Пустынник и медведь. басня лафонтена

Краткое содержание

Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами. В басне два главных героя::

  • Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный;
  • Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.

Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»

Анализ басни

Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена. Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.

Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.

Особенности басни:

  1. Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания — попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
  2. Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
  3. Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
  4. Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
  5. Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.

Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее. Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.

Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.

Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи.При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».

Основная мысль басни

В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи. Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?

Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.

Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:

  1. Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря;
  2. Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.

Педагогическое значение воспитания детей с помощью жанра басни

Для всестороннего развития каждого ребенка большое значение имеет знакомство с литературными произведениями. Они рассказывают ему об окружающем мире, природе, вещах и их особенностях, влияют на его нравственные идеалы и формирование ценностей. На примере героев литературных творений, ребенок познает, что такое добро и зло, долг, честь, дружба и другие важные понятия в жизни человека.

Как отмечают многие педагоги, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие таких творений улучшается, что способствует повышению интереса к их изучению со стороны детей.

При этом важным лирико-эпическим литературным жанром, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме, является басня.

Басня — это краткий рассказ, который в иносказательной форме изображает человеческие отношения и поступки. Особенностью таких произведений является наличие афористического нравоучения, морали, благодаря которой они имеют огромное воспитательное значение. Сила художественного слова воздействует на эмоциональную сферу ребенка, способствуя формированию высоких моральных качеств.

Анализируя литературные произведения в этом жанре, ребенок помимо формирования определенных этических взглядов, раскрывает способности образного мышления, чему значительно помогают метафоры басни.

Воспринимая скрытое значение басен, находя определенные связи среди героев и перенося ситуации, описанные в них, в реальную жизнь, ребенок вырабатывает начальные представления о различных качествах людей.

Кроме того, басни для детей содержат большое количество средств художественной выразительности: образные выражения, метафоры, сравнения, крылатые выражения и т.д. Они помогают ребенку совершенствовать собственную речь, обогащать ее эпитетами, образными выражениями, позволяют сформировать ясность и выразительность изложения мысли.

Со стороны педагога требуется особый подход к изучению этого литературного жанра, ведь он имеет отдельные, присущие только ему признаки. Поэтому процесс анализа произведения начинается с разбора ее конкретного содержания, далее раскрывается иносказательный смысл, и в заключение — мораль

При этом важно, чтобы у школьников сформировалось личностное отношение к прочитанному

Обладая достоинствами поэзии и характерной чертой — нравоучительной идеей, басня является ярким примером житейской мудрости, заложенной в иносказательной форме. Осуждая пороки людей, она приучает детей мыслить и сопоставлять поступки героев с реальными жизненными ситуациями, обогащает их речь и формирует моральный облик.

Отшельническая жизнь

Далее идет само повествование, в котором рассказывается об отшельнике, не имеющем семьи и живущем в глуши. Конечно, про одиночество при желании можно написать весьма красиво. Но не каждый может жить в таких условиях, ведь большинству людей хочется делить с близкими и горе, и счастье. Автор пишет, что ему могут возразить, ведь в глуши прекрасно, особенно при наличии луга, леса, гор, ручьев, изумрудной травы. Крылов полностью с этим соглашается, но говорит, что все это может быстро надоесть, если не с кем даже пообщаться. Порой даже предательство, медвежья услуга, распри могут показаться меньшим злом, чем одиночество.

Коротко об истории написания басни

В сентябре 1812-го французский император предпринял несколько неудачных попыток наладить мир с Российской империей. В ту осень Наполеон приехал в Москву. Мир был нужен французу из соображений престижа и благополучия его армии. Когда Наполеон занял Москву, то оказался – сам того не ведая – в ловушке. Осознав свою ситуацию, французский полководец написал несколько писем русскому императору. В этих посланиях Наполеон предлагал заключить мирный договор. Но француз делал это не прямо, а намеками, окольными путями. Александр Первый не отвечал врагу.

Тогда завоеватель написал Кутузову. Главнокомандующему русской армии Наполеон также предлагал мир, снабдив письмо соответствующими аргументами. Но и Кутузов ничего не ответил французу.

В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем…

О морали произведения

Басня – это жанр, в котором особенную важность приобретает мораль. В морали выражается суть произведения

Обычно эту суть писатель помещает в конце текста. Этот же подход Крылов использует и в «Волке на псарне». Шедевр русского баснописца заканчивается следующими словами:

В тексте говорится о неудачном переговорном процессе между двумя великими полководцами – Кутузовым и Наполеоном. Крылов, собственно, пишет о коварности, лицемерии и подлости врага, который не брезгует любыми методами в борьбе.

Например, для дурного (плохого) человека характерно не только не делиться благами с другими людьми, но также присваивать себе чужие блага. Но несправедливость и дурные поступки наказуемы. А человеку, который однажды поступил плохо, будет сложно восстановить свою репутацию. Конечно, темы антагониста и протагониста, мира и войны, добра и зла, истины и лжи, справедливости и свободы – это вечные мотивы мировой литературы:

Некоторые выражения из крыловского шедевра даже стали «крылатыми». Например, чего стоит только известная фраза «волчью вашу я давно натуру знаю»!

Люди, которые совершают подлость, попадаясь на своем проступке, часто, что называется, дают «задний ход». То есть провинившиеся хитрецы оправдываются, клянутся в собственной невиновности, всячески себя выгораживают.

Конечно, встречаются люди, способные на мастерскую ложь. Однако, когда человек попался «на горячем», то подобные речи и оправдания скорее походят на нелепость. Откровенная ложь «шита белыми нитками». Идеальный финал в такой ситуации – это справедливое наказание виновного.

Варианты

Индийская миниатюра 1663 года из повести Руми «Маснави». (Художественный музей Уолтерса)

Ла Фонтен нашел свою басню в переводе Бидпай рассказы, в которых герои действительно медведь и садовник. Вариант появился в Румистихотворение 13 века, Маснави, рассказывающий о добром человеке, спасшем медведя от змеи. Затем животное посвятило себя служению своему спасителю и убило его описанным способом.

История в конечном итоге происходит из Индии, где есть две старые версии с разными персонажами. Тот из Панчатантра включает в себя домашнюю обезьяну короля, которая поражает комара мечом и приводит к смерти своего хозяина. в Масака Джатака Согласно буддийским писаниям, это глупый сын плотника, который топором бьет муху по голове своего отца. В первом случае мораль выражается так: «Не выбирайте дурака другом», а во втором — «враг со здравым смыслом лучше, чем друг без него». басня.

В устной традиции вариантов еще больше. Один пакистанский источник касается «Семи мудрецов Бунейра», которые разделяют по крайней мере один подвиг с Мудрецы Готэма; В нее вошел эпизод причинения травмы при попытке отогнать мух, в данном случае от старухи, которую одна из них сбила камнем, который он при этом бросил. В Европе рассказывают о дураке, который дубиной ломает нос магистрату, мстя на муху. В Италии об этом говорят Джуфа, в Австрии Глупого Ганса. Подобный эпизод также происходит в начале Джованни Франческо Страпароласказка о Фортунио в Веселые ночи (13.4), написанная около 1550 года. Этот сборник содержит первые экземпляры нескольких других европейских народных сказок, помимо этого.

БИОФИЗИКА: ПЕНИЕ ЦИКАД

Цикады – самые замечательные музыканты из насекомых. Некоторые из них семнадцать лет в образе личинок проводят в молчании под землёй, чтобы, выбравшись в последние недели жизни из заточения, огласить окрестные леса оглушительным стрекотанием. В тропиках стрекотание цикад напоминает звук циркулярной пилы, а в Южной Америке и в Индии, издаваемые цикадами звуки не уступают пронзительному свистку паровоза. Издают звуки только самцы, у которых на нижней стороне переднего сегмента брюшка есть пара выпуклых пластинок – цимбал…

Звук вызывается изменением выпуклости цимбал – по такому же принципу, как звучит консервная банка с выпуклым дном, если дно попеременно вдавливать пальцем и снова отпускать (возникающие при этом колебания давления воздуха мы с вами и воспринимаем как звуки – пение цикад).

Следует также отметить, что упомянутые выше цимбалы цикад, совершают до 600 колебаний в секунду! Это вам не банку пальцем пытать, да на нервах окружающих играть :-))) В ходе исследования пения цикад методами современной техники и при наблюдении за 19 видами европейских цикадок выяснилось, что у них поют не только самцы, но и самки, однако для человеческого уха без необходимых технических средств пение самок не слышно. В Индонезии и во Франции пение цикад считается красивым и восхитительно мелодичным. Древние греки также любили пение цикад, а вот римляне это пение терпеть не могли

Иллюстрация из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Насекомые»


Тропические цикады-горбатки Tropical cicadas из книги Альфреда Брема «Жизнь животных: Насекомые»

Справедливости ради следует отметить, что цикады всё ж таки не поют, а виртуозно музицируют

как музыкальные инструментыцикады не поют, а играют на цимбалах, кузнечики и сверчки тоже не поют, а виртуозно музицируют на «скрипке»!

По материалам замечательной книги: «Мир Животных. Насекомые» Игоря Ивановича Акимушкина

Акимушкин Игорь Иванович (01.05.1929–01.01.1993) – советский биолог, писатель – популяризатор биологии, автор научно-популярных книг о жизни животных. Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание». Член Союза писателей СССР. Наиболее известной публикацией Игоря Акимушкина является шеститомная книга «Мир Животных».

Рекомендую любознательным читателям зелёных страничек побаловать себя качественными задачами по физике, окунуться с головой в удивительный мир звуков на зелёных страничках: § Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей

Кося

«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся». Это часом не про наше правительство и пенсионную реформу? Кто не работает, тот ест!!!! Ничего не делают, а суетятся!!! А кто работает тому выйти на пенсию не суждено!!!! Почему предпенсионный возраст это пять лет? Это как минимум пятнадцать!!!

Дмитрий Валерьевич Касьянов

Библию цитируете? Это дело!!!!!!! Но страшно хочется процитировать нашего президента: «Я против увеличения сроков пенсионного возраста! И пока я президент такого решения принято не будет!!!!!!! Растёт продолжительность жизни, КХГГГ (многозначительно поперхнулись и закашлялись), но всё-таки для мужчин это 65 с половиной лет, но что же это…… значит если это мы в 65 поставим возраст выхода на пенсию, вы меня извините за простоту выражения, это значит отработал…. в деревянный макинтош и поехал что ли…» Блин…………… Как хорошо сказал….. Грамотно сказал!!!!!!! «Кто не работает, тот не ест»! Однако в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот

Марина

Лафонтен, Лафонтен… Зачем нам Лафонтен? Дедушка Крылов не просто гений! Это махина!!! С необыкновенным национальным колоритом! С пониманием чародейных и недостижимых для иноземцев октав русской души! Спасибо за статью. Цикады и в самом деле самые замечательные музыканты из насекомых! Предпенсионный возраст это действительно как минимум пятнадцать лет! В противном случае это не уголовная статья, а фикция!

Виталия

Классная статья. Особенно кадры из диафильма понравились. Детство вспомнила. Спасибо. Про цикад очень познавательный биофизический материал. И иллюстрации красочные. Браво. Хочу дополнить вашу статью пословицами о труде:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поддержка для детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: