Сказка двенадцать месяцев

Пересказ для читательского дневника

Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

  • Падчерица встречает в лесу солдата.
  • Приказ королевы о подснежниках.
  • Мачеха отправляет девушку в лес.
  • Встреча с двенадцатью месяцами.
  • Необычные подарки от братьев-месяцев.
  • Поход за земляникой.
  • Чудесные превращения злых героев в собак.
  • Богатые подарки для главной героини.

«Изюминка» сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

Основные персонажи

  • Падчерица – живет с мачехой и сводной сестрой, добрая и милая девочка, всем старается помочь;
  • Мачеха – жестокая, жадная и завистливая женщина, взвалила всю грязную и тяжелую работу на неродную дочь;
  • Дочка – грубая, капризная и ленивая девчонка;
  • Королева – рано осталась сиротой, гордая и не привыкшая к неповиновению девочка, ровесница Падчерицы.
  • Солдат – честный и добрый военнослужащий, который ответственно исполняет свой долг;
  • Старый Профессор – пытается учить и воспитывать девочку;
  • Месяцы – братья, символизирующие все месяцы одного года, которые пришли на помощь Падчерице в трудную минуту.

Негативные персонажи

Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.


Препятствий не существует — можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ «Двенадцать месяцев» ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились.

Королева — еще один отрицательный персонаж. Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема — это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев».

Свита королевы — все вместе и каждый по отдельности — тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность — качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора.

Сюжет

В одном королевстве правила Королева – совсем еще девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался ее образованием, боялся ей перечить – того и гляди, Королева могла с легкостью казнить его.

Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в темном холодном лесу, девочка повстречала Двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.

Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками, и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собрала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес, собирать землянику.

В лесу бушевала метель, и придворные быстро замерзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы все шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.

Читательский дневник по пьесе «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака

Название: «Двенадцать месяцев»

Число страниц: 24

Жанр произведения: пьеса-сказка

Главные герои: Падчерица, Королева, Солдат, Месяцы, Старуха и её дочь.

Второстепенные герои: профессор.

Характеристика главных героев:

Падчерица — добрая, скромная девушка. Красивая. Пошла в зимний лес за цветами.

Королева — капризная, своенравная, жестокая. Исправилась.

Солдат — спокойный, добрый, верный.

Месяцы — добрые, могущественные, справедливые.

Старуха и её дочь — злые, завистливые, обманщицы.

Характеристика второстепенных героев:

Профессор — умный, честный, слабохарактерный.

Краткое содержание пьесы «Двенадцать месяцев»

В зимнем лесу Падчерица встречает Солдата и показывает ему лучшую ёлочку.

В это время Королева капризничает, никого не слушает, и велит принести ей подснежники.

Старуха посылает Падчерицу в лес за цветами, и девочка встречает месяцев.

Месяцы решают помочь девочке и меняются между собой.

Падчерица набирает подснежников, а Апрель дарит ей волшебное колечко.

Старуха приносит Королеве цветы, а та требует земляники.

Старуха признаётся, что не сама собирала цветы, и Королева велит привести Падчерицу.

Все вместе они отправляются в лес.

Королева выбрасывает колечко, но Падчерица всё равно встречает Апрель.

Месяцы сердятся и быстро сменяют друг друга.

Когда наступает жара, все скидывают шубы, но скоро вновь приходит зима.

Королева мёрзнет, а придворные бросают её.

Январь начинает исполнять желания и старуха с дочерью превращаются в собак.

Королева раскаивается, и Падчерица прощает её.

Они возвращаются во дворец, а везут сани собаки.

План пьесы:

  1. Солдат и падчерица.
  2. Капризы королевы.
  3. Нелепый указ.
  4. Падчерица и месяцы.
  5. Обман старухи.
  6. Новое требование королевы.
  7. В лес за земляникой.
  8. Смена времён года.
  9. Замёрзшая королева.
  10. Исполнение желаний.
  11. Превращение в собак
  12. Прощение и возвращение.

Основная мысль произведения «Двенадцать месяцев»

Главной мыслью этой пьесы является то, что нельзя требовать от людей невозможного.

Основной идей пьесы оказывается то, что к людям надо относиться с добром, если хочешь, чтобы также поступали с тобой.

Королева поняла, что нельзя быть эгоисткой и жить лишь для себя.

Она была прощена.

А старуха и её дочь не смогли исправиться и были сурово наказаны.

Чему учит произведение:

Пьеса учит доброте. Учит не желать людям зла, не завидовать и не обманывать.

Учит тому, что всё дурные поступки обязательно вскроются и будут наказаны.

Учит скромности и отзывчивости.

Краткий отзыв по пьесе «Двенадцать месяцев» для читательского дневника

Прочитав эту пьесу, я была поражена как капризами королевы, так и смирением терпеливой Падчерицы.

Эти героини в пьесе были одного возраста, но какими разными характерами они обладали.

Королева жила в атмосфере вседозволенности и потому росла эгоисткой.

Она привыкла, что все её желания исполнялись, и стала требовать невозможного.

Падчерица терпеливо сносила издевательства старухи-мачехи и была вознаграждена.

Автору удалось написать очень поучительную историю, в которой нашлось место прощению тех, кто исправился и осознал свои ошибки, и наказанию тем, кто ничего не понял.

Что Падчерица получила богатые дары и избавилась от угроз и оскорблений старухи.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать, правильно ли мы живём.

Все ли наши поступки отвечают законом добра и справедливости, не обижаем ли мы кого-то напрасно.

Пословицы к произведению:

  • Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Терпенье и труд к победе ведут.
  • Жадность всякому горю начало.

Словарь неизвестных слов:

  • Восвояси — туда, откуда пришёл.
  • Амуниция — снаряжение солдата.
  • Канитель — мишура, золотая нить.
  • Горелки — игра, в которой ловят друг друга.
  • Канцлер — советник.
  • Держава — страна, государство.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Маршака:

  • «Двенадцать месяцев»
  • «Дождь»
  • «Кот и лодыри»
  • «Хороший день»
  • «Весёлые чижи»
  • «Кольцо Джафара»
  • Краткая биография Самуила Маршака и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Сокращённое изложение

Текст разбит на небольшие фрагменты и в кратком содержании передан близко к оригиналу. Части озаглавлены, их названия могут использоваться как соответствующие пункты плана для пересказа.

Пролог истории

В предновогодние дни Старуха-мачеха посылает Падчерицу за хворостом. В лесу девушка удивляется тому, как играют и веселятся звери. Она встречает старого Солдата, который пришёл выбрать ёлочку во дворец Королевы. Падчерица рассказывает ему об играх зверей, а служивый объясняет, что под Новый год могут случаться настоящие чудеса.

О капризной Королеве

В это время юная Королева занимается с Профессором.

Ей 14 лет, она сирота, придворные жалеют её, но ослушаться никто не может. Девушка растёт капризной и ленивой, не хочет выполнять задания Учителя, но с удовольствием слушает истории о том, что происходит в природе в разные времена года.

Королева узнаёт от Профессора о первых весенних цветах, желает увидеть их в новогодний праздник и не слушает объяснений о том, что такого не может быть.

Встреча у костра

Старуха и Дочь мечтают получить награду и ждут, когда Падчерица с хворостом вернётся из леса. Они посылают её обратно и велят набрать корзину подснежников, а без цветов домой не приходить.

Падчерица отправляется в лес и там неожиданно видит костёр, у которого собрались мужчины разного возраста. Это Двенадцать месяцев года. Девушка просит разрешения погреться у огня и рассказывает, как оказалась в лесу морозной предновогодней ночью. Месяцы много раз в году видели трудолюбивую девушку. Апрель просит старших братьев помочь ей в беде и изменить порядок следования месяцев друг за другом, ненадолго уступив ему место.

Старшие месяцы дают согласие, и Падчерица набирает корзину цветов. В подарок от Апреля она получает волшебное колечко, чтобы в трудную минуту позвать братьев-месяцев на помощь. Для этого нужно бросить его на землю и произнести сказочные слова.

Коварство и ложь

Уставшая девушка с корзиной цветов возвращается домой и засыпает. Дочь крадёт у своей названой сестры волшебное колечко и отправляется вместе с матерью к Королеве, чтобы получить за подснежники золотые монеты.

Во дворце они придумывают историю о необычном месте, где зимой зеленеют деревья, есть и ягоды, и грибы. Мать и дочь так искусно обманывают Королеву, что она решает немедленно поехать в лес. Лгуньи отговаривают её, но позже признаются, что весенние цветы собирали не они.

В дорогу за подснежниками

Капризная Королева тут же собирается в лес, с ней отправляются Професссор, придворные и Старуха с Дочерью.

Падчерицу они берут с собой и дают ей шубу, чтобы не замёрзла. Бедная девушка рассказывает, что дома у неё украли подарок — колечко.

Королева забирает его у воровок и обещает девушке вернуть, если увидит место, где зимой растут подснежники. Падчерица не соглашается показать поляну.

Рассердившись, Королева отбирает у неё тёплую шубу, угрожает казнью, а подарок Апреля бросает в прорубь.

Удивительное происшествие в лесу

А в природе всё сразу начинает меняться. Друг за другом пролетают времена года: появляются почки на деревьях, распускаются цветы, становится жарко. И вот уже созревают ягоды, растут грибы, понемногу опадают листья, ветер усиливается, начинается дождь, а за ним и снег. Вновь наступает зима.

Трусливые придворные убегают, с Королевой остаются Профессор и старый Солдат, Мачеха и Дочь мёрзнут рядом. Тёплую одежду у всех унесло ветром, сани есть, а лошадей нет.

Неожиданно на поляне появляется высокий старик, который обещает исполнить для каждого одно новогоднее желание. Это месяц Январь. Королева хочет скорее отправиться домой, Профессор просит, чтобы всё в природе всегда оставалось на своих местах, старый вояка мечтает посидеть у костра. Дочь желает получить любую шубу, чтобы согреться, а Мачехе нужен подарок подороже. Из-за этого сварливые женщины начинают ругать друг друга и по волшебству превращаются в собак. Тогда Солдат запрягает их в сани и везёт Королеву и Профессора к костру, где собрались все месяцы и Падчерица.

В собаках девушка сначала не узнаёт Мачеху и неродную сестру. Старик Январь объясняет ей, что через три года они примут человеческий облик, если станут смирными. Братья-месяцы собирают Падчерицу в дорогу и в подарок дают ей сани и коней.

Солдат хочет попросить девушку, чтобы она увезла во дворец всех остальных, но Королева пытается сказать об этом сама и обещает награду. По совету служивого гордячка учится обращаться к людям с просьбой, а не с приказом. Падчерица слышит от неё слово «пожалуйста» и соглашается помочь, но от королевских подарков отказывается. Девушка прощается с братьями-месяцами, и быстрые кони уносят сани во дворец.

Финал

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» снова переносит нас к костру. Вокруг него сидят не только братья-месяцы, но и падчерица. Волшебные персонажи дарят ей сундук с красивыми нарядами, сани и чудесных коней, а также обещают наведываться в гости. В это время подъезжают остальные герои на собачьей упряжке. Месяцы позволяют им погреться у костра. Чтобы вернуться во дворец, королева должна попросить помощи у падчерицы, так как на грызущихся собаках далеко не уедешь. Однако надменная девушка не умеет делать этого.

Солдат учит ее просить об услуге по-доброму. Падчерица усаживает всех в свои сани, одаривает шубами. С месяцами она договаривается о том, чтобы через три года привести заколдованных собак к новогоднему костру. Если те исправятся к тому времени, то вернут первоначальный облик. Гости покидают лес. Братья-месяцы поют песню для встревоженной природы.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз­­­гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож­ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа­луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти­ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи­нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую­щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа­дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере­вернула война.«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур­ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль­ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец­ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье­ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм» В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем­­­», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото­ром в фа­­шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо­бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер­­ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес­том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри­цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч­ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма­­чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий.
  • В чем вина и беда барыни из рассказа Муму сочинение Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают
  • Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.
  • Сочинения для 7 класса
  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

Фантастика и жизненная правда


Много жизненного показывает нам повесть «Двенадцать месяцев». Сказка воплотила в себе реальную жизнь — люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек — как в сказке, так и в жизни. Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц — не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов — весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении «Двенадцать месяцев». Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют.

Персонажи пьесы

В пьесе участвует довольно много действующих лиц. Словесный портрет героев произведения отражает их характеристики:

  • Падчерица. Главная героиня, скромная, трудолюбивая сирота.
  • Старуха. Злая мачеха, которая не жалеет приёмную дочь.
  • Дочь старухи. Ленивая, жадная, и этим похожа на свою мать.
  • Королева. Капризная девушка, которая не слушает советы взрослых.
  • Профессор. Внешне он похож на астролога, старается учить Королеву, несмотря на её капризы.
  • Солдат. Немолодой, старый служака.
  • Двенадцать братьев. Каждый из них олицетворяет собой один из месяцев природного года.
  • Придворные. Они трусливые и соглашаются со всеми капризами Королевы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: