Воспитание сказкой. история, после прочтения которой уборка игрушек станет привычным делом для вашего ребенка. сказка про девочку, которая маму обидела

Сказки для нехочух

Слушая историю или сказку, ребенок отождествляет себя с героем. Сказка помогает ребенку почувствовать, что он не одинок, что другие дети тоже могут испытывать такие же эмоции, попадая в подобные ситуации. Это успокаивает ребенка: оказывается, он не один такой упрямый и непослушный, другие дети тоже порой не ладят с родителями.

Детское “не хочу!” — это попытка отстоять свои границы. Небольшое сопротивление маминым словам со временем может перерасти в истерики по любому поводу. И если мама потакает и соглашается на все — ребенок теряется от вседозволенности. Но слишком строгий, авторитарный подход, также не приносит желаемого результата: истерики и капризы усиливаются, ребенок становится неуправляемым. На курсе “Послушный ребенок за 4 недели” мы учимся соблюдать этот баланс между чуткостью и твердостью.

Задача сказкотерапии — дать ребенку модель правильного поведения без давления и нравоучений. Когда мы говорим ребенку: “нельзя убегать от мамы” — для него это просто набор слов. У детей примерно с двух лет активно развивается образное мышление, так что в этом возрасте уже можно потихоньку подключать метафоры и истории.

Сказка помогает мягко донести ребенку нужную информацию, и на примере главного героя показывает, что бывает, если не слушаться маму и делать по-своему.

Какие сказки нужны дошкольникам?

«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического… она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды»» (И. А. Ильин.)

При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3х-4х лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Зайкина избушка» , «Кот и петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят» и пр.),об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Круть и Верть»)…

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей. Принципиальное значение здесь имеет то, каков этот герой

Мы свидетели тому, как человеки-пауки, роботы-монстры, живущие в канализации (!) черепашки-ниндзя, триумфально удовлетворяют сегодня потребность детей в героическом.

Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

В отличие от «героев» массовой культуры, месть скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить, наконец, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой «хитрости»: он приводит под окно кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита «и сам прослезился». Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к состраданию может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну а, победив Змея, «сделавши святое дело», Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.

Волшебные сказки и героический эпос (былины) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если, вдобавок, в вашей детской найдется место для «богатырского облачения» и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры — прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.

Сочинение #3: Стеклянная ваза

Жила была на кухне  прекрасная стеклянная ваза. В нее ставили самые красивые цветы. Ваза очень гордилась этим и смеялась над чайниками, чашками, сахарницами. «Я самая главная среди вас всех и вы должны меня уважать раз люди меня уважают!» Несчастная кухонная посуда не знала, что и сказать. И вот прошло много-много лет. Ваза старела, но менее хвастливой быть не перестала. Она все равно всем говорила, что она самая красивая. А тем временем хозяева дома пригласили гостей и один из них подарил хозяйке новую фарфоровую вазу. Она была очень скромной и вся кухонная посуда дружила с ней кроме старой вазы. Она сама понимала, что уже не прекрасней всех раз в нее уже не ставят цветы, а положили в пыльный чулан. Однажды случилась уборка чулана и старую вазу хотели уже выбросить, но как только до нее дотронулись она рассыпалась. » Туда ей и дорога» — сказали люди.

Нужна ли сказке присказка?

«В некотором царстве, в некотором государстве,
А именно в том, в котором мы живем.
Было это в невстве, в королевстве
На ровном месте.
Это не сказка, а только присказка
От Брянска до Витебска,
А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,
Так вот, жил в том царстве…»

Сказке, как известно, предшествует п р и с к а з к а.  П р и с к а з к а   наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Она подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором , тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко — здесь, где мы живем.

Вот как писал  о  п р и с к а з к е   русский философ Иван Ильин:
«Задача   п р и с к а з к и  состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественно — прикровенного, символически-мифического смысла. Она вызывает слушателя из его обыденного мышления, сбивает его с панталыку и опрокидывает его в бессмыслицу или путаницу, в замешательство и недоумение; а уж оттуда только ему забрезжит свет и смысл настоящей сказки.»

Вот  п р и с к а з к а   для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем —
Сказку в гости позовем!
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!

Для тех, кто постарше, могут прозвучать и другие:

Ой, люли, тара-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
На том дубе воронок,
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу —
Он играет во трубу:
Та-ра-ра, ту-ру-ру
Он играет во трубу!
День-деньской в трубу трубит,
К ночи — сказки говорит!
И птицы слетаются,
И звери сбегаются…
Вот и вы пришли
Присказку услышали!
Ту-ру-ру! Труба зовет,
Вот и сказка к нам идет!

Попробуйте и вы сочинить присказку к любимой ребёнком сказке — или предложите ему пофантазировать вместе. А затем, пожалуй, попробовать пригласить гостей — на чаепитие и сказку, разыгранную с куклами…

Все ли сказки хороши?

Сказка сказке — рознь

До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому-путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви — которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка «Безручка») — соседствуют «Семь Симеонов»,откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор — ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло». Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка — явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать — в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, отраженные в сказке — как бы три ее этажа : нижний, средний и высший.

Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» — стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственна особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.

Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки». (Е.Н.Трубецкой Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской сказке. — М.: Лепта 2000.)

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения, будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости , продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба» , а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.

Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи — обманщики (хи-хи! Битый небитого везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся с священнослужителями и церковною службой.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне «сказитель»- тот, с чьих слов сложена сказка? Кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?

Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника (сказка «Горшечник»), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось : всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно — полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды — сейчас и развалятся!»), а сам горшечник стал «по кабакам валяться».

Сочинение #4: Коробка с карандашами

Жила была коробка с карандашами, у каждого цвета была своя пара! У одного черного карандаша пары не было. Очень загрустил карандаш. Пошёл искать пару наш герой, карандаш. Выбрался карандаш из коробки, спустился со стола и побежал прямо по тропинки. Бежит,бежит и вдруг его окликнул другой шестой карандаш которого не хватала в коробке. Черный карандашик побежал к нему на встречу! Позвал карандаша, который был один. Он потерялся или выпал из коробочки, в которой находились остальные карандаши. Привел черный карандаш своего нового соседа и познакомил с друзьями. И в этой коробочки стало у всех карандашей по паре! Жили они дружно и вместе!

Польза сказок для здоровья

Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.

Карточки, которые демонстрировались детям

В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Научно доказано: сказки делают детей счастливее

Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.

Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.

Как правильно рассказывать ребенку сказки?

Чтобы терапевтическая сказка имела эффект, важно не только рассказать ее, а и обсудить с ребенком. Некоторые психологи считают, что обсуждение должен инициировать только ребенок, и в этом есть смысл

Чтобы сказка подействовала и ребенок сделал выводы, ему нужно усвоить и обдумать историю, прожить ее еще раз с героями. И психика ребенка сама подскажет, каких элементов ему не хватает для составления полной картины.

Но для лучшего закрепления сказки вы можете поговорить ее с ребенком сразу после прочтения. Можно проговорить основные события сказки или попросить ребенка пересказать их. Также будет полезно проговорить связи: кто куда пошел, что сделал, какой результат получил и как решил проблему.  Такое проговаривание поможет ребенку структурировать информацию и запомнить ее для дальнейшего обдумывания.

Не беда, если ваш ребенок не возвращается к обсуждению сказки спустя время. В подходящей ситуации вы можете мимоходом напомнить ему историю: “Облачко-непоседа тоже убегало от мамы, помнишь?”. Так ребенок научится накладывать теоретический опыт из сказки на практические жизненные ситуации.

Для решения проблемы непослушания вы можете использовать разные сказки с одной тематикой. Я подобрала для вас несколько сказок для маленьких нехочух, и, надеюсь, они помогут вашим детям стать более послушными и покладистыми.

Сказка про Непослушку

Это история про маленькую девочку, которая совсем-совсем не слушалась родителей и делала все наоборот.  И так вредничала Непослушка, так обижала маму с папой, что те ушли от нее жить в лес. На радостях девочка так заигралась, что не заметила, как муравьи утащили весь ее обед в свой муравейник. Непослушка не растерялась и пообедала конфетами, после чего у нее сильно заболел живот. К счастью, мама и папа очень сильно любили свою дочку, и вернулись домой, чтобы вылечить ее животик. А Непослушка все-все поняла, и с тех пор всегда слушалась родителей.

История про Непослушку содержит несколько посылов. В первую очередь, сказка учит быть послушным и не расстраивать взрослых, но речь не о манипуляции “будь хорошим, иначе маме будет плохо”. Идея в том, что взрослые расстраиваются, когда ребенок осознанно грубит, обзывается и дерется. И здесь отлично показана логика, какой результат можно получить, поступая так или иначе.

Второй образовательный момент сказки — это режим и качество питания. Автор делает акцент на том, что кушать нужно вовремя, а если обедать только конфетами — заболит живот.

И третий аспект дает ребенку чувство безопасности: как бы он не вредничал, как бы плохо не вел себя — родители принимают его, он все равно желанный и любимый ребенок. Малыш знает, что мама и папа всегда рядом, и придут на помощь, что бы ни случилось.

Предлагаем вашему вниманию адаптированную под журнальный формат версию книги Анастасии Абрамовой «Русская сказка в домашнем театре». Читайте, ждем ваши отклики

В течение ряда лет в нашем Центре создавалась программа занятий с детьми и родителями, основанная на воспитательных возможностях традиционной культуры. Сказкам в народной педагогике всегда отводилась особая роль. Статья Воспитание сказкой посвящена ответам на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей, посетивших программы по семейной педагогике:

  • Как выбрать сказку для самых маленьких?
  • Какие сказки нужны дошкольникам ?
  • Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?
  • Все ли сказки хороши?
  • Объяснять ли детям сказку?
  • Нужна ли сказке присказка?
  • Как сохранить самобытность языка сказки при её пересказе ребёнку?
  • Как сделать кукол к сказкам?
  • Каким может быть домашний кукольный спектакль по сказке?

Как выбрать сказку для самых маленьких?

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский).

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала — с колыбельными, потом — с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Как по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Наша Маня подрастёт, подрастёт,
Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,
Наберёт воды в кринице,
Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут нам и в сборниках сказок найти сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция — цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка», «Теремок» и др. Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол

Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи , люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам — разумеется, за исключением размера

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

Сказка про непослушного слоненка

История о маленьком слоненке, который не послушал маму и убежал так далеко, что заблудился. В поисках мамы он бродил по джунглям и встречал таких же непослушных малышей, которые попали в беду. Слоненок помогал им справиться с трудностями, и хоть он очень устал и был изрядно напуган, он все же смог найти маму и помочь новым друзьям.

Помимо очевидного вывода, что не слушаться маму плохо, эта замечательная сказка учит ребенка сопереживанию. Можно ли помогать другим, когда ты сам не в лучшем положении? Сказка дает однозначный ответ: если ты в силах — помоги тому, кто нуждается в твоей помощи. И даже если ты сам не решишь свою проблему, благодарный товарищ может помочь тебе найти выход из сложной ситуации.

Сочинение #1: Книга

Жила-была на свете книга. С глянцевой обложкой, красивыми картинками. Все восхищались ей, да и она об этом говорила. А вот переплет ее был совсем уже истрепан — об этом она не говорила, потому что не хотела заострять на этом внимания. «Это все от старости! — восклицала она — я красива, я яркая и у меня есть картинки!»

И вот однажды книгу дали маленькому мальчику, посмотреть картинки, но поскольку он не знал, как с ней обращаться, то порвал её очень сильно. «Зачем она нам такая изуродованная» — услышала книга — «нужно её выбросить. И тогда книгу выкинули на улицу, где она пролежала дни, недели… «Я никому не нужна, ведь я так изуродована!» — думала книга, но однажды гуляла по улице девочка и увидела среди грязи и листьев книгу. Она взяла ее в руки, отряхнула от грязи и понесла к себе домой. Книга была в недоумении: «Что же со мной сделают? Зачем меня взяла эта девочка? Ведь я ужасна и грязна!!!» Девочка отмыла всю грязь с книги, заклеила ее порванные странички, восстановила и заклеила ее переплет и поставила на полочку к остальным книгам. «Вот это да…» — думала книга — «неужели девочку не смутил мой вид, когда она взяла меня? Я так благодарна ей за то, что она не такая, как другие! Что не оценивает вещи по обертке! Я ценю это! Она научила меня относиться ко всему по-другому! Спасибо тебе, девочка!»

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

Сказку можно читать, а можно рассказывать

Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова

От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.

Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

Как устроен мозг ребенка

О книге: Сборник советов о том, как правильно общаться с детьми от двух психологов-многодетных мам. Содержит рекомендации по выстраиванию общения с детьми разного возраста: много практики, минимум теории.

В чем польза: Авторские методики помогают вести диалог с детьми так, чтобы они слышали просьбы и реагировали на них без крика и наказаний. Есть и советы о том, как расположить ребенка, чтобы он делился со взрослыми своими мыслями и чувствами.

5. «Тридцать миллионов слов» — Дана Саскинд

О книге: Профессор, детский хирург по кохлеарной имплантации из Чикаго Дана Саскинд рассказывает об исследовании среди детей с врожденными нарушениями слуха и их реабилитации после установки импланта. Оказалось, что дети с одинаковыми исходными данными, перенесшие операцию в одном и том же возрасте, восстанавливались по-разному только из-за манеры родителей общаться с ними.

В чем польза: Приводятся данные о влиянии речи взрослых на детей до четырех лет, что помогает усвоить, какие слова употреблять и как строить предложения, почему лучше назвать ребенка «помощником», а не просить его помощи напрямую, и сколько слов в день нужно для развития детского мозга.

6. «Эмоциональный интеллект ребенка» — Джон Готтман

О чем: Семейный психолог Джон Готтман считает, что в последние пару десятилетий просто любить ребенка и придерживаться определенной тактики воспитания недостаточно, а один из первых навыков, которому стоит научить детей, — это умение распознавать собственные эмоции. 

В чем польза: Взрослые, прочитавшие книгу, смогут объяснять детям их эмоции и таким образом влиять на их поведение, корректировать его. Есть рекомендации по выстраиванию эмоционального воспитания, которое направлено на устранение нервозности и раздражительности в отношениях детей и взрослых, снижение уровня тревожности и незащищенности у малышей.

7. «Как перестать срываться на детей» — Карла Наумбург

О чем: Автор — социолог и мама двух дочерей — признается: в ее жизни тоже были срывы и истерики. А большинство советов из интернета касались только того, как справляться с этими вспышками. Но прыгать или кричать в одиночестве, чтобы сбросить негативные эмоции, — это не решение проблемы: иногда быть родителем 24/7 слишком сложно. Карла предлагает собственные пути ухода от раздражительности и чувства вины в воспитании.

В чем польза: Книга написана для родителей, но у воспитателей в детском саду похожие проблемы. Как тут не сорваться и не закричать, если 25 трехлеток не слышат просьбы успокоиться? Автор рассказывает, что становится триггерами для тревоги и спусковым механизмом ярости и крика. Это позволяет гасить негативные эмоции в «зачатке», ведь сам срыв контролировать нельзя и одной силой воли тут не отделаешься.

Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе д о р о г о человечеству

Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.» (Е. Н

Трубецкой)

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка — ложь, да в ней — намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача — немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

Колобок

  • «Чем хвалимся, на том и провалимся»
  • «На языке медок, да на сердце — ледок»

Теремок

  • «Не бравши топор, жилья не срубишь»
  • «Легко взято, легко и потеряно»

Репка

  • «Из многих малых одно большое выходит»
  • «Капля по капле и камень долбит»

Лиса и журавль

  • «Как аукнется, так и откликнется»
  • «Каков привет, таков и ответ»

Курочка, мышка и тетерев

«Хочешь есть калачи — не лежи на печи»

Лисичка со скалочкой

«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

Лёгкий хлеб

  • «Хлеб горбом достают»
  • «Без труда не выловить и рыбки из пруда»

Крошечка-Хаврошечка

  • «Кто правдой живёт, тот добро наживёт»
  • «Кто добро творит, того Бог благословит»

Царевна Несмеяна

  • «Не всё то золото, что блестит»
  • «Телу — простор, душе — теснота»

Морозко

  • «Работай — сыт будешь, молись — спасешься, терпи — взмилуются»
  • «Без смиренья нет спасенья»

Маша и медведь

«Горе горюй, да руками воюй»

Зимовье зверей

«Согласного стада волк не берет»

Заюшкина избушка

  • «На чужой каравай рот не разевай» пораньше вставай, да свой затевай»
  • «И на силу найдётся пересилок»

Попробуйте теперь самостоятельно продолжить этот список…

Будем помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector