Сказка Картина Алексей Николаевич Толстой

Алексей Толстой: граф или не граф?

Алексей Николаевич принадлежал к знаменитому роду Толстых, который восходил к 14-му веку и пестрел самыми что ни на есть незаурядными представителями. Одним из наиболее интересных предков писателя был деятель Петровской эпохи, дипломат и сенатор Пётр Андреевич Толстой. Именно он в 1717-м вывез из Италии мятежного царевича Алексея, обманными посулами уговорив его вернуться на родину. После смерти царя Петра Екатерина I пожаловала Толстому титул графа. Но когда на престол взошёл сын царевича Алексея, Пётр II, Петра Андреевича сослали в Соловецкий монастырь, где в 1729-м он и отдал богу душу.

С рождением Алексея связана любопытная и весьма драматическая история. Николай Александрович Толстой, отец писателя, имел титул графа, был очень известным и влиятельным человеком в Поволжье. Мать, Александра Леонтьевна, занималась сочинительством и носила в девичестве литературную фамилию — Тургенева. Одним словом, мальчик, появившийся на свет в 1883-м, просто обязан был связать свою жизнь с писательством. Однако проблема заключалась в том, что довольно длительный период Алёша не знал, кто его биологический отец и какова его настоящая фамилия.

В замечательной повести писателя «Детство Никиты» главный герой живёт на степном хуторе. Его отец — немного смешной бедный помещик, который постоянно борется с нуждой. Таким человеком был отчим Толстого, Алексей Аполлонович Бостром, которого он долгое время считал своим отцом. Получилось так, что мать Алексея ушла от мужа, будучи в положении. История по тем временам довольно редкая, но так уж случилось.


Алексей Толстой в детстве. (wikipedia.org)

Детство Алёши, как и его героя Никиты, прошло на хуторе. В школу он не ходил, под руководством приглашённого учителя обучался дома. Маленький Толстой всем сердцем любил русскую природу, свои родные места и литературу. В 10 лет по совету матери он даже написал свой первый рассказ.

Когда перед 17-летним Алексеем встал вопрос получения документов, то вдруг выяснилось, что он не Бостром, а Толстой. Несколько лет Александра Леонтьевна добивалась, чтобы Николай Александрович признал сына. Но тот был непреклонен. Он никак не мог простить жене её поступка. Графом Толстым Алексей Николаевич стал только в 1901-м после скоропостижной смерти отца в Ницце от инфлюэнции.

Возвращение на родину

Прожив четыре года в Европе, Толстой решил вернуться на родину. В 1923 году он осуществил свое намерение. Эмигранты его не поняли, посчитали предателем “Белого дела” и презрительно прозвали “совграфом”. На самом деле никакого предательства в действиях Толстого не было – он никогда не участвовал в Белом движении и даже не писал ничего такого, что позволяло бы думать о его причастности. Он хотел жить в России и принял то, что там случилось, как некую данность. Мир изменился, и надо было вписываться в новые реалии.В России его приняли очень хорошо, о чем говорят многочисленные факты. Его издавали, приглашали на мероприятия, он даже подружился со Сталиным, у которого личных друзей было немного. Бывшему графу дали даже автомобиль с шофером. Толстого часто приглашали в Кремль на различные приемы. Алексей продолжал писать. Уже в Советском Союзе закончил “Хождение по мукам” и самую знаменитую свою детскую книжку – “Приключение Буратино”.В конце 20-х гг. он всерьез увлекся научной фантастикой. Действие его романов “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” происходит в Петрограде после революции. У читателей этот жанр был тогда еще не очень популярен, а у писателей-эмигрантов новые сочинения “красного графа” вызвали резкое отторжение. Но к ним положительно отнесся Горький, который уже тогда считал, что в скором времени научная фантастика станет одним из самых интересных направлений.
Рис. 6. Алексей Толстой с женой Юлией Рожанской

Петушки.

На избушке бабы-яги, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков. Красные головки, крылышки золотые.

Настанет ночь, проснутся в лесу древяницы и кикиморы, примутся ухать да возиться, и захочется петушкам тоже ноги поразмять.

Соскочат со ставни в сырую траву, нагнут шейки и забегают. Щиплют траву, дикие ягоды. Леший попадется, и лешего за пятку ущипнут.

Шорох, беготня по лесу.

А на заре вихрем примчится баба-яга на ступе с трещиной и крикнет петушкам:

— На место, бездельники!

Не смеют ослушаться петушки и, хоть не хочется, — прыгают на ставню и делаются деревянными, как были.

Но на заре не явилась баба-яга — ступа дорогой в болоте завязла.

Радехоньки петушки; побежали на чистую кулижку, взлетели на сосну. Взлетели и ахнули.

Дивное диво! Алой полосой над лесом горит небо, разгорается; бегает ветер по листикам; садится роса.

А красная полоса разливается, яснеет. И вот выкатило огненное солнце.

В лесу светло, птицы поют, и шумят, шумят листья на деревах.

У петушков дух захватило. Хлопнули они золотыми крылышками и запели — кукареку! С радости.

А потом полетели за дремучий лес на чистое поле, подальше от бабы-яги.

И с тех пор на заре просыпаются петушки и кукуречут:

— Кукуреку, пропала баба-яга, солнце идет!

Сочинение по картине Портрет Л.Н. Толстого Крамского

  • Сочинения
  • По картинам
  • Крамской — Портрет Л.Н. Толстого

Картина Ивана Николаевича Крамского «Портрет Льва Николаевича Толстого» написана в 1873 году. Портрет выполнен в темных и спокойных тонах, но портрет не кажется темным. Лев Николаевич изображен сидящим на стуле вполоборота в серо-синей рубахе большого размера, напоминающей деревенскую одежду, но приглядевшись ближе можно отметить прекрасный покрой рубахи, что означает индивидуальные пошив. Его руки расслаблены и аккуратно сложены на коленях, а выразительный взгляд направлен на зрителя. Деревенская одежда характеризует его как простого человека, подчеркивая его близость к народу, сочетая в себе простоту и элегантность.

Лицо писателя изображено достаточно выразительно. Взглядом он проникает в душу каждого, кто смотрит в его глаза. В его глазах отражается разнообразие мыслей и можно сделать вывод, что поток творческих мыслей ни на минуту не покидает Льва Николаевича. Во взгляде читается не только колоссальная сила духа, целеустремленность, но и твердость характера.

Помимо рубахи, во внешнем виде писателя есть еще детали, делающие его похожим на обычного деревенского мужчину и подчеркивающие его исконно русские корни. К таким деталям можно отнести густую бороду, неухоженные усы, худое лицо и широкий нос. Однако, несмотря на эти детали, внешний вид Льва Николаевича элегантен. Большая рубаха ничуть не портит его образ.

В углу картины можно увидеть часть ноги Льва Николаевича. Мы видим на нем простые темные штаны, созданные из грубого полотна.

Рассматривая портрет можно увидеть спинку стула, которая выполнена из темного дерева. Простой стул также приближает известного художника к народу.

Комната, в которой живописец изобразил великого писателя, также максимально проста

Ее немного наполняет солнечный свет, нет различных мелких деталей, которые могли бы отвлечь внимание зрителя

Иван Николаевич смог передать через написанный портрет всю мудрость, душевность, искренность и целеустремленность писателя, запечатлев его не только внешний вид, но и передал состояние внутреннего мира. Портрет излучает энергию силы и спокойствия. Живописец специально изобразил Льва Николаевича в простой одежде, показывая, что, несмотря на его популярность и богатство, он всегда оставался верен себе и не пытался быть выше других, что характеризует его как сильного духом человеком с выраженной индивидуальностью.

Крамской — Портрет Л.Н. Толстого Сейчас читают:

  • Сочинение Смелость 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение Это очень редкое качество в людях, и поэтому, очень ценное. Смелость воспитывается с детства. Да, пусть это будет шаг в тёмную комнату без мамы. Но это уже первый шаг к смелости. Мальчик защищает девочку от хулиганов. Смелость? Да ещё какая.
  • Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила» Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,
  • Сочинение Большая маленькая радость 6 класс В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их
  • Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают
  • Сочинение на тему 18 мая международный день музеев 4 класс В 1977 году российский комитет музеев предложил учредить новый праздник – международный день музеев. Идея была поддержана в более чем 150 странах мира.
  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько

Верблюд.

Вошел верблюд на скотный двор и охает:

— Ну, уж и работничка нового наняли, только и норовит палкой по горбу ожечь — должно быть, цыган.

— Так тебе, долговязому, и надо, — ответил карий мерин, — глядеть на тебя тошно.

— Ничего не тошно, чай, у меня тоже четыре ноги.

— Вон у собаки четыре ноги, а разве она скотина? — сказала корова уныло. — Лает да кусается.

— А ты не лезь к собаке с рожищами, — ответил мерин, а потом махнул хвостом и крикнул верблюду:

— Ну ты, долговязый, убирайся от колоды!

А в колоде завалено было вкусное месиво.

Посмотрел верблюд на мерина грустными глазами, отошел к забору и принялся пустую жвачку есть. Корова опять сказала:

— Плюется очень верблюд-то, хоть бы издох…

— Издох! — ахнули овцы все сразу.

А верблюд стоял и думал, как устроить, чтобы уважать его на скотном дворе стали.

В это время пролетал в гнездо воробей и пискнул мимолетом:

— Какой ты, верблюд, страшный, право!

— Ага! — догадался верблюд и заревел, словно доску где сломали.

— Что это ты, — сказала корова, — спятил?

Верблюд шею вытянул, потрепал губами, замотал тощими шишками:

— А посмотрите-ка, какой я страшный… — и подпрыгнул.

Уставились на него мерин, корова и овцы… Потом как шарахнутся, корова замычала, мерин, оттопырив хвост, ускакал в дальний угол, овцы в кучу сбились.

Верблюд губами трепал, кричал:

— Ну-ка, погляди!

Тут все, даже жук навозный, с перепугу со двора устрекнули.

Засмеялся верблюд, подошел к месиву и сказал:

— Давно бы так. Без ума-то оно ничего не делается.

А теперь поедим вволю…

↑ Учеба. Формирование

В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище. Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.

Надо сказать, что огромное влияние на формирование литературных способностей будущего писателя оказала мать. Она разрабатывала для него темы ранних произведений («Детство Леши», «Логутка»), предоставляла для его пользования письма и свои сочинения, где совсем еще юный Толстой черпал образы для своих первых книг о детстве. Мать, словно само собой разумеющееся, восприняла известие о том, что сын собирается сотрудничать с журналом «Юный читатель» и начал писать «детские воспоминания».

Она без всякого удивления спрашивала в ответном письме о том, как продвигается его работа над воспоминаниями и когда она сможет их прочесть. Произошло нормальное, генетическое предуготованное и сознательно взрощённое развитие литературного дарования Алексея Толстого, воспитанного долгими и упорными усилиями матери. Алексей не стал защищать диплом после прохождения всего курса обучения, а на самом финале бросил институт и занялся исключительно литературой.

Личная жизнь и семья Алексея Толстого

У писателя была насыщенная событиями личная жизнь. Алексей Толстой был официально женат три раза (по некоторым источникам — четыре). С первой женой, Юлией Рожанской, дочерью доктора медицины Василия Рожанского, он познакомился в Самаре, где в то время учился в реальном училище. Их отношения развивались быстро, и лето 1901 года они провели на даче Рожанских. В Санкт-Петербург Алексей переехал вместе с ней.

Через год после знакомства, в июне 1902 года, Алексей и Юлия, в то время уже студенты (он — Практического технологического института, она — Петербургского женского медицинского института) обвенчались. Через полгода родился их сын, Юрий, умерший в пятилетнем возрасте. Отношения писателя с первой женой продлились всего шесть лет (хотя официально брак просуществовал до 1910 года), но образ Юлии он отразил в героине повести «Жизнь» Гале.

С художницей Софьей (Сарой) Дымшиц Алексей Николаевич Толстой познакомился в 1906. Он был однокашником её брата, Льва Дымшица, и нередко посещал их семью, хотя родители Софьи были против этих визитов. Весной 1907 года писатель сделал ей предложение, хотя в то время ещё был женат на Юлии. Софья тоже была замужем за Исааком Розенфельдом, с которым сошлась годом ранее в Берне (Швейцария), где училась в университете.

Вместе с Софьей Алексей в 1908 году отправился в Париж, где она получила стажировку. Позднее их пара вернулась на родину и вошла в круг известных творческих деятелей, среди которых были Всеволод Мейерхольд, Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1911 году узнав о беременности девушки, пара вновь отправилась в Париж, чтобы отцом ребёнка был признан Алексей (к тому моменту Софья так и не добилась развода).

Марианна, дочь писателя и Софьи, родилась в том же 1911 году, но спустя три года они расстались (был ли их брак после рождения дочери зарегистрирован, однозначных данных нет: в одних источниках говорится, что девушка в период их отношений так и не получила развода, в других её называют женой А. Н. Толстого). Марианна, воспитываемая родственницами молодых родителей, стала профессором двух технических вузов (МИСиС и МАТИ им. К. Э. Циолковского).

Позднее Алексей Николаевич ухаживал за балериной Маргаритой Кандауровой, которой сделал предложение, и поэтессой Натальей Крандиевской, женой присяжного поверенного Фёдора Волькенштейна. В 1914 году, после расторжения помолвки с Кандауровой, женился на Крандиевской, оставившей из-за него мужа. Их брак продлился 21 год, пережив эмиграцию и возвращение на родину, из Российской империи ставшей Советским Союзом.

Женщина родила от Алексея Толстого двух детей. Их первый сын, Никита, стал физиком, женился на Наталье Лозинской, дочери поэта и переводчика Михаила Лозинского. У них было семь детей, одна из них — известная сегодня писательница и публицистка Татьяна Толстая, мать дизайнера Артемия Лебедева. Дмитрий, второй сын, стал композитором, вступал в брак три раза; среди его детей самыми известными стали учёный Алексей Толстой и литературовед Елена Толстая.

Последней супругой Алексея Николаевича Толстого стала Людмила Баршева (по первому мужу; в девичестве Крестинская). Считается, что она, бывшая чертёжница, была устроена в дом к Толстому секретарем самой Крандиевской в 1935 году. Писатель увлёкся 29-летней девушкой, и в октябре того же года, после развода с женой, они поженились. Людмила стала его соратницей по творчеству (она была соавтором сценариев к «Золотому ключику» и «Приключениям Буратино»).

Творчество Алексея Толстого: к прозе через поэзию


Алексей Толстой в очках и галстуке. (wikipedia.org)

Окончив школу, Толстой, мечтая сделать карьеру инженера, поступил в Петербургский технологический институт. Однако довольно быстро он понял, что это не его дело. Зато учёба на отделении механики не прошла даром. Когда Алексей Николаевич стал писать свои научно-фантастические произведения, полученные знания ему очень пригодились.

Довольно рано Толстой женился. Быстро и развелся. Вообще писатель был женат четыре раза. Он считал, по воспоминаниям первой жены Булгакова Татьяны Николаевны Лаппа, что «жён менять надо, настоящий писатель должен жениться не менее трёх раз».

Возвращаясь к творчеству Алексея Николаевича, следует сказать, что его путь в литературу лежал через поэзию. Рождение Толстого-поэта произошло в Париже, куда он отправился в 1906-м. Именно там, в столице Франции, в это время собрался весь цвет русской поэзии Серебряного века. Алексей Николаевич довольно легко вошел в этот круг и получил в нём неплохие отзывы о своих стихах. И всё же вскоре ему стало понятно, что не поэзия является главным его уделом, а проза.

Любопытно, но Толстой принадлежал к числу тех писателей, которые всегда оказывались в центре творческой жизни, были участниками всевозможных литературных скандалов. Так, например, ему «посчастливилось» быть секундантом на самой громкой дуэли, состоявшейся в 1909-м между Гумилёвым и Волошиным. Алексей Николаевич выступал на стороне последнего, и его задача сводилась к тому, чтобы на как можно большее расстояние своими широкими шагами развести дуэлянтов.

Жизнь и творчество Толстого в дореволюционный период тесно связаны с историческими событиями, происходившими в то время в России. В 1914-м страна вступила в Первую мировую войну. Это событие резко изменило образ жизни молодого писателя. Он принял решение стать военным корреспондентом московской газеты «Русские ведомости», известной своими либеральными взглядами, и совершить несколько поездок на фронт. Впечатления, полученные Толстым на войне, отразились в его произведениях «На горе», «Буря», «Прекрасная дама».

В 1917-м началась революция. Сначала Февральская, затем Октябрьская. Отношение Толстого к этим двум революциям было диаметрально противоположным. Первую он принял, вторую — нет. Летом 1918-го писатель, оставив Москву, захватив жену и сына, отправился на юг, сначала в Харьков, затем в Одессу. Весной следующего года Толстые покинули Россию.

Последние годы А. Толстого

В 1929 году Толстой начал писать свой знаменитый исторический роман, посвященный жизни первого российского императора. Работа продолжалась до конца Великой Отечественной войны, но книга “Петр Первый” так и не была закончена. Тем не менее, это – одно из самых значительных произведений. Уже в 30-е годы по роману был снят фильм. Толстой очень внимательно изучал первоисточники и написал еще несколько исторических произведений — “Хлеб”, рассказ о времени Ивана Грозного, наброски о жизни Петра Первого.В 30-е годы Толстой вел очень активную общественную деятельность:

  • Делегатам первого съезда писателей он рассказал о задачах драматургии;
  • В 1936 году стал главой Союза советских писателей;
  • Несколько раз в составе разных делегаций бывал за границей, объездил практически всю Европу;
  • Его избрали депутатом Верховного совета, сделали академиком.

Во время войны главной в творчестве писателя стала фронтовая тематика. Писал он главным образом очерки и публицистику, которую печатали в центральных газетах. Один из лучших очерков того времени – “Родина”. Ему приписывают и рассказ ”Возмездие”, хотя авторство его окончательно не определено. Во время войны он находился в столице или поблизости.
Рис. 7. Портрет Алексея Толстого. Художник П.Д. КоринДо победы писатель не дожил несколько месяцев. Умер он 23 февраля 1945 года. В качестве причины смерти врачи назвали рак легкого. Несмотря на суровое время, похороны были торжественными и в стране даже объявили траур. Похоронен А. Толстой на одном из самых престижных кладбищ столицы — Новодевичьем.

Заяц.

Летит по снегу поземка, метет сугроб на сугроб… На кургане поскрипывает сосна:

— Ох, ох, кости мои старые, ноченька-то разыгралась, ох, ох.

Под сосной, насторожив уши, сидит заяц.

— Что ты сидишь, — стонет сосна, — съест тебя волк, — убежал бы.

— Куда мне бежать, кругом бело, все кустики замело, есть нечего.

— А ты порой, поскреби.

— Нечего искать, — сказал заяц и опустил уши.

— Ох, старые глаза мои, — закряхтела сосна, — бежит кто-то, должно быть, волк, — волк и есть.

Заяц заметался.

— Спрячь меня, бабушка…

— Ох, ох, ну, прыгай в дупло, косой.

Прыгнул заяц в дупло, а волк подбегает и кричит сосне:

— Сказывай, старуха, где косой?

— Почем я знаю, разбойник, не стерегу я зайца, вон ветер как разгулялся, ох, ох…

Метнул волк серым хвостом, лег у корней, голову на лапы положил. А ветер свистит в сучьях, крепчает…

— Не вытерплю, не вытерплю, — скрипит сосна.

Снег гуще повалил, налетел лохматый буран, подхватил белые сугробы, кинул их на сосну.

Напружинилась сосна, крякнула и сломалась..

Серого волка, падая, до смерти зашибла…

Замело их бураном обоих.

А заяц из дупла выскочил и запрыгал куда глаза глядят.

«Сирота я, — думал заяц, — была у меня бабушка-сосна, да и ту замело…».

И капали в снег пустяковые заячьи слезы.

Лиса.

Под осиной спала лиса и видела воровские сны.

Спит лиса, не спит ли — все равно нет от нее житья зверям.

И ополчились на лису — еж, дятел да ворона.

Дятел и ворона вперед полетели, а еж следом покатился. Дятел да ворона сели на осину…

— Тук… тук… тук… — застучал дятел клювом по коре. И лиса увидела сон — будто страшный мужик топором машет, к ней подбирается.

Еж к осине подбегает, и кричит ему ворона:

— Карр еж!.. Карр еж!..

«Кур ешь, — думает лиса, — догадался проклятый мужик». А за ежом ежиха да ежата катятся, пыхтят, переваливаются..

— Карр ежи! — заорала ворона.

«Караул, вяжи!» — подумала лиса, да как спросонок вскочит, а ежи ее иголками в нос…

— Отрубили мой нос, смерть пришла, — ахнула лиса и — бежать.

Прыгнул на нее дятел и давай долбить лисе голову.

А ворона вдогонку: «Карр».

С тех пор лиса больше в лес не ходила, не воровала. Выжили душегуба.

Кот Васька.

У Васьки-кота поломались от старости зубы, а ловить мышей большой был охотник Васька-кот.

Лежит целые дни на теплой печурке и думает — как бы зубы поправить…

И надумал, а надумавши, пошел к старой колдунье.

— Бабушка, — замурлыкал кот, — приставь мне зубы, да острые, железные, костяные-то я давно обломал.

— Ладно, — говорит колдунья, — за это отдашь мне то, что поймаешь в первый раз.

Поклялся кот, взял железные зубы, побежал домой.

Не терпится ему ночью, ходит по комнате, мышей вынюхивает.

Вдруг будто мелькнуло что-то, бросился кот, да, видно, промахнулся.

Пошел — опять метнулось.

«Погоди же!» — думает кот Васька, остановился, глаза скосил и поворачивается, да вдруг как прыгнет, завертелся волчком и ухватил железными зубами свой хвост.

Откуда ни возьмись явилась старая колдунья.

— Давай, — говорит, — хвост по уговору. — Заурлыкал кот, замяукал, слезами облился. Делать нечего. Отдал хвост. И стал кот — куцый. Лежит целые дни на печурке и думает: «Пропади они, железные зубы, пропадом!».

Годы в эмиграции

В 1917 году случились две русские революции. Февральская — на Толстого никак не повлияла, а вот после Октябрьской — поняв, что ситуация резко изменилась, он решил уехать. Семья покинула Петербург в 1918 году и отправилась для начала в Одессу. Там они прожили несколько месяцев. Толстой за это короткое время успел написать одну из самых известных своих повестей – “Граф Калиостро” и несколько пьес, в том числе комедию “Любовь – книга золотая”.Но в Одессе долго оставаться не имело смысла, и семья отправилась за границу – как и многие русские эмигранты, сначала в Константинополь, а потом в одну из европейских столиц. В 1919 году Толстой оказался в Париже, а в 1921 г. перебрался в Берлин.
Рис. 5. Алексей Толстой за работойЗаграничный быт ему не особенно нравился. Об этом периоде он писал позднее в повестях “Эмигранты” и “Похождения Невзорова”. Но работал он в эти годы усердно. Задумка, что надо написать трилогию, появилась в этот период, и работать над самым крупным своим произведением “Хождение по мукам” он тоже начал за рубежом. Первую часть, роман “Сестры”, писатель даже закончил в Париже. Здесь же появилась и повесть для подростков “Детство Никиты”, которую можно считать произведением автобиографическим. С другими эмигрантами Толстой общался не очень охотно, отношения даже с товарищами по перу были крайне напряженными.

Козел.

В поле — тын, под тыном — собачья голова, в голове толстый жук сидит с одним рогом посреди лба.

Шел мимо козел, увидал тын, — разбежался да как хватит в тын головой, — тын закряхтел, рог у козла отлетел.

— То-то, — жук сказал, — с одним-то рогом сподручнее, иди ко мне жить.

Полез козел в собачью голову, только морду ободрал.

— Ты и лазить-то не умеешь, — сказал жук, крылья раскрылил и полетел.

Прыгнул козел за ним на тын, сорвался и повис на тыну.

Шли бабы мимо тына — белье полоскать, сняли козла и вальком отлупили.

Пошел козел домой без рога, с драной мордой, с помятыми боками.

Шел — молчал.

Смехота, да и только.

Начинающий писатель

Столь же критически, как и к стихам, Толстой относился и к своей ранней прозе. В 1907 году он ушел из института и решил стать писателем. Ранние его рассказы по содержанию очень напоминали те, что писали второстепенные писатели конца XIX века. Первый сборник “Заволжье” сам он потом считал дилетантским, о чем и рассказывал в своей автобиографии. Критики и даже известные писатели отзывались о нем хорошо.В эти годы на творчество Толстого очень сильно влияли два момента:

  • Первый – фольклор и исторические источники, в том числе старинные судебные акты, которые он читал запоем.
  • Второй – произведения очень популярного тогда Алексея Ремизова.

В сборнике под названием “Сорочьи сказки” прослеживаются оба влияния, однако это уже вполне оригинальные произведения. Сборник вышел из печати в 1909 году. Тогда же Толстой издал еще одну книжку стихов, “За синими реками”, но она стала последней – больше к поэтической теме писатель не возвращался.Первым крупным произведением стал роман “Чудаки”, он появился в 1909 году. Год спустя вышел “Хромой барин”. Один за другим рождались рассказы – коллеги страшно удивлялись такой плодовитости, а особенно тому, что это была очень хорошая проза, без всяких признаков графомании. Алексей продолжал сочинять и пьесы – “Нечаянная удача”, “День Ряполовского” и некоторые другие ставились в столичных театрах и пользовались успехом. При этом писатель вовсе не был затворником и не отказывался от светских раутов. Он регулярно бывал на литературных собраниях, творческих вечерах, выставках. Характер у него был общительный, ему нравилось бывать в компании. Слово “презентация” тогда не употреблялось, а вот литературные вечера, посвященные вновь вышедшим книгам, бывали, и Толстой в них участвовал регулярно.
Рис. 4. Алексей Толстой и Максим Горький

Ход образовательной деятельности

Этап

образовательной деятельности Организация

рабочего

пространства Деятельность

взрослого Деятельность

детей Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть Игра «Встали дружно все мы в круг»

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся Дети выполняют действия в соответствии со смыслом текста Условия для психологической поддержки детей

Основная часть

Загадываю загадку

— Ребята, вы любите отгадывать загадки?

«Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной»

— Как вы узнали, что это ёжик?

— Где мы можем узнать о характере ежа? Дети стоят в кругу

Рассуждение детей

Условия для мотивации детей

Условия для поддержки речевой активности детей

Чтение сказки Л. Н, Толстого «Еж» — Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Еж», которую написал русский писатель Л. Н. Толстой

«Теленок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй!

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове–матери, жалуется:

— Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :

— Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:

— У нас еж – богатырь, — шепотом со страху говорили звери». Дети садятся на стульчики, слушают сказку

Условия для восприятия сказки

Обсуждение сказки

— Что я вам прочла? Как вы определили?

— Почему ёж испугался теленка?

— Что сделал еж?

— Как в сказке вел себя теленок, увидев ежа? (читаю описание этой сценки)

— Как жаловался теленок корове-матери?

— Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой?

— А отчего на зверей такой страх нашёл?

— Что говорили звери про храбрость ежову?

— Какой ёж в этой сказке?

— Хорошо или плохо быть хвастливым? Почему?

— Если бы ёж не хвастался своей победой, звери бы называли его храбрым богатырем?- Может быть, это хорошо, что ёж прославился благодаря своему хвастовству? Рассуждение детей

Дети произносят фразу шёпотом Условия для развития навыков полного ответа на поставленный вопрос

На столе лежат картинки с изображением животных

-Ребята, а мы можем изобразить поведение героев?

— Сейчас разделитесь на две группы так, чтобы вас было поровну.

— Первая группа будет глупым телёнком, вторая группа – ежом.

— Представьте себя на месте этих животных и покажите его поведение.

— Слушайте внимательно:

«Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа»;

«Ой, ой, ой! – закричал теленок побежал к корове-матери, жалуется: «Еж меня за язык укусил»;

«А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :

«Я огромного зверя победил, должно быть льва!» Дети делятся на подгруппы

Каждая группа выбирает героя, которого будут изображать

Дети самостоятельно интерпретируют образ животных Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности

Условия для

взаимодействия детей друг с другом; для развития самостоятельности и инициативы;

для развития творческой активности

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

— Ребята, как у вас здорово получается! Сегодня мы будем пересказывать сказку, но необычно, а от имени героев: телёнка и ежа.

— А чтобы ваши пересказы получились интересными, послушайте ещё раз сказку Дети садятся на стульчики своей подгруппы, повторно слушают сказку Условия для участия в ситуации речевого общения

Пересказ сказки в подгруппах.

— Ребята, давайте нашим гостям расскажем события, происшедшие в сказке Дети встают на позицию одного из героев и с его точки зрения передают события, происшедшие в сказке Условия для поддержки речевой активности детей

Заключительная часть — Кто из героев более точно, выразительно передал события?

— Кому мы можем рассказать эту сказку? Как мы можем рассказать сказку? Высказывание детей Условия успеха, уверенности, поддержки речевой деятельности

Сорока.

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.

Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.

Раз спрашивает сороку синичка-птичка:

— Откуда, тетенька, ты прянички с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.

— А у черта на кулижках, — отвечала сорока-белобока, обманула птичку.

— Неправду ты говоришь, тетенька, — пискнула синичка-птичка, — у черта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи — все равно выслежу.

Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.

И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…

— Что с тобой, тетенька? — спрашивает синичка-птичка. — Или болит чего?

— Трудилась я, — охает сорока, — истомилась, кости болят.

— Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.

— А где трава Сандрит растет? — взмолилась сорока-белобока.

— А у черта на кулижках, — ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.

«У черта на кулижках одни сосновые шишки, — подумала сорока, — да и те пустые», — и затосковала: очень живот болел у белобокой.

И с боли да с тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока — голобока.

От жадности.

Картина.

Захотела свинья ландшафт писать. Подошла к забору, в грязи обвалялась, потерлась потом грязным боком о забор — картина и готова.

Свинья отошла, прищурилась и хрюкнула.

Тут скворец подскочил, попрыгал, попикал и говорит:

— Плохо, скучно!

— Как? — сказала свинья и насупилась — прогнала скворца.

Пришли индюшки, шейками покивали, сказали:

— Так мило, так мило!

А индюк шаркнул крыльями, надулся, даже покраснел и гаркнул:

— Какое великое произведение!..

Прибежал тощий пес, обнюхал картину, сказал:

— Недурно, с чувством, продолжайте, — и поднял заднюю ногу.

Но свинья даже и глядеть на него не захотела.

Лежала свинья на боку, слушала похвалы и похрюкивала.

В это время пришел маляр, пхнул ногой свинью и стал забор красной краской мазать.

Завизжала свинья, на скотный двор побежала:

— Пропала моя картина, замазал ее маляр краской… Я не переживу горя!..

— Варвары… варвары… — закурлыкал голубь.

Все на скотном дворе охали, ахали, утешали свинью, а старый бык сказал:

— Врет она… переживет.

Студенческие годы

Получить высшее образование все старались в Петербурге. Алексей стал студентом одного из лучших технических вузов России, Технологического института. Поступил молодой человек на факультет механики. Это сыграло огромную роль в его жизни. Студентов, как и во все времена, отправляли на практику, иногда очень далеко от столицы. Алексея отправили на месяц в Невьянск. Урал произвел на него яркое впечатление, много лет спустя он описал свои впечатления об этой поездке в путевых заметках. В Невьянске была наклонная башня, и именно ей посвящен рассказ начинающего писателя под названием “Старая башня”, первый в хронологическом списке его прозаических произведений.
Рис. 2. Алексей Толстой. Самара. 1900 годПервым из печати вышел сборник стихов. Это случилось в 1904 году. Поначалу Толстой, как и любой начинающий стихотворец, обрадовался, но потом переменил свое мнение. О написанных в юности стихах он, будучи уже автором великолепной прозы, старался вообще не вспоминать. В студенческие годы появились и несколько пьес, в том числе “Путешествие на Северный полюс”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: