Популярные рассказы николая носова для детей

“Мурзилка” и другие известные произведения Носова

Детским писателем Носов становиться не планировал. Просто рассказывал сыну короткие рассказы, а потом решил их записать и отнести в детский журнал:

  • Первым появился рассказ “Затейники”, его напечатали в 1938 году в “Мурзилке”. Читали это издание младшие школьники.
  • Вскоре там же появились “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Бабушка Дина”, “Милиционер” и другие короткие юмористические и серьезные истории.

Сочинял Носов и короткие стихотворения. Список известных произведений получился довольно большой.
Первый авторский сборник Николай Носов выпустил только после войны. Назывался он “Тук-тук-тук”. Юным читателям он очень понравился, педагоги и критики тоже отнеслись к новому автору вполне благосклонно, так что крупнейшее детское издательство “Детгиз” уже через год выпустило следующую книгу.В 1946 году писатель остался вдовцом. Вторую жену звали Татьяна. Ей и был посвящен цикл историй про малышей и малышек.Потом книжки стали выходить одна за другой. Третий по счету сборник “Веселые рассказы” появился в 1947 году, “Веселая семейка” — в 1949 г., еще через год — “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”. Читаются они весело и легко, но в то же время направлены на то, чтобы воспитать у детей инициативность, честность, умение прийти на выручку друзьям. Его герои живут в самом обычном городе, где есть и большие дома, и даже метро. С 1949 года Носов писал уже и для подростков. Сын вырос, а книги по-прежнему сочинялись для него.
Рис. 4. Обложка книги Николая Носова Незнайка на луне с иллюстрациями Генриха Валька. 1976 год

Цитата № 7, про кредитные долги

Поклонники демократии и «свобод» пеняют на то, что в СССР нельзя было взять кредит. А кредит и не был нужен советскому человеку! Свой первый транспорт, мопед, я купил с получки: как раз хватило. С авто было сложнее, но можно было накопить: были случаи, когда люди откладывали по несколько рублей, набирая на кооперативную квартиру (там нужен был первый взнос)! Вот история одного «лунатика», которой сейчас никого не удивишь и которая в СССР была невозможна:

«— Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.

— Ну, а автомобиль ты починил потом? — спросил Незнайка.

— Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег».

Незнайка в каталажке Луны

Вывод: Мы смеялись над тем, что было не у нас, и теперь оно пришло к нам. Значит, надо посмеяться ещё раз, чтобы ушло всё плохое! У Незнайки получилось, значит и у нас получится.

Справка:

Николай Носов, фото: Википедия

Николай Николаевич Носов (1908 – 1976 гг.) — советский детский писатель-прозаик, киносценарист, драматург. Лауреат Сталинской премии и, Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской. Автор 12 повестей и романов, а также 36 рассказов, многие из которых легли в основу киносценариев, мультфильмов и мультсериалов («Бобик в гостях у Барбоса», «Случилось это зимой», «Незнайка на Луне» и др.).

Цитата № 5, про «четвёртую власть», СМИ

Помимо законодательной, исполнительной и судебной власти есть ещё сила печатного слова, журналистики. Именно с помощью этой силищи первые три ветви власти осуществляют свою деятельность! Вот как с этим делом обстояло на Луне, а сейчас обстоит и у нас:

«Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков»… Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах…»

Собственно, и добавить нечего.

Детство Николая

Главные читатели Носова – самые маленькие дети, которые еще понятия не имеют о том, что у писателя тоже бывает отчество. Николаю Носову дали имя в честь отца, так что и отчество у него было Николаевич. Глава семейства был артистом. Правда, из-за различных жизненных обстоятельств, Николаю Носову-старшему пришлось переквалифицироваться и пойти работать на железную дорогу.
Рис. 1. Николай Николаевич НосовСемья жила в Киевской губернии, в городе Ирпене, где 10 ноября 1908 года и появился на свет создатель Незнайки. По новому стилю день его рождения приходится на 23 число того же месяца. Фамилия Носовых была хорошо известна в городке, в семье уже был один ребенок — Петр, а после Николая родились еще мальчик и девочка. Отец иногда выступал на сцене, и это очень нравилось детям. Николая было не вытащить из театра, и все думали, что он тоже станет актером. Николай хотел учиться играть на скрипке и просил родителей купить инструмент. Но уже через несколько занятий понял, что это — не его любимый инструмент.

