Төркем:габдулла тукай шигырьләре

Яз галәмәтләре («Язлар җитте…»)

Язлар җитте, карлар эри башладылар,

Толыплылар толыпларын ташладылар;

Киемсезләр иркен йөри башладылар,

Тунсызларга нурлы көннәр килде имди.

Ката, чана табаннары ял итәләр,

Шылтыр-шылтыр юлдин арбалар китәләр.

Трантаслар, велосипед, кареталар

Урамнарны чуарлыйлар бер-бер имди.

Каткан, туңган агачларны хәзер кара:

Һәрбересе яшәрешеп яфрак яра;

Бу урманнар бакча булыр бара-бара,

Һәр агачта сандугачлар сайрар имди.

Җиде кат боз астындин чыгар бака,

Баткакларга, балчыкларга бата-бата;

Куе камыш арасындин бака-бака:

«Бака-кака, бака-кака»,— диер имди.

Шул бакалар ярга чыгып бакылдаша,

Берсен берсе аңлашмыйча такылдаша;

Әллә нәрсә киңәшәләр, акыллаша:

Ахры, мантыйк укыганнар бунлар имди.

Кышлар үтеп, яз көннәре килер исә,

Сәхраларда йомшак сәба җиле исә;

Аһ, бу көннәр гамькин күңелләрне кисә,

Үткән гомер бер-бер искә төшә имди.

Дәрьяларда бозлар ага тау-тау булып,

Һаваларда кошлар оча болыт-болыт;

И ходаем, фазлың берлә көнне җылыт,

Үлгән дөнья яңа җаннар алсын имди! 

Туган җиремә

Айрылып китсәм дә синнән гомремең таңында мин,

И Казан арты! Сиңа кайттым сөеп тагын да мин.

Ул таныш кырлар, болыннар тартты әүвәл хиссеми;

Тарта торгач куймады, кайтарды ахыр җисмеми.

Кысса да синдә фәкыйрьлекләр, ятимлекләр мине,

Изсә дә үз ишләремнән хур вә кимлекләр мине, —

Үтте инде ул заманнар, очтылар шул кош кеби;

Уйласам, ул көннәрем тик кичтә күргән төш кеби.

Бәрсә дә дулкыннарың, һич алмады, гаркъ итмәде;

Алды дүрт ягымны ялкын, якмады, харкъ итмәде.

Бу сәбәптән аңладым мин, и туган җирем, синең

Җанга ягымлы икәндер ялкының да дулкының!

Җөмләтән изге икән ич: инешең, чишмәң, кырың,

Юлларың, авыл, әвен, кибәннәрең дә ындырың;

Һәр фосулы әрбәгъәң: язың, көзең, җәй, кыш көнең;

Барча, барча ак оек, киндер, чабата, ыштырың!

Һәм көтүчең, этләрең, үгез, сыер, сарыкларың;

Барчасы яхшы: бүре, җен, шүрәле, сарикъларың. 

После революции

После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).

Мысли о социальном неравенстве

С 1911 г. основной мотив всего творчества Г.Тукая – служение нации – все больше начинает соотноситься с образами простых людей, с социальной ситуацией в татарском обществе.

Негодование и горе лирического героя по поводу трагического положения народа, социального неравенства проецируются на все человечество: «Золым» («Гнет», 1911 г.), «Сайфия» («Дача», 1911 г.), «Читен хәл» («Трудное положение», 1911 г.), «Авыл халкына ни җитми?» («Чего же не хватает сельскому люду?», 1912 г.), «Казан» («Казань», 1913 г.), «Хәстә хәле» («Больной», 1913 г.) и др. Так, в стихотворении «Көзге җилләр» («Осенние ветры», 1911 г.), пронизанном глубокой тревогой за судьбу народа, используется символический образ – плач осеннего ветра, матери-земли.

Г.Тукаев. Астрахань. 1911

Почтовая открытка. Издание Ш. Гайфи. На лицевой стороне снимка надпись арабской графикой: «Я врагам не отомстил, вышли силы, сломан меч, В битве с грязью сам погряз, мир очистить я не смог. Г. Тукаев». Центр письменного и музыкального
наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ

Память

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: центральная площадь и по ней станция метро, прилегающий к площади сквер, улица в Старо-Татарской слободе в Казани, улицы в селе Новый Кырлай Арского района и ряде других городов и сёл Татарстана, в Уфе (улица Тукаева) и селе Шаранбаш-Князево Шаранского района в Башкортостане, в Йошкар-Оле — столице Республики Марий Эл, в Челябинске и в селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области, в Алматы и Уральске (Казахстан), в Ташкенте и Нукусе (Узбекистан), а также улица в Анкаре и парк в Стамбуле и бульвар в Тарсусе (Турция), улица в г. Ижевске, улица в г. Березовский (Свердловская обл.).

Памятники поэту установлены:

  • памятник в сквере Тукая
  • на Театральной улице у театра оперы и балета
  • на могиле поэта на старом Татарском кладбище в Казани
  • в ряде других городов и сёл Татарстана — памятники и бюсты
  • на Звери́нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы в Санкт-Петербурге
  • в сквере детско-юношеской библиотеки имени Х. Есенжанова у улицы Тукая в Уральске
  • памятник в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье) в Москве (монумент установлен 26 апреля 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая)
  • на улице Тукая в Анкаре (монумент установлен в мае 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая)
  • памятник в сквере имени Габдуллы Тукая на улице Адмирала Нахимова/Александрова в Астрахани (установлен 27 мая 2013 года).
  • В 2020 году открылся памятник в городе Семее (Казахстан).

Существует три музея Габдуллы Тукая:

  • Литературный музей
  • Отдел Национального музея Республики Татарстан в Казани
  • Литературно-мемориальный комплекс — в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана и музей Габдуллы Тукая в Уральске (Казахстан). В честь поэта назван один из районов республики Татарстан.

Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая. В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая».

В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая. Существует круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна и называющийся «Поэт Габдулла Тукай».


Памятник Тукаю в Москве


Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге


Литературный музей Габдуллы Тукая


Памятник Тукаю в Астрахани

Теләү бетте

(Пушкиннән мокътәбәс)

Теләү бетте хәзер миндә теләк соңра теләкләрне;

Кире сүттем хәзер күп эшкә сызганган беләкләрне.

Күрәлмим мин азатлык бер дә чиксез ихтыярымнан;

Гаҗәп ләззәтле, тәмле булса да, туйдым хыялымнан.

Фәкыйрь калдым хәзер: тормыш үзенең биргәнен алды;

Күңел буш: анда калды тик авыр хәсрәт, ачы кайгы.

Бетердем шиңдереп төрле гүзәл чәчкәмне барсын да

Явыз тәкъдир, каты тәкъдир, суык тәкъдирем астында.

Өмидсезмен: фәкать актык дәкыйкамне көтәм инде,

Көтәм: кайчан тавыш-тынсыз гына бер көн бетәм инде?

Төшәр-төшмәс торадыр соңга калган бер генә яфрак, —

«Төшәм» дип калтырый, җил сызгырып киткән саен чак-чак. 

Яхшылыкка яхшылык

Күгәрчен бер Кырмысканың суда бата башлаганын күрде. Ул ике дә уйламады, томшыгына яфрак капты да суга ташланды. Кырмыска яфрак өстенә менде. Дулкын яфракны ярга чыгарды. Кырмыска шулай үлемнән котылды.

Бервакыт бер Аучы Күгәрченне ауларга әзерләнде. Кырмыска кошның яхшылыгын хәтерли иде. Коткаручысына ярдәм итәргә теләде һәм Аучының итегенә керде.

Аучы Күгәрченгә атарга теләгәндә, Кырмыска Аучының ботыннан тешләде. Ул шул кадәр каты тешләде, Аучы хәтта кулыннан мылтыгын төшерде. Ә Күгәрчен исән калды.

СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
ике дә уйламады – (фразеолог.) и секунды не раздумывал​яфрак капты – схватил листсуга ташланды – бросился в водуярга чыгарды – вынес на берегитәгенә керде – вполз в обувьботыннан тешләде – укусил ногукулыннан мылтыгын төшерде – выронил из рук ружьё

Яшь агач

Мужикның урманда балта тотып барганын яшь Агач күрде дә, Мужикка кычкырды:

– И Агай! Зинһар, хәлемә кер һәм янымдагы карт агачларны кис. Мин алар аркасында якты дөньяны күрмим, иркенләп сулый алмыйм. Алар бик тыгыз утыралар. Шуңа тамырларымны рәхәтләнеп җәя алмыйм. Миңа җил дә, кояш нуры да керми. Син мине коткарсаң, мин бер елда урманның иң матур агачы булыр идем.

Мужик Агачны тыңлады. Балтасын алды да якындагы барлык карт агачларны кисте.

Менә яшь Агач хәзер сөенде, аңа дөнья иркенәйде.

Ләкин бу сөенү урынлымы?

Хәзер бичара яшь Агачны кояш яндыра, өстенә бозлы яңгыр ява, ком бураны пычрата, җил җиргә кадәр бөгә иде. Шулай бер көнне давыл килде дә яшь Агачны сындырды.

Бу хәлне күргән бер Елан җирдә яткан Агачка карап:

– И яшь бала! Хәзер кемгә үпкәлисең? Бу бәладә үзең гаепле. Әгәр карт агачларга зарланмасаң, ул агачлар сине җилдән– яңгырдан сакларлар иде. Син ышыкта тыныч кына үсәр идең. Зур Агач булыр идең! – диде.

СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
хәлемә кер – войди в положениеякты дөньяны күрмим – света белого не вижуиркенләп сулый алмыйм – не могу свободно дышатьтыгыз утыралар – растут густотамырларымны рәхәтләнеп җәя алмыйм – не могу вдоволь пустить корниурынлымы – уместно либозлы яңгыр ява – льёт градком бураны пычрата – пачкает песчаная буряҗиргә кадәр бөгә – до земли склоняетдавыл сындырды – буря повалилаБу бәладә үзең гаепле. – В этом горе само виновато.

*****

  • Габдулла Тукай – әкиятләр (сказки)
  • Шүрәле (Шурале)
  • Су анасы (Водяная)
  • Кәҗә белән Сарык
  • Кисекбаш

Ну а теперь предлагаем пройти тест по содержанию и лексике и проверить себя:

Сынау

Башла

Если у вас есть предложения по текстам, то Вы всегда можете оставить их в нашей группе в Вконтакте или по адресу: [email protected]

Примечания

  1. Габдулла Тукай — Ğabdulla Tuqay
  2. Şüräle, Ğabdulla Tuqay
  3. 26 nçı aprel’ — Ğabdulla Tuqay tuğan kön | TRT Tatarça
  4. Ныне — Арский район, Татарстан, Россия.
  5. 12Нуруллин И. З. Тукай / Авториз. пер. с тат. Р. Фиша. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 240 с. с илл., портр. (Жизнь замечат. людей. Серия биографий. Вып. 5 (568)).
  6. Рәсүлева З. Ә. Тукай эзләреннән. Казан: Тат. кит. нәшр., 1985. — 141 бит. (татар.)
  7. Иҙелбаев М. Х. Ике дуҫтың әҙәбиәт нуры (башк.) // Башҡортостан уҡытыусыһы. — 2012. — № 6. — С. 9—10.
  8. Сәлихов Ә. Ғ. Туҡай һәм башҡорт әҙәбиәте // Ағиҙел. — 2011. — № 6. — С. 107—112.
  9. ныне село Барда Бардымского района Пермского края
  10. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. — Уфа: Китап, 2009. — С.609.
  11. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор — Д. З. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009. — 404 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып. 5). С. 185
  12. Сайт Законодательного собрания Челябинской области. В Троицке открыли мемориальную доску Габдулле Тукаю(неопр.) . zs74.ru. Дата обращения 13 мая 2020.
  13. На Урале. Дом Яушевых(неопр.) . naurale.com. — «В 1912 году здесь лечился и работал татарский поэт Габдулла Тукай.». Дата обращения 13 мая 2020.
  14. Сайт мэрии Казани. Габдулла Тукай (1886—1913)(неопр.) . kzn.ru. Дата обращения 8 апреля 2012. Архивировано 1 июня 2012 года.
  15. 12 С. Липкин. Предисловие и комментарии к Г.Тукай. Избранное. М. : 1956
  16. там же стр 8-9
  17. Библиотека поэта. Г. Тукай стр.95
  18. Перевод С. Липкина. Г.Тукай. Избранное. М. : 1956 Также, это стихотворение известно как гимн татарского языка «Туган Тель»
  19. «Идегей». Перевод С.Липкина, Казань 1990 год (под ред. д.и.н. М. Усманова)
  20. Там же стр.5-8
  21. Новые переводы
  22. Величие и трагедия Тукая
  23. Биография Г. Тукая
  24. Величие и трагедия Тукая
  25. Габдулла Тукай
  26. Село Новый Кырлай. Справочник КЛАДР
  27. Село Шаранбаш-Князево.
  28. Село Даутово. Справочник КЛАДР
  29. В турецком городе Тарсус открыли бульвар Тукая (неопр.) . Башинформ (11 сентября 2011). Дата обращения 24 апреля 2016.
  30. Малышева С. Ю. «На миру красна»: инструментализация смерти в Советской России. — М.: Новый хронограф, 2020. — С. 368—369.
  31. Список монументальных памятников установленных в г. Уральске (неопр.) (недоступная ссылка). Акимат Западно-Казахстанской области. Дата обращения 12 июля 2010. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  32. Памятники г. Уральска (недоступная ссылка)
  33. ИА REGNUM
  34. Агентство по делам молодёжи Астраханской области
  35. Памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю открылся в Семее Архивная копия от 5 августа 2020 на Wayback Machine // Литер, 16 мая 2016
  36. Памятная табличка появилась на историческом здании.
  37. Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая // Музеи России
  38. Государственные премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая
  39. 2011 год объявлен Годом Тукая в странах ТЮРКСОЙ // Викиновости
  40. Генеральный секретарь ТЮРКСОЙ: «2011 год пройдет под знаком Тукая», ИА «Татар-информ» (23 Апреля 2010). Дата обращения 12 июля 2010.
  41. Теплоход «Поэт Габдулла Тукай» (неопр.) . Дата обращения 12 июля 2010. Архивировано 1 июня 2012 года.

Философская лирика

В философской лирике поэта преодоление трагизма жизни неразрывно связано с утверждением идеала и с категорией идеального. Именно через идеал Г.Тукай оценивает все явления современной жизни.

В стихотворениях, где главным выступает мотив тоски о прошлом, жизнь разделена на две половины: время, когда лирический герой стремился к счастью, и время осознания его невозможности. В стихотворениях «Бәйрәм вә сабыйлык вакыты» («Время праздника и детства», 1908 г.), «Исемдә» («Я помню», 1909 г.) идеализируются приметы прошлого: радостный смех, беззаботные игры, первая влюбленность и ожидание светлого счастья. Они противопоставлены холоду и равнодушию настоящего. Лишь воспоминания о гармонии и красоте помогают человеку преодолевать тяготы настоящего.

В стихотворениях, посвященных любви, чувство влюбленности интерпретируется как категория возвышенного, источник поэтического вдохновения («Мәхәббәт» – «Любовь», 1907 г.), счастья («Кулың» – «Твоя рука», 1908 г.), как недостижимый идеал («Бер рәсемгә» – «К портрету», 1908 г.) и смысл жизни («Иһтида» – «Постижение истины», 1911 г.).

Мотив любви переплетается с мотивом творчества. Поэт считал, что любовь и творчество имеют божественное происхождение и предопределенность.

Личная жизнь

По воспоминаниям современников, Габдулла Тукай сторонился девушек, стесняясь собственной внешности. Худой и невысокий, с бельмом на глазу, вынуждавшим носить темные очки, он не верил, что может кому-то нравиться. Поэт не слыл модником, потому что не позволяли финансы, да и интереса к этому не было. Деньги в его кармане периодически появлялись, ведь публикации приносили гонорары, но Тукай не умел копить: он раздавал в долг без возврата, устраивал дружеские вечера, помогал знакомым.


Габдулла Тукай и Зайтуна Мавлюдова

Девушки то и дело оказывали Габдулле знаки внимания, поджидая у редакции, а поэт избегал любых встреч. Зайтуна Мавлюдова, купеческая дочь, также мечтала о знакомстве с Тукаем. Она обратилась за помощью к родственникам. Фатих Амирхан представил девушку поэту, когда тот играл с коллегами в карты в издательстве. Первая встреча была краткосрочной: Тукай не проявил интереса, и Зайтуна ретировалась. Всего молодые люди виделись 5 раз.


Габдулла Тукай в больнице

Вторая встреча состоялась случайно: Тукай заметил девушку из окна трамвая и приветствовал ее. В третий раз инициативу проявила Зайтуна. Их общение продлилось чуть дольше. Тукай был несмел, постоянно собирался уйти, а влюбленная Зайтуна удерживала его под любым предлогом. Четвертое свидание дало Тукаю возможность чувствовать себя свободнее.

Они вместе провели время после литературного вечера, прогуливаясь по улице. В пятый раз молодые люди встретились в редакции. Зайтуна уезжала из Казани в Чистополь и зашла попрощаться. Габдулла обещал прийти на пристань проститься и не пришел.


Памятник Габдулле Тукаю в Москве

Спустя 5 лет, когда Тукай был на смертном одре, Зайтуна приехала навестить его в больницу. Она дожидалась разрешения войти в палату, но Габдулла запретил это. Позднее девушка вышла замуж за церковного служителя, ее сын и внучка стали поэтами. Перед смертью женщина просила похоронить ее как можно ближе к могиле Тукая. На его надгробном камне высечены строки из стихотворения, посвященного возлюбленной.

Личная жизнь Габдуллы Тукая не сложилась. У него не было жены и детей. Вплоть до самой смерти в его сердце теплились чувства к Зайтуне.

«Дөнья» көенә

Мин аркаңда туй итим (дөньяда),

Туныйм сине — куй итим (вай дөнья);

Шунда да син тынсыз тор (дөньяда),

Мин сине хуш-хой итим (вай дөнья).

Ишәк әйтер: «И хәзрәт (дөньяда),

Туктап торчы әзерәк (вай дөнья);

Чалмаң ишелгән, чорначы (дөньяда),

Күренсен гөмбәзерәк (вай дөнья).

Әмма бәгьдә, и ишан (дөньяда),

Инандым: сез — галишан (вай дөнья);

Халыкның каралуына (дөньяда)

Чын күңелдән чалышан (вай дөнья).

Беләм нәхаклыгыңны (дөньяда),

Итәм ишәклегемне (вай дөнья);

Халык суфи исмен бирер (дөньяда),

Күрсәтәм шәплегемне (вай дөнья).

Мин белсәм дә алданам (дөньяда),

«Суфи» безгә алда «нам» (вай дөнья);

Миннән башка мөритләрең (дөньяда),

Бигрәк садә «дал» да «лям» (вай дөнья)». 

Әдәбият ахшамы ясаучы яшьләремезгә

Сөям мин сезне, сез — чын яшь егетләр;

Өмет бар сездә, сез — интеллигентлар.

Телем, күңелем — бөтен барлыгым сездән риза;

Үткән чорда сезнең ишеләр булмаган.

Сез — яңа пешкән, җитешкән баһадир;

Хәзер яшь баһадир — бәя биргесез.

Без сезне гасырлар буе көтеп алдык;

Килерсез дип, һәрвакыт күз тегәп тордык.

Сәламәт килдегезме — рәхим итегез!

Сез — күңел шатлыгы, таң җиле сез.

Черек милләт өчен сынмас терәк сез;

Тугыз корбан суеп алган теләк сез.

Уйладым: әгәр пәйгамбәр терелсә,

Аның изге тәненә җан өрелсә, —

Сезне ул, һичшиксез, тәбрикләр иде,

Сезне өндәр һәм димләр иде;

Дияр иде: каһарманнар, гайрәт итегез;

Гайрәт итеп, дөньяны хәйран итегез.

Бу — нәфислек һәм матурлыкны арттыру;

Түгелдер бу — ахмаклык һәм бозыклык.

Беләсезме, бу дөнья нинди дөнья?

Бу дөнья — һәр ике дөньяда бәхетнең башы.

Бу юлны, зинһар, мәңге ташламагыз,

Чөнки бу — милләтне алга илтүче юл.

Бу кичә — чиксез гүзәл кичә;

Иртән дә, кичен дә бу кичә минем исемдә. 

Поэзия и общественная деятельность

Революция и реакционный период, начавшийся в 1905 году, добавили новые ноты в произведения поэта. Он стал голосом демократии, выступал против власти и капитализма. Угнетение родного татарского народа литератор описывал в произведениях, которые публиковались в периодических изданиях. Он писал стихи о революции и острые памфлеты на татарском языке.

Поэт Габдулла Тукай

Работая корректором и наборщиком текстов, постепенно Тукай стал сотрудником издательств. Он решил переходить от слов к делу, пропагандируя революцию, и участвовал в демонстрациях и протестах. В 1907 году Габдулла оставил мусульманскую школу и стал полноценным деятелем революции. Его произведения в этот период несли в массы призывы к пробуждению боевого духа. Автор предлагал согражданам побороться за честь родной земли и демократические заветы в таких сочинениях, как «Не уйдем!».

Габдулле оказалось тяжело осознать причины, по которым революционеры потерпели поражение. Он был растерян, волна пессимизма, захватившая поэта, просматривалась и в его творчестве. Тукай вернулся в Казань, видя свое предназначение в усилении литературы в родном городе.

Писатель свел знакомство с прогрессивными молодыми людьми и стал пробовать себя в сатире. За год проживания в Казани он написал несколько очерков, стихотворений и публицистических произведений, главными темами которых были тревога за народ, оптимизм и вера в справедливость, превознесение чести и достоинства. Автор публиковался в журналах «Зарница» и «Молния». Став опытным литератором, Тукай выпустил цикл произведений, среди которых было «Светлой памяти Хусаина», посвященное его близкому другу.

Автор не стеснялся выражать мысли и чувства на бумаге, деля их с читателем. Произведения «Гнет» и «Возвращение в Казань», относящиеся к этому периоду творчества, отчетливо дают понять, что автор больше не находился в мире иллюзий, а объективно оценивал суровые бытовые реалии. Он был востребован в профессии и среди творческой интеллигенции. Произведения, созданные в 1911-1912 годах, написаны под влиянием ностальгических мыслей о родине и патриотизме.

Памятник Габдулле Тукаю в Астрахани

Тукай предпринял путешествия вдоль Волги. Он побывал в Астрахани, где познакомился с местными активистами. Весной 1912 года поэт отправился через Уфу в Санкт-Петербург, где к тому моменту сосредоточились революционные идеи и продвинутая интеллигенция. Впечатление от поездки закрепило знакомство с поэтом Нариманом Наримановым, революционером Муллануром Вахитовым и писателем Мажитом Гафури.

Проблемы со здоровьем, уже в этот период дававшие о себе знать, не остановили поэта. Из Петербурга он поехал в Троицк, а оттуда держал путь в казахскую степь, надеясь на чудодейственное лечение кумысом. Вернувшись в Казань, Габдулла Тукай понял, что начинающаяся чахотка не отступает. Высокая нагрузка и плохие условия существования усугубляли ситуацию. Но воинственный настрой не исчезал со страниц его произведений.

Творческий путь

После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.

В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.

Наиболее известные произведения Тукая – « Маленькое путешествие», «Пара лошадей», «Татарская молодежь», «Дача». Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки «Шурале», «Призыв к труду», «Веселые странички».

Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах.

Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.

Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.

Хөррият хакында

Кайда китте цензурлык,

Коллык, тарлык, ким-хурлык?

Артка карасак борлып,

Ерак анлар калдыя.

Тигез булды законда

Татар, урыс, япун да;

Ак алъяпкыч, зипун да

Там азатлык алдыя.

Барча цензур ябылгач,

Дәрткә дәрман табылгач,

Кызыл кара ясаган

Кярханәләр бөлдия.

Күп яшь егетләр үлде,

Мәетләр дөнья тулды,

Намнәре бакый булды

Та кыямәт тидия.

Шәкерт, студент — бары,

Дарга асылганнары,—

Сез бу арысланнарый

Онытмагыз тидия.

Кызганмады малларын,

Корбан кыйлды җаннарын,

Җан биргәндә, шатланып,

Көлә-көлә үлдия.

Инде китте элгәре

Зынҗырланган телләре,

Милләтнең былбыллары

Сайрап-сайрап тордыя.

Китте хәсрәт, әләмнәр,

Иркенләде каләмнәр;

Булсын күп-күп сәламнәр

Рухларына тидия.

Мәмнүн булсын рухлары,

Изге булсын духлары;

Боларның ах-ухлары

Хөрриятне бирдия. 

Детство и юность

14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.

Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.

В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.

Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.

Детские годы


Рушан Шамсутдинов. Габдулла Тукай. Детство. 2010. Литературный музей Габдуллы Тукая, Казань, Республика Татарстан


Харис Якупов. Тукай и его сестра Газиза в Уральске. 1971. Литературный музей Габдуллы Тукая, Казань, Республика Татарстан


Рушан Шамсутдинов. Габдулла Тукай. Зрелость. 2010. Литературный музей Габдуллы Тукая, Казань, Республика Татарстан

Габдулла Тукай родился в Татарстане, в деревне Кушлауч недалеко от Казани. Мальчику было пять месяцев, когда умер его отец, а через три года умерла и мать. Сначала будущего поэта передали в семью деда по материнской линии. Там еще одному ребенку были не рады. «Плакал — некому было утешить, — вспоминал позже поэт, — норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть, попить — некому пожалеть — все отталкивали да отпихивали». Дед с бабушкой не раз пытались устроить мальчика в приемную семью. В шесть лет Габдуллу забрал крестьянин из соседней деревни. Новая семья приняла мальчика хорошо, здесь его любили и растили как родного, обучили грамоте. Через три года его отыскала сестра отца, Газиза Усманова, и увезла к себе в Уральск.

В Уральске Габдуллу Тукая отдали в школу при мечети медресе «Мутыгия». Преподавал в нем имам и просветитель Мутыгулла Тухватуллин. Его дети, с которыми подружился Тукай, были воспитаны на европейский манер, одевались по светской моде и знали несколько языков. Их примеру последовал и Тукай — вскоре он владел арабским, персидским и турецким, изучил и русский, познакомился с западноевропейскими языками. В доме имама была богатая библиотека, причем духовник собирал не только богословские книги, но и художественную литературу, научные публикации. Вместе с учениками он выпускал рукописные газеты и журналы.

Син булмасаң!

И матур! Мин янмас идем — яндыручы булмасаң;

Таммас иде җиргә яшьләр — тамдыручы булмасаң!

Бер минутта ташлар идем бу томанлы моңларый,—

Син мине мискин кыйлып моңландыручы булмасаң!

Мәүҗе-мәүҗе улмазды, болганмазды гыйшкың диңгезе,—

Рихе сарсар төсле, син болгандыручы булмасаң!

Әкләнердем беркадәр мин шәмсә, йә бәдрә бакыб,—

Анлари хөснеңлә ләшәй сандыручы булмасаң!

Тәрк идәрдем вәхшәти, — тик кәндеңә тартып бәни,

Кяинатә каршы ям-ямландыручы* булмасаң!

Халисән коллык идәрдем Тәңрия, дәрвиш кеби,—

Күңлеми тәшвишлә шәйтанландыручы булмасаң!

Җаныма касд әйләмәздем хәсрәтемдәй гяһе гяһ,—

Кәндеми кәндемгә дошманландыручы булмасаң!

Кайвакыт Мәҗнүн кеби көлмәс вә шатланмас идем,—

Син агач ат өстенә атландыручы булмасаң!

Шигърә биңзәрди бераз биһүдә әшгарем бәнем,—

Һәр каләм тотканда, истән тайдыручы булмасаң! 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: