Немного о домашней нечисти
Случайно наткнувшись на статью о различного рода домовых и полтергейстах, я заинтересовалась славянской домашней нечестью и провела небольшое исследование, результаты которого и хочу представить моим дорогим читателям.
Мне надоело читать про домовых и барабашек и я решила взять кое-что поинтерснее, а именно — кикимору.
Для начала разберемся, кто же такие кикиморы? Кикиморы — это маленькие злобные существа женского пола, ростом они не выше колена взрослого человека, но вред для хозяйства могут принести огромный. Представьте только, что пока вы спите, это вредное уродливое существо препутает всю пряжу в вашем доме, рассыпет крупу, поломает игрушки детей. Голос у кикимор отвратителен. Высокий и визглявый, противно говорящий нараспев. Так свидетельствуют старинные русские предания и сказки. Волосы этих уродцев длинные и растрепанные, похожие больше на длинную шерсть, а уши похожи на свиные — угловатые, с кисточками на концах. Думаю, говорить о том, что выглядят кикиморы ужасно излишне.
Но боялись крестьяне кикимор не за их уродливую внешность. По рассказам бабушек- старушек, кикимора — это злая сущность, обитающая в избах и домах, а вовсе не на болотах, как мы с вами привыкли думать. Днем кикиморы спять в темных углах, за печью, а ночью выходят из своих убежищ и разводят беспорядок в доме. Поэтому и прятали хозяйки свои кудели и пряжу в сундуки да ящики. Любят также мелкие пакостницы пугать маленьких детей, что не спят по ночам. Шабуршат, отврато хихикают, гремят посудой, а если хозяева проснуться и пожелают изловить злодейку — то ее уже и след простыл.
Вообще, кикимору удается увидеть нечасто, как любой дух, она может быть невидима и напоминать о себе лишь бормотанием, постукиванием, тихими шагами и другими звуками. Если же вам удалось увидеть кикимору — особо не радуйтесь, встреча с ней не сулит ничего, кроме болезни и смерти близких, несчастий, ссор и прочих бед. Совсем дурной признак — встретить кикимору в левом углу комнаты. Это говорит о том, что вскоре повстречавший ее умрет страшной и мучительной смертью или же сведет счеты с жизнью.
По сказаниям старины, кикиморой может стать ребенок с какими-либо отклонениями или проклятый матарью во время родов. Тогда нечистая сила немедленно похищает дитя и обращает его в это уродливое злобное существо. В него может превратиться и мертворожденный ребенок. Чтобы оградить детей от такой опасности, наши предки вешали над колыбелью обережных кукол, которые охраняют дом от злых сил.
Но можно и договориться с кикиморой, чтобы она оставила свои пакости и покинула дом. Делать это должен глава семьи. Чтобы пообщаться с кикиморой, нужно в полночь начертить круг на полу, желательно, белым мелом или куском мыла. Встать в центре круга с свечой в руке и трижды повторить: «Кикимора, приди да со мной поговори». Главное — не бояться, эти вредные создания питаются нашим чувством страха, в результате чего становятся еще сильнее и упрямее, что затрудняет переговоры с ними. Если все правильно сделать, то вскоре станут слышны тихие шаги и противный шепот. Это кикимора пришла говорить с вами. Говорить с ней, как, впрочем и с любым духом, нужно уважительно, но без страха, если кикимора будет предлагать вам какие-либо сделки или обмен — ни в коем случае не соглашайтесь. Она будет прилагать все усилия, чтобы получить для себя выгоду, оставив вас в дураках. Когда вы договоритесь с кикиморой, скажите: «Мы с тобой поговорили, теперь ступай и в дом мой не возвращайся», потушите свечу, выйдете из круга. Чтобы кикимора не держала на вас зла, подарите ей какой-нибудь подарок, мешок зерна или любую побрякушку. Тогда она уйдет и больше никогда не вернется в ваш дом.
Вполне возможно, что кикиморы — обычная народная байка, но не стоит забывать о том, что в любой байке есть отражение реальности.
Кикимора
Кикимора болотная — в славянской мифологии — злой болотный низший дух. Близкая подруга лешего — кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает. Людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В этом она схожа со своей сестрой Домашней кикиморой.
Кикимора домашняя — Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре , и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе… живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны, они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».
Приметы и народные истории, связанные с кикиморой
Согласно народным повериям, кикимору чаще считали источником неприятностей, чем помощницей в доме. Поэтому в народе появилось множество историй, относительно этого духа и способов, как него навсегда изгнать из дома.
История 1
У одного хозяина в доме завелась кикимора.По ночам она выстригла волосы у членов его семьи и скота. Он перепробовал все способы избавиться от злого духа, но ничего не вышло. Единственный выход,который нашла для себя семья — это переехать в другой дом. Они надеялись, что злая старуха останется на старом месте.Когда стали собирать вещи, хозяин спросил “”Все ли взяли из дома”. А в ответ ему раздался тонкий голосок “Не знаю, все ли взяли Вы, но я свои ножницы взяла”.
Для кикимор свойственно в припадке шалости наваливаться и душить хозяев. Также они могут дергать людей за волосы.
История №2
В одном доме завелась кикимора, которая не давала покоя взрослым и детям: ночью била посуду и кидалась вещами. Хозяева съехали из своего дома, и в нем временно поселились цыгане с медведем. Ночью кикимора по ошибке набросилась на медведя и тот сильно помял ее. После того, как все успокоилось, хозяева вновь приехали в избу. Как-то раз, кикимора, проходя мимо дома, спросила у детей — живет ли еще с ними большая лохматая кошка. На что дети ответили “Живет и еще потомство принесла”. После этих слов кикимора ушла из избы насовсем со словами : “Была одна кошка, а теперь еще и с котятами — так и вовсе к доме не подступишься”.
По приметам кикимору в доме человек мог увидеть только перед важными событиями:
- если дух плачет — это к болезни одного из членов семьи и материальным потерям;
- если прядет, то это к смерти близкого человека.
Считалось, что если спросить кикимору о грядущих событиях, то она может ответить хозяину дома стуком коклюшек.
Кикимора — как выглядит на фото и кто она такая
На северных территориях Руси кикимору традиционно изображали, как маленькую сгорбленную старуху, одетую в лохмотья. Отличительный внешний признак — неряшливый вид.
На святки некоторые старушки нарочито одевались в костюм кикиморы и вооружались длинной палкой. Бабушка заходила в дом и садилась на печь, а молодые девушки по очереди подбегали к ней, смеялись и дергали ряженую за ноги. Старушка била девушек палкой.
В южных регионах кикимору ассоциировали с молодой девушкой, одетой в сарафан и белую либо черную рубаху. Костюмы описывали по разному, в славянском мифологии также сохранился образ молодых нагих девушек, олицетворяющих собой злой дух.
В восточных регионах страны кикимору отождествляли с молодым чернобровым парнем или седым стариком.
Другие интересные образы кикиморы в разных регионах страны:
- Жители Вологодской губернии считали, что кикимора имеет очень хрупкое телосложение и может жить только в домах, так как ее сносит ветром.
- В северных районах кикимор представляли с мохнатыми лапами и козьими рожками.
- В Белоруссии дух отождествляли с различными животными: овцой, свиньей, быком, зайцем или кошкой.
Есть и общие признаки, которые приписывали кикиморам жители Руси — они невидимы человеческому глазу, способны быстро перемещаться в пространстве и отличаются неугомонным нравом.
Болотная кикимора на фото
Согласно народным поверьям этот вид кикимор обитает в лесах, болотах. Они редко забираются в домах человека или баню. По поверьям они напоминают безобразных старушек, которые покрыты мхом. Ее основные проказы: кража грудных детей и указание путникам неправильной дороги. Болотные кикиморы часто упоминаются в художественных произведениях.
Появление болотной кикиморы в доме — сигнал о том, что хозяев в скором времени ожидают несчастья, или,что в их доме есть “нечистая сила”.
Болотная кикимора по поверьям предков был активна круглый год. И только в некоторых регионах ее пробуждение связывали с днями святой нечисти.
Днем болотная кикимора , согласно народным традициям, всегда скрывалась от людского взгляда в укромных местах или в заброшенных строениях. Ночью она выходила из укрытия и занималась своими любимыми делами — прядением или какими-либо домашними делами. Но все работы “нечисть” выполняла некачественно, поэтому хозяйкам приходилось все за ней переделывать.
Домашняя кикимора
Эти сущности по поверьям причиняли людям различные бытовые неприятности. Согласно приметам они могли напугать детей, кидаться или поломать домашние вещи, издавать мешающие посторонние звук, выстригать клок волос у людей или скота. В русских народных сказках есть истории, где домашние кикиморы убивали людей или заставляли их покинуть свои жилища.
Представления о домашней кикиморе более расплывчатые, чем о болотной. Не всегда ее считали злым духом, который только проказничает и выгоняет людей из жилище. Она могла рассматриваться как жена домового и помощница по хозяйству.
Проделки Кикиморы
Я расскажу о фантастическом случае, который произошел с моей сестрой и со мной. Было это в апреле 2004 года. Я ухаживала за старшей сестрой после тяжелой операции.
В один из дней мы пошли с ней гулять. Она живет рядом с Кусково. Мы отправились к пруду, был теплый солнечный день. Мы брели вдоль пруда и смотрели на скамейки с отдыхающими и искали свободное место. На одной лавочке сидела дама, одетая во все зеленое – цвета молодой травы. Мы подошли и тактично спросили: «Можно с вами посидеть?» Она что-то зло буркнула, не поворачиваясь к нам, встала и буквально на наших глазах исчезла, как сквозь землю провалилась. Мы с сестрой удивились, куда она могла деться, так как все пространство вокруг пруда просматривается. Но вскоре забыли об этом.
Вернулись домой, открыли дверь, вошли, разделись, хотели закрыть входную дверь на ключ, а ключей нигде нет, мы перетряхнули все вокруг. Я предложила выпить кофе, а потом вновь начать поиски. Стала собирать на стол, открыла холодильник, а там лежат ключи. Мы очень удивились, но это было только начало наших приключений. Мы уже хотели сесть за стол, но тут в спальне что-то сильно загремело, раздался звон разбитого стекла: стеклянные полки в книжном шкафу разлетелись на мелкие кусочки по всей комнате. Сестре стало плохо, я ее уложила в постель, а сама пошла убирать осколки. Вдруг подул ветер, а с ним начался шум, непонятно откуда неслись голоса, крик. Мы с сестрой судорожно принялись читать молитвы и креститься. Постепенно все утихло. Мы до утра не сомкнули глаз, все размышляли, что бы это могло быть. И решили, что это проделки той тетки в зеленом, которая, наверное, была кикиморой из пруда.
Мистические истории – Кикимора
Случилось это со мной, когда мне было пять-шесть лет. Мы жили в однокомнатной квартире. Я спала в своей кроватке, мама в этой же комнате на диване. Папа был на сутках. Мама спинку моей кровати использовала в качестве спинки стула, вешала на нее свои юбки, кофты и т.д. Я проснулась от того, что кто-то мне по голове как-будто пальцем стучит. Я открываю глаза, смотрю, а мамина одежда, висящая на спинке кровати, приподнята, и на меня смотрит (как тогда я назвала это существо) Баба-Яга. Глаза большие овальные, желтым светом светятся, как фонари, черные зрачки на меня уставились, но большой баклажаном, кожа темная, белые клыки из-под верхней губы торчат. Я заорала. Мама подбегает, берет меня на руки. Я ей показываю – Баба-Яга, а мама не видит. А это существо, ростом примерно метр, смотрит на меня и не уходит. Я реву. Мама меня с собой положила спать. Я потом смотрю, Бабы-Яги нет, но тут, как-будто с середины комнаты появляется черная кошка и бежит в темный коридор. (а кошек у нас не было – у мамы аллергия). Я маме говорю, что по квартире кошка черная бегает. Тут уже у мамы нервы не выдержали, она во всей квартире включила свет, накапала валерьянки мне и себе и мы пошли спать к соседям. Потом мама меня к психиатру повела. Врач сказала, что я совершенно психически здоровый ребенок. Она попросила меня рассказать, что я видела, так у нее от моего рассказа волосы на голове дыбом встали. Она посоветовала меня к бабке сводить. Пришли мы с мамой к бабке, рассказали все, а она говорит, что это я Кикимору видела. Кикимора раньше была хранительницей домашнего очага, но когда ее место занял Домовой, она обозлилась, поэтому может детей ночами пугать. Главным признаком ее присутствия в доме – домашние цветы не растут. А ведь правда, мама как ни старалась цветы растить дома, они увядали. Потом по стечению обстоятельств, мы съехали с этой квартиры.
Текст сказки:
Над глиняным яром — избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз — ночью — лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и — в дверь — и была такова.
Закричала Моря:
— Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла
А была та баба — кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка — искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!
Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:
— Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
— Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
— Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит — стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза
— Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
— Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
— Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.
Начал леший чесать затылок А как начесался — придумал.
Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
— Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев — игошей — и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.
— Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.
— Дуничка! — едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.
А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил
Хотела кинуться кикимора в воду — никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!
Моря схватила Дуничку — и давай бог ноги.
— Пусти — я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит
Уже избушка видна Добежать бы
А сзади — погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает
— Бабушка! — закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.
И запел петух: Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
Скачать текст:
45 КбДля электронных книг и мобильных устройств
6 КбДля всех электронных книг
79 КбОткрывается в браузере и Adobe Reader
79 КбКнига сейчас откроется в браузере
15 КбДля программы Microsoft Office Word с возможностью редактирования текста
5 КбОткрывается на всех устройствах, но текст неудобно читать
Кикимора образ в славянской мифологии
У кикимор есть несколько происхождений согласно славянским традициям:
- младенцы, рожденные с дефектами — это дети, умершие при родах, недоношенные или уродцы;
- дети, созданные от порочных связей;
- дети, от которых отреклись родители, и они были похищены нечистью.
Считается, что кикиморы не появляются беспричинно в жилище человека. Они селятся там, где умер ребенок или по какой-либо причине повесился человек. Эти духи не могут стать причиной смерти человека, но они сильно пугают хозяев жилья и пакостят
Любимым занятием кикимор согласно славянском мифологии является тканья и прядение. Считается, что они жгут и треплют кудель в ночь перед Рождеством, если хозяйка предварительно не замолила ее. По роду своих занятий кикимора напоминает другой дух славянской мифологии — богиню Мокшь. Изредка кикимору даже ассоциировали с образом помощницы в некоторых хозяйственных делах: выпечке хлеба, уходу за детьми и мытье посуды.
Защитные славянские ритуалы
Наши предки знали несколько способов, как защитить себя от проделок злого духа. Каждый из них озвучим подробнее. Возможно, они покажутся очень необычными и смешными.
Использование кикимор-кукол
По древним поверьям кикимор насылали в дом печники, плотники или те, кто имеет обижен на семью. Недоброжелатели делали кукол из дерева и щепок и оставляли ее в доме. Изображающая кикимору кукла закладывалась между бревнами в избе или в укромном уголке печи. После этого в избе начинала хозяйствовать “подсаженная” кикимора. Людям она показывалась в образе различных животных.
Для того чтобы избавиться от видений необходимо было произвести тщательный осмотр помещения, а найденную куклу сжечь .
Куриный бог
Универсальный амулет от злых богов — это черный камень размером с куриное яйцо или уцелевшее горлышко от разбитого кувшина. По другому этот камень называли “кикиморой одноглазой”. Это оберег вешали 15 января на стенах курятника, чтобы уберечь семью от низших мифических существ — кикимор, домовые и бесов.
Способы, как защититься от домашней и болотной кикиморы отличаются:
- Защита от болотной старухи. Считалось, что этот дух пугает лесников и охотников кряканьем, портит погоду, заводит людей в чащу лесов или в топь. Для того, чтобы защититься от ее проделок, из дома не выходили в неурочное время: например, в канун больших церковных праздников. Тото. кто собирался на природу брал собой семейный оберег или растения с защитными свойствами. По поверьям кикимора не любит можжевельник.
- Защита от домашнего духа. Избавиться от нее было гораздо тяжелее. Для этого нужно было найти “подсаженную куклу”. как описано выше. Также можно было попробовать изловить проказницу ночью, а после этого выстричь на ее голове волосы в виде креста. После этого ритуала кикимора превращалась в человека, который имел физические недостатки: заикался или был слабоумным.
Если уже готовые талисманы и обереги от нечистой сил. Они подходят тем, кто не знает, как самостоятельно защитить себя и свою семью от потусторонних сил.
16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.