Юмористические рассказы Н. Носова для детей

Кинешемский
педагогический колледж

Контрольная
работа

Тема:
«Юмористические рассказы Н. Носова для детей»

Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна

Курс 4 Группа «А»

Предмет Детская литература

Работа 1 Вариант 8

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

План

1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя.
Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно –
эстетических вопросов

2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша»,
«Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор

3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской
книги

Список используемой литературы

1.Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал,
что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит
нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как
правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять
мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы
воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший
воспитатель, чем любое назидание.

В
юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного
возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых
проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова
рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев,
узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Цитата № 6, про искусство ради наживы

Советский человек не знал, что такое «кассовый фильм». Наверное, поэтому советские фильмы, вошедшие в классику «Госфонда», считаются самыми «доходными», оставляя далеко позади картины, сделанные «ради прибыли». Статистика сообщает, что рентабельность советских картин достигала 10000%. Точных подсчётов никто не вёл, но, например, фильм «Бриллиантовая рука» в 1969 году посмотрело 76,7 млн. зрителей. А вот какие фильмы предлагали жителям сказочной Луны:

«Содержание фильмов было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих картин бегали, прыгали, падали, кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть».

Это точный пересказ большинства современных сериалов! А я-то думал, кто им сценарии пишет?

Цитата № 2, об олигархах

Здесь богатый житель Луны господин Крабс рассуждает, как нажиться на перспективном растении, которое может решить проблему с питанием и ликвидировать бедность.

«Всё станет дёшево. Исчезнет нищета! Кто в таком случае захочет работать на нас с вами? Что станет с капиталистами? Вот вы, например, стали теперь богатыми. Вы можете удовлетворять все свои прихоти… Всё это должны делать для вас бедняки, нуждающиеся в заработке. А какой бедняк пойдёт к вам в услужение, если он ни в чём не нуждается?… Вам ведь придётся самим всё делать. Для чего же тогда вам всё ваше богатство?… Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо. Учтите это

Понятно, что при таком общественном строе богатые не допустят, чтобы им было плохо. Соответственно, худо будет не им, а … Ну, вы поняли. Не удивляйтесь, что у нас, например, процветает телефонное мошенничество: грабят не олигархов, так что…

Произведения для тех, кто постарше

Носов написал несколько произведений, адресованных читателям постарше. Они касаются главным образом состояния литературы в середине прошлого века. Это “Иронические юморески”. В этих юморесках есть размышления и о педагогике, социальных проблемах, и о других сторонах жизни. Книга представляет собой краткое содержание педагогической теории самого Носова.  Незадолго до смерти Николай Николаевич издал “Повесть о детстве” и “Все впереди”. После смерти автора их выпустили под общей обложкой с названием “Тайна на дне колодца”.В 1976 году Носова не стало. Умер он там же, где и жил в последние годы – в Москве.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

     Юмористические 
ситуации помогают Носову показать логику
мышления и поведения героя. «Действительная 
причина смешного заключена не во внешних
обстоятельствах, а коренится в самих
людях, в человеческих характерах», — писал
Носов.

     Художественно
достоверно у писателя проникновение 
в психологию ребенка. Его произведения
отражают особенности детского восприятия.
Лаконичный выразительный диалог, комическая
ситуация помогают автору обрисовать
характеры ребят

     Носов
в своих рассказах умеет разговаривать 
с детьми, умеет понимать самые 
сокровенные мысли. Читая рассказы
Носова, видишь перед собой реальных
ребят – точно таких, каких 
мы встречаем в повседневной жизни,
с их достоинствами и слабостями,
глубокомыслием и наивностью. Писатель
смело прибегает в своем творчестве
к фантазии, озорной выдумке. В 
основе каждого его рассказа или 
повести лежит случай, который 
произошел или мог произойти 
в жизни, описываются характеры 
ребят, каких мы часто встречаем 
в окружающей действительности.

     Сила 
его рассказов и повестей – 
в правдивом, бесхитростном показе
своеобразного и веселого детского
характера.

     Все
творчество Николая Носова пронизано 
неподдельной, умной любовью к 
детворе. Какой бы из рассказов Носова
мы ни начали читать, сразу же, с первой
страницы испытываем радость. И чем 
дальше читаем, тем веселее делается.

     В
веселых рассказах всегда таится
что – то такое, что заставляет
всерьез задуматься. Задуматься над 
тем, как необходимо с ранних лет 
готовить себя к самостоятельной 
жизни: учиться варить кашу, жарить
пескарей на сковороде, сажать рассаду 
в огороде и ремонтировать 
телефон, зажигать бенгальские огни
и соблюдать правила уличного
движения. Это надо знать и уметь 
каждому. Рассказы эти помогают избавляться 
от дурных свойств характера – 
от рассеянности, трусости, чрезмерного 
любопытства, грубости и зазнайства,
лени и равнодушия.

     Писатель 
учит маленьких ребят думать не только
о себе, но и о товарищах. Вместе
с героями мы испытываем душевное
облегчение, огромное удовлетворение.
Писатель вообще противник того, чтобы 
выставлять напоказ нравоучительную 
мысль своего произведения, и стремится 
писать так, чтобы маленький читатель
сам сделал вывод. Обладая глубоким
пониманием детей, писатель никогда 
не подает факт в чистом виде, без 
домысла, без творческого воображения.
Н.Н. Носов — удивительный детский писатель.
Удивителен и замечателен он тем, что не
только дети получают заряд необыкновенной
жизнерадостности, бодрости, прилива сил,
но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу
детства, вспоминая и свои «нелегкие»
детские проблемы.

     Художественное 
слово всегда эмоциональнее выражает
повседневные проблемы, с которыми
сталкиваются педагоги, родители и 
дети. Оно намного эффективнее 
скучного нравоучения, указания, объяснения.
И живое обсуждение рассказов 
Носова — это не только увлекательное 
путешествие вместе с героями 
его книг по стране детства, это еще 
накопление жизненного опыта, нравственных
понятий, что такое «хорошо», что 
такое «плохо», как поступить 
правильно, как научиться быть сильным,
смелым.

     Читая
рассказы Носова детям, можно и весело
провести время, от души посмеяться, и 
сделать для себя важные выводы не
забывать, что рядом с тобой 
такие же девчонки и мальчишки, у 
которых не все всегда гладко и 
хорошо получается, что всему можно 
научиться, надо только не вешать нос 
и уметь дружить.

Начало трудовой биографии

Первые годы Советской власти оказались для семьи Носовых очень сложными — как, впрочем, и для всех. Чтобы выжить, надо было работать с ранних лет. И четырнадцатилетний Коля тоже начал трудиться. На заре своей трудовой деятельности он перепробовал многие профессии: торговал газетами на киевских улицах, косил траву, вскапывал огороды — в общем, делал все, за что можно было получить хотя бы небольшие деньги. В 1924 году Николай Носов окончил школу и устроился уже на постоянную работу — на бетонный завод чернорабочим. К этому периоду относится его увлечение химией. Он  постоянно ставил опыты и хотел поступать в Киевский университет на соответствующий факультет. Но за плечами была только семилетка, надо было получить среднее образование. Тогда оно поступил в вечернюю школу, окончил ее, но решил получить другую специальность. Он вспомнил свое увлечение фотографией, а в то время в моду уже вошел кинематограф. Новую профессию можно было освоить в художественном институте, где Носов в 1927 году и начал учиться. Доучивался Николай уже в Москве. Диплом получил в 1932 году. Образование давало возможность работать режиссером. Он двадцать лет ставил учебные и научные фильмы. Даже во время войны Носов не оставил свою работу. То, что он снимал, показывали на фронтах, за что писатель был награжден боевым орденом.В начале 30-х он женился, в 1931 г. родился сын Петр. Первые рассказы сочинялись именно для него.
Рис. 3. Николай Носов с благодарными детьми

Цитата № 3, про оружие

После недавних трагедий с применением «огнестрела» это обращение «лунного» чиновника Жулио к Незнайке звучит особенно остро:

— У нас каждый может покупать и продавать что хочет, — объяснил господин Жулио. — Никто ведь не принуждает его из этого пистолета стрелять. В то же время и стрелять никто не может запретить ему, так как это было бы нарушением свободы предпринимательства. У нас каждый имеет право предпринимать всё, что ему заблагорассудится. К тому же всякое запрещение в этой области явилось бы нарушением прерогатив, то есть исключительных прав полиции. Полиция для того и существует, чтобы бороться с преступниками. Если же преступники перестанут совершать преступления, то полиция станет не нужна, полицейские потеряют свои доходы, сделаются безработными и существующая в нашем обществе гармония будет нарушена.

Носов очень верно отразил и высмеял убогую логику торгашей про то, что «убивает не оружие, а стрелок». Особенно едко сатирик прошёлся по «гармонии» того, что европейцы гордо именуют демократией: получается, что преступник необходим для существования полиции. О какой борьбе с преступностью здесь можно говорить? В СССР это было смешно. Сам смеялся, Носов был одним из моих любимых писателей в детстве.

Школьные годы

Незадолго до Октябрьской революции Носов поступил в киевскую гимназию. Школьные годы пришлись на Первую мировую войну, а потом и на гражданскую, когда всем было тяжело. В крупных городах то и дело возникали эпидемии, уносившие множество человеческих жизней.
Гимназия вскоре превратилась в обычную советскую школу, в которой учились семь лет. После болезни Коле пришлось долго наверстывать упущенное, а он и раньше-то никогда не был отличником. Но, как потом вспоминал писатель в своей автобиографии, в него поверили, и это ему помогло. И сам он всегда старался искать в людях хорошее и поддерживать добрые начинания.Впрочем, учеба была делом не только трудным, но и интересным. Он увлекался очень многим. Ему нравились не только музыка и театр. Он отлично играл в шахматы и отдавал дань новомодным увлечениям — фотографии и радиотехнике.
Рис. 2. Николай Носов с сыном

Цитата № 1, полицейская

«— А кто такие эти полицейские? — спросила Селёдочка.

— Бандиты! — с раздражением сказал Колосок. — Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне всё равно!»

Даже комментировать не нужно, правда?
Да, полицейские бывают разные, но здесь речь не о людях, а о системе, в которой забота о простых людях – дело десятое.

Рисунок из книги моей библиотеки. Незнайку наказывают за то, что он не смог рассчитаться за обед

Цитата № 4, про назойливую рекламу

В СССР мы покупали то, что нам было необходимо. Сейчас приобретаем то, что навязывает реклама, даже если нам это не очень нужно. В голове свербит: «Купи, купи, купи!»

Наша застава на берегу Японского моря позволяла ловить телесигнал из Японии. Конечно, командиры не знали про то, как мы усовершенствовали приёмную антенну, а то вместо дембеля топтать бы нам полигон дисбата… Сигнал был неплохим, но широкоформатное буржуйское видео отражалось на экране советского телеприёмника полосой по центру экрана. Нам и этого хватало! Нет, ничего особого мы там не увидели: обычные боевики да мелодрамы. Вот только вещание постоянно внезапно прерывалось непонятным видеорядом.

Выглядело это так: смотришь фильм про то, как американцы бомбят вьетнамские джунгли, и вдруг, без перебивок или пауз, посреди ковровой бомбёжки появлялись холёные девицы, которые красиво пили сок или валялись на лежаке у богатой виллы. Так в середине 1980-х мы познакомились с рекламой на ТВ и не понимали, как бедные японцы смотрят кино: это же невозможно! А сейчас — ничего, смотрим, привыкли…

Съёмки рекламного клипа в романе «Незнайка на Луне»

«Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: