Загадки по русскому языку

Глубина его бездонна, он велик и бесподобен

Загадки про русский язык для детей 3-4 класса

***

Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Русский язык)

***

Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».
(Антонимы)

***

В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата)

***

Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой?
(Подлежащее)

***

Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
(Диалог)

***

Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется…
(Сказуемым)

***

Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое.
(Окончание)

***

Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце и напишу.
(Знак вопроса)

***

Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.
(Имя существительное)

***

Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»
(Имя прилагательное)

***

Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
(Глаголы)

Занимательный русский язык — Курс РПС (развитие познавательных способностей) — Методическое пособие для 2 класса — Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1Занятие 15. Ещё раз о синонимах и антонимах

Цель: формировать умение подбирать синонимы и антонимы к данным словам, находить синонимы и антонимы в тексте; развивать внимание, мышление, чувство рифмы, пространственную ориентацию, воображение, расширять словарный запас. Сегодня я предлагаю вам вновь вернуться к синонимам — словам, близким по смыслу, и антонимам — словам с противоположным значением

Сегодня я предлагаю вам вновь вернуться к синонимам — словам, близким по смыслу, и антонимам — словам с противоположным значением.

Задание 1. Соедините линиями синонимы.

Ответ. Печально — грустно, скрытно — тайно, трудно — нелегко, честно — правдиво, верно — преданно, бедно — небогато, жарко — горячо.

Задание 2. Расшифруйте зашифрованные разными способами слова. Подберите к ним синонимы из слов для справок.

а) РЭУЭГЭАЭТЭЬЭ …

Ответ. Ругать — журить. Читаем, пропуская каждую вторую букву, то есть «Э».

б) ЬТАВИЛАЗ …

Ответ. Заливать — затоплять. Читаем справа налево.

в) 3ASБOFTИJTЬZCЯN …

Ответ. Заботиться — беспокоиться. Читаем только русские буквы.

г)

Ответ. Обеднеть — обнищать. Читаем строчками сверху вниз.

д)

Ответ. Скрывать — прятать. Читаем строчками снизу вверх справа налево.

Слова для справок: журить, беспокоиться, прятать, затоплять, обнищать.

Задание 3. В следующих словосочетаниях подчеркните близкие по значению слова:

Свежая пища, запас корма, вкусная еда.

Наружность незнакомца, внешность человека, вид гостя.

Неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт.

Быстрый конь, скорый поезд, стремительная река. Неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток.

Ценный груз, тяжёлая ноша, громоздкий багаж.

Задание 4. Подчеркните антонимы в тексте.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить —

Хочет рёву рассмешить.

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон — чёрный, голубь — белый!»

Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки —

Он гоняет их метлой.

Вася — добрый, Жора — злой!

Для красавицы спесивой

Принц не очень—то красивый.

Но он станет вмиг прекрасным

Рядом с монстром безобразным.

    О. Емельянова

А сейчас — занимательный привал!

Отгадайте загадку. Перерисуйте по клеточкам изображение.

Дитя двадцатого он века,

Так похож на человека,

Ему служит круглый год.

Кто это слово назовёт?

   (Робот.)

Дайте имя роботу.

Добавьте (устно) слово, соблюдая ритм и рифму.

Ос-ос-ос, не страшен нам … (мороз).

Шки-шки-шки, поиграем мы в … (снежки).

О́бы-обы-обы, намело … (сугробы).

От-от-от, наступает Новый … (год).

О́лку-о́лку-о́длку, мы наряжаем … (ёлку).

И́нки-и́нки-и́нки, вырежу … (снежинки).

От-от-от, дед Мороз ко мне … (придёт).

А́рок-а́рок-а́рок, я получу … (подарок).

Добавьте (устно) слово, соблюдая ритм, рифму, а также невероятность ситуации.

◊ Приготовлю я постель:

Простыни, подушку.

На перину почивать

Положу …

   (лягушку, индюшку).

◊ Я дежурная сегодня —

И минутки лишней нет.

Приготовлю я к уроку

Тряпку, мел и …

    (винегрет, пистолет).

◊ Когда в баню мы пойдём —

Чемодан с собой возьмём.

Отправляясь на пробежку,

Не забудем про …

   (тележку, орешки).

◊ Я малину засолю,

Да в дубовой бочке,

А в компоте я сварю

Белые …

   (грибочки, носочки).

◊ Путешествовать люблю я

С багажом, но налегке,

Самолётом по асфальту,

Электричкой по …

 (реке).

Продолжаем работать по теме урока.

Задание 5. Соедините линиями картинки с противоположным значением.

Задание 6. Решите кроссворд «Антонимы».

По горизонтали.

1. Смельчак. (Трус.)

2. Плач. (Смех.)

3. Начало. (Конец.)

4. Закрытие. (Открытие.)

По вертикали.

2. Тёмный. (Светлый.)

5. Отдых. (Труд.)

6. Поздно. (Рано.)

Мишуткина академия

Задание 1. Переставьте местами буквы так, чтобы получились новые слова — названия деревьев. Напишите их.

Насос — … (Сосна.)

Польто — … (Тополь.)

Зерёба — … (Береза.)

Задание 2. Вставьте в стихотворение недостающие слова.

Чтоб быть таким большим, как кит,

Хороший нужен … (аппетит).

Вес у кита — десятки тонн!

Мне очень симпатичен … (он).

Худого видели кита?

Чтоб не торчало живота,

Чтоб кожа был да кости?

Искать худого бросьте!

Киту могучим стать легко —

Он пьёт с пелёнок … (молоко)!

      Т. Гетте

Задание 3. Найдите ответ на вопрос в конце строки. Подчеркните его.

Кто такая Алиса?

Что было написано поэтом за полгода?

Кто сказал, что остыла баня?

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».

ПредыдущаяСледующая

6) Игра в слова

Составь из слова “КОНКУРСАНТ” новое слово.

5-9 классы

  • Войсковое подразделение – это… (РОТА)
  • Пёстрая тропическая птица – это… (ТУКАН)
  • Очертание предмета – это… (КОНТУР)
  • Лошадь, способная очень быстро бегать, – это… (СКАКУН)
  • Упругая нить в некоторых музыкальных инструментах – это… (СТРУНА)
  • Небольшое животное, впадающее в спячку зимой, – это… (СУРОК)
  • Степень жизненной активности – это… (ТОНУС)
  • Шерстяная или полушерстяная ткань с поверхностью, покрытой ворсом, – это… (СУКНО)
  • Сосуд для варки кофе – это… (ТУРКА)
  • Положение в боксе, когда сбитый ударом соперник не может встать, – это… (НОКАУТ)
  • Серый заяц, сохраняющий одинаковую окраску зимой и летом, – это… (РУСАК)
  • Ряд слов или букв, написанных в одну линию, – это… (СТРОКА)
  • Вид конно-спортивных соревнований – это… (КОНКУР)

3) Новости

Избавься от речевой избыточности в некоторых заголовках, нажимая на лишние слова.

5 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Из-за мороза горячий кипяток замерзает на лету
  • Решили вновь возобновить занятия спортом?
  • У вас останутся потрясающие воспоминания о поездке!
  • Тёмный мрак в городе: экологическая акция “Час Земли”
  • Он не понимал, почему она так поступила с ним

7 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Ради этой панорамы нужно подниматься вверх около получаса, но она того стоит
  • Только посмотрите на жесты и мимику лица этого актёра!
  • “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
  • Что снится во сне животным?
  • Пока не перестанешь лениться, ничего не получится

8 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Ради этой панорамы нужно подниматься вверх около получаса, но она того стоит
  • Только посмотрите на жесты и мимику лица этого актёра!
  • “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
  • Молодой юноша как ни в чём не бывало допил чай и сбежал
  • Планы на вечер: настольная игра и просмотр фильма

9 класс

  • Главная суть теории струн…
  • Всегда иди вперёд и не отступай назад!
  • Только посмотрите на жесты и мимику этого актёра!
  • “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
  • Лучшие памятные сувениры в Барселоне: секретные магазины и рынки
  • Молодой юноша выпил свой чай и теперь разглядывал прохожих

Загадки для детей — русский язык для дошкольников в словарных словах

Загадки для детей — русский язык для дошкольников

Загадки для детей — русский язык для дошкольников:

Буквы—значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется строй … (Ответ: Алфавит.)

Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Буду я учиться в школе – Разобраться в них смогу. (Буквы на бумаге.)

Поле белое, Овцы черные. (Бумага, буквы.)

В белом поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут. (Буквы в тетради.) 

Два братцаВ воду глядятся,Век не сойдутся.(Ответ: Берег.)

Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать?(Ответ: Ветер.)

Знают этот фрукт детишки,Любят есть его мартышки.Родом он из жарких странВ тропиках растет …(Ответ: Банан.)

Не заботясь о погоде,В сарафане белом ходит,А в один из теплых днейМай сережки дарит ей.(Ответ: Береза.)

Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.(Ответ: Горох.)

Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Ответ: Земляника.)

Он почти как апельсин,С толстой кожей, сочный,Недостаток лишь один —Кислый очень, очень.(Ответ: Лимон.)

Не вода и не суша —На лодке не уплывешьИ ногами не пройдешь.(Ответ: Болото.)

Лег асфальтовый ременьЧерез сотню деревень.(Ответ: Шоссе.)

Всюду, всюду мы вдвоемНеразлучные идем.Мы гуляем по лугам,По зеленым берегам,Вниз по лестнице сбегаем,Вдоль по улице шагаем.Но чуть ветер на порог,Остаемся мы без ног,А безногим — вот беда! —Ни туда и ни сюда!Что ж, полезем под кровать,Будем там тихонько спать,А когда вернутся ноги,Вновь поскачем по дороге.(Ответ: Ботинки.)

Спозаранку за окошкомСтук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят красные дома.(Ответ: Трамвай.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: