Проект «создаем музей город букв» буква л

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

«Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

«Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Буква «Л»

Веселые стихи

Леса хвойного краса –

Рыжехвостая лиса.

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

*   *   *

Ливень, ливень льет везде.

Рады птенчики в гнезде:

– Мама дома посидит,

Никуда не улетит.

Г. Виеру

Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

С. Маршак

Ласточка над озером

Летит в тумане розовом.

*   *   *

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы.

*   *   *

Летом мы по лесу шли,

Л – шалаш лесной нашли,

А в шалаш, как раз для нас,

Вел на Л похожий лаз.

В. Степанов

Скороговорки

1. На мели мы налима нашли.

2. Лёня лез по лесенке, срывал Лёня персики.

3. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

4. Лара у Ляли играет на рояле.

Игры

И г р а   «Доскажи словечко».

*   *   *

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…   (лису).

*   *   *

Летом на болоте все ее найдете.

Зеленая  квакушка. Кто это?.. (Лягушка)

*   *   *

В чистом поле у березки

На снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе:

Здесь бежали чьи-то…   (лыжи).

Г. Сапгир

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это?..   (Лиса).

*   *   *

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе…   (лопатой).

*   *   *

На скамейке у ворот

Лена горько слезы…   (льет).

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…   (лужам).

*   *   *

В лесу мы и в болоте,

Нас везде всегда найдете:

На поляне, на опушке,

Мы – зеленые…   (лягушки).

*   *   *

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…   (лук).

Игра   «Волшебная цепочка».

1. Измените в словах только одну букву, но так, чтобы новые слова начинались тоже с буквы «л»: ливер (лидер), лодка (ложка), лото (лето), лепта (лента), лик (лук, люк, лак).

2. Измените в словах первую букву и получите новые слова: лей – пей – бей; лепка – репка – щепка; лом – том – дом – сом – ком; лак – мак – рак – бак.

Игра   «Составь слова».

Ответ: лоза, лопата, лоси.

И г р а  «Лесенка».

 

Кроссворд

Ответ: лиса

Загадки

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата.)

Привела я солнце

За свое оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело.

(Лампочка.)

Сидит дет во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья.)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.

(Лыжи.)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

(Лук.) И. Демьянов

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.

(Лист.)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш.)

В огороде из земли

Стрелы к солнцу проросли.

(Лук.)

В. Нестеренко

Зеленая птичка

В землю снесла яичко.

(Лук.)

Г. Виеру

Ну как, мои дорогие? Ваш малыш справился со всеми заданиями? Вижу, как вы киваете головой в знак согласия. Я рада за вас!

Стихотворения о букве Л для 1 класса

Помощница. Мила маме, как могла, Хоть мала, а помогла. Долго дела не искала: Полотенце полоскала, Вилки вымыла и ложки, Молоком поила кошку, Пол метёлкой подмела От угла и до угла… Отдохнуть она хотела- Не могла сидеть без дела: Лоскуты нашла на полке, И булавки, и иголки, И для куклы Мила стала Платье шить и одеяло. Хлопотунью эту Милу Мама еле уложила. Мила с куклой спать легла. Всё успела, всё смогла! И. Лопухина. *** Куколка. Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала. Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно – славно напевала: Гала – Гала – Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка. *** Метла. Николай вспугнул пчелу, Побежал по саду. Наступил он на метлу, Врезался в ограду. Звонко хлопнула метла, Да с такою силой, Что уж лучше бы пчела Колю укусила. О. Григорьев.

Загадки про алфавит и буквы:

Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Буду я учиться в школе — Разобраться в них смогу.

Ответ Буквы

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.

Ответ Алфавит

По страницам этой книжки учат азбуку детишки.

Ответ Букварь

Буква первая, друзья, В алфавите — это…

Ответ А

Все барашки букву знают, Только чуточку смягчают. Известно мне да и тебе, Что эта буква — буква…

Ответ Б

Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?

Ответ В

Гусь, большой, горластый гусь — Я его чуть-чуть боюсь. Гусь гогочет: «Гэ-гэ-гэ!» Где же гусь? Под буквой…

Ответ Г

Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву…

Ответ Д

Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, поласкает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву…

Ответ Е

Жираф — высокий наш жираф, У него весёлый нрав. Мы с ним на третьем этаже, Смеясь, запомним букву…

Ответ Ж

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. Она не просто завитушка, Она — пружина, крендель, стружка.

Ответ З

Индюки и индюшата Интересные ребята. На индюшек посмотри И запомни букву…

Ответ И

Мажет мама ранку дочке Йодом в темном пузыречке. Кошка, прыгнув со стола, Йод по полу разлила. Стань же властью всех стихий Йод разлитый – буквой…

Ответ Й

Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву…

Ответ К

Буква ржет и всех катает, По весне на речке тает, Может стрелами разить И чужие слезы лить.

Ответ Л

Эта буква спит в берлоге, Моет руки, моет ноги, Надоедливо жужжит И по комнате кружит.

Ответ М

Этой буквой по дорожке Ходят люди, мышки, кошки. А она, пройдя сквозь ушко, Шьет нам новую игрушку.

Ответ Н

В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла — Покатиться бы могла.

Ответ О

С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться — Повисеть могу на ней, А еще и подтянуться!

Ответ П

У картавого Володи Эта буква не выходит, И, конечно, очень странно, Но выходит у Полкана!

Ответ Р

Слон — огромный дядя-слон, Слушать сказки любит он. Сказку про дремучий лес Слушает под буквой…

Ответ С

Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже.

Ответ Т

Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву…

Ответ У

Если маленькой чертой Букву «О» перечеркнём, Потеряем букву «О», Но другую мы найдём!

Ответ Ф

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» — Так хохочет буква …

Ответ Х

Циркуль металлический Чертит круг магический, Чтобы муха в нем Це-це Превратилась в букву…

Ответ Ц

«Горячо как мне в свече!» — Причитает буква…

Ответ Ч

Для шипенья хороша В алфавите буква…

Ответ Ш

Не получится борща, Если нет в нем буквы…

Ответ Щ

Разделять всех он мастак, Безголосый…

Ответ Ъ

Ходит с палочкой, увы, По страницам буква…

Ответ Ы

Безголосый он добряк, Всё смягчает…

Ответ Ь

Подал Эдик Эллочке Эскимо в тарелочке, А Эллине с Аллочкой Эскимо на палочках. Это эскимо тебе Дарит лично буква…

Ответ Э

Эту букву носят леди, Любят белые медведи, А настанут холода — Птицы улетят туда.

Ответ Ю

Эта буква — это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот её и назовёшь!

Ответ Я

Стих про букву Б для 1 класса

***

Потерялась буква Б Не найти её нигде, В барабане — есть она, И в баране есть она В бабочке она летает, В слове «бабушка» зевает В бегемоте — спит в воде, Значит буква Б — везде!

***

На Байдарке раз Барсук Плыть решив на Барбадос, Взять с собой решил Бамбук И Букет Бегоний, роз.

***

Надевают игроки Ботинки,бутсы, башмаки. Будут все играть в футбол И забьют в ворота гол!

***

Два барашка-братца Вышли пободаться. Положи конец борьбе — Преврати их в букву Б.

***

Где найти мне Букву Б? Может Быть она — в труБе? Ну, а может на раБоте И появится к суББоте? Или прячется в изБе? Или едет на арБе? Кто, реБята, мне подскажет Где найти мне Букву Б?

Стихи на автоматизацию звука Л:

Белка

Искала белка дуб с дуплом.Дупло у белок — это дом.

Клоун

Клоун Милу удивил:Он за хвост слона водил.

Голуби

Голубке голубь угодил:Ей платье, платок и панаму купил.В платье над лугом голубка летала –Не только меня она напугала!

Голодный волк

В полнолуние под ёлкойВолк завоет на луну.Нет оленя, белки, тёлки –Плохо, голодно ему.

Молоко

Кипятила Клава молоко.Молоко кипятить нелегко.Внимательно Клава глядит,Когда молоко закипит.

Лайка

Плыла на лодке лайка.У лайки – балалайка.Долго пела лайка мнеО погоде, о луне.

Мила

Мила вымыла ладони,Мила сделала салат.Маме помогала Мила.Мама Милу похвалила.

Луна

Вот откуда эта мгла:Луна на облако легла,А облако как одеялоЛуну окутало, поймало.

Болонка

Болонка лайку удивила:Надела платье, белый бант.Сказала: «У меня талант:Могу я лаять, петь, скакать,Вальс и ламбаду танцевать».

Лыжи

Белая лужайка,Тёплая фуфайка,Я на лыжах побегу –Ты меня поймай-ка!

Молоток

Молоток стучал, стучал,Гвозди в доску загонял.Колотил он с толком –Получилась полка.

Белый

Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел,А вот белка не бела,Белой даже не была!

Еж и елка

Ёлка с ёжиком похожа:Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Булка

Алла долго булку ела,Аппетита не имела.Жучка тихо подошла:Булку цап – и все дела!

Мышка

Мышка весело жила –На пуху в углу спала.Ела мышка хлеб и сало,Но всё мышке было мало!

Веник

Веник пол подметал,Веник очень устал.Он чихнул,Он зевнулИ тихонечко уснул…

Лошадка

Ну и лошадка:Кожа гладка,Чисто умытаС головы до копыта,Овса поела,И снова – за дело!

Птицы

Голубь, гусь и галка –Вот и вся считалка!

Пила

Завизжала пила,Зажужжала, как пчела:«Ж – ж – ж – ж …Л – л – л – л …»Сломалась и стала,Начинай сначала!

Швея

Целый день сегодня шью.Я одела всю семью.Погоди немного, кошка,Будет и тебе одёжка!

Стихи на автоматизацию звука «Л» при помощи мнемодорожек помогут быстрее ввести данный звук в активную речь.

Для того, чтобы заучивания стихов проходили весело и и радовали ребенка придумывайте сюжеты, обыгрывайте, устраивайте физминутки. Заучите стихотворения и используйте их в подвижных играх, при ходьбе, прыжках, в виде считалок и т.д.

Много интересного материала Вы сможете найти по ссылкам ниже.

Вам также будет интересно:

  1. .
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Автоматизация звука Р
  4. Дифференциация звуков
  5. Автоматизация свистящих звуков
  6. Автоматизация шипящих звуков
  7. Развитие речи
  8. Обучение грамоте
  9. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Загадки для детей про предметы

В руки ты меня возьми,
Прыгать поскорей начни.
Раз прыжок и два прыжок,
Угадай, кто я, дружок?

(Скакалка)

Я на праздник спешу,
Их за ниточку держу:
Красный, жёлтый, голубой —
Плывут над головой,
Лучше нет для детворы,
Чем воздушные…

(Шары)

А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет…

(Йод)

Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сеяю.
Раздуваюсь вширь
Потому что я …?

(Пузырь)

Хлоп — и конфета стреляет, как пушка?
Каждому ясно: это — …

(Хлопушка)

Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку.

(Дверь)

Полежит он без внимания
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь —
В дом не попадешь.

(Ключ)

Деревянная дорога
Вверх идёт отлого.
Что ни шаг — то овраг.

Что это за дорога:
Кто по ней идёт —
Тот хромает?

(Лестница)

  • Стихи про детский сад
  • Стихи про детей

Загадки для детей про сказочных героев

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

(Семеро козлят)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

(Гадкий утёнок)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!

(Снегурочка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

(Айболит)

Чёрные птички на каждой страничке

Загадки про буквы и алфавит

***

Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
(Буквы)

***

Чёрные,
Кривые,
От рождения все немые,
Встанут в ряд —
Сейчас заговорят.
(Буквы)

***

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
(Буквы)

***

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
(Буквы)

***

Начало деревом зовётся,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они.
(Буквы)

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй …
(Алфавит)

***

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это буквы…
(Гласные)

Скороговорки с буквой Л

Палку толкал
Лапой Полкан,
Лапой Полкан
Палку толкал.

У ёлки иголки колки,
Иголки колки у ёлки.

Проговорив скороговорку, поинтересуйтесь у ребенка: Какие ещё он знает деревья, у которых вместо листьев иголочки?

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.

Расскажите ребенку зачем дятел стучит по дереву.

Дятел — лесной лекарь, простукивая кару дерева он определяет пустоты в которых живут различные жучки, черяки и лечинки — они губят деревья. Дятел их съедает, тем самым лечит дерево от вредителей.

Клала Клава лук на полку,
Позвала к себе Николку.

VN:F

please wait…

Rating: 3.6/5 (5 votes cast)

VN:F

Rating: +2 (from 4 votes)

Стихи про букву Л, 3.6 out of 5 based on 5 ratings

Стихи про букву Б для детей

***

Буратино, барабан, Белка, булка и банан. Я играю на трубе И зовусь я буква «Б»!

***

Бегемот залез в болото, Барсук прячется в норе, Баран смотрит на ворота, Барбос дремлет в конуре.

***

Баран букварь купил себе, Он изучал его. Однако, кроме буквы Б, Не знает ничего.

***

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами… Бум-бум-бум! Ежик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!

***

Буква Б, как бегемотик, Нарисуем ей животик, Козырек добавим выше: Буква Б у нас под крышей.

***

У нас в реке живут бобры, Бобры бодры, бобры добры. Мудры плотин строители Бобры– речные жители.

***

Бабушка белка по бору брела, Банку брусники бельчонку несла. Добрая бабушка бодрой была, Белых грибочков еще набрала.

Стихотворения о букве Л для 1 класса

Помощница.
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метёлкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела-
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла.
Всё успела, всё смогла!
И. Лопухина.
***Куколка.
Мила куколку купила,
Целый день ее носила.
Мила куклу одевала,
Целовала, миловала.
Имя куколке дала –
Куклу Галочкой звала.
Мила куколку качала.
Славно – славно напевала:
Гала – Гала – Галочка,
Вот тебе скакалочка,
Вот тебе шкатулочка,
Шоколад и булочка.
***Метла.
Николай вспугнул пчелу,
Побежал по саду.
Наступил он на метлу,
Врезался в ограду.
Звонко хлопнула метла,
Да с такою силой,
Что уж лучше бы пчела
Колю укусила.
О. Григорьев.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л

Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше

Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой

Быть нам рядом не годится!

Загадки про «ъ» и «ь» знаки.

***

Разделять всех он мастак,
Безголосый …
(Ъ)

***

Эту букву пишем так:
Колесо и спичка, позади косичка.
(Буква Ъ, твёрдый знак)

***

Безголосый он добряк,
Всё смягчает …
(Ь)

***

Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал…
(Ь – мягкий знак)

***

Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться —
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит!
(Ь — Ъ)

Загадки-обманки про буквы

***

Мы запомнили легко:
Номер первый — буква …
(Не О, а А)

***

Кусок от бублика я съел,
И получилась буква …
(Не Л, а С)

***

Круглой формы голова,
Той же формы буква …
(Не А, а О)

***

Видим мы в Москве метро,
А над входом букву …
(Не О, а М)

***

Скажешь ты наверняка,
На турник похожа …
(Не К, а П)

***

На одной стоит ноге
На крыше дома буква …
(Не Г, а Т)

***

Буква первая, друзья,
В алфавите — это …
(Не Я, а А)

***

Алфавитную семью
Возглавляет буква …
(Не Ю, а А)

***

Это вовсе не враньё:
Звука нет у буквы …
(Не у Ё, а у Ь или Ъ)

***

Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква …
(Не Ц, а Я)

Множество интересных загадок вы найдёте здесь. А малыш может назвать первую букву в слове-отгадке:Весь Антошка — Шляпка да ножка. Загадки про грибыГород этот не простой, он дремучий и густой. Загадки про лесСреди бахчи – зелёные мячи. Загадки про арбуз для детейЯркие как лампочки порхают в небе бабочки. Загадки про бабочку для детейКолокольчики колышатся, а звона не слышится. Загадки про колокольчикБелый, синий, голубой появляется весной. Загадки про подснежникНа верхушке стебелька солнышко и облака. Загадки для детей про ромашкуЦветок душистый, нежный – фонарик белоснежный. Загадки про ландышУ меня в ладошке облако на ножке. Загадки про одуванчикЛесной красавец ушастый заяц. Загадки про зайца для детейОн тайги хозяин строгий, любит спать зимой в берлоге. Загадки про медведя для детейОбитает среди леса ярко-рыжая принцесса. Загадки про лису для детейЗагадки про ежика для детей

Посмотрите с детьми интересное видео. До начала его просмотра поясните ребенку, что слово-отгадка начинается с буквы, которая изображена возле красочной картинки.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Загадки для детей про природу

Белая крупа усыпала весь двор.
Может быть, ее всю собрать ведром?
Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,
Сразу исчезает так, что не найдешь.
Той крупе волшебной я был очень рад.
Рассказал ребятам, что такое…

(Град)

С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день…

(Дожди)

Дождь все утро моросил,
Только стих, я поспешил
На прогулку поскорей,
Чтоб увидеть всех друзей.
Ничего, что по дороге
Сразу промочил я ноги.
Во дворе с друзьями дружно
Вместе мерили мы…

(Лужи)

Он и летом, и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти —
Он все будет впереди.

(Горизонт)

Бежит по равнине река,
Красива она, глубока.
Откуда бежит этот шумный поток?
Начало реки называют…

(Исток)

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Загадки для детей 3-4 лет

Вот с иголками клубок.
Подкатился на порог.
Глаза-бусинки глядят,
Молочка они хотят.

(Ёжик)

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

(Жираф)

Она хозяйственно жужжит,
Быстрей к себе домой летит.
Людям вкусный мед дала,
А зовут ее…

(Пчела)

Шубка серая для лета,
Для зимы — другого цвета.

(Зайчик)

Ночью он не любит спать,
Ему хочется гулять.
Молоко из плошки пьет,
Это наш домашний…

(Кот)

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.

(Лиса)

Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий…

(Абрикос)

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

(Горох)

С волосами я дружу
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа,
А зовут меня…

(Расчёска)

На колесах едет ловко,
если тянешь за веревку.

(Машинка)

Посмотрите-ка, подружки,
Есть колеса у игрушки.
Куколку в нее сажаю
И по комнате катаю.
Буду мамой понарошку,
Буду я баюкать крошку.

(Коляска)

Выпекаю куличи
Из песочка, без печи.
Набиваю в те посудки
Я песочек-тесто.
И выходят рыбки, утки…
Очень интересно!

(Формочки)

Тянет бабка, тянет дедка,
Но она сидела крепко,
А потом позвали внучку,
Кошку и собачку Жучку,
Мышку кликнули соседку,
Дружно вытащили…

(Репку)

На сметане был мешён,
В жаркой печке испечен,
Он с окошка убежал,
Да лисичке в рот попал.

(Колобок)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…

(Бабушка)

Залезай же, прокачу!
С горки я тебя скачу.
Мы по снегу спозаранку
Быстро движемся на…

(Санках)

Азбуку загадок для первого класса с ответами

А

В театре я играю роль:

То я Карлсон, то король.      (Артист.)

Б

Озорница, шалунишка

Рвет с еловых веток шишки.

С шишкой прячется в дупло

Там и сухо и тепло.      (Белка.)

В

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Будто вовсе не боится

Полосатой кошки!

А потом на ветку — прыг!

И чирикает: «Чик-чирик!»     (Воробей.)

Г

У него есть шляпка, ножка,

Я нашла его в лесу.

Положу его в лукошко

И из леса принесу.     (Гриб.)

Д

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»    (Дятел.)

Е

Тонкая, как спица,

С клювом, как у птицы.

Угадайте, что за цифра?

Верно! Это …(единица).

Ё

В каждый дом под Новый год

Это деревце придет.

Зеленое и колкое

Оно зовется …(ёлкою).

Ж

На дубовой ветке

Качаются детки.

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные.     (Желуди.)

З

Льется дождик проливной,

Стали мокрыми кусты.

Раскрыли мы над головой

Разноцветные …(зонты).

И

Для портнихи-мастерицы

Они могут пригодиться

Есть у ежика, у елки,

Это острые …(иголки).

Й

Когда ранку им помажут,

Он и щиплет, он и жжет.

Но для нас он очень важен

Вы узнали — это …(йод).

К

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут ее «царапка».     (Кошка.)

Л

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост — ее краса,

Это кумушка …(лиса).

М

Съела бабушкин платок,

Съела дедушкин носок,

Хочет шарфик съесть у Толи,

Нет вреднее серой …(моли).

Н

Черной шалью небо накрыла

И ребятишек спать уложила.     (Ночь.)

О

Любят их белки,

Любят их мышки,

Любят погрызть их и ребятишки.

Их называют ребячьей потехой,

Вы угадали? Ведь это …(орехи).

П

Алая бородка,

Алый гребешок,

Важная походка,

Это …(петушок).

Р

Над рекою, над болотом

После летнего дождя

Кто-то выстроил ворота

Без единого гвоздя.     (Радуга.)

С

Грудка ярче, чем заря

У кого? У …(снегиря).

Т

Темная, большая,

Я медленно ползу

Полнеба закрываю,

Веду с собой грозу.     (Туча.)

У

Чтоб разгладить складки брюк,

Пригодится нам …(утюг).

Ф

Для Сережи, для Иринки,

Сделаю я фотоснимки.

Снять на празднике ребят

Поможет …(фотоаппарат).

X

Хищный маленький зверек

Называется …(хорек).

Ц

Желтые комочки

Бегают за квочкой.         (Цыплята.)

Ч

Мы идем за шагом шаг

И твердим: «Тик-так, тик-так».

Если нас не завести,

Перестанем мы идти.     (Часы.)

Ш

Он пушистый, шерстяной,

Греет шею мне зимой.    (Шарф.)

Щ

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И на коврике уснул.     (Щенок.)

Ъ

Есть слово бодрое: «Подъем!»

Мы в слове этот знак найдем.     (Твердый знак.)

Ы

Есть эта буква в слове «рыба

Есть она и в слове «глыба».    (Буква Ы.)

Ь

Буквы в слове он смягчает,

А порой и разделяет.

То он эдак, то он так.

Угадали?    (Мягкий знак.)

Э

Его ты не встретишь на горной

тропинке

Или в лесу. Ведь оно невидимка,

И все же ответит словами и смехом

Тебе непременно болтливое … (эхо).

Ю

Солнце жаркое там светит,

Нет метелей, снега, вьюг.

Веет теплый летний ветер

Угадали? Это …(юг).

Я

Золотые, наливные,

На ветвях они висят,

Ребятишек веселят,

Они старых молодят.    (Яблоки.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: