О музыке и песнях из фильма «джентльмены удачи»

«Джентльмены удачи» (1971)

Как я уже упомянул, одним из главных достоинств Гладкова было умение легко работать в самых разных музыкальных жанрах — даже тех, которые с точки зрения официозного искусства считались «низкими» и примитивными. Особенно брезгливо профессиональные композиторы относились к жанру т.н. «блатной» песни.

А вот Гладкову этот жанр был знаком не понаслышке. Ещё в своём послевоенном детстве он наигрывал на гармошке для дворовой полукриминальной шпаны «Мурку» и прочие блатные «шедевры». По воспоминаниям композитора, первую возможность применить свой дворовый опыт в профессии он получил в начале 1970-х от режиссёра Игоря Владимирова, который ставил на сцене спектакль «Укрощение строптивой».

Однако настоящую всесоюзную известность Гладкову принесла другая «блатная» тема — написанная для фильма «Джентльмены удачи». Эту блестящую кинокомедию про то, как трёх рецидивистов перевоспитал воспитатель детсада «под прикрытием», задумал Александр Серый (сам отсидевший 5 лет за участие в драке). А воплотить и пробить фильм на широкий экран Серому помог уже именитый Георгий Данелия.

Разумеется, чиновники от культуры испытывали по поводу главной музыкальной темы фильма сомнения — а не популяризация ли это блатного жанра? На что создатели фильма резонно заметили, что этот жанр ведёт свою историю с давних пор и, по сути, является народным фольклором. Кроме того, Гладков поступил с блатным мотивом в своём духе — обработал его с изяществом и юмором.

Были в фильме и песни. Возможно, не все помнят, что фильм открывается умильными звуками новогодней детской песенки про белые снежинки, которые внезапно сменяются тем самым блатным мотивом. Сама же песня звучит в фильме фрагментарно — в тот момент, когда герою Леонова дают послушать по телефону, как поют его маленькие подопечные. Наверно, по этой причине «Белые снежинки» не имели такой популярности, как другие новогодние песни вроде «Снежинки» Евгения Крылатова или «Расскажи, Снегурочка» самого Гладкова.

https://vk.com/video_ext.php

Песен в «Джентльменах удачи» могло бы быть и больше, но Данелия посчитал две из них излишними. Первая была написана для героя Савелия Крамарова по кличке Косой, который, если помните, озвучивал свои мечты так: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту…». Композиция так и называлась «Песня про Ялту» и исполнялась под гитару в духе того же дворового шансона.

Особенно мне жалко вторую песню — «Про слона». Она предназначалась для Хмыря (Георгия Вицина) и была стилизована под «Собачий вальс» (помните сцену, где Хмырь наигрывает на рояле?). Уморительно смешная песня с замечательными строчками:

Комедия имела ошеломительный успех. Интерес к ней и её саундтреку не угас до сих пор. На главную музыкальную тему тут же настрогали ремиксы и даже песни.

«Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1974)

Не забыл Гладков и о жанре мультипликации. Кроме «Бременских», «Голубого щенка» и «Снегурочки», хорошо известны и другие работы композитора — например, весёлые песни из сериала «38 попугаев» или мрачноватые из м-ф «Разлучённые».

https://youtube.com/watch?v=sginUM-6mI8

Особый успех имел м-ф про Львёнка и Черепаху. Надо сказать, что написание музыки в этом жанре имеет свою специфику. И далеко не каждый профессиональный композитор способен работать в столь жёстко заданных рамках.

Знаменитую историю про то, как Львёнок разучивал с Черпепахой незатейливую «акынскую» песню — «Я на солнышке лежу… Кродил-дил-дил плывёт…» — изначально сочинил Сергей Козлов (он же сочинит и знаменитого «Ёжика в тумане»). После успеха м-ф «Бременские музыканты» писатель обратился к его создателям — Гладкову, режиссёру Инессе Ковалевской и певцу «на все голоса» Олегу Анофриеву — с просьбой экранизировать его сказку.

Кадр из м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песню», 1974 г.

По словам Гладкова, работа началась именно с написания саундтрека (что неудивительно, если учесть, что мультфильм строился, по сути, вокруг песни). Саундтрек записали и даже издали до выхода мультфильма на пластинке «Сказки об Африке». И лишь потом взялись за воплощение образов на экране.

Как и в первой серии «Бременских», за всех героев спел Анофриев, только закадровый голос рассказчика принадлежал Ростиславу Плятту.

В 1960−80-е годы советская мультипликация переживала настоящий расцвет и имела популярность не только среди детей.

Гладков вспоминал, что как-то ехал в поезде в очень шумной компании, что очень раздражало проводницу. Однако стоило ей узнать, что среди «шумящих» находится автор песни Львёнка и Черепахи, как она тут же сменила гнев на милость и даже угостила всех чаем. Сам Гладков всегда иронизировал по поводу такого успеха: мол, «напишешь что-нибудь приличное — никто не знает; напишешь „Я на солнышке лежу“ — все знают».

Продолжение следует…

Проснись и пой

Песня «Проснись и пой» (автор слов Владимир Луговой) тоже не звучит в полном объёме. Целиком в фильме — первый куплет, а второй — только на фоне разговора Косого со своим детдомовским товарищем Мишкой.

В студии песню «Проснись и пой» исполнила Лариса Мондрус. А в фильме под её фонограмму открывала рот актриса Галина Микеладзе.

Кстати, песня появилась на год раньше, чем фильм «Джентльмены удачи». Впервые она прозвучала в музыкальном спектакле Театра Сатиры, который так и назывался — «Проснись и пой». Поставили его Марк Захаров и Александр Ширвиндт, премьера состоялась в 1970 году. А в 1974 году спектакль был снят на плёнку, и мы сейчас можем увидеть, как звучала «Проснись и пой» на сцене театра, в исполнении Нины Корниенко, Татьяны Пельтцер, Геннадия Менглета, Нины Архиповой и Бориса Кумаритова.

Видимо, Гладков хотел для своей песни лучшего воплощения, раз уж решил использовать вторично. Именно после «Джентльменов удачи» песня «Проснись и пой» стала популярной.А теперь — о песнях, которые в фильм не попали.

Ялта

Помните, как говорил Косой?

А в первоначальном варианте Савелий Крамаров в этой сцене ещё и пел про Ялту, причём под гитару.

Только головка гитарного грифа возле стола намекает на то, что здесь могла быть песня. Кстати, в сценарии Косой напевал «Ялту» и в других сценах, даже Василия Алибабаевича этим заразил.

«Ялта» не была написана специально для фильма. Она появилась ещё в 50-е годы, издавалась на гибких самиздатовских пластинках и пелась в разных уголках страны. Точный автор — неизвестен (попадались версии авторства Александра Спиридонова, Геннадия Старкова). Самую известную кавер-версию записал Евгений Осин, она вошла в его самый знаменитый альбом «70-я широта» (1992). А самое известное выступление Осина с «Ялтой» — на предвыборном концерте в 1996 году, где «отжигает» Борис Николаевич Ельцин.

Про слона

И ещё одну песню исполнил Георгий Вицин. Помните, как Хмырь наигрывает на пианино «Собачий вальс»?

Этот мотивчик должен был перейти в «Песню про слона», написанную Гладковым на стихи Шаферана. Текст там, конечно, оставлял желать лучшего…

Георгий Данелия, соавтор сценария и художественный руководитель «Джентльменов удачи», был против включения «Ялты» и «Слона» в фильм. Возможно, он и прав, комедия хороша своей лаконичностью, и в итоге получился шедевр, в котором нет ничего лишнего!Тем не менее, с песнями было интересно ознакомиться!

А в качестве финала — очень любопытное попурри на мелодии из «Джентльменов удачи», найденное на просторах сети!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: