Краткое содержание сказки
Главные герои сказки «Тараканище» — звери, птицы, насекомые весело путешествуют на разных видах транспорта. Но дорогу им преграждает страшное чудовище – усатый таракан, который грозится съесть веселых путешественников. Испугавшись таракана и его огромных усов, одни герои сказки падают в обморок, другие разбегаются в разные стороны. Их пытается приободрить Гиппопотам, но звери его не слушают.
В результате таракан стал повелителем полей и лесов и все ему покорились. Таракан стал требовать, чтобы звери принесли к нему на съедение своих детей. Испуганным родителям было очень жалко отдавать любимых детишек на расправу усатому чудовищу и они обливались горькими слезами.
Зверей пыталась приободрить кенгуру, прискакавшая однажды утром. Она убеждала испуганных героев сказки в том, что таракан не так страшен, как кажется и что его можно победить. Но звери не поверили кенгуру и советовали той уходить прочь.
Положение спас Воробей. Он прилетел из далеких полей, весело почирикал и склевал страшного таракана. Все обрадовались и стали прославлять Воробья. А потом принялись праздновать победу над ужасным чудовищем.
Таково краткое содержание сказки. Далее Вы можете посмотреть мультфильм и (или) прочитать сказку целиком.
Смотрите это видео на YouTube
Анализ стихотворения «Тараканище» Чуковского
«Тараканище» Корнея Чуковского было напечатано в издательстве «Радуга» и проиллюстрировано С. Чехониным.
Стихотворение задумано весной 1921 года, воплощено на бумаге в окончательном варианте и издано – в конце следующего года. Автору его в эту пору 40 лет, он известен как литератор, критик, исследователь наследия Н. Некрасова. Жанр – стихотворная сказка, частично писанная изобретенной поэтом строфой (пассаж про шишку, раков-забияк). Это хореические стихи с парной рифмовкой и холостой строкой (без рифмы). Ритм считалочки, дактилические окончания строк
Завязка динамична и сразу захватывает внимание читателя или слушателя. Персонажи фольклорны, но вне амплуа
Техника, городской пейзаж – все как у людей. Жаба на метле – прямиком из какого-то старого заклинания. «Едут и смеются»: утопический мир, над которым уже нависла угроза. Беда идет «из подворотни». Кошмарный сон наяву: рычащий таракан. Родом он из сочинений графомана И. Лебядкина, героя «Бесов» Ф. Достоевского. Перечислительные градации сыплются как из рога изобилия. Вот и злодей (суффикс только подчеркивает его монструозность, архетипичность; неологизм смысловой, а не просто речевой) не только разражается рыком, превосходящим всякое воображение, но еще и «усами шевелит», что повергает каждое второе животное в обморок. «Скушали друг друга»: абсурдная вежливость. Оказывается, есть и царь: Гиппопотам. Его речь – будто из русских народных и пушкинских сказок, и даже «Конька-Горбунка» П. Ершова. Интонация величавая, былинная. Награда опять-таки из разряда нелепиц. Впору разве что цапле или дятлу. «Веселой гурьбой» жертвы было кинулись к зловещей фигуре стоящего со скрещенными на груди руками насекомого. Его мощная харизма валит с ног. Фольклорная усеченная глагольная форма: разбежалися, испугалися. Те, кто покрупнее по идейным соображениям биться с узурпатором отказались. Крокодил, проглотивший впопыхах жабу (может, сразу с метлой), залег в крапиве. Зло торжествует. Пример парентезы: чтоб ему провалиться, проклятому! «Медвежонка, слоненка» требует он себе на прокорм. Кенгуру – первая ласточка победы, она хихикает и обидно оскорбляет усача. Наконец, Воробей (он даже не говорит, а чирикает!) «взял и клюнул». Воробей – свой человек, его подвиг не устрашает. Луна падает с неба от их ликования. Все азартно тащат ее из трясины, чтобы водрузить обратно. Горе забыто. Получен ли урок? Версия, что здесь изображен И. Сталин — несостоятельна по датам, да и угаданный типаж тирана универсален. Восклицания, вопросы, повторы (то-то рада). Животные очеловечены, уменьшительные суффиксы (хвостиком), есть инверсия (покорилися звери), диалоги, амплификация (воют, рыдают, ревут). Писатель явно выражает сочувствие простодушным недотепам, следит за сюжетом с таким интересом, будто сам не знает, чем дело кончится.
Несомненна связь «Тараканища» К. Чуковского с устным народным творчеством, баснями И. Крылова, лимериком и даже с «Ревизором» Н. Гоголя.
Часть первая
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле… Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую «.
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки:
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:
«Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! »
И назад ещё дальше попятились.
И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую! «
«Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами,
Мы клыками,
Мы копытами его! «
И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача
(Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача
(Ай-ай-ай!).
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага
На рога
Поднимите-ка! «
Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
«Мы врага бы
На рога бы.
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже
не дёшевы «,
И сидят и дрожат
Под кусточками,
За болотными прячутся
Кочками.
Крокодилы в крапиву
Забилися,
И в канаве слоны
Схоронилися.
Только и слышно,
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат.
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутек. И акула Увильнула,
Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица —
Так и пятится,
Так и катится.
Сказка «Тараканище» Чуковский
Часть первая
Ехали медведи На велосипеде.
А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике.
А за ними раки На хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.
Едут и смеются, Пряники жуют.
Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали, В обморок упали.
Волки от испуга Скушали друг друга.
Бедный крокодил Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа.
Только раки-забияки Не боятся бою-драки; Хоть и пятятся назад, Но усами шевелят И кричат великану усатому:
«Не кричи и не рычи, Мы и сами усачи, Можем мы и сами Шевелить усами!» И назад ещё дальше попятились.
И сказал Гиппопотам Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится И с чудовищем сразится, Я тому богатырю Двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую!»
«Не боимся мы его, Великана твоего: Мы зубами, Мы клыками, Мы копытами его!»
И весёлою гурьбой Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача (Ай-яй-яй!), Звери дали стрекача (Ай-яй-яй!). По лесам, по полям разбежалися: Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам: «Что за стыд, что за срам! Эй, быки и носороги, Выходите из берлоги И врага на рога поднимите-ка!»
Но быки и носороги Отвечают из берлоги: «Мы врага бы На рога бы, Только шкура дорога, И рога нынче тоже не дёшевы».
И сидят и дрожат под кусточками, За болотными прячутся кочками.
Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат, Только и видно, как уши дрожат,
А лихие обезьяны Подхватили чемоданы И скорее со всех ног Наутёк. И акула увильнула, Только хвостиком махнула. А за нею каракатица Так и пятится. Так и катится.
Часть вторая
Вот и стал таракан победителем, И лесов и полей повелителем. Покорилися звери усатому (Чтоб ему провалиться, проклятому!). А он между ними похаживает, Золочёное брюхо поглаживает: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!»
Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут! В каждой берлоге И в каждой пещере Злого обжору клянут.
Да и какая же мать Согласится отдать Своего дорогого ребёнка —
Медвежонка, волчонка, слонёнка, Чтобы несытое чучело Бедную крошку замучило!
Плачут они, убиваются, С малышами навеки прощаются.
Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча:
«Разве это великан? (Ха-ха ха!)
Это просто таракан! (Ха-ха-ха!)
Таракан, таракан, таракашечка, Жидконогая козявочка — букашечка.
И не стыдно вам? Не обидно вам? Вы — зубастые, Вы — клыкастые,
А малявочке поклонилися, А козявочке покорилися!»
Испугались бегемоты, Зашептали: «Что ты, что ты! Уходи-ка ты отсюда! Как бы не было нам худа!»
Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает Воробей. Прыг да прыг Да чик-чирик, Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана — Вот и нету великана. Поделом великану досталося, И усов от него не осталося.
То-то рада, то-то рада Вся звериная семья, Прославляют, поздравляют Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют, Козлы бородою дорогу метут, Бараны, бараны Стучат в барабаны!
Сычи-трубачи Трубят!
Грачи с каланчи Кричат!
Летучие мыши На крыше Платочками машут И пляшут.
А слониха, а слониха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала.
Вот была потом забота — За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать!
Картинки «Тараканище» К.И. Чуковский
Бегемото бещает награду
Страшный тараканище
Тараканище Чуковский
Тараканище-царь зверей
Тараканище и кенгуру
Иллюстрация к сказке «Тараканище»
Раки-забияки
Животные в ужасе от тараканище
Воробей, который съел таракана
Звери испугались тараканище
Читательский дневник по сказке «Тараканище» Корнея Чуковского
Название произведения: «Тараканище».
Число страниц: 9.
Жанр произведения: сказка в стихах.
Главные герои: Таракан, Гиппопотам, Кенгуру, Воробей, звери.
Характеристика главных героев:
Таракан — злой и страшный.
Его боялись все звери вокруг.
Считал себя самым могучим.
Воробей — смелый и отважный.
Открыл зверям глаза.
Съел злого таракана.
Гиппопотам — агитатор.
Созывал всех на бой.
Сам не хотел драться.
Звери — трусливые и боязливые.
Придумали, что таракан — страшное чудище.
Глупые и наивные.
Краткое содержание сказки «Тараканище»
Весело ехали звери, когда впереди показался таракан.
Огромный усач перепугал всех.
Звери бросились врассыпную.
Напрасно гиппопотам требовал, чтобы звери вышли на бой.
Никто не согласился.
И стал таракан победителем.
Он требовал принести ему детей.
Но тут прискакала кенгуру и стала стыдить зверей.
А потом прилетел воробей, и склевал насекомое.
И стали звери праздновать победу.
План сказки:
- Поездка зверей.
- Страшное насекомое.
- Перепуганные звери.
- Призыв гиппопотама.
- Страх.
- Требования наглеца.
- Упрёки кенгуру.
- Воробей.
- Празднование.
Основная мысль стихотворения «Тараканище»
Главная мысль сказки в том, что трус боится всего, а смелый побеждает страх.
Основная идея сказки в том, что не всё страшное действительно опасно.
Чему учит сказка
Сказка учит нас тому, что не бояться, а смело преодолевать все свои страхи.
Сказка учит не верить мнению других, а лично разбираться в сложившейся ситуации.
Сказка учит быть бесстрашными, смелыми и сообразительными.
Краткий отзыв о сказке «Тараканище» для читательского дневника
Прочитав это стихотворение, я подумала о том, что люди часто пугаются того, что на самом деле не заслуживает страха.
Вот и герои сказки перепугались таракана всего лишь за его усы.
Это смешное и интересное произведение.
Автору удалось показать, как таракан напугал огромных зверей, любой из которых мог легко его раздавить.
Мне очень понравился смелый воробей, который не стал разводить разговоров, а просто склевал таракана.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, чего стоит бояться, а чего нет.
У каждого есть страх, который можно преодолеть.
Пословицы к стихотворению
- Не так страшен чёрт, как его малюют.
- У страха глаза велики.
- От страха глаза на лоб лезут.
- Где страх, там и стыд.
- Трус и таракана принимает за великана.
Словарь неизвестных слов
- Усач — кто-либо с длинными усами.
- Задать стрекача — стремительно убежать.
- Наутёк — прочь.
- Щеголиха — большая и богатая.
- Кубарем — скатиться кувырком.
Ещё читательские дневники по произведениям Корнея Чуковского:
- «Путаница»
- «Федорино горе»
- «Телефон»
- «Краденое солнце»
- «Я начинаю любить Бибигона»
- «Бибигон и пчела»
- «Котауси и Мауси»
- Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
- «Мойдодыр»
- «Айболит»
- «Муха-цокотуха»
- Краткая биография Корнея Ивановича Чуковского для презентации
Библиотека произведений писателя пополняется.
Анализ Чуковского
Анализ Чуковского (с) Мой ребенок сейчас в таком возрасте, что ему надо читать книжки на ночь. И, конечно же, самым читаемым автором является К. И. Чуковский. Но в детстве я и не подозревал, что воспаленное воображение детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стивен Кинг бессильно скрежещет зубами от зависти. Возьмем, например “Краденое солнце”:
“Только раки пучеглазые По земле во мраке лазают”
Это ж триллер какой-то, чесслово. Лично мне представляются совершенно кошмарные черные блестящие чудовища по три метра длиной, с глазами на шевелящихся стебельках
Бесшумно подкрадываются они во мраке (обратите внимание – не в темноте, а именно во мраке) к ничего не подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам!
“Да в овраге за горою Волки бешеные воют”
да-да. Именно бешенные. С безумными красными глазами, с белой пеной на оскаленных клыках. Бросающиеся на все живое с кошмарным хохотом.
“А в болоте Медведица рыщет, Медвежат под корягами ищет: “Куда вы, куда вы пропали? Или в канаву упали? Или шальные собаки Вас разорвали во мраке?”
Шальные собаки, если кто не понял – это лучшие друзья бешеных волков. И живут они в том же мраке, в котором лазают кошмарные ракообразные монстры. Но как можно предполагать о собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит?
“Айболит”. Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала недоумение фраза:
“Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки”
Какой трамвай может быть на дорожке. И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой момент из-за угла может выскочить трамвай-убийца и отрезать обе ноги нах? У меня в возрасте пяти лет чуть дорожкофобия не развилась. Но продолжение умиляет:
“И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!”
Ага. Хромой. МАМАША. ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ. Дальше – страшнее:
“И сказал Айболит: “Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки”
Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то похерились, валяются на трамвайных путях, пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает. Суровой ниткой. Без анестезии. Орущему и брызжущему кровью из перерубленных артерий зайчонку. А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько трупов у тебя на совести, доктор?
“Он опять побежит но дорожке”
Надо полагать, до следующего трамвайчика.
“Что такое? Неужели Ваши дети заболели?” “Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, Малярия и бронхит!”
Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей таким назаражал, что их проще было бы убить из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа. Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить – перитонит и абзац!
“Бармалей”. Всего одна цитата:
“Но злодей Айболита хватает И в костер Айболита бросает. И горит, и кричит Айболит: “Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!”
Жанне Дарк и Джордано Бруно посвящается. Вонь паленых волос, треск лопающейся кожи, шипение кипящего подкожного жира. Кисти рук и стопы ног обычно обгорают до костей. Потеря сознания от болевого шока не наступает достаточно долго. Обычно сжигаемый раньше задыхается в дыму.