Басни крылова для детей

Сомомнение (Б. Заходер)

Был в реке
Усатый Сом
Уважаемым лицом.
Жил он в славе
И в почете
За успехи
В устном счете.
Сам любил похвастать Сом
Этим редким
Мастерством.

— Эй, сюда плывите, рыбки,
Сом
Считает без ошибки!
Сом
И делит,
Сом
И множит,
Сом
Сложить и вычесть
Может! —
Дни текли.
Река текла.
В гору
Шли его дела.
Но однажды
Издалека,
Из какого-то притока,
Старый Линь приплыл к Сому
Да и говорит ему:
— Есть задача у меня
Не по силам
Для Линя.
Не могу,
Как ни верти,
Ноль
Отнять
От десяти!
Вы слывете,
Милый Сом,
Знаменитым
Мудрецом.
И для вас моя задачка
Будет просто пустячком! —
Сом
С самодовольной миной
Подкрутил свой ус соминый
И сказал:
— Ну что ж, изволь!
Из десятки
Вычесть ноль?
Это будет…
Единица.
Впрочем, можно
У-сом-ниться… —
И умолк.
Идут часы.
Сом бурчит себе в усы:
— Единица… Десять… Ноль…
Как же так?.. Позволь, позволь…
Эх! Вот если был бы мел
И писать бы я умел…
Вот что! Десять — и конец!
Нет, один!.. —
А Линь, хитрец,
Знай смеется:
— Что, усастый?
Не умеешь, так не хвастай!

Дни текут,
Река течет,
Но еще не кончен счет.
Сом
Считает и считает.
Сом,
Как свечка,
Тает, тает…
Высох,
Словно килька,
С горя
И уплыл из речки в море.
Там,
Как видно на картинке,
Он
Женился
На Сардинке!

Пословицы и поговорки из басен Крылова

***Творчество И.А. Крылова мы знаем с детских лет. Со страниц школьных учебников смотрели на нас герои его басен: Мартышки, Ослы, Соловьи. Удивительно, но читая басни, мы сразу понимали, что воплощённые в персонажах человеческие характеры и сюжеты, можно примерить на себя и окружающих людей.

Без труда запоминались короткие изречения, воплощавшие мораль этих стихотворных произведений.

Герои известной басни Крылова взялись вместе везти поклажу. Груз не очень тяжёл. Почему же сдвинуться с места невозможно? Лебедь взлетает в небо, а Щука и Рак стремятся к воде. Так происходит, когда группа людей суетится, ведёт переговоры, не слушая друг друга и считаясь только со своим мнением. В таком случае говорят: «А воз и ныне там».

В басне «Квартет», Крылов пародирует работу департаментов Государственной Думы. Их представляют проказница Мартышка, упрямый Осёл, агрессивный Козёл и косолапый Мишка! Чтобы научиться играть, герои даже пытаются поменяться местами. Но музыка не звучит. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», — таков итог деятельности «музыкантов».

Ещё одна знакомая ситуация. Лисица-Прокурор, бравшая взятки у Щуки, убеждает вынести преступнице смертный приговор – утопить в реке. «И Щуку бросили в реку!»

Повар оставил Ваську-Кота оберегать продовольствие. Возвратившись, видит, что Кот доедает курицу. Повар использует всё своё красноречие и стыдит обжору. «А Васька слушает да ест». Здесь необходимо применить законные меры, а не разговаривать.

К самым разным житейским ситуациям применимы крыловские пословицы. Реагируя на то, что нам настойчиво предлагают, мы говорим, что это «Демьянова уха». «Попрыгунья Стрекоза», «под каждым ей листком был готов и стол и дом», — заключаем с иронией о легкомысленных, беззаботных людях. Промучившись над решением какой-то проблемы, восклицаем: «А ларчик просто открывался!»

***

Внимание! Полная или частичная перепечатка статьи запрещена. Права на статью принадлежат исключительно администрации сайта Poslovitza.ru

Короткие стихи и четверостишия про рыб с картинками для детей

Акула рыщет по морям,
Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:
– Я всех вас заграбастаю!

В морях обитают убийцы лихие,
В засаду попрятались щуки морские,
Куда барракуда ни взглянет, всегда
Любое движение – это еда.

Есть у каждого заслуга,
Чем же славится белуга?
То ли правда, то ли шутка,
Но ревет белуга жутко.

Вобла рыбка небольшая,
И совсем она не злая,
А когда поймается,
То на солнце вялится.

На востоке дальнем стужа
Не берет мороз горбушу,
Что ей холод – ерунда,
Рыбе главное – еда!

Дельфин – с плавниками,
Но все же не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
Ведь он чрезвычайно
Талантливый зверь,
Гораздо умнее, чем рыбы,
Поверь!
И фокус покажет,
И трюк повторит.
Все рыбы – молчуньи,
А он – говорит!

Потому что это ёрш
Плавники колючие,
А уколы жгучие.

Повелительница волн!
Захочу на дно пускаю,
Захочу спасаю чёлн.
Обойди хоть целый свет,
В волшебстве мне равных нет!
Превратить печаль в улыбку
Может золотая рыбка.

Карп, любит озёра просторные,
А ещё – камыши поглодать.
Рыба сильная, очень упорная,
Просто так её трудно поймать.

И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбёшке грязь,
А зовут его карась.

Чудо – рыба камбала.
Легла и тут же скрылась,
Как будто растворилась.

Со смешным названьем килька,
Вроде очень уж мала,
А в томате как вкусна!

Рыбка корюшка живет.
Эта рыбка строит дом,
Строит дом на дне речном. 

Ну-ка, милая хозяйка,
В новый домик полезай-ка,
Положи икринкиНа мягкие травинки.
Осторожен и находчивЛещ, что стаями живёт.
Он доверчивых улиток
К своему обеду ждёт.

Летучие рыбы,
Вы к нам в детский сад
Прилететь не могли бы?
Летите ж скорее,
Всей группой ждем вас:
Живой уголок появился
У нас!

Перед нами рыба-рыцарь!
На дуэль кого привлечь,
Ищет взглядом рыба-меч.

Рыба из семьи рабочей!
Дайте рыбе только повод,
С инструментом рыба-молот.

Или всё же сядем кушать? 
Уж темнеет на дворе! 
Ужин вкусный на столе! 
Я нежнейшего минтая
Приготовила в сметане! 
Подходите, не стесняйтесь, 
Рыбкой вкусной угощайтесь!

Держась хвостом за стебелек,
Стоит на дне морской конек.
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.

Мурена!
Я думала, это морская царевна.
Но встретилась в море с муреною я –
А это зубастая рыба-змея. 

Наверно, царевнино имя, к несчастью,
Она проглотила прожорливой пастью.
Плывет и нахально виляет хвостом,
Как будто ничуть не жалеет о том.

Зорко вертит окунь оком,
Оттого и окунь он,
Даже в омуте глубоком
Видит всё со всех сторон. 

Рот у окуня зубастый,
Полосатые бока.
Любит окунь речкой шастать
И проглатывать малька. 

Окунь, он – злодей известный.
Но без окуня, друзья,
Скучно было бы и тесно
Рыбам жить. А так нельзя.

Рыба крупная икру
Мечет рано по утру.
До чего ж черна икра
У красавца осетра!

Совсем не крупный, но усатый,
Зеленовато-буроватый.
Он в речке мудрый секретарь…
Как все зовут его? — Пескарь.

На вид мы милые создания,
С не очень яркою окраской,
Но берегитесь, мы – пираньи,
Вы отнеситесь к нам с опаской!

Добычу ждём и днём, и ночью,
Набросимся огромной стаей,
Откусим только по кусочку
И лишь скелет в воде оставим…

Способны съесть мы за минуты
Быка, чего уж там рыбёшку,
А раз не верится кому-то,
К нам заходите на кормёжку.

И идёт она на голый крючок.
Рыбаки в лодке полуголые,
Солнце Крымское печёт.
Из воды появляются рыбки,
Снимают с крючка и в таз.
Эта рыбка, зовётся ставридкой,
И кушать ёё просто класс.

Викторина по басням И.А. Крылова

Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А

Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению. I конкурс

• Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл») Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»). Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник») Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет») Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

II конкурс. • Кому принадлежат слова? «Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица») «Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки») «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум. » (Волку из басни «Волк на псарне») «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой. » (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей») «Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс. Вспомните пропущенное слово

  1. «Две. (бочки)».
  2. «Мальчик и. (Змея)».
  3. «Лисица и. (виноград)».
  4. «Трудолюбивый. (Медведь)».
  5. «Тришкин. (кафтан)».
  6. «Стрекоза и. (Муравей)».
  7. «Осел и. (Соловей)».
  8. «Кот и. (Повар)».
  9. «Свинья под. (дубом)».
  10. 10. «Волки и. (Овцы)».

IV конкурс «Мораль сей басни такова» — В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица».)

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

3. «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться». («Ларчик».)

4. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

V конкурс. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный вино­ват»
  • «Сильнее кошки зверя нет!»

Вспомните, из каких басен эти строки? (Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»). Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.) Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

  • «Видит око, да зуб неймёт»
  • «Борона в павлиньих перьях»
  • «Попрыгунья стрекоза»
  • «Тришкин кафтан»
  • «Мартышкин труд»
  • «Медвежья услуга»
  • «А ларчик просто открывался»
  • «А Васька слушает, да ест»

VI конкурсды. 1 Кроссворд

«Иван Крылов» По вертикали:

  1. Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).
  2. Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)
  3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)
  4. Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
  5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
  6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
  7. Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)
  8. Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)
  9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

«И.А Крылов» По вертикали: 1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса). 2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть . » (квартет). 3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська). 4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона). 5. «Вороне где-то Бог послал кусочек. » (сыру). 6. «По улицам . водили, как видно, напоказ» (Слона). 7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки). 8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал . » Кто? (Волк).

Три рыболова (А. Мецгер)

Три друга рыболова
Решили отдохнуть.
Взяв снасти для улова,
Пустились в дальний путь.
Один рыбак с собою нес
Подушку и кровать,
Часы с кукушкой, чтобы клев
Случайно не проспать.
Два одеяла также нес
И надувной матрас.
Чтоб не кусали комары-
Взял от укусов мазь.
Другой рыбак с собою нес
Картошку, сыра круг,
А также хлеба каравай,
Яиц с десяток штук.
Чтобы от голода живот
Случайно не свело,
Он также прихватил с собой
И сало три кило.
А третий вовсе был чудак:
Ведро пустое взял,
Взял тесто, спиннинг
И червей в навозе накопал.
А также удочку, сачок,
Подкормку и рюкзак,
И воду пресную с собой
Зачем-то взял, чудак.
И только к вечеру домой
Вернулись рыбаки.
И каждый был доволен днем,
Прошедшим у реки
Но только лишь один рыбак
Принес с собой улов.
А кто с уловом был из них —
Понятно и без слов.

Рыбки

Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки…
Не нужны рыбёшкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони!
Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх –
На пруду беззвучный смех.

И.Мордовина

***

Рыбка ротик открывает,
открывает, и — молчит!
Ничего не понимаю,
и поэтому — сердит!
Братец Витька мне с улыбкой:
«Что ж ты сердишься опять?
Говорить умеет рыбка,
просто нам – не услыхать!
Рыбкин голос — тоньше писка…»
Тоньше писка?! Не беда!
Подойду я близко-близко
к банке с рыбкою тогда!
Вот — подкрался тише мыши,
ухо в банку окунул…
И в воде её не слышу!
Значит, брат не обманул?!
Сделал я лицо построже,
крикнул: «Рыбка, как дела?!»
Но понять меня, похоже,
рыбка тоже не смогла…

Д.Сиротин

***

Карасик (Т. Белозеров)

Жил
В озерке
Золотистый
Kарасик.
Ласково звали
Kарасика —
Васик.
Плавал карасик,
Искал червяков,
Сдёргивал мушек
С ребячьих
крючков
И, пробираясь
Hа щучьи пески,
Ловко с мальками
Играл в пузырьки.
Чаек дразнил он
Hа зорьке огнистой,
Спать заходил
В камышок негустой,
Пока не узнал он,
Что он — золотистый,
Пока не подумал,
Что он —
золотой.
— Васик! —
Зовут его ёршики. —
Васик!
Может быть,
С нами
Поплаваешь часик?
— Hет! — отвечал он. —
Hикак не могу!
Я — золотой,
Я себя
Берегу! —
В тине зелёной,
В осоке и ряске
Стали тускнеть
У карасика
Глазки…
— Васик! — печалятся отмели.
Васик!.. —
…Жил
В озерке
Золотистый
Kарасик…

Кот на рыбалке (А. Мецгер)

Снег, мороз за нос кусает,
На рыбалку Кот шагает.
Он у проруби готов
Ждать весь день удачный клёв.
Из кустов Лиса выходит
Хитрых глаз с Кота не сводит.
Говорит ему с улыбкой:
— Котик, ты идёшь за рыбкой?
Угостишь, когда поймаешь?
— Если мне не помешаешь,-
Отвечает тихо Кот.
Дальше с удочкой идёт.
Вдруг, из леса, на дорогу
Страшный серый Волк выходит,
Говорит Коту, зевая:
— Рыбку я люблю и знаю,
Ты поймаешь мне пяток,
А то съем тебя, браток.
— Это мы с тобой обсудим,
Если клёв хороший будет,-
Отвечает грустно Кот.
Дальше с удочкой идёт.
А за ним Лиса шагает,
Волк колонну замыкает.
Затрещал камыш у речки,
Это кто? Медведь, конечно.
Поломал на речке мост,
Ухватил Кота за хвост.
Говорит Коту с улыбкой:
— Котик, ты идёшь за рыбкой?
Мне поймай с десяток штук,
И тогда мне будешь друг.
Шум и гам стоит на речке.
— Мы сидим здесь бесконечно,-
На Кота кричали звери,
— Где же рыба, в самом деле?
И Медведь ногою топнул,
Волк с Лисой заматерились.
Лёд трещал, трещал и лопнул
И, все звери провалились.
Снег, мороз за нос кусает,
А с рыбалки Кот шагает.
Не несёт с собой улов,
Был плохой сегодня клёв.

Волки и овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.

Почему басни И. А. Крылова не теряют своей актуальности (2)

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость. Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват». Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица». В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни «Волк на псарне» мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего. Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «А ларчик просто открывался» , «Недаром говорится, что дело мастера боится». Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: