Какими они бывают
Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.
У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры — скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.
Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.
Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.
К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров — их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:
- народные, то есть известные издавна и не имеющие автора — подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке,
- авторские — сочиненные профессиональными литераторами.
Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.
Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер — это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей 6-7 лет (с буквой Е, Ю, Я)
Детки младшего школьного возраста могут нечетко произносить некоторые гласные звуки. Поэтому для них рекомендованы следующие скороговорки с буквами Е, Ю, Я.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
В дневнике у Авдея – две двойки,
В дневнике у Вадика – девять двоек.
У Вени – виноград, у Вани – винегрет.
Гамаюн поет, поет,
Гамаюн клюет, клюет, да не выклюет.
Брал Юра у Юли юлу играть,
Дала Юля Юре в юлу поиграть.
Юный юный юморист
Спел на сцене про Юнону.
В аптеке Пилюлькин
Купил пипетку и пилюли.
Попугая не купают,
Попугая не пугают,
Попугая покупают!
Ядреный Яман клеил барабан.
Яков скинул оковы на ящик с янтарем,
А янтарь заянтарился на ящике, на котором лежат оковы.
Особый фольклорный жанр
Скороговорки как малый жанр народного творчества слагались в поэтически-шутливой форме. Постановка слов проходит таким образом, чтобы звуки в них повторялись по-особому, поэтому каждая чистоговорка имеет свой фонетический рисунок. Комичность таких стишков состоит в практически всегда неизбежном соскальзывании с затрудненной фразы, невольном превращении в смешной вариант сходных по звучанию слогов.
Веселые стихи-скороговорки можно условно разбить на два вида – одни основываются на повторе труднопроизносимого звука для самых маленьких, другие сталкивают фонемы таким образом, что даже взрослому, который полностью владеет родным языком, они трудны для четкого произношения.
Чистоговорки, как и потешки, растут вместе с ребенком. Сначала веселая, занимательная игра с элементами обучения, позже – более усложненная школа дикционных упражнений. В них есть один важный показатель – основная единица ритма, где можно проследить явное выделение концовки строки с одинаковым количеством слогов. Народные исполнители «скороговорили» на одном дыхании, поэтому скороговорки состоят из маленьких предложений, без разделительных точек, которые бы нарушали скорость произношения ненужными паузами.
Тренировочные тексты дают возможность с головой окунуться в мир фонетики, разнообразия звуков в словах, словосочетаниях, фразах, они обогащают, расширяют словарный запас, запуская механизмы мышления и воображения, добавляют элемент творческого поиска, личной заинтересованности. Краткость, емкость, ритмичность, динамичность высказываний выделяют их среди других речевых упражнений. Игра звуков, которые путаются, где-то пропадают, подменяют друг друга или зеркально повторяются, дразнят и предлагают помериться с ними силам, испытывают память и подвижность речевого аппарата.
В качестве тренировочных речевых упражнений скороговорение используют взрослые, чьи профессии связаны с публичными выступлениями – ведущие, дикторы, артисты, певцы, лекторы, даже политики. Быстро выговаривая стихи-скороговорки, можно не только «язык сломать», но и эффективно развивать артикуляцию, исправить дефекты речи, косноязычие. Верные и надежные помощники на пути оттачивания дикции, чистоговорки являются отличным материалом для совершенствования фонематического слуха. Наилучшего результата можно добиться, если сначала произносить ихмедленно, четко выговаривая каждое слово. Постепенно ускоряя темп, звучание разных звуков будет корректироваться и исправляться.
Скороговорки для детей на звук Р
Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка
Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может «тарабанить барабан». А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.
Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.
Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап! |
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора. |
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. |
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. |
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Грач с горяча осерчал на грача |
Проворонила ворона вороненка |
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. |
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла. |
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. |
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали. |
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы |
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. |
Три сороки тараторки тараторили на горке. |
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. |
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. |
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка … (И так до тридцати трёх Егорок.) |
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. |
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье. |
Бородач боронил бороной борозду |
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим. |
У репки да редьки корень крепкий |
Тридцать три трубача трубят тревогу |
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора. |
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров! |
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа. |
Киска у крыски украла ириску. |
Длинные скороговорки для развития речи и дикции у подростков — готовые упражнения
Если же речевые дефекты не были скорректированы в детском возрасте, то отчаиваться не стоит. Правильно подобранные длинные скороговорки на развитие речи и дикции отлично работают и на подростках, если использовать их в логопедических упражнениях. Но стоит отметить, что в этом возрасте подборкой текстов для коррекции дикции должен заниматься специалист. Только квалифицированный логопед может выбрать тексты для упражнений необходимой длины, ритмики и направленности исходя из данных подростка. Впрочем, если дефектов нет, а есть желание улучшить чистоту произношения, то можно обойтись и универсальными скороговорками.
Длинные скороговорки для упражнений на развитие речи и дикции подросткам
Далее вы найдете подборку длинных скороговорок на развитие речи и дикции, которые отлично подойдут для подростков без особых проблем в произношении.
Нет абрикоса, кокоса, редиса, Палтуса, уксуса, кваса и риса, Компаса нет, баркаса и троса, Термоса, пресса, индуса-матроса, Баса нет, вкуса, веса и спроса, Нет интереса – нет и вопроса.
У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили факира.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.
Скороговорки для детей 5-6 лет
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Белые бараны били в барабаны.
Купила бабуся бусы Марусе.
Валин валенок провалился в прогалинок.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.
Баран буян залез в бурьян.
Проворонила ворона вороненка.
На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
У ежа и елки иголки колки.
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Оса боса и без пояса.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине.
Влас у нас, Афанас у вас.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
На возу лоза, у воза коза.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У Кондрата куртка коротковата.
Давайте посмотрим, как можно заниматься с ребенком, используя скороговорки – на что нужно обратить внимание, какой выбрать темп, сколько делать повторений. Очень полезное видео
Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста
Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи
https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24
Скороговорки для развития речи у детей 3 лет
Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет
У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет
В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров! Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!