Три поездки Илья Муромца (в пересказе А. Нечаева)
1
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи, призадумался: – Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть. Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей–подорожников. Горланят, шалыгами размахивают: – Убьём старика да ограбим! – Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите! И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
2
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать — убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо: – Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся. Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные. Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, вела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, улещала: – После хлеба-соли ступай опочив держать. В дороге небось умаялся! Провела в особый покой, указала на перину пуховую. А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое. Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку — красну девицу — в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
3
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем». — В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется. Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ! На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.
Памятник Илье Муромцу в Муроме
Былина, художник В. Купчинский
ак хватил Илья коня плеточкой, взвился Бурушка-Косматушка, проскочил полторы версты. Где ударили копыта конские, там забил ключ живой воды. У ключа Илюша сырой дуб срубил, над ключом сруб поставил, написал на срубе такие слова: «Ехал здесь русский богатырь, крестьянский сын Илья Иванович».
До сих пор льется там родничок живой, до сих пор стоит дубовый сруб, а в ночи к ключу студеному ходит зверь-медведь воды испить и набраться силы богатырской.
И поехал Илья к Киеву.
Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова.
Как подъехал он к Чернигову, услыхал под стенами шум и гам: обложили город татар тысячи. От пыли, от пару лошадиного над землею мгла стоит, не видно на небе красного солнышка. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. А в Чернигове плач да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются; подступили к Чернигову три царевича, с каждым силы сорок тысячей.
Разгорелось у Ильи сердце. Осадил он Бурушку, вырвал из земли зеленый дуб, с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину, да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конем врагов потаптывать. Где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек. Доскакал Илья до трех царевичей, ухватил их за желтые кудри и говорит им такие слова:
— Эх вы, татары-царевичи! В плен мне вас, братцы, взять или буйные головы с вас снять? В плен вас взять — так мне девать вас некуда, я в дороге, не дома сижу, у меня хлеб в тороках считанный, для себя, не для нахлебников. Головы с вас снять — чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь-ка вы по своим местам, по своим ордам да разнесите весть по всем врагам, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси сильные, могучие богатыри, пусть об этом враги подумают.
Тут поехал Илья в Чернигов-град. Заходил он в каменный собор, а там люди плачут, обнимаются, с белым светом прощаются.
— Здравствуйте, мужички черниговские, что вы плачете, обнимаетесь, с белым светом прощаетесь?
— Как нам не плакать: обступили Чернигов три царевича, с каждым силы сорок тысячей, вот нам и смерть идет.
— Вы идите на стену крепостную, посмотрите в чистое поле, на вражью рать…
Шли черниговцы на стену крепостную, глядели в чистое поле, — а там врагов побито-повалено, будто градом нива выбита, пересечена.
Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб-соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые.
— Добрый молодец, русский богатырь, ты какого роду-племени? Какого отца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить-поить, будешь ты в богатстве и почете жить.
Покачал головой Илья Муромец:
— Добрые мужички черниговские, я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, ее от врагов оборонять.
Стали просить Илью черниговцы хоть денек у них перебыть, попировать на веселом пиру, а Илья и от этого отказывается:
— Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву.
Задумались черниговцы, запечалились:
— Эх, Илья Муромец, прямая дорога к Киеву травой заросла, тридцать лет по ней никто не езживал…
— Что такое?
— Засел там у речки Смородиной Соловей-разбойник, сын Рахманович. Он сидит на трех дубах, на девяти суках. Как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному — все леса к земле клонятся, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди да лошади мертвыми падают.
Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста верст, а окольной дорогой — целая тысяча.
Помолчал Илья Муромец, а потом и головой тряхнул.
— Не честь, не хвала мне, молодцу, ехать дорогой окольной, позволять Соловью-разбойнику мешать людям к Киеву путь держать. Я поеду дорогой прямой, неезженой!
Вскочил Илья на коня, хлестнул Бурушку плеткой, да и был таков, только его черниговцы и видели!
Ильины три поездочки (поэтический вариант)
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать — женатому быть! Вправо ехать — богатому быть! Все судьбой сие предписано! »
Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что — судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »
Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном, Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится. Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
Памятник Илье Муромцу в Киеве
Следы Муромца в скандинавских и немецких источниках
Обсуждается теория, согласно которой родиной Ильи может быть Норвегия или Германия. Образ Муромца содержится в норвежской «Саге о Тидрике Бернском» и немецкой поэме «Ортнит».
В саге герой носит имя Илиас, считается сыном царя и братом князя Вальдемара. Действия происходят в V веке, но исследователи нашли нестыковку. В произведении одновременно упоминаются Атилла и Тидрик – первый умер в 453 году, а второй родился в 454-м.
Илиас владел недюжинной силой, которая вызывала восхищение у воинов. Но гунны под началом Атиллы победили войско Вальдемара и убили князя. Илиасу за силу и храбрость даровали жизнь и сохранили наследственные земли.
В немецком произведении Илиас – дядя и учитель короля Ломбардии Ортнита. Вместе с родственником воин совершает поход в Сирию с целью похитить царскую дочь.
Исследователи полагают, что образ Ильи Муромца мог быть заимствован русскими авторами у европейских коллег.
Илья Муромец и Одолище
В тех войсках басурманских есть сильный богатырь – мечет он копье свое долгомерное повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. И никто из богатырей русских сразиться с ним до сей поры не осмелился.
Как приехал Илья – не стал долго раздумывать. Дал коню отдохнуть, напоил, накормил и поехал навстречу богатырю – Басурманину Поганому.
Чуть миновал заставы городские, так и увидел злого татарина. Кидает он правой рукой копье свое долгомерное и сам себя похваливает:
— Как легко ворочаю своим копьем, так легко и с Ильей Муромцем управлюся.
Услыхал это Илья, пришпорил коня и пустился на злого татарина.
Еще солнышко не взошло, как начался у них бой великий. Бьются час, бьются другой. Приустали кони их, а богатыри твердо в седле сидят, никоторый даже не качается.
Вот и полдень настал. Тут кони богатырские спотыкнулися, пали наземь – не поднять их ни лаской, ни угрозою. Стали богатыри пеши биться. Поломали они свои копья долгомерные, поломали мечи тяжелые и схватились врукопашную. Сильно бьются – прах вокруг столбом стоит, земля под ногами гудом гудит.
Уж солнце близко к закату клонится, как поскользнулся вдруг Илья Муромец и упал на дороге навзничь. Насел на него Басурманин Поганый, выхватил нож из-за пояса и хотел перерезать горло Илье Муромцу.
Тут вспомнил Илья про старцев прохожих и подумал так:
«Видно неладно старцы сказывали, что смерть мне в бою не написана. Вот приходит она от руки вражеской, от ножа острого».
И только подумал он это, как почуял в себе такую силу великую, будто вновь испил чашу пива в полтора ведра. Освободил он руку правую — да как ударит Басурманина в грудь Поганого. Взлетел басурманин выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Упал на землю и воткнулся в нее по самые плечи.
Тогда вскочил Илья Муромец на ноги, выхватил у басурманина нож булатный и отрубил ему буйну голову. Взял он эту головушку бритую, вздел ее на обломок копья своего и поехал прямо на заставу богатырскую – с другими богатырями ждать-поджидать, когда вражеское войско под стены городские подступит.
Да только не пришлось им тогда дождаться. Как увидели татары, что убил у них Илья Муромец самого сильного богатыря, не осмелились они на бой, а снялись с места и ушли в свои степи.
Так избавил Илья Муромец Киев-град от новой беды и привез князю Владимиру подарочек – голову Басурманина Поганого.
Созывал Владимир-князь всех богатырей и стал угощать их, стал потчевать. И всех богатырей стал награждать подарками. Всех наградил, а Илью Муромца, самого главного, позабыл.
Илья Муромец на это очень прогневался. Выбежал он тут на белый двор, призвал к себе всю голытьбу пьяную. И стал говорить им таковы слова:
— Не пристало мне, крестьянскому богатырю, пировать здесь да бражничать, а пристало мне с вами гулять.
Берет он свой тугой лук и накладывает на тетиву калену стрелу. Пускает ту стрелу в золотоверхий дворец. Ударила стрела в золотые маковки, и посыпались те маковки на белый двор. А Илья Муромец приказал голытьбе подбирать те маковки и купить на них зелена́ вина.
От удара стрелы той зашатался дворец князя Владимира, сделались богатыри ни живы ни мертвы. А сам князь Красно Солнышко на Илью сильно прогневался. Но ему богатырь говорит таковы слова:
— Уж ты, князь Красно Солнышко, неладно делаешь: всех богатырей угостил, наградил, а Илью Муромца ничем не одарил!
Тут понял Владимир-князь, что сделал неправильно. Взял свою шубу соболиную и выносит на белый двор, подает ее Илье Муромцу и говорит:
— Не обидься, Илья Муромец, что тебя я не одарил ничем. Вот дарю я тебе свою шубу соболиную.
Разгневался Илья Муромец, схватил шубу соболиную. Схватил за рукав, схватил за другой, всю разорвал. Рвет и приговаривает:
— Как рвал я басурман поганых, так рву я, князь Владимир, твою шубу соболиную!
Князь Владимир возразить ему не осмелился. Знал его силу великую.
Образы богатырей в русском фольклоре
Былины оставались действующим фольклорным явлением вплоть до начала XX века. У Михаила Михайловича Пришвина (см. рис. 1), автора произведений о русской природе, есть рассказ о том, как он видел сказителя русских былин.
Рис. 1. Михаил Пришвин
Однако в литературу мир былин стал входить относительно поздно – на рубеже XVIII–XIX вв. И произведений не много. В живописи есть картины, например «Три богатыря» Васнецова. Есть великая опера Римского-Корсакова «Садко».
Садко – ключевой герой новгородских былин.
Вспомните, что такое циклы былин. Какие циклы вы знаете? В чем отличие новгородского цикла?
Есть стихотворение о герое киевского цикла былин Илье Муромце (см. рис. 2). Илья Муромец – герой, невозможный для античного эпоса. Можно представить Добрыню Никитича или Алешу Поповича.
Рис.2. В. Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри»
Такого героя, как Илья Муромец, в древнем эпосе нет. Он до 33-х лет «сидел сиднем», потому что был неподвижен. Мимо шли «калики перехожие», то есть слепцы, пели духовные песни и молитвы. Илья Муромец их услышал и подал воды. Герой исцелился, превратился в богатыря, нашел меч-кладенец и отправился на службу великому государю. Такое преображение возможно только в христианскую эпоху. Это христианское представление о чуде, а не античное о роке и судьбе (см. рис. 3).
Рис. 3. М. Шемаров. «Илья Муромец и калики перехожие»
Илья Муромец не такой юный, как Алеша Попович, но и не такой зрелый, как Добрыня Никитич. Он в мире русских былин занимает срединное положение.
Три поездки Ильи Муромца
После того еще долго Илья Муромец на свете жил. Долго Русской земле своей силой служил и мечом своим булатным. А как состарился он, да как поседела его борода добела, захотелось ему в родные места поехать, отцу с матерью поклониться. Отпустил его Владимир-князь, и поехал Илья в старые места новым путем, неезженым.
Ехал-ехал и наехал на три дорожки неширокие. Ведут те дорожки неведомо куда, а где скрестились они, там огромный камень лежит, и написаны на том камне три надписи:
«Кто прямо поедет – убит будет; кто направо поедет – женат будет; кто налево поедет – богат будет».
Призадумался Илья Муромец:
— Жениться мне — я уж очень стар, а богатства мне совсем не надобно. Я поеду туда, где убитому быть: на роду мне смерть не написана.
Повернул он коня своего быстрого, поскакал по прямой дороге. Выезжает на поляну просторную. Средь поляны той могучий дуб стоит, а под дубом сидят сорок разбойников. Как увидели они Илью Муромца, так и схватились за дубины тяжелые да за ножи острые. Хотят убить его.
Тут сказал им Илья Муромец таковы слова:
— А за что вы меня убить хотите, разбойнички? Богатства со мной вовсе нет. Всего-то и есть у меня, что конь да меч, да лук тугой, да колчан со стрелами. Только конь мой и меч не про вашу честь, а вот лук тугой я про вас припас.
Сымает он с плеч лук тугой, вынимает из колчана калену стрелу. И накладывает стрелу на тетивушку, и пускает стрелу во зеленый дуб. Ударила стрела во зеленый дуб, разлетелся дуб в мелки дребезги. Многих тут разбойников поранило, многих и насмерть убило. Остальные разбойники в стороны бросились, так что Илье бить стало некого. И остался Илья Муромец на поляне един.
Вернулся Илья к камню белому. Стер надпись старую и написал надпись новую:
«Ездил по прямой дороге Илья Муромец, а убит не бывал».
Стал он теперь из двух дорог одну выбирать:
— Надо ехать по той дороге, где женатым быть, а богатства мне не надобно.
И поехал Илья по правой дороге. Подъезжает к большому терему. Встречают его слуги многие, ведут в палаты богатые. И выходит к нему царевна-красавица, угощает его всякими питьями да яствами, милует, ласкает, суженым называет. А как ночь пришла, повела Илью Муромца в опочивальню, приготовила ему кровать золоченую, постель мягкую: «Ложись, отдыхай, целуй, обнимай».
А Илья Муромец хоть и прост, а догадлив: схватил он царевну-красавицу и положил на ту кровать золоченую. А как положил, так сразу провалилась кровать в подвалы глубокие.
Посмотрел вниз Илья Муромец — видит: в тех подвалах людей многое множество. Все-то, небось, женихи, все-то, небось, суженые. Побежал Илья Муромец на широкий двор, отыскал дверь в подвалы глубокие, отбил замки крепкие и выпустил всех людей, что царевна заманила, на белый свет из темноты ночной.
Поклонились все люди Илье до самой земли:
— Спас ты нас, Илья Муромец, от смерти лютой.
Едет он опять к белому камню. Стирает надпись старую и пишет надпись новую:
«Ездил по той дороге Илья Муромец, а женат не бывал».
После того подумал он:
— Уж не поехать ли мне по третьей дороге? Может и там обман какой лежит.
И поехал по третьей дороге Илья Муромец. Видит – погреба толстостенные, обширные. А у погребов этих колоколов понавешено. Кому нужно богатство — дерни за бечевку, ударь в колокол – и всё тут. Взялся Илья Муромец за веревку, ударил в колокол. Откуда ни возьмись, мужичок с золотым клюшком, с золотым ключом.
Отпирает мужичок погреба толстостенные и говорит Илье:
— Бери, богатырь, богатства, сколь тебе надобно.
Вошел Илья Муромец в погреба глубокие, поглядел кругом и удивился: везде золото блестит – глазам больно.
Да Илья Муромец никогда на золото не льстился. Не взял нисколечко и пошел обратно на вольный воздух, на белый свет.
Сел на коня, вернулся опять к придорожному камню. На белом камне две надписи новые, а третья – старая. Стер он надпись старую и написал новую:
«Ездил тут Илья Муромец, а богат не бывал».
Написал такие слова и поехал дальше в родные места, в город Муром, село Карачарово.
Как прибыл домой, обрадовались родители — не ждали они, не гадали сынка увидать. А Илья смотрит на них, дивится: очень уж прытко старички состарились. Пожили они еще с месяц и померли. Похоронил их Илья Муромец с почетом, и в скором времени сам преставился.
А всего житья ему было полтораста лет.
* По материалам книги Тамары Габбе «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи».
Рубрика: Сказы
Илия Печерский и русский богатырь
Былины наполняют русский народный эпос и увековечивают героические события или примечательные эпизоды национальной истории XI–XVI веков. Оттого в образах многих богатырей узнаются черты людей, которые действительно жили в средневековой Руси и принимали непосредственное участие в ее истории.
Илия Печерский – инок Киево-Печерского монастыря – жил в XII веке. Исследователи русского фольклора считают его прототипом Ильи Муромца. Доказательства жизни Илии сохранились, а вот Муромец, по версии ученых, – собирательный образ, некоторые особенности которого позаимствованы в том числе и у упомянутого священнослужителя.
Печерский родился в селе Карачарово в промежутке между 1150 и 1165 годами, считают ученые. Но гипотеза вызывает сомнения, потому что в истории населенный пункт впервые упоминается в XVII веке. Согласно другому мнению, Илия появился на свет в городе Карачев или поселке Моровск.
С юности Печерский обладал недюжинной силой и носил прозвище Чоботок: однажды богатырь отбился от врагов одним сапогом – чоботом.
Монашество Илия принял в Киево-Печерской лавре, но священнослужению посвятил не всю жизнь. Ученые доказывают это отсутствием упоминаний о житии преподобного. Считается, что Илия большую часть жизни посвятил ратному делу и решил стать монахом после того, как едва не погиб в бою.
Некоторые исследователи предполагают, что Печерский родился в Муроме, где после жили его потомки, носившие фамилию Гущины. Преемники Илии обладали невероятной силой. Например, одному из потомков, который жил в конце XIX века, даже запрещалось участвовать в кулачных боях.
Рядом с домом, где Илия жил в Муроме, стоит Троицкая церковь. Предание гласит, что мужчина построил здание сам. В ходе работы Печерский на плече носил стволы дуба-топляка, которые сплавлялись по реке.
Точной даты смерти Илии, как и ее причин, не сохранилось. Но существует гипотеза, что Печерский погиб 2 января 1203 года при нападении на Киев Рюрика Ростиславича. В Киево-Печерской лавре придерживаются мнения, что Илия не погиб на поле сражения, а был тяжело ранен копьем в грудь, но выжил. И последние годы жизни богатырь провел в служении Богу.
Мощи Илии хранятся в пещере Киево-Печерской лавры. Для исследователей, которые изучают жизнь святого воина, примечателен 1988 год. Ученые проводили экспертизу мумифицированных останков Печерского. Анализ показал, что останки принадлежат мужчине, умершему в XII столетии.
Характеристика антропометрических данных усопшего указывают на нетипичный для Средневековья рост – 177 см. У современников Илии средний рост составлял 165 см. Исследователи обнаружили признаки заболевания позвоночника, что указывает на связь с былинным Ильей Муромцем, который не мог ходить из-за проблем со спиной.
Череп монаха толще, чем у обычных людей. Запястья и ключицы превосходят по размерам примеры из анатомии.
Причиной смерти Печерского мог стать удар копьем или мечом в грудь. На левой руке сохранились следы характерной раны. Вероятно, Илия прикрывал грудь от острия оружия. Погиб Илия в возрасте 40–45 лет.
Работа советских ученых помогла снять часть вопросов, касающихся личности Печерского. Но по-прежнему остаются факты из биографии Илии, которые мифологизируются и обрастают новыми подробностями.
Анализ стихотворения Толстого «Илья Муромец»
Большая часть былины А. К. Толстого представляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представлены в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставления (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?
Монолог представляет собой развернутое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклицательные предложения передают эмоциональное состояние героя, испытывающего
обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах. Речь Ильи построена на многочисленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богатыри — старый Илья; служба у князя — свобода, к которой стремится богатырь; душная жизнь в Киеве — просторы природы. Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у князя — в этом заключена жизненная позиция героя. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настроение и переживания героя? Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев лицом, с наслаждением вдыхает запахи природы, воздух свободы, дикой воли и продолжает свой путь.
Тургенев о. Обращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении? Поэт воспевает в былинном герое мудрость, внутреннюю сдержанность, сочетающиеся с богатырской мощью и силой. Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы былинного стиля использовал поэт в стихотворении «Илья Муромец»? В стихотворении использован напевный былинный стих, размеренность речи, обращения, характерные для былины, постоянные эпитеты (богатырский конь).
В русской былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» Илья, «разгневанный» и «раздраженный» тем, что стольный князь Владимир забыл позвать его как «лучшего богатыря» «на почестный пир», стал стрелять из лука по «маковкам золоченыим», которые «отпали на сыру землю». Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Каким предстает в этом конфликте Илья Муромец? Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к выводу, что, потеряв службу, он обретает гораздо большее — свободу.
Сопоставляя народные былины об Илье Муромце и стихотворение Толстого, можно проследить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь создать такое жизнеописание. Илья Муромец до 33 лет пролежал на печи, и сила богатырская пробудилась в нем только в связи с необходимостью постоять за землю — матушку. Калики перехожие вручают Илье меч русского богатыря Святогора. С тех пор Илья Муромец защищал Русь, бескорыстно служил родине и народу. Он одержал победы над Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Калином-царем вместе с его несметным войском и совершил еще много славных подвигов.
Анализ стихотворения «Илья Муромец» Алексея Толстого
Произведение «Илья Муромец» А.К. Толстого написано в жанре былины. Оно имеет характерный для былины тягучий распевный слог, схожий с народными песнями, и изобилует эпитетами.
Былина представляет из себя монолог богатыря Ильи Муромца, обращённый к князю Владимиру. В первом и втором катренах Толстой описывает окружающий Илью пейзаж, используя при этом эпитеты (жаркий полдень, папортник пышный). В том разделе мы узнаём, что Илья уже не молод — автор называет его «дедушкой».
Это указание на возраст даёт читателю понять, что Илья Муромец — мудр и опытен, может бесстрастно рассуждать о княжеском дворе. Он уже отслужил своё, но еще имеет недюженную силу («а как тресну булавою, так еще не слаб»).
Богатырь вёл честную и скромную жизнь, не гонялся за богатствами (не терплю богатых сеней, мраморных тех плит — вновь эпитеты), не чествовал царских пиров, пьянства и распутных женщин. И, тем не менее, он обижен на князя Владимира, не приветившего Илью за своим столом, в своём доме, несмотря на заслуги богатыря («но обнес меня ты чарой в очередь мою»).
Илья Муромец укоряет Владимира за приближение неопытной и честолюбивой молодёжи и за то, что не чтит князь опытных и доказавших годами свою верность стариков:
С высоты своего возраста богатырь понимает, что он слишком прост для княжьего двора («правду молвить, для княжого не гожусь двора»). Да и не привык он к тесным княжьим покоям, он жаждет свободы, и воссоединения с природой. Но, в то же время, богатырь хочет признания своих заслуг, ведь Киев и вся Киевская Русь обязаны ему сохранением своей целостности и независимости. Илья рассержен, что несмотря на честную службу, которой он посвятил всю жизнь, он нежеланный гость на княжьем дворе.
К концу произведения негодование и обида сменяются спокойствием, которое навевает и поддерживает окружающий пейзаж:
В произведении кроме эпитетов были использованы следующие художественные приемы:
- метафоры («лицом суровым просветлел», «сядут – полон стол»);
- антитеза («…твои богатыри-то… молодежь – вот без старого Ильи-то как ты проживешь!»).
Это произведение говорит читателю о том, что забывать старые заслуги не годится. Человек, внесший весомый вклад в судьбу своей Родины, заслуживает почтения даже в преклонном возрасте.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Илья не мог ходить по вине деда-язычника
Жизнь героя былин начинается неудачно: мальчик осознает, что не сможет ходить всю жизнь и будет прикован к кровати. Причину, по которой Илья Муромец родился с патологией, объясняет легенда, связанная с приходом христианства на территорию Руси.
Дед будущего богатыря оставался верен язычеству и не хотел принимать веру в единого Бога. В знак решительности предок Муромца разрубил топором икону. Тогда родственнику Ильи предрекли проклятие на мужской род – якобы мальчики в семье будут рождаться калеками.
Илья появился на свет через 10 лет после случившегося. Если верить легенде, то мальчик действительно стал жертвой необдуманного решения дедушки. Но фольклорная мысль идет дальше. 33 года недуга сделали Илью кротким и терпимым, поэтому высшие силы решили дать мужчине возможность послужить во славу христианской веры и наделили огромной для смертного силой.
Психиатры объясняют невозможность Муромца ходить явлением астазии-абазии (нарушение способностей стоять и ходить) при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата. Отклонения наблюдаются у лиц, страдающих от диссоциативных расстройств, ранее называемых истерией.