Чуковский «муха-цокотуха»

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

“Муха-цокотуха”

Чуковский К., сказка “Муха-цокотуха”

Жанр: литературная сказка в стихах

Главные герои сказки “Муха-цокотуха” и их характеристика

  1. Муха-цокотуха, красивое насекомое, удачливое, веселое, разумное.
  2. Паук. Старичок, злодей, кровожадный, беспринципный, безжалостный, душегуб.
  3. Комарик. Молодой и отважный красавец. Решительный, смелый, влюбленный.

План пересказа сказки “Муха-цокотуха”

  1. Находка денежки
  2. покупка самовара
  3. Приглашение гостей
  4. Чай и угощение
  5. Подарки для мухи
  6. Появление паука
  7. Разбегаются гости
  8. Паук убивает муху
  9. Появление комарика
  10. Смерть паука
  11. Предложение руки и сердца
  12. Танцы.

Кратчайшее содержание сказки “Муха-цокотуха” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Муха нашла денежку и купила самовар.
  2. Она решила отпраздновать именины и пригласила гостей.
  3. Гости пили и ели, принесли подарки.
  4. Паук поволок муху в уголок и гости попрятались, никто не пришел мухе на помощь.
  5. Комарик прилетел и отрубил голову пауку.
  6. Муха вышла за комарика замуж и гости весело плясали на свадьбе.

Главная мысль сказки “Муха-цокотуха”

Не тот твой друг, кто с тобой в минуту радости, а тот, кто поможет в минуту горя.

Чему учит сказка “Муха-цокотуха”

Сказка учит легко относится к жизни, не делать из нее трагедии, принимать все как должное. Учит не ждать от простых соседей, товарищей, какой-то реальной помощи, прощать им страх и нежелание помогать. Учит ценить только настоящих друзей, тех, кто никогда не откажется помочь. Учит веселиться, не взирая ни на что.

Отзыв на сказку “Муха-цокотуха”

Мне понравилась эта позитивная история про муху. Муха была очень веселая и добрая, гостеприимная. Но гости были трусливыми и думали только о себе. Зато комарик, рискуя жизнью, спас муху и стал ее женихом. Комарик мне понравился больше всех, потому что он герой и ловко машет саблей, а также потому что летает с фонариком.

Пословицы к сказке “Муха-цокотуха”

Легко пришло, легко ушло. Без беды друга не узнаешь. Друг не испытанный, что орех не расколотый. Дружное стадо и волков не боится. Сам пропадай, а товарища выручай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Муха-цокотуха”

Однажды Муха-цокотуха, позолоченное брюхо, гуляла и нашла денежку. На радостях муха отправилась на базар и купила там самовар. Она стала приглашать тараканов в гости и те прибегали и пили чай. Букашки тоже приходили и пили чай с молоком. А у мухи оказывается были именины. И вот стали ей все дарить подарки. Блошки подарили сапожки с золотыми застежками, пчела принесла меду. Вдруг появился какой-то старичок-паучок, схватил муху и поволок ее в уголок. Он хотел убить муху. Муха в отчаянии закричала, обращаясь к гостям. Она просила о помощи, но гости сами прятались кто куда. Тараканы спрятались под диваном, козявки под лавки, букашки под кровать. Не хотели насекомые воевать с паучком. Кузнечик так и вообще ускакал подальше и спрятался под мостком. А между тем паучок уже вонзил в муху свои зубы, и ухмыляясь начал сосать кровь. Муха из последних сил бьется в его лапах и умоляет спасти ее. И тут появляется комарик с фонариком. Он подлетает к пауку, выхватывает саблю и срубает злодею голову. Потом берет муху за руку и ведет к окошку. Комарик говорит, что раз он спас муху, то та должна выйти за него замуж. Муха конечно согласилась выйти за лихого комара и тогда началось веселье. Все гости, вылезли из своих укрытий и пошли танцевать и радоваться. Каблучки стучат, сапожки скрипят, все танцуют и прыгают.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Муха-цокотуха”

Популярные сегодня пересказы

  • Мария Стюарт — краткое содержание пьесы Шиллера 1586 год. Англия. В центре внимания читателя находится Мария Стюарт, которая является неродной сестрой королевы Елизаветы. Естественно, она составляла конкуренцию самой королеве при борьбе за трон.
  • Рыбаков Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 г. Биографы местом его рождения называют село Держановка Черниговской губернии. Рыбаков – творческий псевдоним писателя. Отец писателя Н.Б. Аронов
  • Федон — краткое содержание произведения Платона Беседа Платона Федон — в действительности драматическая работа, где речь идет о перепалке Сократа с предшественниками, в его предсмертные минуты, и о смерти великолепного мыслителя.
  • Бианки В. В. Бианки является известным детским русским писателем. Будущий детский мастер слова явился на свет 30.01.1894 года в городе Санкт-Петербург

Инсценирование сказки К.Чуковского Муха-Цокотуха» на новый лад

Инсценировка сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»

Описание материала:

Данный материал будет педагогам организаторам детского досуга, воспитателям, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе. Инсценировка может быть использована на общешкольных мероприятиях.Цель: Развитие навыков исполнительской деятельности у детей.Задачи: — Развивать творческие способности; — Расширять речевой словарь; — Способствовать усвоению материала; — Коррегировать коммуникативные навыки.Оборудование и материалы:Костюмы: Муха, Таракан, Букашка, Блошка, Пчела, Паук, Комар, Бабочка, Музыкант.Реквизит: самовар, столик, скатерть, чашки, горшочек меда, лавочка, меч, веревка, детский барабан, гармошка, сапожки.Действующие лица: Муха, Таракан, Букашка, Блошка 1, Блошка 2, Пчела, Паук, Комар, Бабочка, Музыкант 1, Музыкант 2.Ход инсценировки:На сцене стоит столик, накрытый скатертью, на столике – самовар, чашки. Сцена оформлена под домик Мухи-Цокотухи. Звучит веселая мелодия. Выходит Муха, смотрится в зеркальце.Муха(представляясь) . Муха, Муха-цокотуха, Позолоченное брюхо! Как-то по полю я шла, И там денежку нашла. И пошла я на базар Там купила самовар. Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!Выходит Таракан.Таракан. Здрасьте, Муха, я бегу, С вами чаю я попью.Таракан садится за стол. Муха наливает Таракану чай. Выходит Букашка, присоединяется к Таракану.Букашка. А мне букашке По три чашке С молоком и крендельком.Таракан(Букашке) . Нынче муха-цокотуха Именинница!Выходят Блошки с сапожками в руках.Блошка 1. Здравствуйте!(Кланяются) Пришли к вам блошки, Мухе принесли сапожки!Блошка 2. А сапожки не простые – В них застёжки золотые.Дарят Мухе сапожки, садятся за стол. Муха всем наливает чай.Выходит Пчела с горшочком меда.Пчела. Здравствуй, муха, Муха-цокотуха!Муха. Здравствуй, бабушка пчела!Пчела. Я вам мёду принесла.Пчела ставит мед на стол

Все радостно потирают руки, всё внимание на мед. В это время выходит Паук, хватает Муху и тащит её.Букашка 1

Ой, смотрите, паучок Нашу муху поволок!Букашка 2. Хочет бедную убить, Цокотуху загубить!Муха. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!Таракан(Испуганно) . Мы его не победим, По углам, по щелям убежим.Пчела. Спрячемся мы под кровать Не желаем воевать!Все прячутся под стол и за лавочкуПаук. Ха-ха-ха! Никто даже с места не сдвинется! Пропадай-погибай именинница!Начинает обматывать Муху веревкой.Муха. Ой, злодей-то не шутит, Руки-ноги верёвками крутит!Выходит Бабочка.Бабочка. Ах! Муха криком кричит, Надрывается! А злодей молчит, Ухмыляется!Звучит запись «летящего комара»Бабочка. Посмотрите, к нам летит Маленький комарик, А в руке его горит Маленький фонарик.Выходит Комар с фонариком и мечом.Комар. Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!Комар увидел Паука, направляется к нему.Пчела. К пауку он подлетает! Ему голову срубает!Паук хромая уходит, Комар берет Муху за руку. Ведет в центр сцены.Таракан. Гляньте, за руку берёт И красиво так ведёт.Комар(Мухе) . Я злодея зарубил, Я тебя освободил, И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться!Муха. Эй, букашки и козявки! Выползайте из-под лавки!Все встают.Все. Слава, слава комару! Победителю!Бабочка(Блошкам) . Готовьте свои ножки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать!Блошки убегают.Букашка(Комару) . Наша Муха-Цокотуха! Нынче именинница!Пчела. Музыканты прибежали! В барабаны застучали!Музыканты. Бом, бом, бом, бом! Пляши, муха, с комаром!Звучит веселая мелодия. Муха с комаром берутся за руки, делают два круга вприпрыжку. Поворачиваются к зрителям, берутся за руки, делают воротца. Через воротца проходит ТараканТаракан. Тара-ра, тара-ра, Поплясать и нам пора!Делает притопы ногами.Через воротца, пританцовывая, проходят Блошки.Блошка 1. Веселись, народ –Блошка 2. Муха замуж идёт!Бабочка. За лихого, удалого, Молодого Комара!Комар(притопывая) . Сапоги скрипят,Муха (пританцовывая) . Каблуки стучат!Через воротца проходит ПчелаПчела. Будет, будет вся толпа Веселиться до утра!Все делают полукруг.Все. Нынче Муха-цокотуха Именинница!

↑ Мультфильмы, снятые по сказке «Муха-Цокотуха»

По сказке снято не менее четырёх мультфильмов:

  • 1941 — Муха-Цокотуха (реж. Владимир Сутеев, мультфильм не сохранился).
  • 1960 — Муха-Цокотуха (реж. Владимир Сутеев и Борис Дёжкин).
  • 1976 — Муха-Цокотуха (реж. Борис Степанцев).
  • 1985 — Доктор Айболит (реж. Давид Черкасский) — полный текст сказки, за исключением финальной сцены празднования свадьбы, звучит в фильме как спектакль, который показывает коварный Бармалей зверятам в Африке.

↑ 1976 — Муха-Цокотуха

Советские мультипликаторы охотно рисовали животный мир. Так повелось ещё при Сталине, так продолжалось до самого распада социалистической империи. Белочки, уточки, медвежата, птички, рыбки, кузнечики погружали зрителя в свой нехитрый ребячий мир, даже не пробуя вызывать реалистические ассоциации.

«Муха-цокотуха», хоть и была снята в эпоху глубокого брежневского застоя, полностью создаёт впечатление мультипликации пятидесятых. Контрастная картинка, аппликационные персонажи, одна ведущая линия. Ничто не выдаёт в этом простом мультфильме руки его режиссера Бориса Степанцева. А ведь он до этой работы снял культового «Карлсона» с ливановскими интонациями, недотепистого «Вовку в Тридевятом царстве», классического «Щелкунчика» по Чайковскому. Очень и очень достойные работы.

А вот эту короткометражку по сказке Чуковского к шедеврам не отнесёшь. Так как она была уже третьей экранизацией всем известного стихотворения, то перед создателями стояла некая незримая планка, которую нужно было преодолеть. Иначе не стоило и огород городить. Стилистически получилось неплохо, все-таки технических возможностей было побольше, чем у Дежкина в 1960 или у Сутеева в 1941. Однако изюминки, которая заставляла бы с удовольствием пересматривать мультик, здесь не нашлось.

Принципиальным стал отказ от текста Корнея Ивановича. Прозвучала только лишь первая строфа. Да, «Муха-Цокотуха» без слов получилась универсальной для показа, но потеряла словесный ритм, неповторимую детскую атмосферу, став калькой довоенных диснеевских экспериментов. А ещё этот ход лишил нас возможности послушать голоса любимых актеров. Всё-таки озвучки в советских мультфильмах удавались на очень высоком уровне. Да и обязательные 10 минут (формат «Спокойной ночи, малыши!») тоже были недостаточными. Так и напрашивался ещё пяток хвилинок из жизни насекомых, может, даже не по канонической линии. Или запоминающаяся детская песенка.

Хотя и недоработанным мультфильм не назовёшь. Муха, Комар, Паук, букашки-гости — всех нарисовали, приодели, оживили. Комар выглядел немного худосочным, Паука бы теперь сделали более монстрообразным, но это на любителя. Из мелочей всегда радовало сила советской денежной системы. Покупательная способность обладателя 1 копейки вызывает крепкую зависть. Хочу такой базар, где у сапожек «застёжки не простые, а золотые», а застолья «с молоком и крендельком».

Ввиду немногозвучности слов, на передний план выходит музыкальное оформление. Композитор Игорь Егиков больше занимался классическими формами (оперы, мюзиклы, кантаты, вокальный цикл на стихи Папы Римского Иоанна Павла II). Из его музыки для мультфильмов мы знаем, по большому счету, только песенки про приключения Тигренка, Обезьянки и компании. Помните, как Дюдюка мешала клад искать и Слону фотоаппарат дарить? Вот и в «Мухе-Цокотухе» преобладали классические оркестровки.

СССР выпускал множество мультфильмов. «Муха-Цокотуха» Бориса Степанцева не является фаворитом советской анимации, но и к провалам её не отнесёшь. Добротное произведение, помогающее октябрятам и пионерам расти в мире, не знающим пошлости и чернушности.

↑ 1985 — Доктор Айболит (Фильм 4)

Доктор Айболит — это мультипликационный сериал. Он основан на множестве сказок-стихотворений Корнея Чуковского. Поэтому здесь не только Айболит, но и Бармалей, Телефон, Таракан, Крокодил с краденым солнцем и многие другие, любимые с детства рассказы. И всё это намешано в одну веселую историю.

… приходи к нему лечиться, и корова, и волчица, и жучок, и червячок…

И эта история получилась довольно цельной. Соединить такие разные сказки в одну создателям мультфильма не просто удалось, а удалось на ура. Зритель, особенно ребенок, гуляет по фильму непринужденно и легко, радуясь краскам и звукам. В таком месте мысль о странности и глупости происходящего возникнуть не может.

В общем, это позитивный мультик, наполненный потрясающими песнями песнями, которые и запоминать не нужно (эти слова известны с детства), странными, но яркими персонажами и этакой такой атмосферой доброго советского кино.

Чтение сказки «Муха-Цокотуха»

Организация: МБДОУ Детский сад №32

Населенный пункт: Забайкальский край, г. Чита

Форма ОД: первично-ознакомительный тип занятия.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательная программа: Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Детство».

Оборудование: презентация, книга с иллюстрациями сказки «Муха-Цокотуха».

Цель изучить сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Задачи:

  1. Образовательная: продолжить приобщать детей к художественной литературе.
  2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь, развивать фонематический слух ребенка.
  3. Воспитывающая: формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности.

Возраст детей: вторая младшая группа.

Ход занятия

В: Ребята сегодня к нам в гости пришел комарик и просит, чтобы мы свами помогли отгадать загадку, слушайте внимательно.

  1. Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха

И на стол уселась…

Д: муха

  1. Покупала самовар,

А спасал ее комар.

Д: Муха-цокотуха

В: Ребята как вы думаете, какую сказку мы сегодня будем с вами читать?

Д: Сказку «Муха-цокотуха»

В: А кто ее написал?

Д: К. И. Чуковский

Показывают детям портрет К. И. Чуковского

В: К. И. Чуковский с детства увлекался поэзией, писал стихи и даже поэмы. Он отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он любил писать сказки для детей и написал свою первую детскую сказку «Крокодил».

Книжная выставка.

К. И. Чуковский стал руководить детским отделом издательства «Парус» и продолжает писать стихотворные детские сказки: «Мойдодыр» , «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Айболит», «Федорено горе» и др.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха цокотуха»

Словарная работа: базар – торговая площадь, сабля- это оружие, лапти – это старинная обувь, крендельком – это калач.

Вопросы по анализу текста:

В: Над какой сказкой мы работали

Д: «Муха-цокотуха»

В.: Кто автор этой сказки?

Д.: К. И. Чуковский

В.: Кто герои этой сказки?

Д.: Муха-цокотуха, тараканы, пчела, бабочка, жук, кузнечик и комарик

В.: Давайте вспомним, какая Муха-Цокотуха была в сказке?

Д.: Добрая, веселая, красивая, озорная, нарядная, гостеприимная.

В.: А что можно сказать про паучка. Какой он?

Д.: Злой, страшный, жестокий.

В.: А какой комарик был в сказке?

Д.: Смелый, храбрый, отважный.

В.: А какие подарки подарили Мухе — Цокотухе?

Д.: Сапоги, мёд.

В.: Как вы думаете, какое настроение было у Мухи-Цокотухи и её гостей?

Д.: Весёлое, радостное, праздничное.

В.: А кто же победил паука и спас муху?

Д.: Комарик

В.: Конечно, комарик.

Физкультминутка

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

Работа над звуком

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

Логическое упражнение: « Как можно назвать, одним словом?»

В.: муха, тараканы, пчела, бабочка, жук, кузнечик и комарик

Д.: насекомые

Литературная викторина:

В: Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назовите сказку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни —
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый
… (Мойдодыр)
«Мойдодыр»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

В: Чем мы сегодня занимались на занятии?

Д: Читали сказку

В: С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Д: Со сказкой К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»

Список литературы:

1. Азбука физкультминуток для дошкольников: младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.

2. Аверина И.Н. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособие /И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. -144 с.

3. Новиковская О. А. Конспекты занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. — СПб.: Паритет, 2007.-112 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,6 КБ

Опубликовано: 29.11.2019

↑ Анализ сказки «Муха-Цокотуха» Чуковского

В 1923 году Корней Чуковский написал замечательную сказку в стихах «Муха-Цокотуха». Сюжет стихотворения одновременно простой и оригинальный.

В сюжете лежит конфликт двух сторон. Первая сторона — это Паук, а вторая — все остальные персонажи. Эти герои разделены на две группы. В первой находятся семь одиночных особей, у которых имена написаны с большой буквы: Муха-Цокотуха, Комарик, Бабочка, Пчела, Клоп, Кузнечик, Муравей с Муравьихою. Во вторую группу включены десять существ множественного числа, но они действуют, как одиночные особи. Имена написаны с маленькой буквы: тараканы, букашки, жуки, козявки, червяки, блошки, светлячки, мотыльки, сороконожки, бабочки.

Сказка делится на три части. Муха является главной в первой группе и она страдает. Наша героиня находит деньги, покупает на них самовар и приглашает к себе на день рождения гостей. Гости едят, пьют, веселятся и хвалят хозяйку за приглашения. Все были радостные, но внезапно появляется злой паук. После его появления все гости прячутся и бросают Муху в беде. Злодей мучает именинницу и хочет её погубить. Она громко зовёт на помощь, говоря, что она всех угощала, просит не оставлять её в беде, но никто не откликается на её просьбу, все сидят и боятся сдвинуться с места. Таким образом, автор подчеркивает недостойное поведение, которое отражает во взрослой жизни похожие ситуации. Чуковский помогает понять детям, как не надо себя вести.

К великой радости, появляется храбрый герой по имени Комарик. Он побеждает злодея-Паука и спасает из его лап Муху-Цокотуху и делает ей предложение руки и сердца. Она принимает его предложение. В образе Комарика выражается смелость, отзывчивость, решительность, готовность помочь. Писатель показывает, что себя нужно вести достойно и не идти на поводу у страха. Если кому-то требуется помощь, то нельзя оставлять на произвол судьбы.

Когда враг уничтожен, трусливые гости вылезают из своего укрытия. Начинается веселье. Зовут других насекомых на праздник. Тогда появляются букашки, мошкора, жуки, мотыльки и другие особи. Все очень радостные, начинаются танцы до утра. И им не стыдно, что они не помогли своему другу, но в жизни людей такая ситуация поможет определить настоящие ли друзья находятся с вами рядом. Друг проверяется временем.

Сказка Муха-Цокотуха легкая, ритмичная и яркая. Многие её за это любят, но надо понимать, что у сказки есть глубокий смысл, поняв который, вам будет легче разобраться в людях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: