Михалков с.в. басни «грибы».»зеркало».тематика, проблематика

Мораль басни «Грибы»

О том, что симпатичная внешность – это вовсе не подтверждение хорошего характера у человека – основная мысль морали басни Грибы Сергея Михалкова. И правда, мухомор — гриб очень заметный и яркий, но не вкусный и полезный, а ядовитый. Мудрая природа наделила его яркой шляпой не за тем, чтобы все думали, что и внутри он хорош, а, наоборот, чтобы предупредить о его опасности.

В обществе людей все похоже – порой люди с красивой внешностью и приятным голосом, вовсе не являются добрыми и порядочными. Однако нередко случается так, что видя красивое лицо, фигуру, со вкусом подобранную обувь и одежду, а также поставленный голос и плавную речь, все вокруг считают, что этот человек и внутри добр, и мил.

Однако же чаще это совсем не так

И прежде, чем составлять о новом знакомом какое-либо мнение, необходимо как следует приглядеться, а каков же он внутри, что важно для человека только внешний вид или он и внутренне красив?. Великие о стихах:

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

— …Хороши ваши стихи, скажите сами?– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки

Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки

Макс Фрай. «Болтливый мертвец»

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. «Тысяча жизней»

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Особенности басен Михалкова

В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.

Основными темами произведений для детей выступают следующие:

  • уважение к труду и тем, кто трудится;
  • воспитание дружбы и взаимопомощи;
  • неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.

Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Басни Михалкова. Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж,Но раньше, чем послать его на вернисаж,Он пригласил друзей взглянуть на полотно:Что, если вдруг не удалось оно?Вниманием гостей художник наш польщен!Какую критику сейчас услышит он?Не будет ли жесток звериный суд?Низвергнут? Или вознесут?Ценители пришли. Картину Слон открыл,Кто дальше встал, кто подошел поближе.»Ну, что же,- начал Крокодил,-Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…»»Что Нила нет, в том нет большой беды!-Сказал Тюлень.- Но где снега? Где льды?»»Позвольте!- удивился Крот.-Есть кое-что важней, чем лед!Забыл художник огород».»Хрю-хрю,- заметила Свинья,-Картина удалась, друзья!Но с точки зренья нас, Свиней,Должны быть желуди на ней».Все пожеланья принял Слон.Опять за краски взялся онИ всем друзьям по мере силСлоновьей кистью угодил,Изобразив снега, и лед,И Нил, и дуб, и огород,И даже мед!(На случай, если вдруг МедведьПридет картину посмотреть…)Картина у Слона готова,Друзей созвал художник снова.Взглянули гости на пейзажИ прошептали: «Ералаш!». Мой друг! Не будь таким слоном:Советам следуй, но с умом!На всех друзей не угодишь,Себе же только навредишь

Мой друг! Не будь таким слоном:Советам следуй, но с умом!На всех друзей не угодишь,Себе же только навредишь.

Морской индюк


Индюк завидовал гусям, Что могут плавать там и сям. Короче говоря, Его к воде тянуло — На реки, на озера, на моря, Откуда иногда солёным ветром дуло. Но более всего его манило то, Что краше моряков уж не одет никто!.. Везёт же индюкам! Индюк попал на флот! Индюк по-флотски ест. Индюк по-флотски пьёт. В тельняшку он одет, как ходят все на флоте. Но в воду вы его и силой не столкнёте: Подальше от воды на суше он живет, А если с берега увидит вдруг волну, Так уж кричит: «Тону-у!…» Заехал раз Индюк домой, на птичий двор, И произвёл фурор. О нём лишь только разговор: «Какой моряк! Ах! Ах! — кудахчут куры. — Какой жаргон! И как татуирован он! А мы живём за петухами, дуры!» Надулся наш Индюк, вдруг став героем дня. Хвост распустил, а сам что было сил (Хотя особенно никто и не просил) Заголосил: «Родня! Берите все пример с меня! Довольно вам в пыли купаться! Я — водоплавающий, братцы! Жить не могу без корабля! Аврал! Форштевень! Брамселя!» Захлопал крыльями весь птичий двор вокруг: «Как мы горды! Нас посетил Индюк!» И даже сам Петух пропел «кукареку», Воздав хвалу морскому Индюку. —

Так прячутся порой нахалы и невежды За громкие слова и пышные одежды.

Басни Михалкова — Полкан и шавка

Косого по лесу гоняя,Собаки — Шавка и Полкан -Попали прямо в пасть к волкам, -Им повстречалась волчья стая.От страха Шавка вся дрожит:»Полкаша… Некуда деваться…Я чую смерть свою… Что будем делать?..» -«Драться! -Полкан в ответ ей говорит. -Я на себя возьму того, что покрупнее,А ты бери того, что рядом с ним».И, до врага достав прыжком одним,

Вцепился храбрый пес зубами в волчью шеюИ наземь Серого свалил, -Но тут же сам растерзан был.Что думать Шавке? Очередь за нею!

Тут Шавка взвизгнула и в ноги бух волкам:»Голубчики мои! Не погубите!Сродни ведь прихожусь я вам!Вы на уши мои, на хвост мой посмотрите!А чем не волчья шерсть на мне?Сбылась мечта моя — попала я к родне!Пошли за мной, я показать вам рада,Где у реки пасется стадо…»Вот волки двинулись за Шавкою гуськом,Вначале лесом, после бережком,Под стадо вышли, на хвосты присели,Посовещалися на волчьем языке.И от коров невдалекеНа всякий случай раньше Шавку съели.Но сами тож не уцелели -В жестокой схватке полегли:Сторожевые псы то стадо стереглиИ ружья пастухи имели…

x x x

Сей басне не нужна мораль.Мне жаль Полкана. Шавки мне не жаль!

Анализ, мораль басни Михалкова «Грибы»

Басня С. В. Михалкова «Грибы» была опубликована в 1967 году в центральной партийной газете «Правда», и это о многом говорит. Обласканный властью талантливый поэт, являясь первым секретарем правления Московской организации Союза писателей РСФСР, обладал безусловным авторитетом в литературных кругах, всегда активно строил карьеру и не имел проблем с публикациями.

Миниатюрная басня «Грибы» при внешней лаконичности выражения является иллюстрацией внутренней философии бытия. В ее рамках поэт доступно и ненавязчиво проводит тезис о том, что внешность человека совсем не является мерилом ценности личности.Нарядный броский Мухомор при всей его внешней яркости не перестает быть обычной бесполезной поганкой. Более того, его кричащая красота таит в себе опасность – неопытный человек, соблазнившись ею, может подвергнуть свое здоровье страшной угрозе. Возможно, природа и раскрасила шляпку мухомора, чтобы предупредить людей и зверей об этой опасности – но эта истина очевидна не всем.

Автор обозначает собственное отношение к персонажам. В тексте басни фигурируют оценочная лексика – «нахальный вид». Оборот «бросался в глаза» имеет явный негативный оттенок, а повелительная интонация Мухомора подчеркивается соответствующей глагольной формой – «смотрите», хвастливую ноту подчеркивает восклицательный знак. Категоричность, безапелляционность высказывания усиливается отрицательной частицей «нет» – «заметней нет».

Перифраз-самоназвание «поганка» позволяет дополнительно подчеркнуть недалекость хвастливого Мухомора, который не улавливает отрицательной коннотации такого названия так же, как и эпитета «ядовит». Более того, Мухомор явно гордится своей ядовитостью. Поэт напоминает нам, что пустословы на поверку оказываются поверхностными, а зачастую и просто глупыми людьми.

Риторическими восклицаниями, вызывающими эмоцию читателя, являются все реплики Мухомора – «Смотрите на меня!», «Как я красив!». Лексический повтор «…красив! Красив и ядовит…» позволяет сделать акцент на характеристике, которую дает себе Мухомор, его самолюбовании.

Басня отлично иллюстрирует русскую пословицу «Молчание – золото». Мудрый человек не навязывает своего мнения никому. Более того, молчание становится для Белого Гриба условием выживания.

Среди иных средств художественной выразительности в басне использованы немногочисленные эпитеты – «яркий Мухомор», «нахальный вид», «я красив и ядовит», инверсия – «рос… Мухомор», «бросался … в глаза … вид», «заметней нет…», метафора – «вид бросался в глаза», парцелляция – «…под елочкой молчал. И потому… никто…»

Автор удачно использует прием противопоставления. Изначально персонажи находятся в разных позициях. Саморекламу Мухомора облегчает его местоположение – среди лесной полянки.

Имя существительное «в тени» приобретает в контексте басни переносное значение – таким образом, автор указывает, что Белый Гриб ведет скрытное существование. Уменьшительная форма слова «под елочкой» придает всему предложению иронический оттенок.

Использование местоимения «никто» в конструкции «никто не замечал» подчеркивает отсутствие на поляне кого бы то ни было, способного взять ценный лесной трофей в виде Белого Гриба.

Басня обличает людей, которые выпячивают свои сомнительные внешние черты, не понимая их истинной цены. Она не содержит сформулированной морали, но внимательный читатель сделает это самостоятельно – не стоит доверять людям, превозносящим свои физические достоинства над моральными качествами. Ирония судьбы состоит в том, что скромным знающим людям труднее добиться успеха. Поскольку они зачастую не умеют громко заявить о себе, их уделом становится несправедливое забвение.

МихалковРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Басни Михалкова — Кукушка и скворец

«Чего распелся ты так рано над крыльцом?» -Кукушка из лесу Скворцу прокуковала.»Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! -Ей отвечал Скворец. — Я нынче стал отцомТеперь мне в пору петь с рассвета до заката:В скворечнике моем пищат мои Скворчата!Я полон гордости — растет мой скромный дом!» — «Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! -Кукушка из лесу в ответ. —Чем удивил ты белый свет!По мне, так лучше быть свободной птицей!» -«А где несешься ты?» -«В любом чужом гнезде!» -«А где твои птенцы?» -«Не знаю где. Везде!» -«Да кто ж выводит их?» -«Другие их выводят.Я не из тех, кто в этом смысл находит…Семья мне не нужна. Я жить одна хочу,Куда задумаю — туда и полечу!Где захочу — там прокукую.Вот, Скворушка, тебе бы жизнь такую!» -«Нет, — отвечал Скворец. — Пример моих отцовПодсказывает мне иметь весной птенцов!»И надо же такому вдруг случиться:Пернатый хищник, старый вор,Скворчатинкой задумав поживитьсяЯвился как-то раз к моим Скворцам во двор.Но грозно встретила его семья Скворцов!Едва отбившись от птенцов и от отцов,Разбойник улетел. А над лесной опушкойОн с одинокой встретился Кукушкой -И все ж позавтракал в конце концов!

Биография С. В. Михалкова

Мы уже знаем, что басня – это сказка, написанная в прозе или в стихах, которая содержит нравоучение или мораль. Вы уже читали басню Льва Николаевича Толстого «Лев и Лисица», она была написана в прозе. Сегодня мы познакомимся с еще одним баснописцем, басни которого тоже написаны в прозе – С.В. Михалковым. Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве (рис. 1). Его отец, Владимир Александрович, имел юридическое образование. Он занимался восстановлением народного хозяйства. Мать, Ольга Михайловна, была сестрой милосердия и учительницей, поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома.

Рис. 1. Сергей Михалков

В обычную школу пошел учиться в четвёртый класс. С десяти лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатаются в журналах: «Огонёк», «Прожектор», «Известия», «Комсомольская правда». В 1931 году опубликована поэма «Дядя Степа». В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки «Три поросенка».

В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем-корреспондентом. В 1944 году прозвучал гимн Советского Союза на слова Сергея Владимировича Михалкова (рис. 2).

Рис. 2. С. Михалков ()

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» (Источник)

Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

Басни Эзопа

Басня «Гранатовое дерево, Яблоня и Терновник»

Гранатовое дерево и яблоня спорили, у кого плоды лучше. Спорили они все жарче, пока терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: «Перестанем, друзья: зачем нам ссориться!»

Так, когда лучшие граждане в раздоре, то даже люди ничтожные набираются важности. Басня «Гусыня, несущая золотые яйца»

Басня «Гусыня, несущая золотые яйца»

Один человек особенно чтил Гермеса (покровителя торговли), и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся, и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха.

Так что люди корыстолюбивые, польстившись на большее, теряют и то, что имеют.

Басня «Две Лягушки-соседки»

Две Лягушки жили по соседству друг от друга. Одна обитала глубоко в пруду, укрытая от посторонних взглядов, а другая — в неглубокой сточной канаве, через которую проходила просёлочная дорога. Первая Лягушка приглашала другую перебраться к ней — в пруду безопаснее, да и еда лучше и вкусней. Другая же всё отказывалась, мол, трудно покидать насиженное место. Вскоре тяжёлая телега проезжала через канаву, да и раздавила бедную Лягушку.

Вот так несговорчивость до беды доводит!

Басня «Две Лягушки и колодец»

Две Лягушки жили в пруду. Когда под лучами жаркого летнего солнца пруд высох, они пошли искать себе другое жилище. По дороге им попался глубокий колодец с водой. Одна Лягушка и говорит: «Давай, прыгнем в него, и будем там жить — у нас будет и крыша над головой, и питьё. Другая Лягушка отвечала с большим благоразумием: «А что, если вода в колодце высохнет, – как мы выберемся из такой глубины?»

Что бы ты ни делал, — всегда думай о последствиях.

Анализ басни «Грибы»

Автор рассказывает нам историю двух грибов – Мухомора и Белого Гриба, – в которой самодостаточный, в меру гордый, добрый и статный представитель благородного сообщества грибов проводит свое время в тени замечательного дерева, наслаждаясь окружающей его компанией. В это же время напыщенный, уверенный в невероятной красоте Мухомор во все горло кричит о своем превосходстве.

Мы не раз слышали различного рода истории именно об этих представителях грибного царства, ведь именно их образы максимально могут передать сущность определенных групп людей, прототипами которых они и являются.

Мухомор – всеми признанный красавец, яркий, привлекающий внимание персонаж с абсолютно противоположным внутренним содержимым, ядовитым и пугающим.
Белый Гриб – скромный, внешне ничем особо не примечательный добряк с богатым духовным миром.

Главное, уметь вовремя распознать в представленной навязчивой красоте недруга и увидеть в находящемся в тени настоящее открытое сердце без доли противоречий и лжи. Этому и учит своего читателя с помощью басни «Грибы» Михалков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: