, молоток и пошел к лисичкиной хатке, стал и заиграл:

А у лиски-лиски новый двор

И четыре дочки на подбор,

Пятый Пилипок,

Да и то мой!

Пилипок, Пилипок, выйди, посмотри,

Как бубны бубнят, как сурны сурнят — погляди!

А лисичка паляницы пекла. Вот не вытерпела старшая дочка и говорит:

— Мама, пойду я посмотрю, кто это так ладно играет, и паляницу возьму. А лисичка говорит:

— Ступай! — и дала ей паляницу.

Дочка вышла, а котик цок, да по лбу ее, да в писаную торбу, и снова играет.

Вот вторая лисичкина дочка выбежала из хатки, а котик — цап ее за виски да в писаную торбу, а сам на бандуре играет да так жалобно поет:

Ой у лиски-лиски новый двор

И четыре дочки на подбор…

Выбежала третья, а он цап ее за виски. Выбежала четвертая, он и ее тоже. Выбежал сынок Пилипок, а он и его. Сидят теперь все пятеро лисенят в писаной торбе.

Завязал тогда котик торбу веревочкой, идет в лисичкину хату. Вошел, видит — лежит петушок еле живой. Перышки на нем поободраны и ножка оторвана. А в печи уже и вода греется, чтобы было в чем петушка сварить.

Схватил котик петушка за хвостик и говорит:

— Братец петушок, встрепенись!

Встрепенулся петушок, хотел было на ноги подняться и закукарекать, да не может. Нету одной ноги. Взял тогда котик оторванную ножку, приставил ее, перышки воткнул в хвост. Петушок вскочил, закукарекал.

Вот тогда поели они все, что было в лисичкиной хате, горшки-миски побили, а сами домой воротились.

И живут себе счастливо там и сейчас и хлеб жуют, а петушок теперь, что бы котик ему ни говорил, во всем его слушается. Беда разуму научила.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: