Содержание коррекционной работы
Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку»
Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции
Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:
- Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
- «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
- «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
- «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
- «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
- «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.
Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:
- «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
- «Блинчик»;
- «Наказать непослушный язычок»;
- «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
- «Лошадка»;
- «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.
Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет
Важно помнить: вдох делается носом!
Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом
Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание
Гимнастика для тренировки артукуляционного аппарата
Упражнения для улучшения дикции нельзя практиковать, не научившись управлять губами и языком – главными участниками артикуляции. Именно развивающая речевая физкультура позволит подготовиться к произношению сложных скороговорок.
Занятия нужно проводить ежедневно. Длительность каждого составляет три – шесть минут. Упражнения выполняются в положении сидя, спина должна быть прямой, но не напряженной.
Чтобы иметь возможность проконтролировать упражнения, делать их нужно строго перед зеркалом. Каждое движение проводится до незначительного напряжения лицевых мускулов.
Комплекс включает следующие упражнения:
- На лице улыбка, обнажающая оба зубных ряда. Зафиксироваться на 15 секунд.
- Собрать губы в трубочку. Представить, что перед вами пушинка, и дуть на нее.
- Чередование сдувания пушинки с широкой улыбкой. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
- На лице широкая улыбка. Нужно открывать и закрывать рот.
- На лице улыбка с приоткрытым ртом. Язык расслабить и уложить на поверхность губы.
- Рот открыт. Напрягайте и высовывайте язык.
- Трогайте острым кончиком языка область за верхним зубным рядом.
- Прижмите кончик языка к области за нижним зубным рядом.
- Двигайте языком вверх-вниз, дотрагиваясь им за верхним/нижним зубным рядом.
- Язык вниз, не выдвигая его изо рта, и отодвинуть назад. Затем по очереди трогать им заднюю поверхность резцов.
Тренировка гласных
Скороговорки для развития речи и дикции взрослых помогают совершенствовать произношение согласных
Помимо тренировки артикуляционного аппарата, важно быть знакомым с правильным произношением гласных звуков. Верное расположение языка и губ во время их озвучивания, значительно облегчает постановку проблемных согласных букв
Артикуляционные правила для гласных звуков:
- «А». Рот открыт. Форма – большой круг. Сложите пару пальцев в высоту и разместите их в межзубное пространство. Нижний зубной ряд спрятан за губами, верхний остается открытым. Делайте вдох – задержка воздуха в легких – выдох, на фоне которого тихо произносится звук.
- «У». Губы вытянуты вперед «уточкой». Звук произносится на выдохе. Звучать он должен как можно дольше.
- «О». Сложите губы «кольцом». Слегка их вытяните. Разместите в межзубной щели палец. Выдыхаемый воздух свободно проходит через свободное пространство между зубными рядами, не «упираясь» ни в поверхность зубов, ни в нёбо.
- «Ы». Положите между рядами зубов мизинец. Широко улыбнитесь, челюсть чуточку выдвиньте вперед. Воздух должен проходить через получившуюся щель.
- «И». Поставьте кончик мизинца между зубами. Звук необходимо произносить, освобождая легкие от воздуха. Он должен проходит строго между зубами. Если будут ошибка, то будет слышен легкий свист.
Читаем онлайн сложные скороговорки для развития дикции (Ж и Ш)
Эти чистоговорки только на первый взгляд кажутся короткими и простыми. А теперь попробуйте произнести их быстро и без запинки! Уверена, не у всех получится с первого разаJ
Ш
На окошке у Тошки кошка и котят немножко.
Не шипи, а пиши, пиши, не шипи.
Пешки – в шахматах, шашки – в шашках.
Вашему шпиону нашего шпиона не вышпионить, а наш шпион вашего шпиона вышпионит.
Ишак и шакал шагали по шпалам.
Паша пашет, Леша пляшет, Леша пляшет, Паша пашет.
В шалаше у шалунишки – шашки а шишки.
Ж
Нож и ножки, ложь и ложки, рожь и рожки.
Уже ужи в луже.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Однажды шел дождик дважды.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
Жутко жуку жить на суку.
Интересные факты про скороговорки
Текстовые упражнения для улучшения речи происходят из давнего фольклора. Тогда они использовались для проведения соревнований между ораторами или обычных праздничных игр. С тех пор поменялись некоторые нормы речи, поэтому каждый год создаются новые скороговорки.
В
Даль был первым человеком, который обратил внимание на такой жанр фольклора, как скороговорка. Он внес их в литературные источники, попытался систематизировать
Даль был тем, кто объяснил значение таких, на первый взгляд бессмысленных пословиц. Причем в те времена скороговорки были рассчитаны на взрослое население, так как для детей их смысл был полностью непонятен.
Весна красна цветами, а осень — снопами
Скороговорки на звуки «с», «з», «ц»
Скороговорки на «с-з»
***
Сенька-везенька, вези бабу на санках: санки — скок, Сеньку в лоб.
***
Скоро не бывает споро, а не скоро, да здорово.
***
Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.
***
Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!
***
На воротах — сорока, на заборе — ворона.
***
Повтори без запинки:
— На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.
***
Идёт с козой косой козёл. Идёт козёл, косой козёл.
Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой.
Идёт коза с косым козлом, Идёт коза с босым козлом.
***
Старый Семён сказал своим сыновьям:
— Скосите стог сена.
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям:
— Спасибо!
***
— Карась, в лаз не лазь! —
Полез карась в лаз.
Застрял в лазе карась.
Не полез бы карась в лаз,
Не застрял бы в лазе карась.
Скороговорки на «с-ц»
***
Масленица — семикова племянница.
***
Ал цвет мил во весь свет.
***
Из-под пилки сыплются опилки.
***
Весна красна цветами, а осень — снопами.
***
Тройка тронулась от околицы с колоколицами.
***
У матицы, у потолка, высится гороху полколпака.
***
У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
***
Ценит цеп косец по косовице.
***
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
***
Скворцы и синицы — веселые птицы.
***
Спелая пшеница на солнце колосится.
***
Птица синица в певицы не годится.
***
На сцене лисица собак не боится.
***
Стоит воз овса, возле воза — овца.
***
Цыплята просят просо.
Цыплятам на подносе выносит Фрося просо.
Все косы Фроси в просе.
А здесь и другие скороговорки на прорабатывание правильных звуков:Либретто «Риголетто». Скороговорки для детей с буквой «р»Выговаривая скороговорки, ломала я язык, переламывала… Скороговорки для детей на букву «л»
А в этом видео, кроме скороговорок на букву С, есть скороговорки и на другие буквы.
https://youtube.com/watch?v=Ylz_Kjwt08c
Скороговорки с именами
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
У Андрейки брат Матвейка.
У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.
У Танечки — угощение для Анечки.
Купила бабуся бусы Марусе.
У сыночка Санечки — маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отважный Миша бежит от мыши.
Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.
Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Грянул рядом с Ромой гром.
Наша Даша лучше вашей.
Саша шапкой шишку сшиб.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада— брат, Влад брату рад.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
У Никиты — моток ниток.
У Матвея— билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка.
У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере.
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Осип охрип, а Архип осип.
У фонтана — Ваня в кафтане.
Боря любит Олю, а Оля любит Борю.
У Тани — тайна, это Танина тайна.
У Игната — ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лёня лепили из пластилина.
Что такое шепелявость?
Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.
“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.
При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.
В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:
“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.
Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.
Методы коррекции
Проблема разрешима. Но надо постараться!
Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.
И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.
Упражнения для разработки артикуляционного аппарата
У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.
Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.
https://youtube.com/watch?v=Y95Q2W_Avr4
Скороговорки для развития речи и дикции взрослых (с длинными текстами)
Многие короткие чистоговорки состоят из 4-7 слов. Но даже они бывают трудны в произношении. Предлагаю усложнить задачу и научиться правильно проговаривать более длинные скороговорки.
Березка коренистенькая,
По корню – криволистенькая,
По середке – суковатенькая,
По вершинке – высококудреватенькая.
На воротах – сорока,
На заборе – ворона,
На дороге воробей
Клюет конопель,
Конопель, конопель
Конопляносеменистую.
Заяц косой
Следит за осокой-травой.
Смотрит косой,
Как косарь с косой
Косит траву косой.
На рынке Кирилл
Подарки купил:
Ксюшке – косынку,
Катерине – крынку,
Петрушке – погремушки.
Петрушка погремушками потряхивает,
Погрохатывает:
Тара-рах, тара-рах,
Тара-рах-тах-тах.
Бонус: скороговорка для дикторов «Лигурия»
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: «Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!»
Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра — констатировал: «Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка».