Предмет и история детской психологии

Зигмунд Фрейд “Введение в психоанализ”

* электронную версию книги можно купить и скачать в форматах: fb2, epub, pdf, txt.

Начнем с автора, имя которого знают даже школьники. Несмотря на то что современные ученые отвергли часть его теорий, а другие доработали и дополнили, З. Фрейд был и остается важнейшей фигурой в мире психоаналитики. Собственно он и является создателем аналитического направления в психологии.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Данная книга – это подробный курс лекций по психоанализу в рамках теории, которую разработал Фрейд. Издание состоит из 3 глав:

  1. Ошибочные действия личности.
  2. Сновидения.
  3. Неврозы, их симптомы и значение, сексуальная жизнь, либидо и другие темы.

Также в учебнике содержится продолжение и переосмысление лекций, в том числе автор развивает свою теорию о сновидениях. Эта книга, конечно, предназначена больше для профессиональных психологов и психоаналитиков, но с ней стоит ознакомиться всем, кто интересуется психологией, чтобы как минимум сложить собственное мнение о трудах Фрейда.

Новые публикации

Назад в СССР: в Израиле открылась выставка «От Москвы до самых до окраин» 10.02.2022

В Тель-Авиве проходит выставка графических работ художника Бениамина Райхлина. Рисунки были написаны с натуры во время путешествий по городам и весям Советского Союза. «Русский мир» расспросил автора о его поездках по СССР и жизни художника в Израиле.

Интеграция или сегрегация: зачем в Латвии изучать русский язык? 10.02.2022

В Латвии случился очередной политический скандал на почве гонений на русский язык и образование на этот раз со стороны главы государства – латвийского президента  Эгилса Левитса.

«У меня есть предчувствия, я думаю, что уже недолго проживу». 185 лет дуэли на Чёрной речке 10.02.2022

Мы всё ещё переживаем за Пушкина, жалеем его и любим. Мы всё ещё прикидываем, что было бы, если бы роковая дуэль не состоялась и как бы мы спасли дорогого Александра Сергеевича, и даже поём об этом песни.

Не только COVID-19. Как в России боролись с эпидемиями 09.02.2022

История медицинских прививок началась в мире примерно 250 лет назад. От инфекционных болезней умирали не только миллионы простых людей, но и короли, и императоры. Когда в Европе придумали вакцинацию от оспы, Россия стала одной из первых стран, где прививки стали поощряться государством.

Жизнь как шахматная партия 08.02.2022

Имя выдающегося шахматиста Анатолия Карпова известно во всём мире. Он – двенадцатый чемпион мира, трёхкратный чемпион мира по шахматам среди мужчин и также трёхкратный – мирового первенства по версии ФИДЕ, а всего у него 186 побед в международных турнирах, последний из которых он выиграл совсем недавно.

«Мне нравится помогать людям восстанавливать историю своей семьи» 04.02.2022

Русский язык помогает людям разных стран не только общаться друг с другом, но и заниматься историческими исследованиями, в том числе семейной родословной. Сегодня историю своей семьи хотят узнать многие потомки первой волны эмиграции: кто-то ищет источники и архивные документы самостоятельно, кто-то обращается в российские посольства за помощью.

В Сербии возродили Русский шахматный клуб 03.02.2022

В сербском городе Панчево члены Национальный совета русского этнического меньшинства (НСРЭМ) вместе с многочисленными гостями из разных городов Сербии торжественно открыли Русский шахматный клуб «Павле Орлов».

Почему танзанийцам интересна Россия и кто занял место Советского Союза? 03.02.2022

Руководитель Русского центра Университета Додомы Станислав Белецкий приехал в Танзанию несколько лет назад преподавать русский язык и сначала испытал настоящий культурный шок, зато потом по-настоящему влюбился в эту страну.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются  основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать  революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень  трудно определить моменты их  наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что  возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди.  При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Социальные настроения — во главе угла

Психология чутко откликается на настроения общества, и прежде всего, на обсуждение вопросов равенства и толерантности. И в 2020 году вопрос оказания психологических услуг и получения психологического образования для всех социальных слоев и этнических групп стоит максимально остро.

И еще два важных тренда этого года, основанные на происходящем в мире: работа с последствиями глобальных климатических изменений и проблема использования огнестрельного оружия на психологическом уровне. Мы живем в непростое время, переполненное кризисами и насилием, поэтому задача психологов — помочь обществу сохранять гармонию внутри и справляться с хаосом вокруг.

10 Хюгге. Датский детский мир

Развитое государство в сфере детского воспитания и психологии – Дания. Именно в этой стране, согласно статистике, живут люди с наивысшим в Европе индексом удовлетворенности жизнью. В чем заключается основной секрет воспитания будущего счастливого поколения, подробно рассказывает Еспер Юуль в своем руководстве. Автор считает, что четырьмя «китами», на которых основывается все развитие детей, являются: искренность, гармония, справедливость и ответственность.

Концепция книги в том, что Еспер Юуль отвечает на реальные вопросы, с которыми сталкиваются родители

Известный психотерапевт доступным языком, иллюстрируя ситуации схемами и таблицами, объясняет взрослым, как важно быть с детьми на равных. Пособие подводит к конечной цели – помочь ребенку в будущем самостоятельно строить свою жизнь и найти в ней себя

В отзывах пишут, что книга практична, в ней можно найти ответы на самые популярные вопросы воспитания.

Рейтинг лучших пособий для родителей

Лучшие современные книги (не только по психологии) расскажут, как без криков и наказаний добиться необходимого результата, о популярных методиках обучения малышей от 1 года и до 3 лет, о том, как родителям не сойти с ума и решить самые распространенные ошибки. Рейтинг включает литературу, которая оказалась наиболее эффективной и интересной для деток разных возрастов: от 2 до 4, от 5 до 7, от 8 до 10 лет.

В. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»

Автор понятными словами рассказывает молодым родителям о сути методики, ее правилах. По методике Монтессори воспитывать малыша нужно еще с полугода, стараясь донести основную информацию обо всех сферах окружающего мира. Также в пособии есть практические методики, сценарии, упражнения.

В. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»

П. Таф «Как дети добиваются успеха»

Задумывались ли вы, как внешнее окружение влияет на развитие, успешность, уровень интеллекта? Автор рассказывает реальные истории о таком влиянии и подсказывает, как направить сына или дочь в мире, где все норовят подстроить его под свои требования.

П. Таф «Как дети добиваются успеха»

Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Это пособие написано психологом. Методики Юлии Гиппенрейтер помогут найти точки соприкосновения — вы поймете, как общаться с малышом, не наказывать его, но все же добиться того, чего вы от него хотите.

Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

М. Ибука «После трех уже поздно»

В пособии автор объяснит, почему возможности малыша не ограничены, для чего нужно заниматься с малышами с малых лет и как правильно это делать.

М. Ибука «После трех уже поздно»

П. Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа»

Автор объяснит, почему малыш должен воспитываться в естественном ключе по французскому методу. Все тонкости французского воспитания раскрыты Памелой Друкерман.

П. Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа»

Л. Петрановская «Если с ребенком трудно»

Книга от ведущего психолога России. Из нее вы узнаете, как улучшить отношения с ребенком, найти к нему подход и определить пути для его дальнейшего развития.

Л. Петрановская «Если с ребенком трудно»

А. Файбер, Э. Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно?»

Это пособие поможет растить нескольких чад разного возраста, и расскажет, как им избегать конфликтов и строить гармоничные отношения со сверстниками.

А. Файбер, Э. Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно?»

Н. Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»

Это еще одна книга от психолога, которая поможет справиться с избалованными чадами, сохранив свои силы и нервы.

Н. Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»

А. Черницкий, В. Бирюков «Как воспитывать ребенка до детского сада»

А вот это пособие для тех, кто не хочет изучать массу сложных трудов по психологии, но хочет понять, как развивать малыша до трех лет, стоит ли его наказывать, а если стоит, то как правильно это сделать.

А. Черницкий, В. Бирюков «Как воспитывать ребенка до детского сада»

Е. Белонощенко «Рожденные с характером»

Автор расскажет о формировании личности, поможет определить тип характера вашего малыша и даст советы по его обучению.

Е. Белонощенко «Рожденные с характером»

Книга «Свобода от воспитания» (Дима Зицер)

Совершенно зря многие родители принципиально игнорируют книги по психологии. Детские авторы поясняют, что воспитание порой перерастает в насилие. С одной стороны, это давление на детей с целью навязать им свои собственные принципы и общепринятые правила поведения. С другой — это насилие родителей над собой, которое заключается в постоянном принуждении самих себя к воспитанию. Таким образом, общение между детьми и взрослыми теряет оттенок радости. В книге «Свобода от воспитания» автор призывает отказаться от общепринятых шаблонов воспитания. Воспитывать детей нужно так, чтобы и ребенку, и родителям это было приятно и интересно. Зицер учит не просто любить, но также и уважать ребенка, учитывая все его интересы. При этом родители должны вооружиться таким инструментом, как наблюдение. Это поможет выявить потребности ребенка, а также проследить его реакцию на те или иные воспитательные приемы.

Стоит отметить, что это издание подвергается критике не только со стороны родителей, но и со стороны психологов. Ввиду молодого возраста и недостаточного жизненного опыта автора, он несколько своеобразно интерпретирует такие понятия, как детская педагогика, психология. Книги Зицера несколько утрируют способность ребенка анализировать свои желания. Но даже несмотря на это, основная мысль работы будет понятна всем.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» гормоны секса. Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность  в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру,  становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание.

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Подростковый  период отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия, расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками.  Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие.  Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию депрессии у детей школьного возраста.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются  линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает  самосознание,  развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями  дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития  процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Психология детей – литература для родителей

Невозможно изучать психологию и не остановится на особенностях воспитания, родительства и общения с детьми. В этих сферах жизни психология помогает достичь гармонии в семье, вырастить успешного и счастливого человека и избавится от множества проблем путем воспитания. Книг по детской психологии – великое множество, но мы предлагаем вам начать именно с этих:

  • Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Вопросы воспитания детей актуальны всегда. Не бывает послушных и детей, с которыми не возникает сложных вопросов. Психология – это не просто наука, это еще и эффективная помощница, способная улучшить отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитателями. Книга содержит интересные уроки и задания для родителей. Авторские диалоги, приведенные в качестве примеров разрешения конфликтов, помогут быстро отыскать решение из казалось бы тупиковой ситуации. Не стоит забывать о том, что детская психология отличается от взрослой. Поэтому найти подход к своему ребенку – это святая обязанность любого родителя.
  • Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Авторы – обе многодетные матери, вырастившие по 3 ребенка каждая. В книге раскрыты секреты общения, понимания и любви к ребенку. Сквозная мысль книги состоит в том, что менять нужно что-то в себе, а не в ребенке, и так можно достичь более значимых результатов. Книга поможет обрести доверительные отношения, найти общий язык как с непослушной трехлеткой, так и с гордым подростком.
  • Ольга Юрченко «Вся правда о детской лжи, или Что нужно знать родителям юных обманщиков». Когда родители уличают ребенка во лжи, они не всегда придают этому большое значение, думая, что проблему ребенок перерастет. Однако за враньем могут стоять серьезные проблемы, страхи, которые необходимо решить путем доверительного общения. В книге автор приводит хорошие упражнения, задания и вопросы, ответы на которые помогут решить каждую конкретную ситуацию.

Спектр проблем становится важнее инструмента работы

Последние несколько лет люди всё реже обращают внимание на то, с психологом какой школы они работают, и 2021 год в этом тренде не исключение. Почему так происходит? Да потому что в условиях высокой конкуренции приверженцев конкретных направлений в чистом виде почти не остается

Психологи практикуют персональный подход и пробуют методы из разных научных областей, и это нормально. Так что если сегодня психолог советует вам йогу, а завтра — гипноз, — не удивляйтесь слишком сильно

Почему так происходит? Да потому что в условиях высокой конкуренции приверженцев конкретных направлений в чистом виде почти не остается. Психологи практикуют персональный подход и пробуют методы из разных научных областей, и это нормально. Так что если сегодня психолог советует вам йогу, а завтра — гипноз, — не удивляйтесь слишком сильно.

В то же время, когда психологи работают с одним пулом проблем, они всё равно находят единомышленников и отдаляются от других коллег по цеху.

Технологии приходят на помощь

Всемирная цифровизация не проходит мимо психологии. Уже было сказано, что консультации перетекают в онлайн, получение психологического образования тоже может происходить в интернете. Это значит, что психология доступна во всех смыслах, и у всех равные возможности.

Важно и то, что современные технологии помогают сделать поход к психологу более конфиденциальным. Теперь личная информация клиентов хранится надежнее, и вопрос защиты данных продолжает обсуждаться

И да, психологи-роботы не за горами! А искусственный интеллект в виде умных помощников на телефоне уже сейчас помогает людям с психологическими проблемами.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество

Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания

Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.
Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Дэниел Сигел «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребёнком в переходном возрасте»

Дэниел Сигел психиатр и нейробиолог. Она повествует о том, какие изменения происходят в работе мозга в период полового созревания, почему дети становятся более эмоционально нестабильными, обидчивыми, непредсказуемыми. Родители смогут найти решение проблем: научиться общаться с детьми, воспринимать их поведение правильно и направлять в нужную сторону, чтобы пубертат не превратился в настоящий кризис для всей семьи. Взрослые не должны игнорировать трудности этого периода или становиться жесткими в отношении своей детей. Им необходимо сохранить тесную связь со взрослеющим ребенком и помочь ему стать гармоничной личностью.

Книги о психологии для подростков будут интересны и полезны не только детям. Часто взрослые забывают, какого быть ребенком и получать свой собственный опыт в мире, где все кажется непонятным и враждебным. Знание психологии поможет лучше общаться с ребенком-тинейджером и находить с ним общий язык.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!». Противоречие между личностным Я и окружающим миром.  Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже  в тех областях,  в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это  наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке,  философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и  внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

“5 методов воспитания детей” Михаил Литвак

Известный психотерапевт делится своими взглядами на воспитание подрастающего поколения. Многим они покажутся революционными и слишком смелыми, местами категоричными

Но как иначе привлечь внимание к проблеме развития “нового” человека, приспособленного к условиям современного общества?

Автор утверждает, что воспитание детей стоит начинать с воспитания их родителей. Причем, еще задолго до планируемого пополнения в семействе. В книге рассмотрены принципы построения сильной и крепкой семьи, способной вырастить полноценных членов общества. Даны рекомендации, как вести себя во время внутриутробного развития ребенка и после рождения.

Ну и, конечно, в ней много полезной информации по воспитанию детей до 5 лет. Теория дополнена практическими примерами и диалогами. Если вы хотите взглянуть на проблему под другим углом и обогатить свое видение, не обходите эту книгу стороной.

Купить электронный вариант на ЛитРес Купить бумажный вариант на Лабиринте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: