Краткое содержание сказки
Казалось Гусю, что он недостаточно хорош. Мечтал он о лебединой шее. Поменялся с лебедем шеей. У пеликана выпросил мешок. Затем правдами и неправдами получил вороньи крылья, ноги журавля и хвост павлина, от петуха – его «кукареку» и гребешок. Загордился глупец, думал, что стал он краше всех. Но его нелепый вид у птиц вызывал недоумение, а самому «красавцу» новый облик причинял массу неудобств: ни травку пощипать, ни поплавать, ни полетать. Лиса приметила несуразную птицу и собиралась полакомиться уникальным птичьим экземпляром. Гуси спасли чудака от смерти. Подумал-подумал Гусь, пошел просить назад свою шею, короткие ноги, неприметный хвост и большие крылья. Повезло ему, что сговорчивыми птицы оказались. Стал Гусь прежним, только ума прибавилось. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Личная жизнь
Владимир Григорьевич вступал в брак трижды. Первая жена не дождалась художника с фронта.
После знакомства с Таранович Сутеев написал любимой 300 писем, в которых часто были иллюстрации: себя художник изображал влюбленным утенком, а Татьяну — цыпленком. Женщина ответила только 2 раза, но послания Владимира Григорьевича сберегла. Муж художницы знал, что в жену влюблен еще один мужчина, но верил в порядочность жены и сцен ревности не устраивал.
Сутеев женился на однокласснице Софье, влюбленной в него со школы, стал заботливым супругом и воспитал сына жены как родного. Однако любить Таранович мужчина не перестал.
Владимир Сутеев и Татьяна Таранович
В начале 70-х годов Татьяна овдовела, но Сутеев не мог бросить болевшую Софью. Правда, теперь художник иногда приходил в гости к Таранович.
Последние годы жизни вторая жена Владимира Григорьевича болела, и сказочник ухаживал за супругой, не доверяя хлопоты социальным службам. В 1982 году Софья Ивановна скончалась.
Выдержав год траура, Сутеев позвал замуж Татьяну. Художники прожили 10 лет в любви и согласии. Каждый день Владимир Григорьевич благодарил судьбу за обретенное на склоне лет счастье в личной жизни.
Книги
Став иллюстратором, Владимир Григорьевич привнес в детские книги динамизм мультфильмов. Сутеев рисовал героев не только советских авторов Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, но и зарубежных литераторов, прежде всего Джанни Родари.
Владимир Сутеев за работой
В 1952 году художник дебютировал как писатель, выпустив книгу «Две сказки про карандаши и краски». Фразы из сказки Владимира Григорьевича «Мешок яблок», по которой в 1974-м Витольд Бордзиловский снял мультфильм, стали крылатыми. Наиболее полно произведения Сутеева представлены в издании 1962 года «Сказки и картинки».
Что это за птица — сказка (Сутеев В.Г.)
Жил-был Гусь.
Был он очень глупый и завистливый.
И всем Гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел…
Все качали головой и говорили: — Ну и Гусь!.. Как-то раз увидел Гусь на пруду Лебедя.
«Вот, — подумал Гусь, — мне бы такую шею!»
И просит Лебедя: — Давай меняться. Тебе — моя шея, мне — твоя.
Подумал Лебедь и согласился.
Поменялись.
Пошёл Гусь с длинной лебединой шеей, не знает, что с ней делать. То так повернёт, то этак вытянет, то колесом свернёт — всё неудобно.
Увидел его Пеликан и стал смеяться.
— Ты, — говорит, — ни Гусь, ни Лебедь! Ха-ха-ха!
Обиделся Гусь, хотел зашипеть и вдруг увидел у Пеликана клюв с большим мешком. «Вот бы мне такой клюв с мешком!» — подумал Гусь.
И говорит Пеликану: — Давай меняться: тебе — мой красный нос, а мне — твой клюв с мешком.
Посмеялась Пеликан, но согласился.
Поменялись.
С Журавлём Гусь ногами поменялся: за свои лапчатые получил тонкие, журавлиные.
У Вороны свой большие белые крылья на её маленькие чёрные выменял.
Долго Гусь уговаривал Павлина переменить его яркий хвост на свою закорочку…
Уговорил.
А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку»…
Стал Гусь ни на кого не похож.
Идёт Гусь на журавлиных ногах, вороньими крыльями без толку машет, лебединой шеей во все стороны крутит.
Навстречу ему стадо гусей.
— Га-га-га! Это что за птица? — удивились гуси.
— Я Гусь! — крикнул Гусь, захлопал вороньими крыльями, вытянул лебединую шею и гаркнул во всё пеликанье горло: —Ку-ка-ре-ку! Я лучше всех!
— Ну, если ты Гусь, идём с нами, — сказали гуси.
Пошли гуси на лужок, и Гусь с ними. Все гуси траву щиплют, а Гусь только клюв с большим мешком хлопает — не может траву щипать. Пошли гуси на пруд купаться, и Гусь с ними. Все гуси в пруду плавают, а Гусь по берегу бегает — журавлиные ноги плавать не позволяют.
Смеются гуси: — Га-га-га!
А он им: — Ку-ка-ре-ку! Вышли гуси на берег, а тут, откуда ни возьмись, Лиса!
Загоготали гуси и полетели.
Один Гусь остался — вороньи крылья его поднять не могут, побежал он на журавлиных ногах — да в камышах павлиньим хвостом запутался…
Тут ухватила его Лиса за длинную лебединую шею и понесла…
Увидел это гуси, налетели на Лису и давай её щипать со всех сторон.
Бросила Лиса Гуся и убежала.
— Спасибо, гуси, спасли вы меня! — сказал Гусь. — Теперь я знаю,что мне сделать.
Пошёл Гусю к Лебедю и отдал ему длинную шею, Пеликану вернул клюв с большим мешком, Журавлю — тонкие ноги, Вороне — чёрные крылья, Павлину — яркий хвост веером, а доброму Петуху — гребешок, бородку, а заодно и «кукареку».
И стал Гусь как гусь. Только умный и независтливый. Вот вам сказка про Гуся. Вот она и вся!
Ваша оценка
Фильмы
Как мультипликатор Сутеев дебютировал, еще осваивая азы кинематографической профессии (в 1925 году вышел анимационный фильм «Китай в огне»), а как режиссер — в первом советском звуковом мультфильме «Улица поперек». Черно-белая рисованная лента была адресована всем пешеходам независимо от возраста и призывала к соблюдению правил дорожного движения.
Большинство довоенных мультфильмов Сутеев создал в соавторстве (с Львом Атамановым, Леонидом Альмариком и Ламисом Бредисом). Нередко Владимир выступал в качестве сценариста мультипликационных лент («Почему у носорога шкура в складках», «Отважный моряк»).
В мультике «И мы на олимпиаду» персонаж Саша Промокашкин — альтер эго Сутеева (нарисованная мальчиком собака оживает). Владимир Григорьевич рисовал как правой, так и левой рукой, причем мог создавать два независимых рисунка одновременно.
С началом войны фильмография Сутеева пополнилась учебными лентами для молодых бойцов. Кадры из картины «Ориентирование на местности» до сих пор в качестве фото иллюстрируют учебники в Суворовских училищах. В сентябре 1941 года Владимир Григорьевич ушел на фронт и воевал до конца Великой Отечественной.
В послевоенные годы Сутеев снял еще несколько мультфильмов, но после увольнения с «Союзмультфильма» выступал преимущественно в качестве автора сценариев. Причиной ухода Владимира Григорьевича со студии стала любовь к женщине-мультипликатору Татьяне Таранович. Художница, впоследствии создавшая анимационные ленты «Серая Шейка», «Цветик-Семицветик», «Каштанка», «Кошкин дом», не могла ответить на чувства Сутеева, так как была замужем.
Детство и юность
Художник родился летом 1903 года в Москве. Владимир — первенец дерматолога Григория Сутеева, впоследствии удостоенного Сталинской премии за изучение грибковых поражений кожи. Григорий Осипович увлекался пением и живописью, а каждый рисунок Володи и его младшего брата Славика оценивал по 5-балльной шкале.
Самое яркое событие ранней биографии художника — внезапное появление в доме единокровной сестры. Отец представил семье девочку, и мать стала заботиться о малышке как о родной. Война и революция ухудшили материальное положение Сутеевых, и Владимир с 14 лет начал вносить лепту в семейный бюджет. Подросток работал санитаром в госпитале и физруком в школе.
Успешней оказалась монетизация художественного дарования Володи. Сутеев рисовал агитационные плакаты и грамоты для участников спортивных состязаний. Пытаясь получить «серьезную» профессию, юноша поступил в технический вуз, но через 2 года перешел в кинематографический техникум.
Анализ сказки Это что за птица?
Забавную сказку Сутеев адресовал детям среднего и старшего школьного возраста. Смысл ее состоит в том, что не нужно завидовать другим людям, стремясь быть похожим на кого-то. Чему учит сказка Это что за птица? Каждый человек – это индивидуальность. Развивать в себе нужно свои природные задатки и качества, а не пытаться копировать кого-то. Если бы Сутеев жил в наше время, он бы поразился тому, насколько его сказка актуальна. Если в прошлом веке сказка была пародией на человеческую глупость и безвкусицу, то в наш век пластической хирургии и экспериментов людей над своей внешностью она стала злободневной.