Скороговорки для развития речи и дикции

Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто

Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.

В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:

  • Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
  • Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
  • Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.

Скороговорки для взрослой компании за праздничным столом

Прикольные скороговорки для взрослых за праздничным столом

Прикольные скороговорки для взрослых за праздничным столом:

  1. Терминатору термометр не требуется.
    У терминатора температура субфебрильная.
  2. Жирная жаба рожала ежа,
    в луже лежали два жирных ужа.
  3. На дворе трава, на траве дрова,
    На дровах братва, как курнет братва,
    Вся братва в дрова. Хороша трава!
  4. Рыбаки в рубке барки брали буряк, рыбу и баранину, выбирали барину барокамеру, и брату Брежнева брови выбрили.
  5. Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
  6. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  7. Мерчендайзеры соврали – сорван сэмплинг самоваров!
  8. О любви не меня ли вы мило молили. И в туманы лимана манили меня?
  9. Выспалась, вымылась, вызавтракалась, выгулялась, выобедалась.
  10. Если «если» перед «после», значит «после» после «если». Если «если» после «после», значит, «после» перед «если».
  11. Даша, дашь девушке дешевую тушь?
  12. Добудешь шину – поедешь на машине.
  13. Моет Кузя пузо в джакузи.
  14. Модератор модерировал, модерировал, да не выдомодерировал.
  15. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор

Скороговорки на букву «л» для логопеда. Их можно использовать для развития речи и улучшения дикции ребёнка. Повторяйте эти фразы чаще и речь малыша быстро исправится.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
— Сено грабь граблями, краб.

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Лесорубы лес рубили топором-топориком.
Лес в дровишки превратили топором-топориком.

Галка села на палку, а палка ударила галку.
Не садись галка на палку!

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку глядеть было лень, искала булавку весь день.

В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
То ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Лом ломает
Толстый лед.
Лом ломать
Не устает.

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась.
Видно, очень устала.

Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.

Воду лили, лили,
Лили, лили, лили
Лили, поливали,
Ляленьку купали.

Метели летели, летели метели.
Стелили в долинах из снега постели.

Предлагаем посмотреть видео «Как научить ребёнка произносить звук Л». Простые и интересные задания для детей вместе с логопедом. Занимайтесь с вашими детьми интересно и познавательно, исправляйте вовремя дефекты речи.

Скороговорки — →

Скороговорки на букву Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,Лу-лу-лу — подмету золу,Ле-ле-ле — ваза на столе,Ли-ли-ли — ландыши нашли.Ло-ло-ло — лопнуло стекло.Ля-ля-ля — тёплая земля.Лю-лю-лю — печку истоплю.

***В лодке Володька.

***Лапти лыковые,Лыки липовые.

***Галки сидят на палке.

***В палатке — лопатка.

***В полёте Поля-пилот.

***Вале велики бальные туфли.

***Великану малы Валины валенки.

***Еле-еле Лена ела,Есть из лени не хотела.

***Колдун наколдовал Коле клад.

***Коля купил Лике кило кильки.

***Клади в угол уголь

***Лала ела халву под одеялом.

***Лилипуты пили пилюли и лопотали.

***Над лугом летели белые лебеди.

***Милу мама мылом мыла.

***У ёлки иголки колки

***Полы мыла Алла,А Луша помогала.

***Около Лондона — логово колдуна.

***Платон плыл на плоту

***Под елью пудель

***У Аллы — алая лента

***У ёлки лёгкие и колкие иголки.

***У клуба на клумбе клубок.

***У Полкана под лапкой палка

***У тёплой плиты Толя плетёт лапти.

***В июле юлу купили Юле.

***Олени на поляне под липами гуляли.

***Клюквенно-малиновый кисель кипел,На плиту из кастрюли переливался.

***Под липами, под ёлкамиЛежит мешок с иголками.

***Алина любит калину,А Галина малину.

***- Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.

***Далеко до калитки маленькой улитке.

*** Для маленькой Алёнки Галя гладила пелёнки.

***Лев поднял лапу И дал волку по лбу.

***Люба любит лютики,А Коля мультики

***На плоту плотник,У плотника плотва

***Только Тольке купили лимонные дольки

***Лилии не пилили,лилии не пололи,Лилии полили.

*** В лимане налима ловили для Милы.Налима нашли мы, поймали налима.

***У Лиды лёгкое платье и тёплое пальто.

***Поля пила из пиалы

***Лиса силилась в лесуИз силка вылолить лисёнка

***Слава встал со стула,И слепень слетел со Славы

***Сидит колпак, да не по-колпаковски,Его надо переколпаковать,Перевыколпаковать.

***Жало не жало и не лежало — жалило жало.

***Еле-еле ЕлизарЕдет-едет на базар.А с базара, а с базараНе догонишь Елизара.

*** Милый, милый МихаилМыться с мылом не любил.Говорил:- Не надо мыла!Я без мыла очень милый!Т. Павлова-Зеленская

***Лена искала булавку,Она упала под лавку.Под лавкой искать было лень -Искала булавку весь день.В. Капралова

***А любили ли лилипуты лилии?М. Шварц

Весна красна цветами, а осень — снопами

Скороговорки на звуки «с», «з», «ц»

Скороговорки на «с-з»

***

Сенька-везенька, вези бабу на санках: санки — скок, Сеньку в лоб.

***

Скоро не бывает споро, а не скоро, да здорово.

***

Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.

***

Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!

***

На воротах — сорока, на заборе — ворона.

***

Повтори без запинки:
— На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.

***

Идёт с козой косой козёл. Идёт козёл, косой козёл.
Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой.
Идёт коза с косым козлом, Идёт коза с босым козлом.

***

Старый Семён сказал своим сыновьям:
— Скосите стог сена.
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям:
— Спасибо!

***

— Карась, в лаз не лазь! —
Полез карась в лаз.
Застрял в лазе карась.
Не полез бы карась в лаз,
Не застрял бы в лазе карась.

Скороговорки на «с-ц»

***

Масленица — семикова племянница.

***

Ал цвет мил во весь свет.

***

Из-под пилки сыплются опилки.

***

Весна красна цветами, а осень — снопами.

***

Тройка тронулась от околицы с колоколицами.

***

У матицы, у потолка, высится гороху полколпака.

***

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

***

Ценит цеп косец по косовице.

***

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

***

Скворцы и синицы — веселые птицы.

***

Спелая пшеница на солнце колосится.

***

Птица синица в певицы не годится.

***

На сцене лисица собак не боится.

***

Стоит воз овса, возле воза — овца.

***

Цыплята просят просо.
Цыплятам на подносе выносит Фрося просо.
Все косы Фроси в просе.

А здесь и другие скороговорки на прорабатывание правильных звуков:Либретто «Риголетто». Скороговорки для детей с буквой «р»Выговаривая скороговорки, ломала я язык, переламывала… Скороговорки для детей на букву «л»

А в этом видео, кроме скороговорок на букву С, есть скороговорки и на другие буквы.

https://youtube.com/watch?v=Ylz_Kjwt08c

Особенности упражнений

История чистоговорок относит их к народному фольклору. Быстрые фразы были придуманы для игр и забавы. Раньше люди собирались по вечерам и организовывали себе досуг песнями, танцами, рассказами и быстрым проговариванием скороговорок. Поэтому быстрые фразы можно отнести к шуточному увеселительному жанру. Самые первые произведения скороговорок были опубликованы в 1862 году Владимиром Далем, именно он определил чистоговорки как учебный развивающий термин. В свою очередь, русский ученый в своем пособии выделил около 50 чистоговорок, они были направлены на образовательный процесс для детей.

Длинные скороговорки для взрослых для развлечения


Длинные скороговорки для взрослых для развлечения

Длинные скороговорки для взрослых для развлечения:

  1. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
    Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
    Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
    Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  2. Сшит колпак, да не по-колпаковски,
    Вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  3. Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна,
    ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности,
    а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.
  4. Мэры хапают не в меру.
    Не знакома мера мэрам.
    Установим меру мэру.
    Ко всем мэрам примем меру
  5. Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  6. Променяла Прасковья карася,
    На три пары полосатых поросят.
    Побежали поросята по росе,
    Простудились поросята, да не все.
  7. Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.
    Целый день на пороге избушки
    Тараторили, будто индюшки.
    Замолкали на соснах кукушки,
    Выползали из лужи лягушки,
    Тополя наклоняли макушки —
    Услыхать, что болтают старушки.
  8. Ярослав и Ярославна
    Поселились в Ярославле.
    В Ярославле живут славно
    Ярослав и Ярославна.
  9. Петр Петрович, по прозванию Перов, поймал птицу пигалицу, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  10. Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
  11. Снега лавина сползла с половины,
    Сползла с половины пологой горы.
    Еще половина снежной лавины
    Лежит на пологой горе до поры.
  12. Ах, какой ты злой мороз!
    На морозе мерзнет нос!
    Но, не страшен мне мороз —
    Варежкой закрою нос!
    И пусть злится злой мороз,
    Что я спрятала свой нос!
  13. Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел.
    А вот белка не бела —
    Белой даже не была.
  14. Зайке холодно зимой.
    Зайке голодно зимой.
    Зубки зайки стучат,
    Так морковки хотят.
  15. Зимою зяблик зябнуть стал.
    Я зерен у хозяйки взял…
    Склевал все зерна зяблик мой!
    Нельзя голодным быть зимой!

Скороговорка про гиппопотама. Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Африку»

Илларионова Ирина Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Африку»

1. Совершенствовать представления дошкольников о среде обитания животных жарких стран (саванна – местность, где растут многие травы и редкие деревья; джунгли – тропические леса; пустыня – местность, где сплошной песок).

2. Познакомить детей с понятием и природным явлением мираж и понятием национальный парк (на огромной территории животные живут в комфортных условиях, в естественной среде и нет угрозы истребления человеком).

3. Расширять и активизировать словарь по теме животные жарких стран (Верблюд, антилопа, тушканчик, зебра, слон, лев, жираф, носорог, леопард, гепард, шимпанзе, горилла, бегемот (гиппопотам, крокодил, тигр, пантера, животное, хищник, травоядные).

4. Закреплять умение дошкольников употреблять в речи притяжательные прилагательные во время игры «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (слоновий хобот, львиная грива, крокодилий хвост, тигриные лапы, черепашья шея).

5. Закреплять умение детей делить слова на слоги и выделять гласные звуки при назывании животных жарких джунглей.

6. Обогащать речь детей словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онок, -ёное, -ат, -ят — при образовании названия детенышей жарких стран в единственном и множественном числе и увеличительными суффиксами.

7. Закреплять умение детей давать характеристику звуку «р» (согласный, твердый-мягкий, звонкий, определять его местонахождение в слове и обозначать графически при назывании животных Саванны.

8. Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Здравствуй, солнце золотое» и при выкладывании из палочек буквы «р».

9. Развивать четкую дикцию детей при проговаривании скороговорок.

Оборудование для НОД:

• Интерактивная доска с презентацией и электронными музыкально-дидактическими играми,

• Игра «Камнепад» (слоги, изографы с названиями животных.

Предварительная работа:

Просмотр телепередач о животных жарких стран, диафильмов, слайдов, картинок из альбомов «Живая природа», «В мире животных». Чтение рассказа Л. Толстого «Слон», рассказов Б. Житкова «Про слона», «Как слон спас хозяина от тигра», рассказов Е. Чарушина «Носорог», «Бегемот», «Лев». Разучивание физминутки (речь с движением «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».

Ход НОД

Деятельность педагога Деятельность детей

Логопед: -Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся!

Пальчиковая игра «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.

Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой.

Логопед: — Я прочитала в научном журнале статью о том, что ученые всего мира бьют тревогу о сокращении численности животных на жарком континенте.

-Как называется самый жаркий континент?

-Давайте найдем этот континент на глобусе.

-Какой по величине континент Африка?

Языковертки для взрослых

Для взрослых скороговорки другие. Некоторые слова могут быть непонятны маленьким детям, но вполне понятны подросткам. И больше, все-таки направлены на концентрацию внимания, а также на разминку для речевого аппарата. Например:

  • «Интервьюер интерверта интервьюировал об интервенции».
  • «Я – вертокультяп. Могу вертокультяпнуться, могу вывертокультяпнуться».
  • «Рододендроны из дендрария реальны, а древоподобные дендроиды радиоуправляемым дроном не обнаружены».
  • «В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии».

В русском языке могут быть настолько заковыристые фразы. Тяжелые в произношении, их даже читать не легко. Вот, например, еще:

  • «Волховал волхв в хлеву с волхвами».
  • «Королева кавалера пригласила в каравеллу: ковалер-ковалер, половик-то прогорел».

Некоторые фразы дошкольнику будет понять тяжело, да и ни к чему. Поэтому такие языковертки для артистов, дикторов и ведущих. А также для тех, кто просто хочет удивить друзей.

Полезные советы

С целью как можно скорее приблизить четкое произношение самой большой скороговорки, следует ежедневно тренировать вялый артикуляционный аппарат:

  • прикоснуться кончиком языка сначала к верхней губе, а затем к нижней (повторять поочередно 20 раз);
  • вытянутыми губами стараться сдуть пылинки;
  • раскрыть рот максимально широко, достать язык, приподняв его кончик и делая им подобие чашки;
  • положить язык на нижнюю губы и ненадолго его зафиксировать;
  • двигать языком в правую сторону, а затем в левую, имитируя часовые ходики (повторять 40 раз);
  • покусать кончик языка, проговаривая слог «та» (в течение 30 секунд);
  • поочередно проводить языком по небу, верхним зубам и губе;
  • широко улыбаться в течение 15 секунд.

Результаты удобно отслеживать через диктофонную запись или видеозапись. Так можно провести работу над ошибками и устранить проблемные моменты.

Как произносить трудновыговариваемые фразы

Чтобы и с юмором и с пользой попрактиковаться в произношении языковерток, стоит следовать правилам:

  1. Вначале просто прочитать, чтобы зрительно запомнить слова.
  2. Повторить медленно дважды и запомнить.
  3. Проговорить быстрее, стараясь не ошибиться в правильности звуков. Не путать, где жесткий звук «М», а где мягкий – «мама мыла Милу мылом…». Не перепутать звуки, чтобы не получить неприличное слово – «У дороги холм с кулями. Выйду ль на холм – куль поправлю». «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду».

Мозг будет упорно переставлять звуки местами, заставляя вас произнести не совсем приличные словосочетания. А теперь надо повторить быстро и так несколько раз. Если получилось – супер! Вы достигли цели. А не получилось, рассмешили всех, и это тоже здорово!

Тренировка речевого аппарата

Дикторы телевидения, ведущие мероприятий, спикеры – все они должны говорить внятно, четко и уверенно. Поэтому перед выступлением они любят потренировать речевой аппарат скороговорками. Часто употребляемые и труднопроизносимые:

«Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали». Короткая поговорка, но как трудно сразу не запутаться в буквах и звуках. Эта фраза рассчитана не столько на чистоту произношения, сколько на внимательность. Ошибки дикторов и телеведущих чаще связаны именно с отсутствием концентрации внимания. Лавирующие корабли как раз помогают сконцентрироваться. Кстати, это лишь часть скороговорки, которая в оригинале в два раза длиннее.
«Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить». Еще одна скороговорка для выработки концентрации внимания

Чтобы произнести эти слова безошибочно, требуется внимание и еще раз внимание. И речевой аппарат становится более подвижным

Улучшается дикция.

При произношении языковерток работает не только речевой аппарат, но и мозг. Наш мозг чаще и проще «распознает» знакомое. Достаточно услышать первые звуки или увидеть первые буквы, написанные на листе, остальное мозг мгновенное «домысливает» автоматически. А в скороговорках встречаются малознакомые обороты, о которых мозг «приходит к смятение». Это и пробуждает его от ленивой дремы, способствует его тренировке и развитию. Как утренняя зарядка по утрам для тела.

Сложные скороговорки

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  • Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Длинные, но смешные скороговорки

Самая длинная скороговорка содержит много нелогичных и забавных фактов, поэтому ее можно назвать еще и самой смешной. Но скороговорки – это один из видов народного творчества, которые придумывались испокон веков для улучшения дикции, да и просто для увеселения. Ведь труднопроизносимые словосочетания могут ой как рассмешить, если попытаться произнести их быстро и без предварительной тренировки.

Часто смешные скороговорки складывались в смешные стишки:

По дороге топал тополь.

Тополь топал в Севастополь,

Ну а рядом топал Сева.

Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?

Уж под Севастополем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: