Игры на закрепление произношения
Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:
«Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.
«Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.
Постановка звука л
Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.
Артикуляция звука л
Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.
Артикуляционная гимнастика для звука л
Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:
- выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
- «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
- «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
- «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
- «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
- «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».
Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.
Буква «Л»
Веселые стихи
Леса хвойного краса –
Рыжехвостая лиса. |
Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил. |
* * *
Ливень, ливень льет везде. Рады птенчики в гнезде: – Мама дома посидит, Никуда не улетит. Г. Виеру Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут. С. Маршак Ласточка над озером Летит в тумане розовом. |
* * *
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. * * * Летом мы по лесу шли, Л – шалаш лесной нашли, А в шалаш, как раз для нас, Вел на Л похожий лаз. В. Степанов |
Скороговорки
1. На мели мы налима нашли.
2. Лёня лез по лесенке, срывал Лёня персики.
3. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
4. Лара у Ляли играет на рояле.
Игры
И г р а «Доскажи словечко».
* * *
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису). * * * Летом на болоте все ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это?.. (Лягушка) |
* * *
В чистом поле у березки На снегу видны полоски. Подошла лиса поближе: Здесь бежали чьи-то… (лыжи). Г. Сапгир |
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это?.. (Лиса). * * * Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе… (лопатой). * * * На скамейке у ворот Лена горько слезы… (льет). |
Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по… (лужам). * * * В лесу мы и в болоте, Нас везде всегда найдете: На поляне, на опушке, Мы – зеленые… (лягушки). * * * Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а… (лук). |
Игра «Волшебная цепочка».
1. Измените в словах только одну букву, но так, чтобы новые слова начинались тоже с буквы «л»: ливер (лидер), лодка (ложка), лото (лето), лепта (лента), лик (лук, люк, лак).
2. Измените в словах первую букву и получите новые слова: лей – пей – бей; лепка – репка – щепка; лом – том – дом – сом – ком; лак – мак – рак – бак.
Игра «Составь слова».
Ответ: лоза, лопата, лоси.
И г р а «Лесенка».
Кроссворд
Ответ: лиса
Загадки
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата.) Привела я солнце За свое оконце, К потолку подвесила, Стало дома весело. (Лампочка.) Сидит дет во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук.) Падают с ветки золотые монетки. (Листья.) |
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, А они опять за мной. (Лыжи.) Скинули с Егорушки Золотые перышки – Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук.) И. Демьянов Сидит – зеленеет, Падает – желтеет, Лежит – чернеет. (Лист.) Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.) |
В огороде из земли
Стрелы к солнцу проросли. (Лук.) В. Нестеренко |
Зеленая птичка
В землю снесла яичко. (Лук.) Г. Виеру |
Ну как, мои дорогие? Ваш малыш справился со всеми заданиями? Вижу, как вы киваете головой в знак согласия. Я рада за вас!
Стихотворения о букве Л для 1 класса
Помощница. Мила маме, как могла, Хоть мала, а помогла. Долго дела не искала: Полотенце полоскала, Вилки вымыла и ложки, Молоком поила кошку, Пол метёлкой подмела От угла и до угла… Отдохнуть она хотела- Не могла сидеть без дела: Лоскуты нашла на полке, И булавки, и иголки, И для куклы Мила стала Платье шить и одеяло. Хлопотунью эту Милу Мама еле уложила. Мила с куклой спать легла. Всё успела, всё смогла! И. Лопухина. *** Куколка. Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала. Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно – славно напевала: Гала – Гала – Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка. *** Метла. Николай вспугнул пчелу, Побежал по саду. Наступил он на метлу, Врезался в ограду. Звонко хлопнула метла, Да с такою силой, Что уж лучше бы пчела Колю укусила. О. Григорьев.
Загадки про алфавит и буквы:
Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Буду я учиться в школе — Разобраться в них смогу.
Ответ Буквы
На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.
Ответ Алфавит
По страницам этой книжки учат азбуку детишки.
Ответ Букварь
Буква первая, друзья, В алфавите — это…
Ответ А
Все барашки букву знают, Только чуточку смягчают. Известно мне да и тебе, Что эта буква — буква…
Ответ Б
Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?
Ответ В
Гусь, большой, горластый гусь — Я его чуть-чуть боюсь. Гусь гогочет: «Гэ-гэ-гэ!» Где же гусь? Под буквой…
Ответ Г
Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву…
Ответ Д
Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, поласкает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву…
Ответ Е
Жираф — высокий наш жираф, У него весёлый нрав. Мы с ним на третьем этаже, Смеясь, запомним букву…
Ответ Ж
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. Она не просто завитушка, Она — пружина, крендель, стружка.
Ответ З
Индюки и индюшата Интересные ребята. На индюшек посмотри И запомни букву…
Ответ И
Мажет мама ранку дочке Йодом в темном пузыречке. Кошка, прыгнув со стола, Йод по полу разлила. Стань же властью всех стихий Йод разлитый – буквой…
Ответ Й
Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву…
Ответ К
Буква ржет и всех катает, По весне на речке тает, Может стрелами разить И чужие слезы лить.
Ответ Л
Эта буква спит в берлоге, Моет руки, моет ноги, Надоедливо жужжит И по комнате кружит.
Ответ М
Этой буквой по дорожке Ходят люди, мышки, кошки. А она, пройдя сквозь ушко, Шьет нам новую игрушку.
Ответ Н
В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла — Покатиться бы могла.
Ответ О
С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться — Повисеть могу на ней, А еще и подтянуться!
Ответ П
У картавого Володи Эта буква не выходит, И, конечно, очень странно, Но выходит у Полкана!
Ответ Р
Слон — огромный дядя-слон, Слушать сказки любит он. Сказку про дремучий лес Слушает под буквой…
Ответ С
Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже.
Ответ Т
Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву…
Ответ У
Если маленькой чертой Букву «О» перечеркнём, Потеряем букву «О», Но другую мы найдём!
Ответ Ф
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» — Так хохочет буква …
Ответ Х
Циркуль металлический Чертит круг магический, Чтобы муха в нем Це-це Превратилась в букву…
Ответ Ц
«Горячо как мне в свече!» — Причитает буква…
Ответ Ч
Для шипенья хороша В алфавите буква…
Ответ Ш
Не получится борща, Если нет в нем буквы…
Ответ Щ
Разделять всех он мастак, Безголосый…
Ответ Ъ
Ходит с палочкой, увы, По страницам буква…
Ответ Ы
Безголосый он добряк, Всё смягчает…
Ответ Ь
Подал Эдик Эллочке Эскимо в тарелочке, А Эллине с Аллочкой Эскимо на палочках. Это эскимо тебе Дарит лично буква…
Ответ Э
Эту букву носят леди, Любят белые медведи, А настанут холода — Птицы улетят туда.
Ответ Ю
Эта буква — это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот её и назовёшь!
Ответ Я
Стих про букву Б для 1 класса
***
Потерялась буква Б Не найти её нигде, В барабане — есть она, И в баране есть она В бабочке она летает, В слове «бабушка» зевает В бегемоте — спит в воде, Значит буква Б — везде!
***
На Байдарке раз Барсук Плыть решив на Барбадос, Взять с собой решил Бамбук И Букет Бегоний, роз.
***
Надевают игроки Ботинки,бутсы, башмаки. Будут все играть в футбол И забьют в ворота гол!
***
Два барашка-братца Вышли пободаться. Положи конец борьбе — Преврати их в букву Б.
***
Где найти мне Букву Б? Может Быть она — в труБе? Ну, а может на раБоте И появится к суББоте? Или прячется в изБе? Или едет на арБе? Кто, реБята, мне подскажет Где найти мне Букву Б?
Стихи на автоматизацию звука Л:
Белка
Искала белка дуб с дуплом.Дупло у белок — это дом.
Клоун
Клоун Милу удивил:Он за хвост слона водил.
Голуби
Голубке голубь угодил:Ей платье, платок и панаму купил.В платье над лугом голубка летала –Не только меня она напугала!
Голодный волк
В полнолуние под ёлкойВолк завоет на луну.Нет оленя, белки, тёлки –Плохо, голодно ему.
Молоко
Кипятила Клава молоко.Молоко кипятить нелегко.Внимательно Клава глядит,Когда молоко закипит.
Лайка
Плыла на лодке лайка.У лайки – балалайка.Долго пела лайка мнеО погоде, о луне.
Мила
Мила вымыла ладони,Мила сделала салат.Маме помогала Мила.Мама Милу похвалила.
Луна
Вот откуда эта мгла:Луна на облако легла,А облако как одеялоЛуну окутало, поймало.
Болонка
Болонка лайку удивила:Надела платье, белый бант.Сказала: «У меня талант:Могу я лаять, петь, скакать,Вальс и ламбаду танцевать».
Лыжи
Белая лужайка,Тёплая фуфайка,Я на лыжах побегу –Ты меня поймай-ка!
Молоток
Молоток стучал, стучал,Гвозди в доску загонял.Колотил он с толком –Получилась полка.
Белый
Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел,А вот белка не бела,Белой даже не была!
Еж и елка
Ёлка с ёжиком похожа:Ёж в иголках, ёлка – тоже.
Булка
Алла долго булку ела,Аппетита не имела.Жучка тихо подошла:Булку цап – и все дела!
Мышка
Мышка весело жила –На пуху в углу спала.Ела мышка хлеб и сало,Но всё мышке было мало!
Веник
Веник пол подметал,Веник очень устал.Он чихнул,Он зевнулИ тихонечко уснул…
Лошадка
Ну и лошадка:Кожа гладка,Чисто умытаС головы до копыта,Овса поела,И снова – за дело!
Птицы
Голубь, гусь и галка –Вот и вся считалка!
Пила
Завизжала пила,Зажужжала, как пчела:«Ж – ж – ж – ж …Л – л – л – л …»Сломалась и стала,Начинай сначала!
Швея
Целый день сегодня шью.Я одела всю семью.Погоди немного, кошка,Будет и тебе одёжка!
Стихи на автоматизацию звука «Л» при помощи мнемодорожек помогут быстрее ввести данный звук в активную речь.
Для того, чтобы заучивания стихов проходили весело и и радовали ребенка придумывайте сюжеты, обыгрывайте, устраивайте физминутки. Заучите стихотворения и используйте их в подвижных играх, при ходьбе, прыжках, в виде считалок и т.д.
Много интересного материала Вы сможете найти по ссылкам ниже.
Вам также будет интересно:
- .
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука Р
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Автоматизация шипящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Автоматизация звука Л
Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.
Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.
Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:
А после освоения, в обратных слогах:
Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:
звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;
звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.
Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.
После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:
спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;
спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.
читать/повторять уже более сложные предложения.
Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.
При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».
Загадки для детей про предметы
В руки ты меня возьми,
Прыгать поскорей начни.
Раз прыжок и два прыжок,
Угадай, кто я, дружок?
(Скакалка)
Я на праздник спешу,
Их за ниточку держу:
Красный, жёлтый, голубой —
Плывут над головой,
Лучше нет для детворы,
Чем воздушные…
(Шары)
А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет…
(Йод)
Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сеяю.
Раздуваюсь вширь
Потому что я …?
(Пузырь)
Хлоп — и конфета стреляет, как пушка?
Каждому ясно: это — …
(Хлопушка)
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку.
(Дверь)
Полежит он без внимания
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь —
В дом не попадешь.
(Ключ)
Деревянная дорога
Вверх идёт отлого.
Что ни шаг — то овраг.
Что это за дорога:
Кто по ней идёт —
Тот хромает?
(Лестница)
- Стихи про детский сад
- Стихи про детей
Загадки для детей про сказочных героев
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Гадкий утёнок)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
Чёрные птички на каждой страничке
Загадки про буквы и алфавит
***
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
(Буквы)
***
Чёрные,
Кривые,
От рождения все немые,
Встанут в ряд —
Сейчас заговорят.
(Буквы)
***
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
(Буквы)
***
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
(Буквы)
***
Начало деревом зовётся,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они.
(Буквы)
***
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй …
(Алфавит)
***
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это буквы…
(Гласные)
Скороговорки с буквой Л
Палку толкал
Лапой Полкан,
Лапой Полкан
Палку толкал.
У ёлки иголки колки,
Иголки колки у ёлки.
Проговорив скороговорку, поинтересуйтесь у ребенка: Какие ещё он знает деревья, у которых вместо листьев иголочки?
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Расскажите ребенку зачем дятел стучит по дереву.
Дятел — лесной лекарь, простукивая кару дерева он определяет пустоты в которых живут различные жучки, черяки и лечинки — они губят деревья. Дятел их съедает, тем самым лечит дерево от вредителей.
Клала Клава лук на полку,
Позвала к себе Николку.
VN:F
please wait…
Rating: 3.6/5 (5 votes cast)
VN:F
Rating: +2 (from 4 votes)
Стихи про букву Л, 3.6 out of 5 based on 5 ratings
Стихи про букву Б для детей
***
Буратино, барабан, Белка, булка и банан. Я играю на трубе И зовусь я буква «Б»!
***
Бегемот залез в болото, Барсук прячется в норе, Баран смотрит на ворота, Барбос дремлет в конуре.
***
Баран букварь купил себе, Он изучал его. Однако, кроме буквы Б, Не знает ничего.
***
С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами… Бум-бум-бум! Ежик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!
***
Буква Б, как бегемотик, Нарисуем ей животик, Козырек добавим выше: Буква Б у нас под крышей.
***
У нас в реке живут бобры, Бобры бодры, бобры добры. Мудры плотин строители Бобры– речные жители.
***
Бабушка белка по бору брела, Банку брусники бельчонку несла. Добрая бабушка бодрой была, Белых грибочков еще набрала.
Стихотворения о букве Л для 1 класса
Помощница.
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метёлкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела-
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла.
Всё успела, всё смогла!
И. Лопухина.
***Куколка.
Мила куколку купила,
Целый день ее носила.
Мила куклу одевала,
Целовала, миловала.
Имя куколке дала –
Куклу Галочкой звала.
Мила куколку качала.
Славно – славно напевала:
Гала – Гала – Галочка,
Вот тебе скакалочка,
Вот тебе шкатулочка,
Шоколад и булочка.
***Метла.
Николай вспугнул пчелу,
Побежал по саду.
Наступил он на метлу,
Врезался в ограду.
Звонко хлопнула метла,
Да с такою силой,
Что уж лучше бы пчела
Колю укусила.
О. Григорьев.
Структура индивидуального логопедического занятия
Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л
Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:
- Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
- Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
- Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.
Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше
Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой
Быть нам рядом не годится!
Загадки про «ъ» и «ь» знаки.
***
Разделять всех он мастак,
Безголосый …
(Ъ)
***
Эту букву пишем так:
Колесо и спичка, позади косичка.
(Буква Ъ, твёрдый знак)
***
Безголосый он добряк,
Всё смягчает …
(Ь)
***
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал…
(Ь – мягкий знак)
***
Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться —
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит!
(Ь — Ъ)
Загадки-обманки про буквы
***
Мы запомнили легко:
Номер первый — буква …
(Не О, а А)
***
Кусок от бублика я съел,
И получилась буква …
(Не Л, а С)
***
Круглой формы голова,
Той же формы буква …
(Не А, а О)
***
Видим мы в Москве метро,
А над входом букву …
(Не О, а М)
***
Скажешь ты наверняка,
На турник похожа …
(Не К, а П)
***
На одной стоит ноге
На крыше дома буква …
(Не Г, а Т)
***
Буква первая, друзья,
В алфавите — это …
(Не Я, а А)
***
Алфавитную семью
Возглавляет буква …
(Не Ю, а А)
***
Это вовсе не враньё:
Звука нет у буквы …
(Не у Ё, а у Ь или Ъ)
***
Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква …
(Не Ц, а Я)
Множество интересных загадок вы найдёте здесь. А малыш может назвать первую букву в слове-отгадке:Весь Антошка — Шляпка да ножка. Загадки про грибыГород этот не простой, он дремучий и густой. Загадки про лесСреди бахчи – зелёные мячи. Загадки про арбуз для детейЯркие как лампочки порхают в небе бабочки. Загадки про бабочку для детейКолокольчики колышатся, а звона не слышится. Загадки про колокольчикБелый, синий, голубой появляется весной. Загадки про подснежникНа верхушке стебелька солнышко и облака. Загадки для детей про ромашкуЦветок душистый, нежный – фонарик белоснежный. Загадки про ландышУ меня в ладошке облако на ножке. Загадки про одуванчикЛесной красавец ушастый заяц. Загадки про зайца для детейОн тайги хозяин строгий, любит спать зимой в берлоге. Загадки про медведя для детейОбитает среди леса ярко-рыжая принцесса. Загадки про лису для детейЗагадки про ежика для детей
Посмотрите с детьми интересное видео. До начала его просмотра поясните ребенку, что слово-отгадка начинается с буквы, которая изображена возле красочной картинки.
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Загадки для детей про природу
Белая крупа усыпала весь двор.
Может быть, ее всю собрать ведром?
Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,
Сразу исчезает так, что не найдешь.
Той крупе волшебной я был очень рад.
Рассказал ребятам, что такое…
(Град)
С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день…
(Дожди)
Дождь все утро моросил,
Только стих, я поспешил
На прогулку поскорей,
Чтоб увидеть всех друзей.
Ничего, что по дороге
Сразу промочил я ноги.
Во дворе с друзьями дружно
Вместе мерили мы…
(Лужи)
Он и летом, и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти —
Он все будет впереди.
(Горизонт)
Бежит по равнине река,
Красива она, глубока.
Откуда бежит этот шумный поток?
Начало реки называют…
(Исток)
Автоматизация звука Л
Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.
Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.
Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:
А после освоения, в обратных слогах:
Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:
звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;
звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.
Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.
После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:
спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;
спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.
читать/повторять уже более сложные предложения.
Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.
При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».
Загадки для детей 3-4 лет
Вот с иголками клубок.
Подкатился на порог.
Глаза-бусинки глядят,
Молочка они хотят.
(Ёжик)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф)
Она хозяйственно жужжит,
Быстрей к себе домой летит.
Людям вкусный мед дала,
А зовут ее…
(Пчела)
Шубка серая для лета,
Для зимы — другого цвета.
(Зайчик)
Ночью он не любит спать,
Ему хочется гулять.
Молоко из плошки пьет,
Это наш домашний…
(Кот)
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий…
(Абрикос)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
С волосами я дружу
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа,
А зовут меня…
(Расчёска)
На колесах едет ловко,
если тянешь за веревку.
(Машинка)
Посмотрите-ка, подружки,
Есть колеса у игрушки.
Куколку в нее сажаю
И по комнате катаю.
Буду мамой понарошку,
Буду я баюкать крошку.
(Коляска)
Выпекаю куличи
Из песочка, без печи.
Набиваю в те посудки
Я песочек-тесто.
И выходят рыбки, утки…
Очень интересно!
(Формочки)
Тянет бабка, тянет дедка,
Но она сидела крепко,
А потом позвали внучку,
Кошку и собачку Жучку,
Мышку кликнули соседку,
Дружно вытащили…
(Репку)
На сметане был мешён,
В жаркой печке испечен,
Он с окошка убежал,
Да лисичке в рот попал.
(Колобок)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…
(Бабушка)
Залезай же, прокачу!
С горки я тебя скачу.
Мы по снегу спозаранку
Быстро движемся на…
(Санках)
Азбуку загадок для первого класса с ответами
А
В театре я играю роль:
То я Карлсон, то король. (Артист.)
Б
Озорница, шалунишка
Рвет с еловых веток шишки.
С шишкой прячется в дупло
Там и сухо и тепло. (Белка.)
В
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Будто вовсе не боится
Полосатой кошки!
А потом на ветку — прыг!
И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей.)
Г
У него есть шляпка, ножка,
Я нашла его в лесу.
Положу его в лукошко
И из леса принесу. (Гриб.)
Д
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!» (Дятел.)
Е
Тонкая, как спица,
С клювом, как у птицы.
Угадайте, что за цифра?
Верно! Это …(единица).
Ё
В каждый дом под Новый год
Это деревце придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется …(ёлкою).
Ж
На дубовой ветке
Качаются детки.
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные. (Желуди.)
З
Льется дождик проливной,
Стали мокрыми кусты.
Раскрыли мы над головой
Разноцветные …(зонты).
И
Для портнихи-мастерицы
Они могут пригодиться
Есть у ежика, у елки,
Это острые …(иголки).
Й
Когда ранку им помажут,
Он и щиплет, он и жжет.
Но для нас он очень важен
Вы узнали — это …(йод).
К
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут ее «царапка». (Кошка.)
Л
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — ее краса,
Это кумушка …(лиса).
М
Съела бабушкин платок,
Съела дедушкин носок,
Хочет шарфик съесть у Толи,
Нет вреднее серой …(моли).
Н
Черной шалью небо накрыла
И ребятишек спать уложила. (Ночь.)
О
Любят их белки,
Любят их мышки,
Любят погрызть их и ребятишки.
Их называют ребячьей потехой,
Вы угадали? Ведь это …(орехи).
П
Алая бородка,
Алый гребешок,
Важная походка,
Это …(петушок).
Р
Над рекою, над болотом
После летнего дождя
Кто-то выстроил ворота
Без единого гвоздя. (Радуга.)
С
Грудка ярче, чем заря
У кого? У …(снегиря).
Т
Темная, большая,
Я медленно ползу
Полнеба закрываю,
Веду с собой грозу. (Туча.)
У
Чтоб разгладить складки брюк,
Пригодится нам …(утюг).
Ф
Для Сережи, для Иринки,
Сделаю я фотоснимки.
Снять на празднике ребят
Поможет …(фотоаппарат).
X
Хищный маленький зверек
Называется …(хорек).
Ц
Желтые комочки
Бегают за квочкой. (Цыплята.)
Ч
Мы идем за шагом шаг
И твердим: «Тик-так, тик-так».
Если нас не завести,
Перестанем мы идти. (Часы.)
Ш
Он пушистый, шерстяной,
Греет шею мне зимой. (Шарф.)
Щ
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И на коврике уснул. (Щенок.)
Ъ
Есть слово бодрое: «Подъем!»
Мы в слове этот знак найдем. (Твердый знак.)
Ы
Есть эта буква в слове «рыба
Есть она и в слове «глыба». (Буква Ы.)
Ь
Буквы в слове он смягчает,
А порой и разделяет.
То он эдак, то он так.
Угадали? (Мягкий знак.)
Э
Его ты не встретишь на горной
тропинке
Или в лесу. Ведь оно невидимка,
И все же ответит словами и смехом
Тебе непременно болтливое … (эхо).
Ю
Солнце жаркое там светит,
Нет метелей, снега, вьюг.
Веет теплый летний ветер
Угадали? Это …(юг).
Я
Золотые, наливные,
На ветвях они висят,
Ребятишек веселят,
Они старых молодят. (Яблоки.)