Загадки о народных промыслах с ответами для детей дошкольников
ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ с ответами для детского сада
Средина Ольга Станиславовна воспитатель, руководитель изостудии ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.Цели знакомство дошкольников с народными промыслами Задачи -развивать эстетический вкус, чувство прекрасного -обучать способам отличия различных народных промыслов друг от друга -воспитывать чувство патриотизма Пояснение Эти загадки были опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» №5 за 1997 год (стр. 40- 42). Они были приложением к моему сценарию, но спустя какое-то время стали появляться в различных материалах без подписи. Мне приятно, что они «пошли в народ», но данной публикацией хочется напомнить, что у загадок есть автор. Мы используем их на занятиях и развлечениях. Собранные в буклет, они становятся приятным подарком выпускникам. Надеюсь, они еще пригодятся многим коллегам. ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ 1 Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадались, откуда такие? (Каслинское литье)
2 Тук-тук, щелк – щелк, Медведь, мужик, коза и волк Деревянные игрушки И медведи и старушки То сидят, а то спешат Ребятишек всех смешат (Богородская резьба)
3 Снежно-белая посуда, Расскажи-ка ты откуда? Видно, с севера пришла И цветами расцвела Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель)
4 Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может, солнцем залитые. (Хохлома)
5 Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня. Собачки, гусары и рыбы… А ну, назови-ка меня! (Дымка)
6 Круглые, железные В хозяйстве полезные. Черные, желтые, красные Удивительные и прекрасные! (Жостовские подносы)
7 Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора! Кони, барышни, барашки Длинношеи и стройны. Сине-красные полоски На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки)
8 Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Раз, два, три, четыре, пять… Даже всех не сосчитать! Загляделася старушка- а в руках — одна игрушка. (Матрешки)
9 Железная пластинка, На ней простой пейзаж: Березки и рябины, Горы далекой кряж. (Златоустовская гравюра)
10 Из липы доски сделаны, И прялки и лошадки. Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят. Оживки черно-белые На солнышке блестят. (Городец)
11 Бочонки, копилки, матрешки, грибки Они не малы, да и не велики. Свистульки, тарелочки в ярких цветах И солнце и речка и домик в кустах. Свободная роспись: шиповник цветет, И яблочки зреют и травка растет. Рисуются тушью на стеблях цветы Их яркие краски сочны и просты. (Полховский Майдан)
12 Стучат коклюшки: стук, стук, стук — Платочек появился вдруг. И воротник из белой нити Прекрасно выполнен, взгляните! (Вологодские кружева)
13 На черном фоне – красные розы Лилии, маки, ромашки, подснежники. Ими повязаны девичьи головы, Глазки лукавые, личики нежные. (Павлово-Посадские платки)
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о животных для детей с ответами Загадки о растениях с ответами для детей Загадки про игрушки с ответами для детей от 4 лет Загадки про животных с ответами для детей 5-6 лет
Загадки о профессиях для детей
Загадки с ответами про зиму для детей
Загадки про Новый год
Загадки про осень
Загадки про цветы и растения с ответами
Фабрика «Гжель»
сегодня газываеися «Синь России» остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.Забор фабрики Само здание.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.Иллюстрация: роспись гжельского фарфора
Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название. Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором
Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны. Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт. Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов. Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР
Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать. Есть там и музей гжели. Ну и, конечно, можно приобрести всевозможнуб продукцию самого завода.Тема уже вроде и выпущена, но Андрей Плескач мне тут подкинул новость. В экспозиции военной техники на территории КВЦ «Патриот» появился уникальный экспонат: советский легкий танк Т-54 расписанный под гжель. Обойти не смогла. Добавляю.
Новый этап в развитии гжельской росписи
На изделиях изображают сюжеты бытовой жизни
К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров — природа, листья, трава, цветы.Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит.Мастера расписывают изделия синими красками и украшают золотом по контуру
К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях.Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.
Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» — всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т.ч. и в(о) Гжели. Старообрядцы там живут и до сих пор. Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским». Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда — часовни отделанной гжельскими изразцами. Где еще можно такое увидеть?
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения): ТрошкОво, поворот направо — Глебово и Фенино; РечИцы, снова направо — Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево — Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».
Что понадобится для работы?
- Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
- Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
- Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
- Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
- Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.
Расцвет гжельской росписи
Композиции из посуды расписывают единым сюжетом
Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.Еще одно направление — майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже — зеленый, желтый и коричневый цвета.Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.
Находка новых видов глины
С гжельной росписью получаются красивые игрушки в форме животных и птиц
В 19 веке неподалеку от села Мишино обнаружили светлую глину, а затем начали производить из нее полуфаянс. В основном из них получались кувшины и квасники. Вот только изделия выглядели не столь утонченно, как обычные глиняные и были очень хрупкими.В это же время в Бронницком уезде нашли белую глину. Из нее стали производить фарфор, а впоследствии открыли в селе Володино завод по производству фарфоровых изделий. Предприятием заправлял Павел Куликов, который настолько дорожил секретами производства, что доверял их только двум гончарам и одному рабочему. Именно с этого завода и начинается история гжельского фарфора.
Зарождение глиняного промысла
Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы
Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор. С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Гжельская глина — стратегический ресурс.В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России. Г. Х. Гроот.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художникаУ каждого искусника был уникальный «почерк» — неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.Иллюстрация: разноцветная гжель
Изначально гжель была разноцветная.Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.
Как рисовать в технике гжель в старшей группе?
Каждый профессиональный мастер класс специалиста по гжели подразумевает минимум несколько занятий. Будем на это ориентироваться и мы, учиться поэтапно. Могу предложить приблизительно такой план:
Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей
Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве)
Тренировка мазка на бумаге.
Роспись по трафарету (раскраске), проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.
Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.
В любом из пунктов возможны вариации. Заготовку можно сделать с детьми своими руками – например, вылепить из глины плоские медальоны-«тарелки» диаметром около 8-10 см, высушить, покрасить белой краской, нанести карандашом (синим фломастером) узор и расписать. Вот и сувенир к 8 марта или дню рождения бабушки! Можно рисовать на пластиковой или другой одноразовой посуде, такие «заготовки» недорого стоят и не требуют труда для подготовки.
Под гжель можно расписывать шаблоны в виде яиц к Пасхе, открытки. А можно купить белые чашки под роспись, дать их расписывать детям, а потом покрыть специальным лаком и отдать в семьи. Представляете, какая это будет память на годы?
Конспект занятия «Голубая гжель» план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
— Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).
— Учить детей приемам рисования гжельской розы.
— Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.
— Поддерживать интерес к народному творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие»
— продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Образовательная область «Речевое развитие»
— развивать коммуникативные умения;
— развивать связную речь, умение отвечать полными ответами; Образовательная область «Физическое развитие»
— Формировать точные координированные движения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
— воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.
— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛЬ: Попова Т.Б.
Цель. Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к народному прикладному искусству. Закреплять умение расписывать самостоятельно заготовки силуэтов разных изделий народных промыслов.
Материал.
Изделия народных промыслов (гжель, хохлома, богородская и дымковская игрушка и т. д.); стихи-загадки о народных промыслах, народная музыка (в грамзаписи), заготовки силуэтов изделий народных промыслов, гуашь, палитра, салфетки, баночки с водой. ^
Основы технологии
Вся прелесть росписи под гжель достигается благодаря смешению двух цветов (белого и синего). Такая комбинация способствует образованию огромного количества оттенков, благодаря которым, роспись становится уникальной и неповторимой. Кроме этого, гжельской росписи характерны резкие цветовые переходы.
Главной сложность такой росписи для новичка является обучение правильности движений кистями. Очень важна не только толщина мазка, но и ширина слоя краски. Чёткость этих движений достигается методом проб и ошибок. Экспериментируя с различными параметрами, можно «набить руку» и отработать все базовые элементы. По мере овладения техникой гжельской росписи можно усложнять узоры и осваивать новые приёмы.
Анализируя рисунки и узоры, можно выделить главную цветовую особенность. Все используемые оттенки размещаются в строгой последовательности. Это плавный и равномерный переход от светлого центра изображения до тёмного края. По мере приближения к каёмке цвет становится более ярким, тёмным и насыщенным. Встречаются и противоположные варианты, когда центральная часть делается тёмной, а внешняя — белой.