Сложные скороговорки
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
- Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
- У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?
Скороговорки для тренировки дикции у журналиста
Журналист, выступающий на радио и телевидении, просто обязан говорить четко и понятно
Для этого ему как никому другому особенно важно тренировать свою речь с помощью скороговорок. Кстати, когда освоите предложенные, рекомендую поупражняться на Лигурии
Бригада ремонтников отремонтировала Арбатско-Покровскую линию метрополитена.
Красавица Сара причесала гусара. Причесала Сара усатого гусара.
Боря борщ варил, да недоварил. Боря борщ солил, да недосолил. Толя борщ варил, да переварил. Толя борщ солил, да пересолил.
Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: «Не дразни Кирилла!»
Чиполлоне взглянул на Чиполлино и вздохнул: «Горе луковое!»
Дрессировщик дрессировал выдру. Дрессировал, дрессировал и выдрессировал!
В апреле ребята рисовали акварелью. Акварель в апреле тает от капели.
Варвара нарвала в овраге травы, а наврала, что не рвала.
Расстроенный настройщик настраивал расстроенный рояль. Настраивал, настраивал да никак не перенастроил, потому что сам расстроен.
На мели мы лениво налима ловили. Для меня выловили линя.
Ударения в лигурийской скороговорке
Чтобы самая длинная скороговорка «Лигурия» пошла вам на пользу и стала отличным подспорьем для развития артикуляционного аппарата, очень важно читать её правильно. Ведь тут мало чётко и внятно проговорить «в четверг четвертого числа» или про то, как лавировали где-то там корабли
Важно понимать смысл и суть текста из скороговорок, а здесь никак не обойтись без некоторых пояснений. Ко всему прочему, такие замечания сделают вашу речь более правильной и грамотной. Ведь сегодня очень многие люди коверкают ударения.
Итак, вот несколько важных замечаний о расстановке ударений в «Лигурии»:
- «Саше» — акцент на вторую гласную, так как речь идёт не об имени, а о подушечке с ароматизатором для отпугивания моли;
- В словах «вахмистр» и «ротмистр», что обозначают воинские звания, ударение делается на первый слог;
- В фразе «дёготниковая вдова» акцент тоже делается на первую гласную.
На заметку! В любом слове с буквой «Ё» ударение всегда ставится на неё.
Также стоит отметить, что ударение падает на первый слог в слове «кралась», а вот при произнесении названия города «Барнденбург» акцент стоит сместить на звук «у», поскольку по правилам русского языка это слово читается именно таким образом. На «у» ставится акцент и при обозначении самой Лигурии.
Обратите внимание! Лигурия – это не только название предложенного текста для развития дикции, но и область Италии
В работе над длинной скороговоркой обратите внимание и на прочтение слова «пономаря». Здесь акцент идёт на самый последний звук.. Когда будете читать «Лигурию», правильно читайте имена
Тут у вас может возникнуть заминка со словами «Фрола, Фролу». Стоит оговориться сразу, что трактования правильного произношения этого имени в различных источниках могут отличаться друг от друга. Но не стоит забывать правила и их исключения. В именах Петру, Фролу, Льву ударение ставится на последний слог.
Когда будете читать «Лигурию», правильно читайте имена. Тут у вас может возникнуть заминка со словами «Фрола, Фролу». Стоит оговориться сразу, что трактования правильного произношения этого имени в различных источниках могут отличаться друг от друга. Но не стоит забывать правила и их исключения. В именах Петру, Фролу, Льву ударение ставится на последний слог.
Безусловно, такая большая скороговорка про Лигурию, как её принято называть, не «дастся» вам просто так. Ведь часть слов в ней устаревшие, сегодня они практически не встречаются в нашей повседневной жизни – отсюда и основные сложности.
Рекомендуем прочитать: Самые сложные скороговорки
При картавости у детей
Чтобы начать эффективную борьбу с картавостью у ребенка, нужно выяснить причины отклонения. Самая часто встречающаяся причина этого – неправильная уздечка. Также могут иметь место генетическая предрасположенность, травмы языка, неправильный прикус. Правильно поставить диагноз сможет только врач-логопед.
Но начать исправлять проблему в детском возрасте можно самостоятельно, заучив с ребенком несколько простых коротких скороговорок:
***
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
***
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
***
Проворонила ворона воронёнка.
***
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…
***
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
***
Бородач боронил бороной борозду.
***
Баран-буян залез в бурьян.
***
Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.
***
Грянул гром – гроза в разгаре.
***
Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.
***
У репки да редьки корень крепкий.
***
Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.
