Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
По порядку сосчитай, а не можешь — вылетай!
Считалки для детей 5-6 лет
***
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.
***
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят.
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Степа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь — вылетай.
***
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.
***
За высокими горами
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожки не продаются,
Они сами в рот кладутся,
Но кто их возьмет,
Тот водить пойдет.
***
Наша Маша
Рано встала,
Кукол всех
Пересчитала:
Две Матрёшки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две Танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть — конфеты любим есть,
Семь — мы помогаем всем,
Восемь — мы друзей
В беде не бросим.
Девять — учимся на пять,
Десять — кончили считать.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьёв,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
***
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи.
Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест.
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!