Тексты для старших дошкольников
В эту группу следует отнести материал со всеми звуками русского языка. К семи годам речь у ребенка сформирована полностью и для качественного обучения в школе необходимо иметь правильное произношение. Если малыш слышит и произносит слова неправильно, то после поступления в начальное учебное заведение он будет испытывать большие трудности при письме.
Для разнообразия занятий следует использовать не только знакомые многим родителям шаблонные примеры, но и применять шуточные скороговорки для дошкольников. Они способствуют не только грамотному овладению основами речи, но и создают положительное эмоциональное настроение. В качестве примера можно привести такие стихи:
«Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик».
Полезные советы:
Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ж» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ж».
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ж», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ж» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам
Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Ритмичные произведения для дикции
Немаловажным показателем для формирования полноценной личности является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Неоценимую помощь в этом деле способны оказать скороговорки для дикции для детей. Для достижения качественного результата занятия требуется проводить регулярно.
Можно подобрать разнообразные скороговорки для отработки произношения и корректировки произношения отдельных звуков. В качестве примеров следует выделить:
«В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари —
Очень вкусные угри».
«Карасенку раз Карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
„Раскрась, Карасенок, сказку!“
На раскраске Карасенка —
Три веселых поросенка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят».
Короткие скороговорки пользуются спросом у детей и взрослых. Они легко запоминаются и весело повторяются. При обнаружении незначительных речевых дефектов допустимо исправить дикцию в домашних условиях. Несколько минут, проведенных с малышом во время занятий, позволят не только устранить недоразвитие речи, но и приблизят маленького человека к родителям. Смело берите на вооружение приведенные здесь скороговорки для развития речи ваших детей.
Материал для малышей до 4 лет
В этом возрасте речь у детей сформирована на довольно качественном уровне. Но некоторые звуки, такие как Ш, Ж, Щ, Л, Р даются с большим трудом. Окончательное их формирование завершится ближе к пяти годам. Учесть эту особенность стоит родителям при подборе скороговорок для малышей. Материал не должен содержать сложных для произношения звуков.
Настроиться на занятия помогут элементы дыхательной гимнастики. Несколько упражнений с плавным вдохом и выдохом подготовят артикуляционный аппарат для дальнейшей деятельности. Допустимо использовать игру с мыльными или воздушными шарами «Надуй самый большой пузырь».
Произносить стишок следует в сопровождении картинки большого формата. Дети этого возраста лучше усваивают информацию, сопровождающуюся наглядностью. Перечень примерных скороговорок в этом случае может быть таким:
«Ал-ал-ал — заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол — там морковку он нашел,
Ил-ил-ил — друг его попросил,
Ись-ись-ись — ты со мной поделись,
Ал-ал-ал — он морковку другу дал».
<
Сложные скороговорки
Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
* * *
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
* * *
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Рекомендации для родителей
Сами по себе скороговорки представляют собой небольшие ритмичные, часто шуточные стихотворения с трудными для выговаривания звуками. Они способствуют не только правильному произношению слов, но и совершенствуют дикцию и речь в целом. Шуточная манера написания благотворно сказывается на настроении малыша и развивает мышление, а также слух.
Родителям рекомендуется ежедневно использовать маленькие скороговорки для игры с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Такой подход позволит получить положительные результаты через короткое время. Спустя несколько месяцев от начала занятий, дошкольник сможет:
- Строить предложения грамматически правильно.
- Выговаривать слова спокойно, без криков.
- Усовершенствовать дикцию.
- Произносить слова размеренно.
- Читать книги красиво и бегло.
Начинать работу следует с прочтения короткого текста с выражением. Делается это для формирования интереса к предстоящей работе. После этого родителю нужно прочитать фразу медленно, проговаривая четко каждый звук. В этом случае малыш услышит и увидит правильную артикуляцию звуков. Разрешается произносить слова протяжно и напевно.
Постепенно скорость выговаривания наращивают до тех пор, пока не получится повторять быстро, понятно и без запинок. Требовать от детей молниеносного четкого и быстрого произношения не стоит.
Взрослым необходимо набраться терпения и не кричать на сына или дочку, если у них сразу не получится сделать все правильно. Вне зависимости от возраста дошкольника не стоит проводить одно занятие дольше 10 минут. При желании допустимо повторить тренировку через некоторое время.
Подбирать скороговорки рекомендуется с учетом возраста малыша
Немаловажно учесть и решение насущной речевой проблемы: подбирать материал для выразительности речи, дикции или отработки определенных звуков рекомендуется с учетом нарушений. Детям старшего возраста допустимо предложить к разучиванию маленький стишок на английском языке
Скороговорки на букву Р
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
* * *
Проворонила ворона воронёнка.
* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…
* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
* * *
Бородач боронил бороной борозду.
* * *
Баран- буян залез в бурьян.
* * *
Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.
* * *
Грянул гром — гроза в разгаре.
* * *
Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.
* * *
У репки да редьки корень крепкий.
* * *
Боря Ире дал ириску,
Ира- Боре- барбариску.
* * *
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
* * *
Тридцать три трубача трубят тревогу.
* * *
Красный краб кричит «УРА!».
Резать торт пришла пора.
* * *
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
* * *
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
* * *
Росла за горой, за пригорочком
Сосёночка с подприсосёночком.
* * *
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
* * *
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
* * *
Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары.
Современные скороговорки
В наше время появляются новые скороговорки. И это радует!
Мэры хапают не в меру.Не знакома мера мэрам.Установим меру мэру.Ко всем мэрам примем меру.
Депутат воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.
Интервьюер интервента интервьюировал. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои в наших магазинах. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров! Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить! Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск! Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна. Пакет под попкорн из под попкорна. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали. В Каннах львы только ленивым венки не вили. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Еще современные скороговорки:
Регулировщики регулярно регулировали регуляторы.
Невелик бицепс у эксгибициониста.
Повадился дебил бодибилдингом заниматься.
Саша сама — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Милости прошу к нашему шалашу: я шаурму покрошу и покушать попрошу.
Депутат воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Их пестициды не перепестицидят наши пестициды по своей пестицидности.
На ура у гуру инаугурация прошла.
В целлофане целовались цепелины с пацанами, циберфиллер цыкнул числам целочисленнный процесс, а цианистые цыпки зацепились за цунами, цапля с центом танцевали целомудренный эксцесс.
Речевой материал:
- Не живут ужи, где живут ежи.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
- Однажды шёл дождик дважды.
- Даже ужу ужин нужен.
- Не ежата, ни ужата не обижают медвежат.
- В Лужниках лыжники бежали по лыжне на лыжах.
- От жуткой жары у Жени головокружение.
- Жутко жуку жить на суку.
- Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.
- Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.
- Уж и ужонок ужинали в луже.
- На лыжах по луже не пробежишь.
- Жалко, что Жучке на ножки мы не наденем сапожки.
- Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.
- Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- С мышами во ржи подружились ежи.
- Ушли в камыши — и во ржи не души.
- Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Хорош пирожок — внутри творожок.
- Живи да не тужи.
- Не живут ужи, где живут ежи.
- Уже ужи в луже.
- Ужу на ужин еж нужен.
- Журавль жабе не жених.
- Жил — был жук, жук жил — был.
- Жужжала муха, дожужжалась паука..
- Ёжик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на бpюшке.
- А на встpечу ему волк, на ежа зубами – щелк.
- Еж иголки показал, волк со стpаху убежал.
- Змея шипит, а жук жужжит.
- Уж пожаловал ежам новых дюжину пижам.
- Прежние пижамы исколоты ежами.
- У Жоры уж, у Розы жук.
- Заржавел железный замок в нежилом замке.
- В роще щебечут стрижи и чижи.
Скороговорки на звук «Ж» при помощи мнемодорожек — это укрепление образного мышления малышей, памяти и ,конечно же, развитие дикции.
Мнемодорожки скороговорок:
Скороговорки на звук «Ж» в виде мнемодорожек легче и проще заучиваются малышами. Поэтому, используйте для заучивания скороговорок мнемодорожки. Это сделает ваши занятия не только полезными, но и увлекательными.
Вам также будет интересно:
- Автоматизация группы шипящих звуков
- Автоматизация звука Р
- Дифференциация звуков
- Автоматизация звука Л
- Коррекция свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Последовательность работы
Логопеды активно используют скороговорки в своей деятельности. Но выучить несколько веселых стихотворений можно и самостоятельно. При этом необязательно у ребенка должны иметься речевые недостатки. Тренировка речевого аппарата в любом случае не будет лишней.
Начинать учить короткие стишки допустимо с того момента, когда ребенок начнет разговаривать. Для обогащения пассивного словарного запаса малышу может читать короткие стишки мама. Вся деятельность должна осуществляться по согласию ребенка.
Позволительно использовать элементы игры с мячом. В этом случае после каждого произношения слога разрешается ударять мячом о пол. Если нужной игрушки не окажется рядом, то отстукивания предметом допустимо заменить хлопками в ладоши.
С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить работу в такой последовательности:
Выучить стишок наизусть. Произносить скороговорки для развития речи и дикции детей необходимо медленно. В этот момент достигается четкое проговаривание гласных и согласных звуков. Малыш не только запомнит фразы стихотворения, но и научится правильно произносить все звуки.
Произнести скороговорку беззвучно. На этом этапе вырабатываются правильные движения органов артикуляции.
Прошептать
В период тихого произношения важно следить, чтобы все слова произносились четко и быстро.
Повторить медленно. Ребенок должен медленно, но качественно сказать всю фразу или стихотворение по памяти.
Изменить интонацию
Многим детям нравится проговаривать выученные слова грустно или весело, агрессивно или задумчиво. На скорость произношения обращать внимания не стоит. Основная задача на этом этапе — научить ребенка пользоваться собственным голосом.
Сказать быстро. На завершающей стадии требуется проговорить выученное наизусть предложение быстро без остановок несколько раз.
Для отработки дикции рекомендуется читать разнообразные стихотворения. Но если у ребенка имеется нарушение в произношении определенного звука, то необходимо сделать упор на него. При изучении иностранного языка также можно воспользоваться изучением ритмичных произведений.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.
* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.
* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Что дают скороговорки для развития речи или польза от быстрого проговаривания
Основная помощь скороговорок заключается в правильном развитии речевого аппарата. В результате систематических занятий подрастающий человек начинает говорить четко, выразительно и понятно. Среди дополнительных достоинств следует выделить:
Способность произносить слова более медленно.
Активизацию словаря новыми словами.
Развитие памяти.
Умение слушать речь других людей.
Способность концентрировать внимание.
Возможность весело проводить время. Родители могут взаимодействовать с ребенком во время занятий.. Дети с удовольствием заучивают фразы, если родители превращают процесс обучения в игру
Регулярные занятия подготавливают все необходимые процессы для школьного обучения. Малыш не только мыслит, запоминает и концентрирует внимание, но также вырабатывает усидчивость, необходимую для школьного обучения.
Дети с удовольствием заучивают фразы, если родители превращают процесс обучения в игру. Регулярные занятия подготавливают все необходимые процессы для школьного обучения
Малыш не только мыслит, запоминает и концентрирует внимание, но также вырабатывает усидчивость, необходимую для школьного обучения.
Скороговорка на букву Ш
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.
* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор
* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.
* * *
Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.
Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.
* * *
Шелкопряд, шелкопряд
Шёлк прядёт за рядом ряд.
Плотно шёлком обмотался,
Шелкопряд внутри остался.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!