***
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Тридцать три трубача трубят тревогу.
***
Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.
Совет по подбору скороговорок для заикающихся
У каждого заикающегося довольно слабо развит речевой аппарат, часть мышц недостаточно активна. С помощью артикуляционной гимнастики вы развиваете их до нормы. При этом у каждого заикающегося есть свои особые буквы или буквосочетания, которые для него особенно сложны в произношении. Если вы не знаете какие звуки вызывают у вас затруднение, то запишите свою речь. Прослушав аудиозапись, вы сможете определить свою звуковую проблему. Подбирать скороговорки необходимо именно с этими звуками.
Крайне важно!!! Вдох носом — произносим звуки на выдохе, используя поток воздуха. Закончился воздух, делаем паузу ️ — вдыхаем снова
Как работать со скороговорками
Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».
Порядок работы
Для эффективной работы со скороговорками предлагается придерживаться следующей схемы:
Отработка глухих и шипящих (ш, с, т, п):
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Маша под душем моет шею и уши.
Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Становись скорей под душ, Смой с ушей под душем тушь, Смой и с шеи тушь под душем, После душа вытрись суше.
Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.
Отработка свистящих и звонких (ц, ч, щ):
Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: «Цыц!;
Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка;
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Щебетал щегол и щелкал, Раздувал, как шарик, щеки. Из пруда глядела щука, Удивлялась, что за штука.
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Работа с сонорными звуками (м, н, р, л):
Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила;
Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
На мели мы лениво ловили линя;
Обрадован баран — у барана барабан;
Варвара варила, варила, да не выварила.
Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!;
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат. Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
У елки иголки колки;
Мы ели, ели, ели, Ершей у ели… Их еле-еле у ели доели.
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова по среди двора!
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Разумеется, не обязательно придерживаться данного порядка. Но такая последовательность (от простого к сложному) считается наиболее результативной.
Скорость произношения
Начиная работу со скороговорками, не стоит сразу стараться произносить их быстро. Темп и громкость нужно наращивать постепенно. Сначала произносите фразу медленно и почти шепотом (только шевеля губами). Затем чуть быстрее и немного громче, вполголоса. В третий раз проговаривайте в достаточном темпе, используя полную силу голоса. Если не удается безошибочно выговаривать фразу быстро, то снижайте темп. На данном этапе важнее четкое произношение всех звуков, нежели скорость. Со временем необходимо усложнить задачу: говорите скороговорки с орешками во рту, постепенно набирая темп. В выполнении данных упражнений очень важна регулярность. Занимаясь всего 15-30 минут в день несколько раз в неделю, улучшение дикции можно наблюдать уже через месяц.
Интонация произношения
При выполнении упражнений обращайте внимание на интонацию и постановку ударений. Скороговорка должна быть выразительной, а не монотонной
Вам должен быть понятен сюжет скороговорки и все действующие персонажи.
Превратите скороговорку в театрализованную миниатюру и постарайтесь воспроизвести различные эмоциональные состояния. Прочтите одну и ту же реплику радостно, грустно, с удивлением, с презрением, с яростью. Это очень помогает сделать речь выразительнее в повседневной жизни.
Как работать с текстом скороговорки «Лигурия»
Если вы решили скачать «Лигурию» и работать над текстом, то стоит правильно организовать свою работу. Считается, что при желании, определённых усилиях и системной работе наизусть выучить текст про лигурийского регулировщика можно всего за 7 дней. Вот небольшой план:
- В течение 15 минут медленно читать текст, стараясь вникнуть в суть. Чётко и правильно читать каждое слово, корректно расставляя все ударения.
- Снова читать по тому же принципу, но темп немного наращивать.
- Работать не менее 15-30 минут. Первые 15 строк выучить наизусть. Всё остальное читать бегло.
- Повторить выученное. Прибавить ещё 15 строк. Бегло читать всё остальное в течение получаса.
- Проговорить всё то, что выучено наизусть. Добавить следующие 15 строк. Далее работать по принципу предыдущих дней.
- Повторить 45 строк. Доучить оставшийся текст. В течение 30 минут повторять все фразы по памяти.
- Несколько раз проговорить весь заученный текст из скороговорок наизусть. Темп должен быть быстрым, а произношение – чётким. Не забывайте о правильности расстановки ударений.
Рекомендуем прочитать: Скороговорки для взрослых
Как отрабатывать скороговорку
Главный принцип скороговорки для развития речи и голоса заключается в том, чтобы сложный по артикуляции текст произносился без напряжений.
Если у человека не получается выговаривать скороговорку, нужно расслабиться и найти лишние напряжения, потому что говорить мешают именно они.
Эта скованность бывает от лишних жестов, слишком напряженных плеч или зажатых уголках губ.
Находясь в состоянии полного расслабления, нужно заново произнести скороговорку. Другими словами, не надо стараться его выговаривать самым ужасным образом. Говорить нужно очень спокойно, вообще не напрягаясь и, желательно, не делать изменений по высоте звука и ритмических изменений.
В идеале любая скороговорка должна звучать едино и непрерывно, как бы на одном дыхании.
Суть тренинга со скороговорками на каждый день заключается в том, чтобы приучить свою артикуляцию не напрягаться. Если в сложные моменты не удалось произнести скороговорку, то главная задача артикулировать и оставаться спокойным. Именно это и тренирует скороговорки.
Внизу предложены дополнительные фото-карточки, которые помогут быстро отработать любую скороговорку.
С
- Садила баба бобы, а уродились грибы.
- Саша шубку мне сшил из шкурок шиншилл.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала, всех цыплят поворовала — проворонила Варвара.
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишку сшиб.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски; Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить И тогда так заговоришь, Словно реченька зажурчишь.
- Стоит кабак не по-кабаковски, сшит колпак не по-колпаковски, надо кабак перекабаковать, а колпак переколпаковать.
- Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
- C точки зрения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые дефанизиpyющие поляpизатоpы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов.
- Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но расскороговорившись выскороговорил, что всех скороговорок не перескороговорить не перевыскороговорить
Скороговорки на «в», «з»
Сложные буквенные сочетания созданы специально для того, чтобы вычистить определенные дефекты речи.
Сначала нужно разобраться с содержанием самой скороговорки, даже выучить ее наизусть, а потом уже наращивать скорость:
«Из-за реорганизации с жлобственничественностью высококвалифицированный бесперспективняк самоидентифицировался в ожидании вежливого водителя под пальмовыми ветвями. Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизоровавшимся в конституционном Константинополе, и со спокойственным достоинством изобретавшим пневмомешковыколачиватель.»
Скороговорки на «р», «л»
Одни люди говорят слишком медленно растягивая фразы, а другие слишком быстро.
При скоростной речи происходит забалтывание, проглатывание концовки слов, ощущается присутствие непонятных словосочетаний. Если человек говорит очень медленно, то невозможно дождаться основной мысли беседы, интерес к которой в последствии пропадает.
Людям, говорящим скоро, нужно тренировать более замедленное произношение, а в обратном случае необходимо ускоряться.
При этом стараться, чтобы была четкая дикция.
Слова и буквосочетания надо проговаривать понятно и хорошо:
- «С перепелом перепел в паре пел. Перепёла перепел перепел.»
- «Время спросило у Времени: «Сколько времени у Времени? » и Время ответило, что у Времени столько времени, сколько сейчас время. Лара у Вали играла на рояле.
- Погода размокропогодилась и 32 судна лавировали, лавировали да не вылавировали.»
- «Рапортовал генерал про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, проподпрапорщика и и про подпрапорщицу, а про вахмистра с вахмистршей и про ротмистра с ротмистиршей промолчал.»
Скороговорки для детей 7-8 лет
Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.
По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.
Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.
Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.
Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос,
Прокцогцзинь и Пригноцкроз.
Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»
Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.
Вариант на «Р» твердую и мягкую
У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.
Несколько примеров представлены ниже:
Бобр добр до бобрят.
***
Пекарь Петр пек пирог.
***
Перед коровой короб корок.
***
Три вороны на воротах.
***
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
***
У редьки и репки корень крепкий.
***
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
***
Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.
***
По двору-подворью –
В добром здоровье.
***
Привез Пров Егору
Во двор дров гору.
***
Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.
***
Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.
***
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
***
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
***
Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.
***
У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.
***
В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.
***
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
***
Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.
***
У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.
Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.
Скороговорки на сайте
Скороговорки нужны ораторам
- скороговорки, подойдут для школы.
- скороговорки, для детей.
- скороговорки, для упражнений.
- скороговорки, которые появляются в нашем мире.
- для старшего поколения, чтобы улыбнуться.
- — если классические скороговорки уже надоели.
- скороговорки, чтобы посмеяться.
- старых скороговорок на новый лад.
Скороговорки нужны не только для того, чтобы их говорить быстро, и этим веселить окружающих.
Хотя, можно и так, чтобы повеселиться.
Скороговорки не обязательно читать быстро.
Кстати, мы привыкли, что скороговорки читают только быстро. Потому что они — скороговорки, а не трудноговорки.