Скороговорки на р, л и шипящие

Смешные скороговорки для детей

Скороговорки могут быть не только труднопроизносимыми и обучающими, но и смешными. Иногда текст стишка сам по себе веселит. А такие строчки и запоминаются намного легче, правда? Вот примеры таких скороговорок.

Снова Грека через реку перебраться захотел,
Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.
Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.
Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.

Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

Брат сестре твердит три дня:
Скоро праздник у меня,
Третий день рожденья,
Будем есть варенье.

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.

Грянул гром – гроза в разгаре.

Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.

Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.

Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.

За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел, перепелку перепел.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу,
А Мишутка съел селедку под шубкой.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Вез корабль карамель,
Налетел корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Можно использовать смешные скороговорки для детей как считалочки, а также сочинять новые в процессе игры.

Надеюсь, наша подборка скороговорок придется вам по вкусу. Веселых вам игр, радостного развития любимых детей и счастливой жизни!

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за материал. От себя хочу добавить несколько слов. Работая в Театральном институте, мы часто сталкиваемся с большими проблемами в речи у студентов. Учат они и скороговорки

Очень трудно бывает и нам, и студентам наверстывать и исправлять то, на что можно было бы обратить внимание в детском возрасте. А ведь правильная, приятная речь – это то, на что мы всегда обращаем внимание при общении с людьми

Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…

Приглашаю почитать также другие статьи в нашей рубрике. Перейти в нее можно, кликнув но кнопке ниже.

Рубрика Счастливый ребенок 

И для настроения предлагаю послушать с вашими детьми веселую детскую песенку «Паровоз букашка», который выдувает белые барашки.

НА ПРОИЗНОШЕНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ.

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

    На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить
    обратно на дровяной двор.

  • Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
  • Курьера курьер обгоняет в карьер.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  • Жри во ржи, да не ржи.
  • Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  • Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Сложные скороговорки

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?

Сложные скороговорки на «Р»

Дефект в произношении буквы «Р» является самым распространенным среди детей и даже взрослых. Если вы хотите вместо «селедки» говорить «рыба», то вот несколько самых сложных скороговорок в мире на «Р»:

  1. Триста туристов раз по триста тридцать треску трескали у костра. В костровом кострище после туристов триста тридцать раз трещала трески чешуя.
  2. В град, глотая виноград, по Арбату брел аббат. Град упал на виноград, на Арбат упал аббат.
  3. Оратора-демонстратора не пустили в транспорт с транспарантами. Оратор-демонстратор с транспарантами отправился в дорогу на экскаваторе.
  4. Хлоропроводчик и хромолитограф характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
  5. Крыса Лариса наелась риса, а кролик Кондрат покорил Арарат.

Скороговорки с именами

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Андрейки брат Матвейка.

У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.

У Танечки — угощение для Анечки. 

Купила бабуся бусы Марусе.

У сыночка Санечки — маленькие саночки. 

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке. 

Миша что-то шепчет Маше. 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Отважный Миша бежит от мыши. 

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а  Борис Ларису угостил ирисом.

Шапка и шубка — вот и весь Мишутка. 

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане. 

Усатый Саня сел на сани. 

Грянул рядом с Ромой гром.

Наша Даша лучше вашей. 

Саша шапкой шишку сшиб.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. 

У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины. 

Полинка и Маринка любят рвать малинку. 

У Влада— брат, Влад брату рад. 

Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.

У Никиты — моток ниток. 

У Матвея— билет на балет. 

У Тимки и Димки новые ботинки. 

На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка. 

У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры. 

Кто прокатит Катю на катере. 

Дина на льдине, а Динка на льдинке. 

Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне. 

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель. 

У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино. 

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. 

Осип охрип, а Архип осип.

У фонтана — Ваня в кафтане. 

Боря любит Олю, а Оля любит Борю. 

У Тани — тайна, это Танина тайна. 

У Игната — ягнята. 

Гена моргал, а Егор подмигивал. 

Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия. 

Испугали Люсю бабусины гуси. 

Настя и Костя отправились в гости. 

Полина и Лёня лепили из пластилина.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Методика разучивания

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось. Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: