Крылов иван басня «слон и моська»

Краткое содержание стихотворения

При транспортировке горшков на обозах хозяин столкнулся с необходимостью спускаться с высокой горы. Он решает вести воз по очереди и оставляет остальных лошадей с телегами наверху. Первым пошёл немолодой опытный конь. Медленно и аккуратно конь выполнял свою работу, не позволяя телеге катиться слишком быстро.

Сверху наблюдавшая молодая лошадь начинает задирать старого коня, смеётся над его осторожностью, хвастается своей силой и ловкостью. Не успев стихнуть после волны возмущений, приходит её очередь спускать телегу, юная лошадь бездумно трогается в путь

Но не сумев справиться с трудным спуском, конь теряет контроль, телега вместе с ним понеслась вниз и упала в канаву, разбив все перевозимые горшки.

Басня Крылова «Слон и Моська»: жизненные примеры


Басня «Слон и Моська»

Примеры из жизни помогают школьнику понять непростую мораль произведения. Но придумать их не так уж и просто. Итак, если вам задали домашнее задание, или вам нужно подготовиться к ЕГЭ по литературе, и тема связана с басней Крылова «Слон и Моська», то вот жизненные примеры:

Пример 1:

Мой старший брат – журналист, работающий в сфере музыки. Недавно он столкнулся с одной интересной ситуацией по работе. В группе произошел конфликт. Ее покинул один из участников.

Покинул со скандалом. Зато спустя время он принялся в каждом интервью унижать своих бывших коллег. Говорил, что это он изначально был основателем группы и автором всех песен, а его просто выгнали.

На самом же деле, этот человек – обманщик. И выгнали его правильно, за мошенничество и подтасовку гонораров. Которые он присвоил себе, выдав концерт за благотворительный. Состав группы игнорирует его поползновения, попытки прославиться на сплетнях и не реагирует на судебные иски. Ведь сам по себе ушедший человек совершенно не имеет никакого статуса в шоу-бизнесе. Вряд ли он сможет запустить собственный проект, поскольку как музыкант он ноль без палочки – нет ни таланта, ни стремления, ни амбиций. Он выглядит словно Моська, тявкающая на слона. Нелепо и смешно наблюдать за бывшим музыкантом, который своими сплетнями и агрессией лишний раз показывает то, что он не авторитетен, а на самом деле, глубоко несчастен. На самом же деле, все знают правду – и СМИ, и музыканты, и поклонники. Соответственно, кроме смеха этот интриган больше ничего не вызывает.

Пример 2:

Я занимаюсь боксом не так давно. Но мой друг считает, что хорошим бойцом не стать, просто стоя в спарринге с товарищами по секции и молотя грушу. Нужно выступать на соревнованиях, чтобы все было без поддавков. И вот, я пошел на свой первый «не товарищеский» поединок. Сложно сказать, почему организаторы проигнорировали этот факт, но в итоге против меня поставили более опытного боксера (я слышал, что он занимается уже 10 лет), который к тому же, превосходит меня и силой, и габаритами. Конечно же, я не из тех, кто сразу сдается, потому первые два раунда я старался держаться, ставить блоки и изредка наносить атаки, но все равно выглядел Моськой, тявкающей на Слона. Естественно, проиграв, я ничуть не обиделся. Да и бокс не бросил. Кто знает, быть может, когда мы встретимся в следующий раз, я буду уже более подготовлен, и поединок будет куда интереснее?

Пример 3:

Мой друг Паша признался мне, что ему очень нравится одна девочки из школы. Только она старше и учится в 11 классе. Поэтому сказал, что он даже не будет пытаться к ней подходить. Я сказал, что это еще не показатель, и ему стоит попробовать. Но потом он признался, что у нее есть парень. Мне кажется, Паша прав, говоря, что попытки конкурировать с таким соперником равносильны ситуации со слоном и моськой. Все равно, пусть не расстраивается — будет и у него девушка

Популярные сегодня пересказы

  • Остров пингвинов — краткое содержание романа Франса Девятилетнего мальчика королевского рода отдали в аббатство служению богу. Он был прилежным учеником и хорошо учился. В скором времени Маэль стал приемником настоятеля монастыря
  • Новая жизнь — краткое содержание сборника Данте Рассказ в повести ведется от имени автора. Данте оказался в лесу и встретил призрака древнеримского поэта Вергилия. Данте попросил вывезти его из леса. На что призрак сказал, что Данте должен увидеть чистилище, рай и ад
  • Краткое содержание стиха Родина Лермонтова За авторством Михаила Лермонтова находится много стихотворений. В том числе и тех, которые показывают его отношение к России и ситуации, которая происходила на тот момент. Стихотворение «Родина» является как раз таким.
  • Руссо Ричард Руссо родился 15 июля 1949 года в населенного пункте Джонстауне, возле Нью-Йорка, и вырос в северной части штата Гловерсвилл. Его отец оставил семью, когда Руссо был еще мальчиком

Что высмеивает басня «Слон и Моська»?

Басня «Слон и Моська» Основная цель любой басни — это высмеять нелепых людей, невежд, которые по мнению автора, поступают неправильно. При помощи таких творений мы видим все их поступки наглядно и можем примерить на свою жизнь, узнавая в персонажах произведения своих знакомых, друзей, а может быть и политиков или людей шоу-бизнеса. Вот что высмеивает басня «Слон и Моська»:

Басня высмеивает людей, которые с отсутствием авторитета пытаются доказать кому-либо свою значимость, причем выглядит это весьма нелепо. Как правило, для того, чтобы возвыситься над кем-то, необходимо быть компетентным в вопросе. Если же человек пытается доказать другому свое превосходство, не являясь при этом лучше – то это повод лишь для смеха.

С другой стороны, автор намекает, что главное – не физические габариты, а ум. Соответственно, он даже оставляет собаке плацдарм для дальнейших действий, поскольку заканчивает творение на весьма позитивной (для собачки) ноте. Соответственно, кто знает? Возможно, спустя время она и добьется своего. Хоть это и маловероятно.

Ход викторины

I. Орг.момент. Вводная часть.

— У нас сегодня гости, поздоровайтесь! Здравствуйте!

— Проверим работу слуховых аппаратов. Валерия, как ты меня слышишь? (работа за экраном)

— Какой сегодня день недели?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели было 2 дня назад?

— А сейчас будет речевая зарядка на звук «Г», «К»

Дежурный звук «Г», «К»

— Га-Го- Гы-Гу

— Ка-Ко-Кы, Ку.

Квар-тет

Мось-ка

Го-луб-ка

II. Основная часть

— Лида, спроси меня что мы будем делать?

— Акнур Бейбитовна, что мы будем делать?

— Мы будем слушать, думать, говорить, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

— Прочитаем тему занятия (хором).

— Тема занятия называется «Волшебный мир басен Крылова».

— Ребята , скажите кто это? (Иван Андреевич Крылов).

— Иван Андреевич Крылов известный русский поэт, писатель, автор более 200 басен.

— Давайте вспомним что же такое басня? (Басня — это короткие рассказы в стихах, где главными героями являются животные, птицы, растения, предметы.

— А что такое мораль басни? (Мораль басни — это нравоучéние, выраженное в крáткой форме).

— Какие басни Крылова вы знаете? (Лебедь, Щука и Рак, Слон и Моська, Квартет, Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей).

— Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных).

— Как ведут себя животные в баснях? (Животные ведут себя, как люди).

— Что они делают? (Они разговаривают, помогают друг другу, обманывают, ленятся, трудятся).

— Да, ребята, животные в баснях совершают хорошие и плохие поступки.

В своих баснях Крылов всегда высмеивал пороки. Простой народ придумал много пословиц и поговорок о глупости, жадности, лени, труда, а также о добре и зле.

— А сейчас будет викторина.

III. Конкурс

1 задание «Назовите басню»

— Посмотрите и скажите название басен. Давайте все вместе хором прочитаем.

Ответы: «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Ворона и лисица».

2 задание «Назовите героев басни. Кто это? Напиши.

Ответ: Осёл, Козёл, Мартышка, Мишка.

— А скажите, как эта басня называется?

— Верно, ребята, квартет.

— А что же такое квартет? (Квартет — это музыкальное произведение для четырех исполнителей.)

3 задание «Найди пару»

— Вам нужно найти строчки к этим басням

1. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

2. ВОРÓНА И ЛИСЍЦА

3. СЛÓН И МÓСЬКА

4. ЧИЖ И ГÓЛУБЬ

5. КВАРТÉТ

6. ЛÉБЕДЬ, ЩУКА и РАК

7. МАРТЫШКА и ОЧКИ

8. ЛИСА И ВИНОГРАД

1.А прóку на вóлос в них нет

2. Вперёд чужóй бедé.

3. С ним была плутóвка таковá.

4.Сосéдка, перестáнь срáмиться

5.Чтоб музыкáнтом быть, так надобно уменье.

6. Авóсь и ныне там.

7. У кумушки глаза и зубы разгорелись

8. Лето красное пропела.

4 задание «Разрезные картинки»

— Разделимся на две команды: первая, вторая.

— Садитесь поближе. Вам нужно собрать картинку и назвать басню.

IV. Физминутка для глаз

— А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

— Посмотрели направо, налево, поморгали.

— Посмотрели вниз, вверх, поморгали.

— Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

— Открыли глаза, улыбнулись.

5 задание «Отгадайте загадки»

1) Леснáя рыжая плутóвка-
Извéстна всем её снорóвка.
С ней аккурáтней, не зевáй
А двéрь в курятник запирáй! (Лиса)
— А скажи ответ по — казахски: «Түлкі»

2) Хóчет с дéтства эта птица
Стáть извéстною певицей.
Дéнь и нóчь неугомóнно
«Кар- кар — кар!» — поёт (Ворона)
— А скажи ответ по-казахски: «Қарға»

3) Нос как хвóст, под ним рогá,
Кáждая столбом ногá,
Сам огрóмный, слóвно дом!
Кто это? Конéчно….! (Слон)
— Скажи ответ по казахски: «Піл»

4) Нет еды вкуснéй банана
Утверждáет… (Обезьяна)
— Скажи ответ по казахски: «Маймыл»

5) Виляет рáдостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (Собака)
— Скажи ответ по-казахски: «Ит»

6) В стáе я живу в лесу,
Всем зверушкам стрáх несу.
Грóзно вдруг зубáми щёлк!
Я свирéпый сéрый….(Волк)
— Скажи ответ по-казахски: «Қасқыр»

7) Тащит он солóминку
К мáленкому дóмику.
Всех букáшек он сильнéй
Наш трудяга…(Муравей)
— Скажи ответ по-казахски: «Құмырсқа»

8) На ромáшку у ворóт
Опустился вертолёт-
Золотистые глазá
Кто же это?…(Стрекоза)
— Скажи ответ по —казахски: «Инелік»

6 задание «Продолжи предложение»

1. Лето красное пропела, оглянулся не успела, как…. (зима катит в глаза)
2. Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье)
3. Ай, Моська! Знать она сильна, что… (лает на Слона)
4. Из кожи лезут вон,…(а возу все нет ходу!)

V. Заключительная часть

1. Вам понравилась викторина? (Да / Нет)
2. Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных)
3. Что мы делали на занятии? (Слушали, говорили,…..)

— Хорошо, молодцы! Спасибо за занятие!

Мое отношение к басням Крылова Краткое сочинение

Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща. Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых. В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас. Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.

Чему учат басни И. Крылова

Крылов, известный баснописец, очень умело творил в этом жанре. Его коротенькие, но весьма поучительные басни, будет полезно прочитать любому человеку, независимо от возраста. Автор, органично используя образы животных вместо людей, дарит читателю ценные моральные уроки. В чем же они заключаются? Ответ простой: литература учит жить и басни не являются исключением. Благодаря этим небольшим текстам, можно сделать для себя выводы об окружающей реальности:

  1. Мир не так прост, как кажется.
  2. На жизненном пути встречаются разные люди – честные и лживые, благородные и непорядочные, щедрые и алчные.
  3. В мире постоянно происходят противоречия между хорошим и плохим.
  4. Всем рано или поздно придется отвечать за свои деяния.

В басне все построено на противоположностях. Автор специально играет на контрасте, чтобы просто и доступно подвести читателя к основной идее, к раскрытию морали. Крылов в своих баснях говорит обо всех вышеизложенных проблемах. Он противопоставляет характеры и сущности разных людей (скрытых под образами животных) и проводит между ними параллели.

Сочинение на тему Моя любимая басня Крылова

Моя любимая басня – точно не из тех, что мы в школе изучаем. Все эти вороны с сыром, слоны с собачками… Не люблю то, что твердят все. У меня есть книга басен, там много-много забавного.

Больше всего мне нравится история про кошку и соловья. Смешно и жутко. Там кошка поймала птичку. И не просто так, а специально, чтобы послушать её пение. То есть хищница сжимает соловья в когтях и при этом мурчит ему, чтобы он спел. Типа, ей говорили, что он такой классный певец, что все им так восхищаются. Бедный соловей! От него требуют песен, когда он в когтях. Разве ему до пения?! Песни ведь идут от души, когда ты себя хорошо (расслаблено) чувствуешь. Когда ты в безопасности! А тут у соловья горло от страха точно сжимается. Вредная кошка просто смеётся над ним, как я думаю.

Я его понимаю… И вспоминаю, когда меня просят сыграть на пианино перед гостями, особенно если я их не очень знаю. Даже если я долго учила пьесу, я могу ошибиться в самом простом месте. И мне это так неприятно! Я не любила и стихи на стуле читать…

А кошка вспоминает, как ей хвалила певца кума-лиса. И теперь, почти задушив его песню, кошка ещё и мораль ему читает ,что нет ни нормальной песни, ни голоса… И она его съела, хотя ,наверное, так и собиралась с самого начала. А всё это льстивое притворство было для издевательства.

С другой стороны, у соловья в минуту такой страшной опасности просто должно было б открыться второе дыхание! И он бы спел так, что кошка рот открыла, когти разжала… И он бы улетел победителем. Но в басне такого нет!

А жаль. Я б написала эту басню с хорошим финалом. В итоге, эта история мне не столько нравится, сколько отзывается во мне. И я с ней не согласна! Но написана, конечно, она красиво, хоть и грустно, пессимистично.

Для 5 класса

Анализ басни Дмитриева «Отец с сыном»

Басня «Отец с сыном» написана в 1805 году. В это время отошедший от государственных дел И. И. Дмитриев активно сотрудничает с Н. М. Карамзиным и печатается в «Вестнике Европы». Басни незаслуженно считались «литературными безделками», ставшими особенно популярными на рубеже веков. И. И. Дмитриев отворил двери низкому жанру, как называли басни, в образованное общество, ввел их в повседневный быт. Поэзия Дмитриева многих приблизила к действительности.

Произведение имеет чистый слог, оно ярко отразило способность автора «насмехаться остроумно» и демонстрирует высочайшую культуру речи. Предельно простой сюжет изложен в вопросно-ответной форме. Суть беседы в том, что мудрый отец по просьбе сына описывает все возможности стать счастливым, а сын дает свою оценку предложенного. Сатирическая направленность произведения очевидна.

Басня содержит устаревшие формы слов – «этак (в значении «таким образом»)», «счастие», обращение к отцу «батюшка», «дельный» (в значении «основательный, деловой, деловитый».

Стремясь в предельному сжатию теста и сокращению объема басни, автор широко использует такой прием, как эллипсис – «а тот (говорит) ему в ответ», «дороги лучшей нет, (кроме) как телом и умом трудиться», «как легче бы (этого добиться)?» – и неполные предложения, смысл которых неясен вне контекста – «Интригой, втираться жабой и ужом…», «Ну, так просто… быть глупцом…».

Среди средств художественной выразительности, которые можно найти в басне – метонимия: «вознестись фортуной», метафоры – «трудиться умом и телом», «втираться жабой и ужом». Автор также прибегает к косвенному сравнению человека с такими малоприятными существами, как жаба и уж. Отличительная черта этих животных, которые способны внешним видом оттолкнуть многих – влажная скользкая кожа и особая гибкость, которая становится аллегорией духовного пресмыкательства, изворотливости, беспринципности, готовности безоговорочно принять любую точку зрения, когда и если это будет выгодно.

Оборот «быть с пером и книгой» нельзя понимать буквально. Он означает «упражняться в письме и чтении, усердно учиться». «Фортуна» означает «удача, счастливая случайность». Это нарицательное имя образовано от собственного имени древнеримской богини счастья.

Комментариями сына к словам отца выступают риторические восклицания – «Ах, это тяжело!», «А это низко!» (в значении «недостойно, подло»). Как видно, чувствительный юноша принадлежит в той категории людей, которые хотят и рыбку съесть, и в воду не влезть. Думается, что не хочет он и трудиться, а вопрошает отца для вида.

Инверсия – «дороги лучшей нет», «когда быть дельными хотим» – позволяет поэту перенести логический акцент на последнее слово фразы, выделить его.

Совершенно очевидно, что используя возможности басни и образ отца, автор излагает собственную точку зрения. Приоритетом для него является труд и служение отечеству. Антитезой выступает построение придворной карьеры, даже ценой унижения. Быть глупцом – универсальное промежуточное положение, исключающее активность с любым знаком. Глупец не видит разницы между приведенными тезисами, он довольствуется малым, поскольку не может оценить ни благородства первого, ни подлости второго варианта.

Басня совершенно лишена «моралистики», в ней отсутствует прямолинейная назидательность. Будучи величайшим мастером художественного слова, И. И. Дмитриев свел поэзию с недосягаемых высот, поставил в центр сюжета простую жизненную ситуацию. И оказалось, что произведение с непритязательным сюжетом на поэтическое бессмертие имеет не меньше прав, чем возвышенная ода.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Басни

Обезьяна и медведь…басня

Обезьяна раз к медведю В гости просто так зашла, Поспрошала, он поведал Ей про все свои дела. Как узнала, что малину Съел медведь да не учёл, Что и ей бы витамины Тоже надо есть, осёл, Прослезилась ненароком, Злобу в сердце затая, Быстро, скоком, где-то боком, Унеслась от медведя. Начала плести интриги, Оболгала, как могла, План составила, ковриги, Целых две, с собой взяла. Захватила три банана, Два – себе, ему – один. Хоть в тайге он господин, Но она-то – ОБЕЗЬЯНА, Госпожа всех пальм вокруг! Вроде, ей медведь и друг, Правда всё же ей дороже! Пусть же небо ей поможет!

С каждым годом будет строже Справедливость соблюдать, И медведь то должен знать! Территорию ведь можно Поделить, чтоб не страдать?! С этой мыслью побежала К оппоненту, чтоб решить Как им в мире дальше жить. Так бежала, что устала. Вот берлога, где медведь? Время трудное настало. Надо всё же ей поесть.

Всё достала из корзинки, Разломала калачи На кусочки для наживки – Разложила на печи. Стала есть банан со смаком. Перед будущей атакой Подкрепить ей надо силы, Чтобы мудрой стать и милой – Обходительность, порою, Лучше силы, я не скрою. Буду вежливой, как знать Поворот, не угадать!

Тут вошёл хозяин. Что же Видит он? Сказать не может Ни полслова. Наглость –мука Для него и впредь – наука: Он берлогу не закрыл, Обезьяну приманил. Пролетела так минутка. Обезьяна не на шутку Испугалась, вот скандал, Непредвиденный финал! — Ты с какого перепугу, Милая моя соседка, Расхозяйничалась здесь? Где же совесть? Где же честь? За малину, что ли, месть? Раскрутила ты процесс.

— Я всегда за справедливость, — Обезьяна отвечает. – И скажи-ка мне на милость, В чём загвоздка? Может чаю Мне предложишь, мой сосед? Избежим так многих бед. — Чая мне тебе не жалко. (Но какая же нахалка?!) С чем же ты ко мне пришла? — Надо обсудить дела! — Так давно всё обсудили. — Нет, с тобой мы не решили, Будем как делить тайгу, Я тебе здесь помогу.

— Что делить ты собралась?! — Я?! Тайгу! Всё честь по чести: Витамины надо всем Есть, тут никаких проблем. Будем есть отныне вместе, Хватит нам так лет на двести. Что растёт с берлогой рядом — То законно всё твоё. Остальное – мне! Я дама, Больше надо мне всего.

— А в бананах витаминов Больше что ли нет, мадам? — Есть, но за твою малину Душу всю свою отдам! Тут медведю стало грустно. Разыгрались что-то чувства. (Чтоб нахалке было пусто!) Распрямившись, он сказал, Зыркнув взглядом: «Мы друзья, Но в тайге хозяин я! Было так и есть, и будет, Никому то не подсудно! Пальмы – вот твоя стезя, Нам иначе жить нельзя!!!»

Всем зверям на свете есть Свято место – в этом честь! Пользу знай, но где есть край Никогда не забывай!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: