Красоты зимушки

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Вопросы к детям по нарисованным ими рисункам

  • Откуда произошло название гжель?
  • Какие аппликации Вы сегодня делали?
  • Каким образом можно получить голубую краску, если у вас есть белая и синяя?
  • С каким узором мы сегодня познакомились?
  • Как называется роспись на белом фоне сине-голубыми красками?
  • Если бы вы были мастерами, какие бы фигура делали?

Дополнительная информация! Гжельскую роспись, можно выполнять не только фломастерами или красками, но и применяется техника пластилинография. В основном данный вид техники используется для росписи на тарелки.

Подходя к выводу, можно отметить, что гжель-это единое целое любого сделанного декора иди изделия. Во все времена ручная работа мастера, ценилась и будет ценится.

https://youtube.com/watch?v=iFUvin8irHw

Практическая работа

Сегодня нам предстоит познакомиться с составляющими гжельской росписи. Сюда относятся: капелька, сеточка, разнообразные бордюры. Сценарий урока:

Сейчас будем поэтапно рисовать 1 кувшин. Для этого нам понадобится:

  1. Белый лист формата А-4;
  2. Копировальная бумага;
  3. Фломастеры.

Для начала необходимо обвести кувшин по очертанию с помощью копировальной бумаги.

Далее нужно дорисовать линии разделения. (Отделить крышку, дно, ручку и носик)

Дно и крышку, нужно украсить узором сеточка. Нарисовать узоры на носике кувшина и ручке;

Далее рисуем тело птицы. (Сначала нарисуем голову, клюв и лапки)

Затем нужно добавить 2 овальных круга. (Это предстоящие крылья)

Рисуем хвост. Крылья нужно украсить узором сеточка.

На конце обоих крыльев, рисуем перышки.

Над птицей рисуем декоративный цветочек.

Физкульт минутка

Вот огромный застеклённый чайник (Нужно надуть животик, одна рука остаётся на поясе)

Очень значимый, как начальник (Другая рука немного изогнута, как нос)

Вот фарфоровые чашечки, (Приседаем, одна рука остаётся на поясе)

Достаточно хрупкие, бедняжки. (Нужно кружиться, при этом руками рисовать круг)

Тихонько стукни-расшибутся, (Потянуться к верху, а ручки замкнуть над головой)

А вот и серебряные ложки,

Вот пластиковый поднос

который бытовую утварь нам принес (Сделать огромный круг)

Дополнительная информация! Физкультурные десяти минутки очень важны. Их можно проводить как под музыку, так и приговаривая различные потешки. В первую очередь, для того чтобы у детей был интерес, и не пропадало желание заниматься любым искусством. Физкультур минутки помогают расслабить все мышцы тела.

Фабрика «Гжель»

сегодня газываеися «Синь России» остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.Забор фабрики Само здание.

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.Иллюстрация: роспись гжельского фарфора

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название. Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором

Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны. Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт. Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов. Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать. Есть там и музей гжели. Ну и, конечно, можно приобрести всевозможнуб продукцию самого завода.Тема уже вроде и выпущена, но Андрей Плескач мне тут подкинул новость. В экспозиции военной техники на территории КВЦ «Патриот» появился уникальный экспонат: советский легкий танк Т-54 расписанный под гжель. Обойти не смогла. Добавляю.

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос. По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

Новый этап в развитии гжельской росписи

На изделиях изображают сюжеты бытовой жизни

К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров — природа, листья, трава, цветы.Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит.Мастера расписывают изделия синими красками и украшают золотом по контуру

К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях.Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.

Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» — всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т.ч. и в(о) Гжели. Старообрядцы там живут и до сих пор. Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским». Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда — часовни отделанной гжельскими изразцами. Где еще можно такое увидеть?

Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения): ТрошкОво, поворот направо — Глебово и Фенино; РечИцы, снова направо — Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево — Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».

Расцвет гжельской росписи

Композиции из посуды расписывают единым сюжетом

Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.Еще одно направление — майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже — зеленый, желтый и коричневый цвета.Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создавать трафареты для росписи любой поверхности под гжель можно по-разному, в зависимости от основного объекта.

Например, птицу следует делать так:

  1. Перенести небольшое количество краски на палитру, после чего с помощью специального шпателя размешать колер.
  2. Плоскую кисть (рекомендуется использовать восьмерку) окунуть в пигмент так, чтобы с одной стороны ворса слой краски был плотнее, чем на другой.
  3. Распределив краску по подушечке одного из пальцев ведущей руки, сделать им на рабочей плоскости мазок, в форме полукруга.
  4. Короткими мазками нарисовать крылья и контур туловища.
  5. Хвост дорисовать волнистыми линиями.
  6. Повторно обвести крылья, затемнив их контур.
  7. Детализировать изображение.
  8. Освежив уже подсохшие линии, наложить трафарет на необходимый объект, после чего, удалить бумагу, и доработать орнамент на беловой поверхности.

Гжель для детей будет интересна только в случае, если они ознакомлены с историей создания этой росписи. Осознавая многогранность этого вида творчества, юные художники быстрее освоят базовые алгоритмы создания простейших орнаментов, что позволит им приступить к самостоятельной разработке узоров, а также созданию сложных сюжетных картинок.

Синеглазая посуда, как весною небеса

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1971

Включает в себя разделы:

  • Гжель. Аппликации 25
  • Гжель. Конструирование, поделки 42
  • Гжель. Лепка, пластилин 21
  • Гжель. Проекты 39
  • Гжель. Рисование 240

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 580. Все разделы | Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами

Новое

Фото

Лучшее

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Сказочная Гжель» Конспект занятия по изобразительной деятельности Подготовительной группы «Соловушка»

Тема:«Сказочная Гжель» Цель: Развитие технических навыков и умений детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам лепки с использование народного и декоративного…

Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»

Народные промыслы —гжель, хохлома, жостовская, городецкая роспис ь , это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников! Мы создаём новые изделия в традиционных техниках. Вазы в гжельской…

Конспект занятия «Голубая гжель» план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

— Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).

— Учить детей приемам рисования гжельской розы.

— Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.

— Поддерживать интерес к народному творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Образовательная область «Речевое развитие»

— развивать коммуникативные умения;

— развивать связную речь, умение отвечать полными ответами; Образовательная область «Физическое развитие»

— Формировать точные координированные движения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

— воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.

Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: