Стихи про весну

ВЕСНА

Андрей Белый
Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.
Тут известку счищают ножом…
Тут стаканчики с ядом… Тут вата…
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.
Окна настежь — и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.
Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.
В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.
В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки…
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.
***

Бушует полая вода

И.А

Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом…
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут…
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
***

Все темней и кудрявей березовый лес…

И.А. Бунин
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все цветет и поет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
***

Как тренировать память — 5 мега полезных упражнений по 5 минут в день

1. Поиграем в воспоминания

Ежедневно в разговоре с детьми просите их вспомнить события дня. Побуждайте описывать людей, действия, предметы детально. Пусть малыш вспомнает погоду, запахи, одежду, количество, пол и возраст людей, последовательность событий.

Уделяя такому разговору всего несколько минут в день, вы тренируете наблюдательность, умение замечать особенности поведения людей, качества предметов. Развиваются аналитические способности, умение связно рассказывать, увеличивается активный словарный запас.

2. Считайте в уме

Счет в уме активизирует зоны мозга, ответственные за развитие памяти. Предлагайте детям складывать, вычитать, умножать и делить стоимость покупок, номера домов, проезжающие машины, предметы. Делайте это непринужденно, в игровой форме, при каждом удобном случае.

3. Угадай-ка

Упражнение для развития памяти в виде игры. Можно проводить словесно или подкреплять слова изображениями. Варианты подобных игр можно найти в магазинах.

Принцип следующий:

  • Водящий описывает предмет или животное.
  • Партнёр должен угадать, что или кто имеется ввиду.

Упражнение тренирует память, ассоциативное и образное мышление, умение концентрировать внимание, слушать

4. Делайте что-то руками

Аппликации, рукоделье, игра на музыкальных инструментах, рисование или раскрашивание – любые виды занятий, задействующие мелкую моторику, активизируют работу префронтальной коры мозга. Развивается память, речевые навыки, усидчивость.

5. Меняйте руку

Побуждайте детей делать привычные вещи левой рукой, если ребёнок левша, то правой. Непривычные движения способствуют тренировке мозга, возникновению новых нейронных связей.

Учить стихи быстро получается у тех детей, с которыми целенаправленно работают их родители. Уделяйте время для развития памяти, воображения и словарного запаса ребенка. Читайте ему вслух даже тогда, когда он научился делать это самостоятельно. Заинтересованность мамы, ее похвала – лучшие стимулы для детей.

Лучшие стихотворения известных поэтов про белку

Сюда никто не ездит,
Сюда пешком идут.
Такие уж хозяйки
На острове живут.
И взрослые, и дети
Спешат их навестить.
Не забывают гости
Хозяек угостить.
Любить природу надо,
Чтоб человеком стать.
За это даже белки
Вас будут уважать.
Пусть поиграют с вами,
Возьмут еду из рук
И объясят друг дружке:
«Не бойся! Это друг!»В. Берестов

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

В нашем парке есть шалунья,
Озорная попрыгунья!
Белка в рыжей шубке скачет,
На ветвях сосны маячит!
То в дупло к себе метнёт,
То за шишками махнёт…)))
И вокруг собралось люду —
Этому дивиться чуду!
Каждый тянет ей ладошку,
Покормить, погладить крошку!
Но шалунья подбежит,
Хвать орех и убежит!

Сандра Ли
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Рыжий маленький зверёк
Прыгнул с ветки на пенёк
Парашютом пышный хвост,
Лапки чешут чуткий нос.
Хоть и занят он собой,
Ушки ловят звук любой,
Но попробуй подойди
Уже с дерева глядит.
Трудно с белкой подружиться
Ей на месте не сидится.Т. Кайзер

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Белке в клетке не сиделось,
Порезвиться ей хотелось.
Люди белке угодили —
Тренажёр соорудили.
Вмиг она повеселела,
Прыг в обновку, и за дело:
Стала, не переставая,
Бегать, словно заводная.
Колесо вращается,
Люди восхищаются!

А. Гришин
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Шишки кедра и грибы
Кто так крепко прикрепил?
Кто их к веткам пригвоздил?
Сильный ветер их не сбил.

Это белка запасла.
Выпал снег. Земля бела.
Не узнаешь прежних мест,
А у белки есть что есть!

Помнит белка все места.
Где тот гриб, где шишка та,
Где шиповник, где орех,
Хоть и скрыл всё эго снег.

Вот, ребята, отчего,
Кто всё помнит, про того
Говорят, что у него
Беличья память!

В. Хабырыыс

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Однажды белка запасла
Продукты на зимовку
И всё сложила, как смогла,
В своём дому в кладовку.
Пусть в доме тесно, но зато
В лесу так не богат никто!

Заполнен дом до потолка
Орешками, малиной,
И не осталось уголка
Для гамака с периной.
Одна из шишек, как назло,
Закрыла белке вход в дупло.

Уселась белка на сучок,
С досады чуть не плачет.
И тут пришёл клёст-старичок,
Её сосед по даче.

Сказал он робко:
— Дай взаймы
Мне хоть орешек до зимы…
Я заболел и есть хочу,
Не то к врачу не долечу…

А белка фыркнула в ответ:
— Нет у меня орешков, нет!
Я ничего тебе не дам,
Ты о себе заботься сам…

Ушёл старик от белки прочь.
И вот в лесу настала ночь.
А белке страшно на суку,
Деревья зашумели,
И белка скачет к старичку,
К пятиэтажной ели.

Она расстроена до слёз:
— Пусти меня погреться, клёст.
А клёст басит:
— Мал домик мой.
Ступай, соседушка, домой.
Заботься о себе сама
И не стучись в окошко,
Авось прибавится ума
И доброты немножко!

Л. Зубкова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Белки шишками кидали
И медведю в лоб попали.
Стал суровый косолапый,
По сосне ударил лапой.

Сверху что-то полетело,
Много шишек прилетело.
Наш потапыч сгоряча,
Дал такого стрекоча.

Белки долго хохотали
И медведя вспоминали.
Убегая он споткнулся
И не раз перевернулся.

А. Ларионов

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

За окошком елка распустила лапы.
Мы её сажали как-то… вместе с папой.

А однажды утром сильно удивились,
На зелёной ёлке гостья появилась.

Белочка лесная… прыгает по ветке.
«На тебе орешки, белочка-соседка!»

Сядь на подоконник, покажи нам ушки
и беги в лесочек, прыгай по макушкам!

Мы тебя не тронем, только пару фото…
Очень уж похвастать во дворе охота!

К. Довгаль

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Сидит на ветке белка
И семечки грызет,
И на аллее парка
На дереве живет!

Поесть любила белка,
Орешки ей несли,
Но вовсе не с тарелки,
Обедала с руки!

Ее кормили дети,
Спускалась к ним она,
И зернышки с ладони
У них она брала!

Была ручная белка,
И радовала всех,
По веточкам скакала
В надежде на успех!

М. Львовский

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Прыг да скок, прыг да скок
Скачет маленький зверёк.
У него курносый нос
И пушистый рыжий хвост.

У зверька есть дом – дупло,
В нём уютно и тепло.
Наш зверёк туда со спешкой
Носит спелые орешки.

Целый день по лесу кружит,
Он грибы на ветках сушит,
Чтоб студёною зимой
Принести грибы домой.

Кто же там в дупле живёт,
Ест орешки круглый год?
Все её, конечно, знают –
Это – белочка лесная!

Друг медведя и зайчат,
Мама маленьких бельчат!
Любят белочку в лесу
За нрав весёлый и красу!

Н. Сиволапова

Весна

А.Н. Плещеев
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней…
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.
Сошли снега… Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны…
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.
О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось — на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.
В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит…
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.
***

Весна (Уж тает снег…)

А.Н. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Зелёный Шум

Николай Некрасов
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено —
И воздух, и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идёт-гудёт, Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
***

ТОП 5 лучших приложений для запоминания стихов и текстов

Как можно помочь выучить стихи, если у мамы в данный момент нет времени заниматься? Используйте специальные сервисы, которые в игровой форме подают материал. Вот некоторые их них.

ByHeart

В бесплатный онлайн-сервис byheart.op-team.ru можно загрузить любое стихотворение. Для полного запоминания нужно пройти 6 уровней, каждый из которых труднее предыдущего. Программа перемешивает текст, а ребенок должен собрать правильный «пазл».

Выучи стихи!

Приложение для запоминания стихов и текстов Выучи стихи!

Приложение Google Play. В нем загружены наиболее популярные стихи, но можно ввести любой текст самостоятельно. Запоминание основано на «закрашивании» отдельных букв и слов по мере их выучивания.

Стихи для детей от 3 до 5

Бесплатное приложение с готовым набором интересных тематических стишков. Работает в офлайн режиме. Аудиотрансляции сопровождаются красочными картинками. Есть возможность установки таймера. К недостаткам мамы относят невозможность загрузки дополнительных стихов.

Учим стихи

приложение для запоминания стихов

Новое российское онлайн приложение на сайте media.prosv.ru, в котором требуется регистрация. Каждое стихотворение сопровождается профессиональной аудиодорожкой, разделенной на смысловые фрагменты. Есть выборка и объяснение сложных слов. Несколько алгоритмов заучивания. Годовая подписка стоит 149 рублей.

Стихи играючи

Приложение Google Play. Запоминание стихов основано на перемещении слов в тексте. Ученикам предлагается восстановить нарушенный порядок. Программа рассчитана на тренировку не только памяти, но концентрации внимания.

Мәхәббәт

Күптән төсен җуйган инде,
Күптән беткән үзгәреп.
Асыл болгар егетенең
Назлап әйткән сүзләре.

Офыкларга кадәр китеп
Җәелер моңсу томан;
Болгар кызы Айбикәнең
Алсу күлмәге сыман.

Карагайлар арасыннан,
Җитәкләшеп йөгереп,
Тиен баласыдай җитез,
Болан кебек йөгерек.

Бер пар төшеп бара кебек
Иделдәге каекка.
Алар өчен безнең Идел
Күптән инде саеккан.

чыклы үләндә калган күк
Болгар читек эзләре.
Кай гасырдан төшеп калып,
Яшьлекләрен эзләвем.

…Мең елдан соң килермен күк,
Бетмәс әле үзгәреп
Назлы болгар иркәсенең
Пышылдаган сүзләре.

Асия Минhаҗева

*****

Мәхәббәтнең яше бертигез
Әллә илле, әллә ун сигез.
Хисләре уртак куллар гына
Төзи ала сөюдән нигез…

Роберт Шаймарданов

*****

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Тополь

Соңлабрак кайттың, кордаш,
Туган-үскән йортыңа.
Анда бары лепер-лепөр
Ялгыз тополь утыра.

Кайда булдың, озак йөрдең?
Онытмагансың икән!..
Монда бары чордашлардан
Син исән дә, мин исән.

Сагынды. Төшләрендә гел
Күрде сине әткәең.
Бар, кадерлә, бар, бер юат
Аның соңгы ядкарен.

Хәер, инде ни файда бар
Үксеп бер елавыңнан.
Без болай да гаҗиз аның
Сагышлы җырларыннан.

Давылда чайкала гына,
Җил тынса, башын ия.
Саргайды, сагышланды ул
«Ник кайтмый?» дия-дия.

Әткәң алтын кеше иде,
Бөр үпкә белдертмәде.
Бер кемнән синең исемгә
Яман тел тидертмәде.

Бала күңеле далада шул,
Ата күңеле балада.
Кемнеңдер нигезе бөтә,
Кемнекедер яңара.

Галимҗан Латыйп

*****

Как выучить стих быстро и легко в 4 и 5 классе

Четвертый и пятый класс — время перехода от младшей школы к средней. Период кризисный. Часто дети начинают хуже учиться, не успевают или не хотят выполнять домашние задания, особенно устные. Родители же ошибочно полагают, что их помощь подросшим ученикам уже не нужна. Чтобы не дать «упасть» ребенку в «троечники», учите стихи вместе. Разберем возможные методики на примере программы средней школы.

Стихотворение «Парус»

Учим стих М.Ю. Лермонтова «Парус»

Произведение М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, каждое из которых обладает своей динамикой. Чтобы выучить стих можно используйте ритмичные движения, напоминающие жестикуляцию дирижёра.

Можно использовать это видео:

При смысловом разборе заострите внимание на своеобразном написании слова «счастье». Трудностей с пониманием у школьников это произведение не вызывает

У стихотворения «Парус» яркая эмоциональная окраска. На этой особенности можно построить изучение текста.

  • Учите блоками по четыре строчки, каждый отдельно.
  • Связку основывайте на состоянии моря: спокойное — бурное – спокойное.
  • В качестве аудио подкрепления используйте запись романса А. Варламова.
  • Для визуализации найдите картинку морского пейзажа.

Стихи М. Ю. Лермонтова в 5 классе учатся легко, если ребенку понятен их смысл. Для запоминания будет достаточно одного дня с обязательным повторением на ночь.

«Крестьянские дети»

Учим стих Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

В поэзии Некрасова встречается много архаизмов – слов, которые не используются в современной речи. Значения некоторых дети в 4 классе понимают интуитивно, из контекста. Незнакомые нужно объяснить до того, как начать учить стих.

Пошаговая схема:

  • Прочитайте заданное вслух с выражением 2 раза.
  • Попросите сделать это ребенка.
  • Выясните, насколько правильно он понимает текст.
  • Выпишите трудные слова и выражения. Обычно это: вирши, умиление, плуты, нега, жерди, мякина, оскома, вестимо.
  • Объясните их значение на примерах и синонимах.
  • Разбейте отрывок на четверостишья. Учите отдельно.

«Зимняя дорога»

Стихи Пушкина А.С. запоминаются очень легко, особенно если представлять «картинку». После предварительного прочтения и разбора непонятных слов сделайте следующее:

  • Нарисуйте вместе с ребенком одну картинку для каждого четверостишья.
  • Учите, используя их как подсказку.
  • Проработайте весь текст 2 раза. Повторите через 2 часа.

При изучении стихов Пушкина важно избежать «переучивания». При слишком частом и долгом повторении текста, дети начинают путать слова и четверостишья местами

Чтобы стих выучить быстро, делайте для усвоения информации временные перерывы.

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно. 

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение. 

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В

Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. 

<<Форма демодоступа>>

Сравните: 

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Ход О. Д. Дэрес барышы.

Воспитатель и дети стоят в кругу

» Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. «

Стук в дверь.

Воспитатель: -Отгадайте кто к нам пришел в гости : » Прыгает ловко, любит морковку»? (Заяц. Куян).

Воспитатель вносит игрушку зайца, рассказывает стихотворение про зайца.

» Соры куян, йомшак куян

Безгэ кунакка килгэн.

Койрык кыска гына,

Колак озон икэн. «

Воспитатель и дети здороваются с игрушкой :- Здравствуй зайка. Исэнмесез.

Куянкай:- Здравствуйте дети, исэнмесез балалар, я пришел, мин килдем.

Воспитатель: -Зайка пушистый, куянкай йомшак, красивый, матур, зайка прыгает, куянкай сикерэ, он наш друг, ул безнен дустыбыз. Но куянкай позабыл, как зовут вас ребятки.

Куянкай :- Синен исемен ничек? Как тебя зовут? (Минем исемем. Алина и т. д.)

(дети называют свои имена на татарском языке).

Воспитатель: -Послушай, Куянкай, какую песенку научились петь наши язычки: аааа- ээээ, уууу-уууу, оооо-оооо.

Куянкай: — Ребятки, я забыл какое сейчас время года, пожалуйста подскажите мне (показывает на окно).

Дети: — Весна. Яз.

Работа с картиной.

Куянкай: — Весна. Яз. А у вас на картинке нарисована зима. Что надо сделать, чтобы пришла весна? Яз килгэн очон нэрсэ кирэк?

Дети и воспитатель: Солнце. Кояш.

Воспитатель: Менэ чыкты кояш (убирает тучку и открывает солнышко).

— Солнце что делает? Кояш нишли? (Солнце греет, светит. Кояш жылыта, колэ).

-Снег тает. Кар эри (показывает проталины).

-Птицы прилетают. Кошлар кайта (прикрепляет птиц).

-Ручьи текут. Су ага (прикрепляет ручей).

-Цветы растут. Чэчэклэр усэ (показывает цветы).

Воспитатель: -Посмотрите. Теперь пришла весна. Солнце греет. Дни теплые. Снег тает. Ручейки текут. Цветы растут. Яз килде. Кояш колэ. Коннэр жылы. Кар эри. Су ага. Чэчэклэр усэ. (рассказывает и показывает приметы весны на картине, звучит мелодия о весне).

Воспитатель:- А вот и весенний ветерок подул.

Динамическая пауза.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревце все выше, выше, выше. «

«Жил исэ, исэ, исэ,

Агачларны селкетэ.

Жил тына, тына, тына.

Агачлар усэ, усэ, усэ. «

Воспитатель: — Кажется весенний дождик начинается. Язгы янгыр башлана.

» Янгыр » уены.

Бер тамчы, ике тамчы,

Бер тамчы, ике тамчы.

Э согынан, согынан, согынан

Остэн янгыр тугелэ

Барысы да йогерэ, йогерэ, йогерэ.

(Балалар сузлэр эйтеп, экрен генэ тугэрэктэ баралар, суз эйтелеше hэм хэрэкэт кочэя, шэп итеп тугэрэк буйлап йогерэлэр).

Воспитатель: — Куянкай, что ты нам принес в корзинке? Син безгэ нэрсэ алып килден?

Куянкай: — Я вам принес цветочки- чэчэклэр.

— Это какого цвета цветочек?

— Красный. Кызыл.

-Это какого цвета цветочек?

-Синий. Зэнгэр

— Желтый. Сары.

(Индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: Давайте поиграем с цветочками. Эйдэгез, чэчэклэр белэн уйныйк. Каждый цветочек должен найти свою полянку. На этой полянке будут расти красные цветы-кызыл чэчэклэр, на этой полянке будут расти желтые цветы-сары чэчэклэр, на этой полянке — акланда будут расти синие цветы — зэнгэр чэчэклэр.

Звучит детская татарская песенка » Яз житэ».

Воспитатель: Яркие и веселые цветочки — чэчэклэр, просыпаются из под снега, смотрят на солнышко и радуются вместе с ним весне, а потом собираются на своей полянке. (Дети танцуют, а потом бегут к полянкам — обручам).

Воспитатель: — Ой, посмотрите, какие поляны -акланнар у нас получились! Давайте полюбуемся.

Воспитатель: — Кто приходил к нам в гости? (Зайчик. Куянкай)

— Что подарил нам Куянкай? (Цветы. Чэчэклэр).

— Какого цвета — чэчэклэр выросли на полянках (Красные-кызыл, сары-желтые, зэнгэр- синие).

— А о чем мы говорили с зайчиком? (О весне. Яз турында).

Стихи о весне

Александр Пушкин
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
***

Здравствуй, весенняя первая травка!

Сергей Городецкий
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.

***

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны…

Аполлон Майков
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон — уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!
***

ВЕСНА

Юнна Мориц
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!
И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка
Улыбнyлась из водицы
Улыбающейся птице!
Вот и полyчается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, —
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна
По городy!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Весна Маевна Черешникова!

Ландыш исемле гүзәл затларга

Ак кыңгырау чәчәкләрең –
Саф хисле бүләк язда.
Елмаюың синең Ландыш,
Җаныма чиксез файда.

Энҗе бөртекләрем Ландыш!
Елмайчы китсен сагыш!
Кил яныма итмә ялгыз –
Оныта күрмә ялгыш!

Бул тормышта бердәнберем
Минем затлы бөртегем!
Син бит, Ландыш гүзәллеге
Гомеремдә һәр көннең!

Роберт Шаймарданов

*****

Зөлфия

Егылыплар берүк төшмә,
Күпер сыман тар юлдан,
Баскансың бит курыкмыйча,
Тотыныплар бер кулдан.
Кояш нурлары тигән,
Чибәр, сылу йөзеңә.
Чәчләрең аша үтеп
Син йомган күзләреңә.
Этәргәндәй торасың,
Ямьле җәй тирә – якка.
Зәңгәр күкне каплагандай
Ак пәрдәле болытка.Исемең дэ язылган.
Ак чәчәкләр төсеннән.
Зөлфия, – дип сузылган.
Ямьле җәйнең өстеннән.

Алмаз

*****

Лилия

Бигерәк сылу, чибәрсең,
Лилия чәчәге сыман.
Исемең дә килешеп тора,
Бик дөрес бит кушылган.

Синең сөйкемле йөздән,
Яшәү нуры сибелә.
Озын, бөдрә чәчләреңнән,
Яшь гөмерең үрелә.

Кыйгач кара кашларың,
Зур керфекле күзләрең,
Чиядәй иреннәрең,
Күз алларымда минем.

Синең алгы язмышыңа,
Килмәсен каршы сагыш.
Кайгы – хәсрәт күрмичә,
Яшә син алып сулыш.

Алмаз

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: