Шарль Перро. Пряничный домик
Давным-давно жили-были брат и сестра, Жан и Мари. Родители их были очень бедны, и жили они в старом домишке на опушке леса. Дети с утра до ночи работали, помогая отцу-дровосеку. Часто они возвращались домой такие усталые, что у них даже не было сил поужинать. Впрочем, нередко случалось, что ужина у них вообще не было, и вся семья ложилась спать голодной.
— Мари, — говорил иногда Жан, когда, голодные, они лежали в темной комнате и не могли заснуть, — мне так хочется шоколадного пряничка.
— Спи, Жан, — отвечала Мари, которая была старше и умнее своего брата.
— Ох, как хочется съесть большой шоколадный пряник с изюмом! — громко вздыхал Жан.
Но шоколадные пряники с изюмом не росли на деревьях, а у родителей Мари и Жана не было денег, чтобы поехать в город и купить их детям. Лишь только воскресные дни были для детей радостными. Тогда Жан и Мари брали корзинки и отправлялись в лес по грибы и ягоды.
— Не уходите далеко, — всегда напоминала мать.
— Ничего с ними не случится, — успокаивал ее отец. — Им каждое дерево в лесу знакомо.
Однажды в воскресенье дети, собирая грибы и ягоды, так увлеклись, что не заметили, как наступил вечер.
Солнце быстро скрылось за темными тучами, а ветки елей зловеще зашумели. Мари и Жан в страхе огляделись вокруг. Лес уже не казался им таким знакомым.
— Мне страшно, Мари, — шепотом сказал Жан.
— Мне тоже, — ответила Мари. — Кажется, мы заблудились.
Большие, незнакомые деревья были похожи на немых великанов с широкими плечами. То там, то здесь в чаще сверкали огоньки — чьи-то хищные глаза.
— Мари, я боюсь, — снова прошептал Жан.
Стало совсем темно. Дрожащие от холода дети прижались друг к другу. Где-то вблизи ухала сова, а издалека доносился вой голодного волка.
Страшная ночь длилась бесконечно. Дети, прислушиваясь к зловещим голосам, так и не сомкнули глаз. Наконец между густыми кронами деревьев блеснуло солнце, и постепенно лес перестал казаться мрачным и страшным. Жан и Мари поднялись и пошли искать дорогу домой.
Шли они, шли по незнакомым местам. Кругом росли громадные грибы, намного больше тех, что они обычно собирали. И вообще все было каким-то необычным и странным.
Когда солнце было уже высоко, Мари и Жан вышли на поляну, посреди которой стоял домик. Необычный домик. Крыша у него была из шоколадных пряников, стены — из розового марципана, а забор — из больших миндальных орехов. Вокруг него был сад, и росли в нем разноцветные конфеты, а на маленьких деревцах висели большие изюмины. Жан не верил собственным глазам. Он посмотрел на Мари, глотая слюнки.
— Пряничный домик! — радостно воскликнул он.
— Садик из конфет! — вторила ему Мари.
Не теряя ни минуты, изголодавшиеся дети бросились к чудесному домику. Жан отломил от крыши кусок пряника и принялся уплетать его. Мари зашла в садик и стала лакомиться то марципановыми морковками, то миндалем с забора, то изюмом с деревца.
— Какая вкусная крыша! — радовался Жан.
— Попробуй кусочек забора, Жан, — предложила ему Мари.
Когда дети наелись необычных лакомств, им захотелось пить. К счастью, посреди садика был фонтан, в котором, переливаясь всеми цветами, журчала вода. Жан отхлебнул из фонтана и удивленно воскликнул:
— Да это же лимонад!
Обрадованные дети жадно пили лимонад, как вдруг из-за угла пряничного домика появилась сгорбленная старушка. В руке у нее была палка, а на носу сидели очень толстые очки.
— Вкусный домик, не правда ли, детки? — спросила она.
Дети молчали. Испуганная Мари пролепетала:
— Мы… мы потерялись в лесу… мы так проголодались…
Старушка, казалось, совсем не рассердилась.
— Не бойтесь, ребятки. Входите в дом. Я вам дам лакомства повкуснее, чем эти.
Как только дверь домика захлопнулась за Мари и Жаном, старушка изменилась до неузнаваемости.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на макет пряничного домика. Воспитатель: ребята, пожалуйста, посмотрите на стол
Давайте вспомним, что это?
Воспитатель: ребята, пожалуйста, посмотрите на стол. Давайте вспомним, что это?
Дети: Домик.
Воспитатель: Что вы можете сказать про этот домик?
Дети: Домик волшебный. Сделан из конфет, печенья, пряников.
Воспитатель: Правильно, этот домик необычный, волшебный, сделанный из различных сладостей. Вы уже знаете много сказок. Вспомните, в какой сказке упоминается такой необычный дом?
Дети: Сказка Ш. Перро «Пряничный домик»
Воспитатель демонстрирует иллюстрации к сказке «Пряничный домик»
Основная часть.
Воспитатель: Верно, а сегодня я вам прочту русскую народную сказку «Пряничный домик».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Воспитатель с детьми вспоминают значение некоторых слов.
Воспитатель: Слушайте внимательно, а потом скажите, что за домик был в сказке и кто в нем жил.
— Какими словами чаще всего начинаются сказки? («Жили-были …», «В некотором царстве, в некотором государстве …».)
Воспитатель выразительно читает сказку.
Воспитатель: Итак, ребята, скажите, что это был за домик и кто в нем жил?
Дети: домик из сладостей, а жил медведь.
Воспитатель: какой эпизод в сказке для вас был самым страшным?
Дети: Когда медведь гнался за детьми.
Воспитатель: какие слова помогли автору сказки сделать эти эпизоды страшными?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А какой эпизод вам понравился и почему?
Что вы можете сказать о героях сказки, какие они?
Дети: Герои сказки — добрые дети, которые заблудились в лесу. Ребята очень смелые, отважные и умные, они не побоялись медведя и сумели попросить у него прощения. Также они были очень неосторожными: пробовали еду и питье, не удостоверившись в их съедобности.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются сказки «Пряничный домик» Ш. Перро и русская народная.
Дети: ответы детей (содержанием и развязкой сказки).
Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, вам какая из прочитанных нами сказок больше понравилась и почему?
Дети: ответы детей
Воспитатель: кто запомнил, как назывались сказки?
Дети: «Пряничный домик».
Воспитатель: правильно. А что вы могли бы посоветовать главным героям этих сказок?
Дети: — не ходить в лес и в другие места без взрослых; в лесу стоит быть очень внимательным и не стоит задерживаться там, следует до наступления темноты вернуться домой; не стоит разговаривать с незнакомыми людьми и пробовать на вкус незнакомую пищу.
Воспитатель: Молодцы. В заключение воспитатель читает эпизоды из сказки по выбору детей.
Во второй половине дня, в свободное время детьми рисуют иллюстрации к сказке.