Содержание
Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.
Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.
Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.
Анализ басни Федра «Лисица и Аист»
Федр – римский поэт-баснописец, проживший удивительно долгую жизнь. Басни Федра сохранились чудом, потому что оригиналы были утрачены. Они дошли до нас в виде рукописных копий, которые сделали средневековые ученые и библиотекари.
Сведения о Федре скупые и косвенные. Некоторые исследователи полагают, что Федр – это литературный псевдоним поэта. Поначалу этот человек был рабом, а затем стал вольноотпущенником. Но он всегда помнил свое место, социальный статус, отзываясь о своих покровителях с почтительной робостью. Зависимое положение в обществе вынуждало его прибегать к иносказанию.
Современники не оценили творчества поэта. Между тем творчество Федра стало одним из важнейших источников для средневековой басни.
Знать древнего Рима считала басни низким жанром, искусством плебеев, а сюжеты Федра – нестоящими внимания, обыденными, слишком простыми. Сам Федр очень ценил краткость и смысловую емкость изложения. Хотя Федр как римский гражданин пренебрежительно относился к грекам, большинство его басен – это переводы древнегреческого баснописца Эзопа.
Сюжет басни знаком каждому из нас по русской народной сказке «Лисица и журавль».
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- эллипсис – «(если) обидел кто – ему придется то ж…», «наполнил (на)тертым (угощением)» – который сокращает объем текста без потери смысла, выделяет ключевые слова и создает интонационный акцент;
- инверсию – «обидел кто», «басни смысл», «позван … аист был обедать», «жидкую … дала похлебку», «не мог отведать аист», «зовет он», «клювом своим», «летела птица», «дала ты» – которая выделяет последнее слово каждого словосочетания;
- метафоры – «голод брал», «голодом дразня» – они делают изложение образным, выводят на первый план чувство голода как альтернативу сдержанности;
- однородные члены предложения – «зовет, наполнил», «черпая, дразня» – всесторонне описывают малейшие нюансы поведения персонажа;
- цитирование – «Дала пример…, его же выноси» – придает изложению достоверность;
- аллитерацию – «лисица лижет лишь по горлышку бутыль».
Басня «Лисица и Аист» в переводе Н. И. Шатерникова написана так называемым латинским шестистопным ямбом – этим и обусловлена специфика рифмовки: в произведении множество местоимений – они и встречаются почти в каждой строчке, частотна инверсия. Пассивный оборот – «позван был» – который употребляет автор, с первых строк превращает аиста в жертву, в пострадавшего. Видно, что симпатия автора на его стороне.
Мораль басни содержится и в начале, и в конце произведения и как бы закольцовывает его смысл. Автор говорит об этом без обиняков, лаконично, спокойно и методично. Лисица изображена не только жадной, но и недальновидной: она спокойно отправляется в гости, не ожидая подвоха. Приговор ей выносит случайный свидетель происходящего.
Басня поднимает тему воздаяния, ответственности за совершенные поступки. Лисицу проучили, поместив в аналогичную ситуацию и заставив взглянуть на себя со стороны.
ФедрРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Басни
Анализ басни «Аисты и лягушки» Михалкова
Произведение «Аисты и лягушки» написано С. Михалковым в 1963 году году. Сюжет разворачивается вокруг спора двух представителей фауны – аиста и лягушки. Лягушка в самом начале совершила ошибку, начав пререкаться с тем, кто сильнее. Она изо всех сил старалась доказать птице, что является чуть ли не эталоном красоты: и ног у нее больше, и квакать она умеет, и нырять, в отличие от аиста. И даже над клювом его посмеялась, сказав, что он ни на что не годен. Аист не растерялся и показал дерзкой лягушке, для чего ему клюв. В итоге – кто сильнее, тот и прав. Главная мысль выражена в последней строчке: «Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить».
Сам автор считает это произведение поучительной сказкой, но во многих сборниках она отнесена к басням. Она имеет характерные для басенного жанра признаки:
- Небольшой объем.
- Двучастная структура. Основное повествование держится на споре двух оппонентов. Вывод, мораль содержатся в заключительной строчке.
- Сатира. Автор высмеивает пороки своих героев: никчемность аргументов, которые они приводят в споре и бессмысленность самого выяснения отношений.
- Аллегоричность. Прототипами животных в басне стали отрицательные черты человеческого характера – упрямство, гордыня, желание покрасоваться.
- Диалогичность. Сюжет басни Михалкова разворачивается благодаря разговору героев.
- Просторечность. Автор использует в своем произведении лексику каждодневной речи. Например, лягушка, говоря про клюв, употребляет выражение «на что» вместо «зачем».
- Герои – животные.
Произведение называется «Аисты и лягушки». На первый взгляд, по названию ясно, кто является героем басни. Действующие лица – два представителя животного мира. Однако в заглавии их названия даны во множественном числе. Это не случайно. Такой прием позволяет обобщить образы, которые вырисовывает автор и подчеркнуть их типичность. Таким образом достигается главная задача басни как жанра – проповедовать некую моральную идею, чтобы каждый читатель задумался, а не о нем ли писал Михалков? Не он ли так же, как эти животные готов спорить до последнего, приводя пустяковые аргументы, лишь бы доказать свою правоту?
Такие взаимоотношения между аистом и лягушкой напоминают человеческие. Мы часто меряемся своей красотой, силой, богатством и даже правильностью жизни, забывая, что все люди разные. Каждый человек прекрасен в своей индивидуальности. Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство героя этого произведения.
С. Михалков хочет нас научить быть скромными, не хвастаться, уметь дружить и не ссориться.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» план-конспект урока по литературе (8 класс)
Из рус. литер. 19 века. Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»
Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение
На доске портрет И.А. Крылова.
— О ком сегодня мы будем говорить?
— Какие факты биографии Вы помните?
Просмотр видео: https://vk.com/video-86933398_171158651
— Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.
— И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.
Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.
Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
2) Историческая ситуация 1812 года.
Вторжение в пределы России в 1812году армии Наполеона во многом из-менило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие,что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Онапоявилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову
В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам
Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».
И.Крылов и Ж.Лафонтен
Заимствование сюжетов у Ж.Лафонтена удивления не вызывает, ведь И.Крылов его боготворил. И все же басни И.Крылова нельзя свести к «вольному переводу» басен Ж.Лафонтена. За исключением «Волка и ягненка», русский баснописец совершенно иначе расставляет смысловые акценты. Например, у И.Крылова в басне «Стрекоза и Муравей» однозначно осуждается легкомыслие Стрекозы и поощряется трудолюбие и предусмотрительность Муравья. В басне Ж.Лафонтена «Цикада и Муравей» осуждается и недостаток «госпожи Муравей» (во французском языке это слово женского рода), которая не любит давать в долг даже под проценты.
Впрочем, Ж.Лафонтен и сам в большинстве случаев не был автором сюжетов своих басен. Сюжеты о волке и ягненке, цикаде и муравье, вороне и лисе и многие другие взяты им у античных баснописцев: Эзопа, Бабрия, Федра. Некоторые сюжеты позаимствовал непосредственно у Эзопа и И.Крылов – в частности, «Лисица и виноград».
Но есть у И.Крылова и такие басни, сюжеты которых придуманы самим авторам и могли родиться только «на русской почве». Басня «Роща и огонь» связана со встречей Наполеона и Александра I в Эрфурте в 1808 г., «Волк на псарне» – с попыткой Наполеона предложит переговоры о мире в конце войны 1812 г
Басня «Мартышка и очки» высмеивает модные туалеты конца 18 в., важной деталью которых были очки, «Собачья дружба» намекает на Венский конгресс 1815 г. и разногласия между членами Священного Союза, «Щука и кот» высмеивает генерала П.Чичагова, который не смог остановить Наполеона при переправе через Березину
Сюжеты басен «Ларчик», «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Тришкин кафтан», «Ворона и курица» И.Крылов тоже ни у кого не заимствовал.
Анализ 2
Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными, то способными самим организоваться собственное общество без выполнения принуждения и власти друг над другом. Некоторые наоборот считают людей нуждающимися в различных вариантах власти и иерархию сообщества – основным компонентом, который требуется для гармоничного существования.
Крылов в своей басне в иносказательной форме рассматривает этот вопрос и довольно унизительно сравнивает людей с лягушками, которые без царя не могут нормально существовать, им нужен, кто-то, кто будет управлять, кто-то для кого они могут служить. Сам этот факт является довольно печальным, но в какой-то степени очевидным также как факт связи любопытства и страха. Как говорят психологи, у людей всегда есть выбор между любопытством и страхом и именно этот выбор определяет поведение.
Миролюбивого царя Крылов представляет как осиновый чурбан, с которым возможно поступать практически любым образом, только лягушки поначалу этого не знают. Их поведение держится н раболепии и страхе, но любопытство берет свое и со временем они начинают вести себя бесцеремонно. После того как они фактически низводят этого царя до своего уровня (могут даже посидеть на чурбане и подобное) любопытство тоже завершается и хочется чего-то нового, лягушкам снова скучно.
Тогда приходит новый царь, который является цаплей, а цапли, как известно, едят лягушек. Этот вариант представляет собой сравнение с суровой властью, которая внушает только страх и подчиняет, о любопытстве теперь никто и не думает. Лягушки снова взывают к Небесам, они просят Юпитера о снисхождении, но получают суровый ответ на собственные мольбы: аист для вас самый лучший вариант, так как хуже быть не может, поэтому вы более не станете скорбеть, останется только смириться с ситуацией и вы сможете жить как хотели с царем.
Вероятно, в этой басне Крылов высмеивает как таковой инстинкт подчинения у людей. Делегируя собственные полномочия каким-либо властителям и как бы снимая с себя ответственность, они тем самым также утрачивают и собственные полномочия. Поэтому таким лягушкам остается только смириться с ситуацией и оставаться под властью сурового правителя, который является собой самый худший вариант из возможных.
Ещё документы из категории литература:
Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе
Конспект урока литературы в 6 классе «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Конспект урока по Литературе «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»» 7 класс
Конспект урока по Литературе «Урок литературы по сказке К Г Паустовского «Тёплый хлеб» «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души…»»
Конспект урока по Литературе «Быт и нравы русского дворянства XIX века» 10 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Литературе «Русская литература XVIII века. М.В. Ломоносов. Оды» 7 класс
Конспект мастер-класса по теме «Мир природы в лирике Есенина» 11 класс
Код для использования на сайте:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Популярные сочинения
- Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс) Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
- Сочинение Фёдор Долохов в романе Война и мир (Образ и характеристика) Фёдор Долохов причисляется ко второстепенным героям произведения. Несмотря на это образ героя невозможно не заметить. У него настолько неординарная личность, что читатель сразу поймёт
- Сочинение Симеон в рассказе Яма Куприна (характеристика и образ) У писателя А. И. Куприна много разных рассказов и повестей. Они все написаны на разные темы. Одним из таких произведений является повесть «Яма», над ней автор работал 6 лет.
Басня Ромашка и роза
Прошу простить меня за обращенье в прозе!
Ромашка скромная сказала пышной Розе.
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!
Где вам судить о нас! вспылила Роза.
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!
Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом,
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла…
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно…
Басня Ромашка и роза — анализ
Простой добродушный цветок обратился к гордой садовой розе. Ромашка предупредила розочку, что у той на стебле тля. Вспылила на такие слова роза. Как смеет этот безродный цветок делать ей замечания! Но вскоре красавица-роза умерла, так и не прислушавшись к желавшей ей добра ромашке. Но мы то видим, как глупо такое поведение выглядит со стороны! Хотя, как говорит автор, что кто глядит на других высокомерно, этого конечно за собой не замечает.
Басня Заяц и черепаха
Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе…
Случилось на него наткнуться Черепахе.
Вот Заяц к ней: «Голубушка… воды…
Кружится голова… Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать — пруды!»
Как Черепахе было отказаться?..
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться, —
Все Черепаху ждет Косой.
Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:
«Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду…» —
«Ты что ругаешься?» — Трава зашевелилась.
«Ну, наконец, пришла, — вздохнул больной. —
Явилась!» —
«Да нет, Косой, еще туда иду…»
Я многих черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах!
Басня Заяц и черепаха — анализ
Заяц и черепаха — басня о том, как зайчик заболел и ему очень захотелось попить водички, а рядом оказалась только черепаха, которая согласилась помочь. Так долго не было черепахи, что заяц уже стал браниться на неё и оказалось, что черепаха всё услышала, потому что была совсем рядом, но не потому, что уже возвращалась, а потому, что ещё не успела далеко отползти. Вот и получается, что когда нам нужна помощь, выбирать кого просить не приходится, одна надежда на то, что рядом окажется не черепаха.
Популярные сочинения
- Сочинение Как я провела лето? для девочек (5 класс) Лето — это три длинных месяца, во время которых мы можем отдыхать от учёбы, набираться сил и с пользой проводить время. Но недавно я заметила, что многие дети проводят лето впустую, тратя единственное свободное время на компьютерные игры
- Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
- Анализ 3 действия пьесы Гроза Островского Третье действие пьесы «Грозы» начинается с разговоров о «вечном». Две дамы, Феклуша и Кабанова, рассуждают о жизнях городов. Феклуша хвалит Калинов за его спокойствие и размеренность