Анализ стиха «Натюрморт» Бродского
В 1971 г. И. Бродский перенес внезапный приступ серьезной болезни. Он некоторое время провел в больнице, мысленно готовясь к смерти. Под влиянием перенесенных впечатлений поэт написал стихотворение «Натюрморт». Название имеет ироничное значение (в букв. переводе – «мертвая природа»).
Стихотворение построено на сравнении человека с вещью. Живое мыслящее существо протестует против такого сравнения, но смерть стирает различия между живой и неживой природой. Лирический герой в начале стихотворения сидит в одиночестве на скамье, он погружен в глубокие размышления, навеянные близкой смертью.
Мысленно прощаясь с миром живых, он признается, что уже давно от него устал. Все жизнь его окружали люди и вещи. По своей сути это абсолютно противоположные понятия. Автор пытается разобраться в их различии.
Поэт находится в мрачном настроении. Он утверждает, что всегда ненавидел людей, ему неприятен их «непокидаемый вид». В этом содержится намек на советское общество, которое Бродский считал серым и убогим. Такой взгляд обострен болезнью и ожиданием возможной смерти.
Автор замечает, что обычные вещи гораздо лучше людей. Вещи нейтральны, они не испытывают и не проявляют никаких эмоций. Суть вещей – вечная и неизменная пыль – «плоть времени». Человек на протяжении всей жизни стремится к действию, пытается заявить о себе, повлиять на других.
Несмотря на всю эту суету, всех ждет одинаковый конец – обращение в прах. Бродский смирился с неизбежным. Он уже готов принять смерть, во всем видит ее приближение («сплю среди бела дня», «бедра холодны, как лед»). Поэт уже наполовину видит себя слившимся с вещью, которая «есть пространство». Вещь можно подвергнуть физическим изменениям, но ее суть неизменна.
В тексте стихотворения повторяется выбранный Бродским эпиграф: «Придет смерть, и у нее будут твои глаза». В контексте он получает очень глубокий смысл.
Смерть также не имеет отличительных признаков, которые придуманы людьми. Она индивидуальна для каждого человека. Забирая людей из мира живых, смерть уравнивает их с вещами, возвращает в неизменное состояние космической пыли.
В заключительной части Бродский прибегает к христианскому образу. В Библии нет такого диалога между Христом и Богоматерью. Поэт сам дополнил Евангелие утверждением Иисуса, что разницы между живыми и мертвыми не существует. Важна сама суть человека-вещи.
Стихотворение «Натюрморт» имеет глубокий философский смысл. На основе личных впечатлений Бродский описывает искренние переживания человека, связанные с его переходом в разряд «неживой природы».
Читать стих «Натюрморт» Бродского.
Стихи про Петра 1 короткие
Пилить, строгать любил Пилить, строгать любил. Тем паче Любил пальбу и тарарам. Он даже тешился иначе, Чем было принято царям.
Он испытал капризы славы, И что расчеты часто врут: Так, триумфатора Полтавы, Его пребольно высек Прут.
Он строил новую обитель Из обветшалого двора. Он был единственный правитель, Кто ведал тяжесть топора. Великжанин Павел
Люблю я памятник Великого Петра Люблю я памятник Великого Петра, Стоящий весело над царственной Невою: Проста и нехитра гранитная гора, Что, кажется, звенит под мощною пятою
Могучего коня; с открытой головою, В наряде древности, с классическим мечом, Ненужным всё равно почившему герою, Он весь с одним лишь тем, что было в нем самом.
И всю его любовь к Руси непросвещенной Я чувствую пред ним душою умиленной И душу выразить не обретаю слов: Всё пусто на земле; лишь велика любовь! Кусков Платон
В сердцах людей В сердцах людей. Он смелый и гордый Зовётся Петром. Его в 10 лет Провозгласили царём.
Строил он корабли, Оборону крепил. Силу русской земли В мире он утвердил.
Направлял Пётр все силы На благо страны. Что народ, что боярин Для него все равны.
В городах император Школы пооткрывал, Чужеземным врагам Спуску он не давал.
Как защитник для всех. Всем был вместо отца У потомков своих Остаётся в сердцах. Кучмакр Григорий
Пётр I Величественен, одинок, Парящий над толпою серой, В России тёмной всё, что мог, Перекроил своею мерой.
И буйства мыслей, обратив в дела, Царём являясь многоликим, От Петербурга до села В веках прослыл Петром Великим! Владимир Макаров
Пётр I Строитель мировой державы, Создатель флота, мощи умножитель, Отец дворянства и законов славных, Ливонии и шведов покоритель.
Назвав империей Россию, Он патриарха подчинил. Пётр резал бороды боярам И нравы Запада вводил.
Высокий, с тростью, в треуголке,- Великий царь — великий дух. Спасибо за «окно в Европу» — За город Свято-Петербург. Зорин Виктор
Иосиф Бродский: Натюрморт
1
Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
Я сижу на скамье
в парке, глядя вослед
проходящей семье.
Мне опротивел свет.
Это январь. Зима
Согласно календарю.
Когда опротивеет тьма.
тогда я заговорю.
2
Пора
Я готов начать.
Неважно, с чего. Открыть
рот
Я могу молчать.
Но лучше мне говорить.
О чем? О днях. о ночах.
Или же — ничего.
Или же о вещах.
О вещах, а не о
людях. Они умрут.
Все. Я тоже умру.
Это бесплодный труд.
Как писать на ветру.
3
Кровь моя холодна.
Холод ее лютей
реки, промерзшей до дна.
Я не люблю людей.
Внешность их не по мне.
Лицами их привит
к жизни какой-то не-
покидаемый вид.
Что-то в их лицах есть,
что противно уму.
Что выражает лесть
неизвестно кому.
4
Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них — и внутри нутра.
Внутри у предметов — пыль.
Прах. Древоточец-жук.
Стенки. Сухой мотыль.
Неудобно для рук.
Пыль. И включенный свет
только пыль озарит.
Даже если предмет
герметично закрыт.
5
Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари.
В недрах буфета тьма.
Швабра, епитрахиль
пыль не сотрут. Сама
вещь, как правило, пыль
не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль — это плоть
времени; плоть и кровь.
6
Последнее время я
сплю среди бела дня.
Видимо, смерть моя
испытывает меня,
поднося, хоть дышу,
эеркало мне ко рту,-
как я переношу
небытие на свету.
Я неподвижен. Два
бедра холодны, как лед.
Венозная синева
мрамором отдает.
7
Преподнося сюрприз
суммой своих углов
вещь выпадает из
миропорядка слов.
Вещь не стоит. И не
движется. Это — бред.
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.
Вещь можно грохнуть, сжечь,
распотрошить, сломать.
Бросить. При этом вещь
не крикнет: «Ебёна мать!»
8
Дерево. Тень. Земля
под деревом для корней.
Корявые вензеля.
Глина. Гряда камней.
Корни. Их переплет.
Камень, чей личный груз
освобождает от
данной системы уз.
Он неподвижен. Ни
сдвинуть, ни унести.
Тень. Человек в тени,
словно рыба в сети.
9
Вещь. Коричневый цвет
вещи. Чей контур стерт.
Сумерки. Больше нет
ничего. Натюрморт.
Смерть придет и найдет
тело, чья гладь визит
смерти, точно приход
женщины, отразит.
Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее
будут твои глаза».
10
Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.
Конспект НОД по художественному творчеству «Что такое натюрморт» для детей 6–7 лет
Елена Сизова Конспект НОД по художественному творчеству «Что такое натюрморт» для детей 6–7 лет
Программное содержание
Образовательные задачи
1 Совершенствовать знания детей о жанрах живописи портрет, пейзаж, натюрморт. Вспомнить с детьми картины известных художников И. И. Левитана, В. А. Серова, А. К Саврасова. В доступной форме рассказать о натюрморте.
2 Технические задачи
Учить детей рисовать натюрморт, видеть красоту, которую хотел показать художник. Познакомить с новым методом нетрадиционного рисования (рисование разноцветным песком)
3 Словарная работа
Активизировать в речи детей слова пейзажист, натюрморт. Закреплять умение детей отвечать на вопросы не перебивая друг друга, полным ответом.
4 Воспитательные задачи
Воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
Предшествующая работа
Рассматривание картин художников И. И. Левитана, Серова В. А. А. К. Саврасова. Беседы о творчестве художников. Рисование на тему «Зимушка- зима», «Цветы на окне» Рассматривание презентаций о Левитане И. И, Серове В. А.
Материал: песок разноцветный, половина альбомного листа, влажные салфетки, материал для игры «Составь натюрморт», цветы, вазочка, иллюстрации картин известных художников, мольберт,клей и кисточки, план рисования- карточки образцы
Ход работы
Сюрпризный момент
Дети сегодня нам в группу прислали посылку. Ее прислали дети из художественной школы. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Дети здесь ребята прислали материал для рисования- краски, восковые мелки, масляные карандаши, а это репродукция художника Хруцкого «Цветы и плоды». Как называется жанр картины? Что изобразил художник на картине? Что такое натюрморт вы знаете?
Чтобы подробнее разобраться, что такое натюрморт давайте отправимся на нашу импровизированную картинную выставку
Рассматривание картин на выставке. Вопросы к детям : Какие картины вам знакомы? Как они называются? Кто написал картину «Март», «Весна- большая вода» И. И. Левитан, что изображал на своих картинах? Значит он рисовал на картинах в основном пейзажи, умел красиво изображать природу на своих картинах. Таких художников называют пейзажистами. Повторите это слово (хоровые и индивидуальные повторения)
Эта картина, как называется? Кто вспомнит ее автора? Правильно она называется «Мика Морозов» и написал ее художник В. А. Серов. Какие картины он еще написал? Что изображал на своих картинах? Как называется этот жанр живописи? Это –портрет.
А вот знакомая нам картина Хруцкого «Цветы и плоды». Здесь художник изобразил фрукты и овощи и цветы. Картина получилась красочная, яркая. Автор хотел передать композицию из цветов и плодов. Это- натюрморт.
Чтение стихотворения «Натюрморт»
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт. (Григорий Гладков)
На нашей выставке есть еще натюрморты. Давайте выберем их. Это картина называется «Розы и фиалки». Ее автор художник Константин Алексеевич Коровин. Этот натюрморт написал художник Александр Михайлович Герасимов. Она называется «Розы». Натюрморты можно рисовать по памяти и с натуры. Для чего же нужны натюрморты? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)
Совместная деятельность детей и воспитателя
«Составим натюрморт»
Давайте мы с вами составим натюрморт из предметов, которые я вам принесла – муляжи фруктов, цветы, вазочка, салфетка. (совместная деятельность детей и воспитателя –составление натюрморта. Вот как красиво у нас получилась.
Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт с натуры и использовать нетрадиционную технику- закрашивание рисунка песком.
Давайте мы с вами поучимся это делать. У вас на столах листы из тонированной бумаги с наклеенными вазочками, которые мы с вами сделали заранее. 1 Я сначала нарисую стебли и цветы. 2 Потом намажу клеем наш цветок и буду закрашивать песком, серединку ромашки сделаю желтым песком, лишний песок ссыпаем в тарелочку аккуратно, руки вытираем влажной салфеткой. Также нарисую другие цветы. Вот и готов наш натюрморт. Теперь давайте вспомним с чего начнем. Вспоминают этапы рисования
Самостоятельная деятельность детей под музыку. Воспитатель помогает детям и проводит индивидуальную работу
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем — это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Дежурные убирают материал со столов.