Мораль басни «тришкин кафтан»: метафорический характер творчества ивана крылова

Анализ басни Тришкин кафтан и краткое содержание

Главный герой басни – Тришка, у которого порвался кафтан на локтях. Он сразу же находит решение проблемы. Он достаточно красивый, но не достаточно умный. Вместо того, чтобы сесть и подумать, он решает отрезать часть ткани от этого же кафтана. В итоге экспериментов у него получается вещь, у которой рукава намного длиннее самого кафтана. Из – за этого в свою сторону он слышит только смех окружающих. Если бы он сразу додумался взять заплаты другой ткани, то сэкономил бы время и кафтан остался по-прежнему красивым.

Зачастую такое случается и среди людей. Они пытаются решить маленькую проблему способами, наносящими вред общему делу. По большей части автор высмеивает чиновников, которые пытаются решить проблемы с бюджетом, взяв из него же деньги.

Таким образом, при решении какой – то большой проблемы надо сначала хорошо все обдумать. Для начала нужно продумать решение самой этой проблемы и только потом думать о мелочах.

Во всех баснях на примере зверей, а в редком случае и людей автор высмеивает отношение людей в реальной жизни. По большей части под зверями подразумеваются различные управленцы, неспособные справляться с своей работой.

Анализ басни Тришкин кафтан и краткое содержание

Главный герой басни – Тришка, у которого порвался кафтан на локтях. Он сразу же находит решение проблемы. Он достаточно красивый, но не достаточно умный. Вместо того, чтобы сесть и подумать, он решает отрезать часть ткани от этого же кафтана. В итоге экспериментов у него получается вещь, у которой рукава намного длиннее самого кафтана. Из – за этого в свою сторону он слышит только смех окружающих. Если бы он сразу додумался взять заплаты другой ткани, то сэкономил бы время и кафтан остался по-прежнему красивым.

Зачастую такое случается и среди людей. Они пытаются решить маленькую проблему способами, наносящими вред общему делу. По большей части автор высмеивает чиновников, которые пытаются решить проблемы с бюджетом, взяв из него же деньги.

Таким образом, при решении какой – то большой проблемы надо сначала хорошо все обдумать. Для начала нужно продумать решение самой этой проблемы и только потом думать о мелочах.

Во всех баснях на примере зверей, а в редком случае и людей автор высмеивает отношение людей в реальной жизни. По большей части под зверями подразумеваются различные управленцы, неспособные справляться с своей работой.

Волк и Кот

0 Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее, Кто здесь из мужичков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов? Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов! Все это ведь за мной». — «Проси скорей Степана; Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит. «То так; да у него я ободрал барана». — «Ну, попытайся ж у Демьяна». — «Боюсь, что на меня и он сердит: Я у него унес козленка». — «Беги ж, вон там живет Трофим». — «К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним: Он на меня с весны грозится за ягненка!» — «Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» — «Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» — «Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, — Сказал тут Васька Волку, — Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужиках не столько мало толку, Чтоб на свою беду тебя спасли они. И правы, — сам себя вини: Что ты посеял — то и жни». 1830

Памятка по литературному чтению. Учимся составлять анализ сказки, басни, рассказа.

План анализа басни Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею?* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык?

План анализа рассказа Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.1. Прочитай внимательно рассказ.2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.3

Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?4

Узнай, когда и где рассказ был написан.5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :- повествование ( рассказывает );- описание ( показывает );- рассуждение ( доказывает ).6. Кратко перескажи рассказ.7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?13. Какие достоинства произведения ты отметил?

План рассказа о герое1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.4. Перечисли основные черты характера этого героя.5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя?9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев

«Стрекоза и Муравей» В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Значение фразеологизма

«Тришкин кафтан» — такой способ решения проблемы, в процессе которого возникают новые сложности. Проблема не исчезает, а заменяется другой. Зато создаётся видимость мнимого благополучия.

С Тришкиным кафтаном можно сравнить, например, нерациональное распределение семейного бюджета. После похода в парк аттракционов родителям нечем заплатить за школьные обеды ребёнка. Приходится выкраивать деньги, отказываясь от покупки лекарства для мамы. Мать терпит боль, зато дети сыты. Одна трудность исчезает, но вместо неё возникает другая. Про такую семью можно сказать: «Бюджет у них, как Тришкин кафтан: сколько ни штопай, а дыры всё равно вылезут».

Иногда фразеологизм применяют для того чтобы кратко охарактеризовать ямочный ремонт дорог, результат которого как правило весьма не долговечен, а вместо имеющихся на дороге ям после ремонта появляются кочки. Говорят «дороги чинить — что Тришкин кафтан латать».

Тришкин кафтан

У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеется Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой,Которого длиннее и камзолы._____

Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

короткая басня, которая легко учится

Современное употребление

Рассмотрим пример современной ситуации, когда можно будет грамотно и к месту включить в свою речь фразеологизм «Тришкин кафтан». Итак, человек взял кредит, но не рассчитал свои финансовые возможности и не сумел вовремя внести платеж. Чтобы не стать должником, он решает взять еще один кредит, на небольшую сумму, благополучно оплачивает часть взносов по первому кредиту. Но приходит пора, и ему необходимо производить оплату уже двух платежей. А денег нет, этому человеку приходится оформлять микрозайм под очень большие проценты. Получив деньги, он вносит оплату по обоим кредитам в срок, но попадает в долговую яму – теперь у него три долга, а уровень доходов не увеличился. Вот про такого горе-финансиста можно с уверенностью сказать, что он «щеголяет в Тришкином кафтане» или «надел его».

Еще один пример – из жизни студентов. Некий недобросовестный студент решил не готовиться к зачету по физике, а воспользоваться шпаргалками, но попался и был направлен на пересдачу. Из-за того, что пришлось срочно подтягивать физику, он не смог надлежащим образом подготовиться к химии, поэтому данный предмет также не сдал. Здесь мы видим решение одной проблемы за счет временного игнорирования другой, что в конечном итоге приводит к еще большим трудностям.

Фразеологизм «Тришкин кафтан» очень актуален для нашего времени, ведь нередко люди вынуждены разбираться с одной трудностью за счет другой, что приводит лишь к усугублению ситуации.

Современное употребление

Рассмотрим пример современной ситуации, когда можно будет грамотно и к месту включить в свою речь фразеологизм «Тришкин кафтан». Итак, человек взял кредит, но не рассчитал свои финансовые возможности и не сумел вовремя внести платеж. Чтобы не стать должником, он решает взять еще один кредит, на небольшую сумму, благополучно оплачивает часть взносов по первому кредиту. Но приходит пора, и ему необходимо производить оплату уже двух платежей. А денег нет, этому человеку приходится оформлять микрозайм под очень большие проценты. Получив деньги, он вносит оплату по обоим кредитам в срок, но попадает в долговую яму — теперь у него три долга, а уровень доходов не увеличился. Вот про такого горе-финансиста можно с уверенностью сказать, что он «щеголяет в Тришкином кафтане» или «надел его».

Еще один пример — из жизни студентов. Некий недобросовестный студент решил не готовиться к зачету по физике, а воспользоваться шпаргалками, но попался и был направлен на пересдачу. Из-за того, что пришлось срочно подтягивать физику, он не смог надлежащим образом подготовиться к химии, поэтому данный предмет также не сдал. Здесь мы видим решение одной проблемы за счет временного игнорирования другой, что в конечном итоге приводит к еще большим трудностям.

Фразеологизм «Тришкин кафтан» очень актуален для нашего времени, ведь нередко люди вынуждены разбираться с одной трудностью за счет другой, что приводит лишь к усугублению ситуации.

«Крылатые фразы» — это те фразы, которые, словно на крыльях, облетели всю страну и стали известными. Теперь их повторяют во всех уголках России. Большинство «крылатых фраз» появляются, когда на экраны выходят новые фильмы. Например, всем знакомы выражения из комедий Леонида Гайдая, и их цитируют до сих пор.

А раньше, когда телевидения не было, «крылатые» фразы, облетевшие весь свет, появлялись из литературных произведений — стихотворений, романов, повестей.

Многие пришли в русский язык из басен Ивана Андреевича Крылова. Всем известно выражение «Демьянова уха», которое употребляется, когда человек насильно заставляет гостей попробовать все кушанья с праздничного стола. По-научному «крылатые фразы» называются фразеологизмами

. Это устойчивое выражение, которое используется не в прямом, а в переносном смысле. Одна из крылатых фраз Крылова, ставшая фразеологизмом, — «Тришкин кафтан».

Любопытный (Басня)

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;Все видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».

лучшие басни Крылова

Ракетные «Варшавянки»: «Тришкин кафтан» для русского подплава

Министерство обороны РФ на неизвестный срок отказалось от строительства новых подводных лодок проекта 636.3 типа «Варшавянка» для Балтийского флота. Хотя этот флот — единственный в России! — давно фактически лишен собственных подводных сил. Тем не менее, по словам гендиректора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузакова в кулуарах форума «Армия-2020», решение о заключении контракта на строительство таких субмарин собирались принять в Минобороны, но «пока они думают».

Вероятно, причина долгой задумчивости военных банальна — у них в условиях экономического кризиса просто не хватает денег. При этом на сегодня в составе БФ подплав представлен единственной и старой-престарой (вошедшей в боевой состав ВМФ СССР в 1986 году и потому обреченной на списание в ближайшей перспективе) торпедной субмариной Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ «Палтус»). Это все, что нынче осталось в распоряжении 3-го отдельного дивизиона подводных лодок, до сих пор базирующегося в Кронштадте.

Хотя нет — кроме «Дмитрова» есть еще его командир и штаб. Но всего один корабль на целый дивизион — согласитесь, это выглядит странновато. Тогда почему почти осиротевший дивизион в Ленинградской военно-морской базе не расформировывают чтобы не смешить народ? Да потому, что из года в год надеются его пополнить. И все не получается.

В 2020 году в Кронштадте ждали перевода с Черноморского флота дизель-электрической подводной лодки Б-871 «Алроса» проекта 877 В «Палтус». Не дождались из-за хилости ремонтной базы в Севастополе.

Характеристика текста

В тексте имеются свои художественные особенности и черты, например, автор описал главную героиню веселой и темпераментной. Баснописец подобрал точное определение к тому, какая она была — попрыгунья. Это слово характеризует ее как легкомысленную особу, которая не задумывается о будущем, а живет только сегодняшним днем.

Что касается второго героя, он противоположность стрекозы. Читателям муравей представлен как трудолюбивый и рассудительный персонаж. Персонаж постоянно работает и живет по строго установленному плану. Он понимает, что трудится во благо своего будущего и в холодный период у него будет где жить.

Когда Крылов называет соседей насекомых кумовьями, он обращается к старинным традициям, суть которых в том, что все люди считались родственниками и всегда помогали друг другу. Стрекоза — образ, который не понимает своих ошибок. Когда она обращается к муравью, то не обещает измениться, а только просит о помощи. Дожив до весны, она снова будет петь, скакать и веселиться.

Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей» показывает читателям, что рано или поздно придется платить за свое безделье и безответственное отношение к жизни. Строки произведения учат, что нужно не только уметь весело проводить время, но и упорно трудиться, тогда будущее будет тоже счастливым.

Автор в произведении раскрывает 2 основных типа людей. А именно:

  1. Бездельники.
  2. Трудолюбивые.

При этом он указывает, что всегда будут люди, которые живут за счет других. Они пользуются трудами и наживаются на работе посторонних, при этом самостоятельно ничего не делают. В произведении осуждается лень и безответственность.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Мораль басни И. Крылова «Орел и пчела»

В этой басне показаны два абсолютно разных представителя животного мира. Орел – сильный и высокомерный, гордый тем, что летает высоко в небе и наводит страх на других животных. Вся его сила и уважение построены именно на страхе. Пчела же, маленькая и проворная, каждый день облагораживает свои соты, тяжело трудясь. Орел упрекает пчелу в том, что ее труд бесполезный для нее самой, что таких пчел, как она, много и ее работы никто не заметит. Пчела отвечает Орлу, что трудится не для своей выгоды, а на благо общего дела, которое принесет свои плоды.

Мораль заключается в том, что люди из разных слоев общества видят мир по-разному. Кто-то не хочет трудится для общего блага, только хвастается собой и своим высоким положением. Другой ежедневно работает, пытаясь быть полезным, вкладывая силы и старания в общее дело. Именно такой человек может добиться почета окружающих и крепкого положения в обществе.

Значения

Фразеологизм «Тришкин кафтан» употребляется тогда, когда пытаются указать на проблему, которая решается созданием новых неурядиц, которые впоследствии могут привести к более плачевным результатам.

Происхождение этого словосочетания пошло от басни И. А. Крылова с одноименным названием. В основу басни автор взял обычай своего времени, когда помещики закладывали свое имение под залог несколько раз. Таким образом они получали деньги в кредит, но если не успевали отдать долги, то все имущество переходило в руки банка, выдавшего ссуду, и продавалось с молотка.значение человеческой глупости и необдуманности .

Спустя рукава

Данное выражение уходит в глубь веков и находит свое отражение в древней Руси, когда рукава у рубах были длинные. Чтобы что-то сделать, надо было сначала их засучить для удобства. Синонимами данного выражения послужат такие слова как: безответственно, небрежно. То есть фразеологизм можно применить смело к человеку ленивому, который делает что-то через не хочу.

Авгиевы конюшни

Происхождением своим обязан мифам Древней Греции, а именно приключениями Геракла. Фразеологизм применяется к помещению, в котором стоит невообразимый бардак.

Водить за нос

Происходит это словосочетание от цыган, которые на ярмарках для развлечения толпы водили медведей за кольцо в носу. При этом обманывая их угощениями. Следовательно, выражение означает в современном мире — обман и ложь.

Зарубить на носу

Словосочетание уходит в древность

Когда неграмотный народ брал с собой специальные дощечки, которые звались носами, на них они оставляли насечки и зарубки, чтобы не забыть что-то важное. Смысл в современном мире — запомнить что-то крепко-накрепко

Истина в вине

Взято с латыни. Можно интерпретировать так: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И понимать надо следующим образом: чтобы узнать что думает человек, надо его угостить вином.

Медвежья услуга

Источник этого фразеологизма басня И. А. Крылова

, в которой говориться о медведе, который пожелал помочь своему другу — убить сидевшую на лбу муху. В итоге он одним хлопком убил и друга и муху. По-другому это словосочетание можно понять так: это услуга, которая впоследствии приносит больше вреда, чем пользы.

Суть произведения

Как обычно, автор использовал особый стиль написания. Главными персонажами сочинения являлись животные. Через них Иван Крылов хотел выразить свои мысли и высмеять очередную абсурдную ситуацию.

Осел, мартышка, козел и мишка решили устроить квартет. Обезьянка являлась инициатором всей описываемой игры. Но только как они не старались достигнуть своей цели у них, ничего не получалось.

Главную мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха. Но герои думали, что достаточно красиво выйти и сесть. Как выясняется, они были неправы.

Автор хотел донести до читателей, что он высмеивает не конкретных музыкантов, а людей, которые берутся не за свое дело. Соловей из басни является мастером, профессионалом, он сказал веселой компании, что как бы они ни садились, хороших и талантливых музыкантов из них не выйдет. Некоторые люди уверены в том, что если они возьмутся за любое дело у них все получится. Это мнение самоуверенных и хвастливых персон.

Крылов описывает через аллегории болтунов, которые разбрасываются словами, а не поступками. Очень часто писатели в своих произведения высмеивают политиков и научных деятелей. Как правило, они неспособны на определенные действия и не всегда принимают правильное решение из-за своей неграмотности в конкретном деле.

Баснописец в тексте использовал выражения, которые вошли в разговорную речь и используются и сегодня, например:

  1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

ПОЭТ А.С.Пушкин

Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружен; молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы, к ногам народного кумира не клонит гордой головы; бежит он, дикий и суровый, и звуков и смятенья полн, на берега пустынных волн, в широкошумные  дубровы…

Душа просыпается от какого-то внутреннего импульса: «но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…». В моменты пробуждения- приход музы, он много работает, а далее опять тоска, вино, женщины: «тоскует он в забавах мира», «духовной жаждою томим». Все земное наскучило, неинтересно, в пустыне бездуховности прозябает душа, она жаждет прихода Духа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: